« История народного образования на Народное образование на территории сёл Андреевка, Богословка хуторе Виноградовка».
материал по краеведению (8 класс) по теме

Рвачёва Наталья Сергеевна

Аннотация.

В данной работе по теме  : «История народного образования на территории
 сёл Андреевка, Богословка  хутора Виноградовка» преследовалась цель: собрать информацию, факты о том, что рассматриваемые объекты действительно существовали, дополнить имеющиеся сведения новыми. В ходе работы вёлся опрос жителей, непосредственно живших в то время. В основе работы находятся именно их воспоминания, в результате которых можно сделать вывод о существовании данных школ, а также пополнить материалы краеведческой комнаты информацией о работающих в то время учителях.   
                       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

"Основная общеобразовательная школа с.Андреевка"

        Исследовательская работа

           « История народного образования на

                           территории сёл Андреевка, Богословка,

                                    хуторе Виноградовка».

Автор: Рвачёв Павел

        Ученик 7 класса МОБУ « Основная общеобразовательная            

                        Школа с.Андреевка Ивановского района Амурской области»

Руководитель исследовательской

          работы: Рвачёва Наталья Сергеевна

                          учитель истории и литературы

                          первой категории МОБУ «Основная

                          общеобразовательная школа Андреевка».

                                       с.Андреевка 2012 год.

                                                   

                                                 

                                        Оглавление

           

            Введение.                                                                   С.  3-4

            Раздел 1.

  Глава 1. Летопись школы с.Андреевка.                            С.  5-6.

            Раздел 2.

 Глава  1. История Виноградовской начальной школы .   С. 7.

 Глава  2. История образования школы в с.Богословка.    С. 8-9.

 Заключение.

           Список использованной литературы и источники. С.10.

           Приложение. С.11-12.

 

                                                   

Введение

    Являясь учеником Андреевской школы, мне захотелось познакомиться с её историей и составить летопись, основные этапы и важные даты в её развитии. Узнать были ли ещё школы на Андреевской территории, познакомиться с их деятельностью. Поэтому я решил провести свою собственную исследовательскую работу в данном направлении и пополнить новыми материалами школьную краеведческую комнату.

Цель исследования:                                                                                        Изучение и дополнение материалов истории школ села Андреевка, Богословка, хутора Виноградовка.

Задачи исследования:

-  выяснить историю образования школы на хуторе Виноградовский;

- познакомиться с бытом Виноградовской школы;

-  выяснить информацию о первых учителях и учениках Виноградовской школы;

- выяснить историю образования школы в селе Богословка;

- познакомиться с бытом школы в селе Богословка;

- получить информацию о первых учителях и учениках в Богословской школе.

 Актуальность темы:

считаю данную исследовательскую работу очень важной . Интересно узнать какие школы были, каков их быт,  как происходило обучение наших бабушек и дедушек, и отличаются ли они от школ современного времени. Это наше прошлое, это наша культура.

 Практическая значимость:

 Результаты исследования можно использовать на научно-практической конференции, на уроках истории, краеведении, внеклассных мероприятиях,

Объект исследования: народное образование в сёлах Андреевка, Богословка,   Виноградовка.

Предмет исследования:  школы

 Методы исследования:

-теоретический:

метод сравнения, анализ, обобщение;

-эмпирический:

изучение и анализ литературы;

-практический:

Интервьюирование, обобщение и выводы.

Район исследования: село Андреевка,село Богословка, Ивановского района, Амурской области;

Сроки проведения исследования: май 2011- октябрь 2012гг.

Задача исследования: Показать важность  собранных материалов и фактов.    

Летопись школы с.Андреевка. Продолжая работу над материалами по истории образования  нашей школы ,   я решил  составить летопись народного образования в селе Андреевка. Вот, что у меня получилось.

   В 1865 г.          Основана деревня Андреевка, названная по имени первого  

                           поселенца Андрея Андреевича Буянова.

1890 г.              Работала  цеорковно- приходская школа, которой заведовал

                          священник отец Самсель, здесь же учительствовал И.А.Маслов.

 

1911г.                Заведующая школой Мякшина Мария Александровна.

1922г.                 Учителя: ГуровВ.Ф., Копылова П.Н., Шпилёва Е.Т., Мякшин

                            Николай Николаевич (осуждён коллегией ОГПУ 3 декабря .

                            1929г. к 10 годам  Концлагерей). Школа вела активную

        сельскохозяйственную деятельность.

                                                       

1933г.                 Андреевская начальная школа была четырёхлетней. Занятия                                                                     

        Велись 2 смены( с 8.00 и с 12.00),т.к. в школе было всего  

        2  классных комнаты, а в каждом классе было более

        20 учеников.

        Работали учителя Прокопий Иванович и Мария Акимова  

        ( фамилии не уточнены).

1943г.                  Заведующей и учителем в школе была Гречко Ольга Макаровна

        ( уроженка с.Богородское, Ивановского района,

                       В девичестве Пискунова ).  

1948-1950г.        Заведующая школой - Казаренко  Надежда исаевна

        (переведена из Березовской школы), выпускница

        Благовещенского педучилища (1914-1946г). Учитель Буянова

        Ксения Захаровна. В школе обучались уч-ся в 1-4 классов в 2

                           смены.

1950г.                  Заведующий школой и учителем назначен Советников Михаил  

                             Тимофеевич, участник Великой Отечественной воины.

                              Учитель Буянова Ксения Захаровна.

1958г.                   Школа остаётся 4-летней. Введена единая школьная форма, у

                              детей  портфели или сшитые сумки для школьных принад-  

                              лежностей, чернильницы и первые ручки. Отопление печное.

1965-1974г.г.       В школе работают учителя: Епифанова Тамара Петровна,

                              Донцова Н.К., Чуманова Т.А. Здание школы расположено в    

                              Деревянном доме в нём 2 классные комнаты и небольшая  

                               учительская.

Начало 1970-х г.  Обучение ведётся  по обновлённой программе  трёхлетнего

                               Обучения в начальной школе. Появляется шариковая ручка,

                                 которая облегчает учебный процесс.

1978г.                     Андреевская начальная малокомплектная  школа закрыта.

                                Дети из Андреевки подвозятся в соседнее село и обучаются

                                в  Правовосточной средней школе (директор Соловьёва Л.Н.)  

1994г.                     По ходотайству жителей села и общественности в с.Андреев-

                                ка открыта девятилетняя школа, в ней обучаются и дети из

                                с. Богословка. Школа находится в отремонтированном одно-

                                этажном здании бывшего правления. Обучается 80 учащихся,

                                в коллективе 13 педагогов. Директор школы Соловьёва Л.Н.

2003г.                     Введено в эксплуатацию новое типовое здание. В школе

                                Обучаются 73 учащихся 1-9 класс. Работает УКП для учащих

                                ся 10-11 классов. Педагогический коллектив 13 человек.

                                Директор Соловьёва Л.Н.

     

  История Виноградовской начальной школы .  В ходе работы, собирая информацию, я узнал, что кроме Андреевской школы, в селе Богословка тоже существовала своя собственная. Решил обратить свои поиски на историю образования данного объекта. Выяснил, что некоторое время в Богословской школе работала Трифонова Нина Васильевна, ныне проживающая в селе Правовосточное, и обратился к ней. Меня тепло встретили в ходе беседы, в разговор вступил муж Нины Васильевны Пётр Михайлович. Он то и рассказал мне, что ещё до богословской школы существовала Виноградовская. Находилась она между перекрёстком дороги на Андреевку и нынешним мостом. Школа была построена в довоенное время примерно в конце 30-х годов, за счёт паёв крестьян ,т.е. на их личные средства. Это было добротное по тем временам здание, одноэтажное. Внутри помещение было покрашено и отделано, с большими окнами и длинным коридором, в котором проводились уроки физкультуры. Вокруг неё рос сад посаженный учениками и их родителями. Там росли яблони, груши, сливы, черёмуха. Этот запах до сих пор остался в памяти Трифонова Петра Михайловича. Детей было не много, учились по два класса, 1-3,2-4, т.е. малокомплектная. Урок длился 45 минут добирались пешком , особенно трудно было зимой.

Как рассказывает Пётр Михайлович, время было тяжёлое, одежды мало, а об обуви вообще говорить не приходилось, ходил чуть ли, не босиком. В то время  работала учительница, к сожалению, кроме имени Валентина, ни фамилии, ни отчества он не помнит, посмотрев на его босые ноги сказала, чтобы в школу он  больше зимой не ходил. Он конечно пробовал 2-а года ходить, но так и не получилось. Потому что кроме трудных материальных условий, были ещё и природные, как только стемнеет- слышен вой диких волков. Ходить было страшно, особенно после того, как на одну учительницу напали эти звери и загрызли насмерть. В то время об этом несчастном случае напечатали в местных газетах. На этом попытки ходить за знаниями на некоторое время прервались.

Да и сама школа несколько раз вынуждена была закрываться, время то было военное.  

         

                                                                                                                                                              История образования школы в с.Богословка.  Виноградовский хутор распол. агался средь лесных насаждений, очень часто случались пожары по вине, живших в то время японцев. Люди переезжали в  

более безопасное место, в безлесье. Поэтому сразу после войны в 1947 году председатель сельского совета Андрей Соловьёв на уровне района принял решение перенести школу из Виноградовки в село Богословка. Поменяли нижние балки, поставили сруб, накрыли крышу, осталось только вставить окна. Дети и родители были рады, что теперь в селе будет своя собственная школа. Но к большому сожалению вновь было принято решение перенести учебное заведение в село Правовосточное. Люди возмущались, ведь они этого не хотели, тем более, что она была построена, как говорилось выше на паи крестьян.

   Школу вывезли, но, как известно, в Правовосточное привезли здание из Анновки, а не из Богословки. Вопрос о Виноградовской школе остаётся открытым.

   Тем не менее, в Богословке в 1947 году открыли школу. Здание находилось напротив современного зернового двора, и было обыкновенным жилым домом, состоящим из 2-х комнат. Здесь же через перегородку жили и учителя.

В 1947 году начальную школу возглавил Литвинов Алексей Лукич 1918 года рождения. Сведения о нём дала его дочь Людмила Алексеевна Хлебникова, проживающая в селе Березовка. Сам он был уроженцем из хутора Крещеновка из большой семьи(11 человек), до 1938 года служил в войсках НКВД, затем был инструктором райкома партии Ивановского района, после Богословской школы (1947г.), в 1949году работал в Крещеновке, в 1950-1953 годах Богородской школе. В 1952 г. закончил педучилище в городе Благовещенске. Прославился тем, что не ставил «2». Умел играть на гитаре, бояне.

   Со слов  Трифонова Петра Михайловича, ему было тогда 10 лет и он пошёл в 1-ый класс. Этот человек приехал и навёл порядки. В первую очередь из-за школьных парт отправил на работу «детей-переростков» 1930-1931 года рождения (16-17 лет). Установлена дисциплина, дети перестали играть на деньги («копеечка»).

   Конечно время тяжёлое, учебники были только у учителя, а о тетрадях и  говорить не приходилось. Покупали за копейки старые книги и в них, между  печатных строк писали перьями. Чернилами служили сажа и марганцовка. В деревянных партах находились специальные отверстия, куда и наливали чернила. Преподавалась: арифметика, чистописание, чтение, физкультура. Урок длился 45 минут. Перед тем, как его начать Алексей Лукич всегда спрашивал завтракали ли дети. При нём был старенький самовар, жена готовила кусочки хлеба, сала, кубик сахара. Только после этого урок успешно начинался. На работу он приходил в 7 утра, а возвращался поздно вечером. После уроков он оставлял и дополнительно занимался с учениками, поэтому отстающих при нём не было. Трифонов Петр Михайлович до сих пор помнит, как Алексей Лукич учил считать на счётах. Помогала вести уроки учительница Буянова Ксения Захаровна ( в данное время проживает в городе Свободном). В 1949 году Алексей Лукич и Ксения Захаровна уехали.

   Тяжёлые жизненные условия, вызывали большую текучесть кадров. С 1950 по 1959г. учителями школы были: Будник, Рылеева, Жигайлова, Мешковская Надежда Ивановна, Простокишина.

   В 1960 году районо прислало новую учительницу Имонакову Нину Васильевну( ныне Трифонова). До этого работала во 2-м отделении среднебель- ского совхоза (Надежденский).

   С её слов школа продолжала оставаться начальной 1-4 класс, детей не много 10-12 человек. Обучались все в одном классе. С обеда работали на полях, собирали солому.

   Школа просуществовала до 1965 года, затем была закрыта, т.к. в селе Правовосточное была построена большая, вместительная школа.

 

 

Заключение.

   Над темой «Народное образование» я начал работать не так давно, работа ещё не закончена. Появляются всё новые и новые исторические факты. Работа рассчитана на 2-а года, я рассказал лишь о её начале. Но очень рад, что нашлись родственники и люди, которые поделились с нами информацией, и предоставили некоторые материалы: по биографии учителей, а также фотографии.

   Всё подтверждает о том, что Виноградовская, Богословская школы действительно существовали. Было очень интересно познакомиться с их бытом и деятельностью.

   В будующем планирую продолжить сбор материала, чтобы дополнить работу новыми фактами, которые будут помещены в нашу школьную краеведческую комнату. Ведь это познание наших корней, неповторимости истории нашей малой Родины, её судьбы, людей и прежде всего- истории родных и близких учащихся.

   Хотелось бы поблагодарить тех, кто помогал мне: Рвачёву Н.С., Махрову Т.А., Ляшенко С.А., Трифонову Н.В., Трифонова П.М., Хлебникову Л.А.                            

Использованные источники:  

  1. Архивные документы. Областной архив.
  2. Ивановский районный музей.
  3. Воспоминания жителей сёл Трифонова П.М., Трифоновой Н.В.,  Хлебниковой Л.А.
  4. Материалы районной газеты «Амурец».

 

                                                         

   

Аннотация.

В данной работе по теме  : «История народного образования на территории

 сёл Андреевка, Богословка  хутора Виноградовка» преследовалась цель: собрать информацию, факты о том, что рассматриваемые объекты действительно существовали, дополнить имеющиеся сведения новыми. В ходе работы вёлся опрос жителей, непосредственно живших в то время. В основе работы находятся именно их воспоминания, в результате которых можно сделать вывод о существовании данных школ, а также пополнить материалы краеведческой комнаты информацией о работающих в то время учителях.  

                       

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержательный аспект преподавания истории в контексте этнокультурного образования

В данной статье представлен опыт преподавания спецкурса «Российский менталитет (Особенности российской цивилизации)» и факультативного курса «История российского предпринимательства»....

Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...

Исследовательская работа "История народного образования Воронежского края. Богучарский район. Село Липчанка."

Исследовательская работа раскрывает историю народного образования Богучарского района, и конкретно рассказывает об истории развития образования в селе Липчанка....

Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"

"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...

Проект « История народного образования города Мелекесса (Димитровграда) ».

Посещая школьный музей, учащиеся   изучают историю создания школы, приобщаются к   любви и гордости за  свою школу и Родину, изучая её  историко-культурное, духовное насл...

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ, ГВЭ в 2

Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по обра...

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"

Доклад на семинар РМО учителей истории и обществознания "Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в современном историческом образовании"...