Главные вкладки

    Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
    методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему

    В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. в век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает региональный компонент.Цель использования краеведческого материала на уроках русского языка и литератур - это  формирование знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

    Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи

    - воспитание патриотизма

    - воспитания у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков

    -обогащение обучающихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;

    - развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона.

    Для реализации краеведческого компонента в преподавании русского языка и литературы использую следующие методы:

    -основной эвристический

    -репродуктивный

    -проектно-исследовательский

    - объяснительно- иллюстративный

    Краеведческий материал в школе и его интеграция с другими предметами - ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели- это обучающая, развивающая и воспитывающая цель.Краеведени помогает учителю осуществить комплексный подход: сочетание исторического, литературного, географического и биологического направлений. Интеграция предметов на основе краеведения- одно из направлений активных поисков новых педагогических решений.Межпредметная интеграция с использованием краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села, происхождению фамилии, имен, названию горр=одов, сел, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл regionalnyy_komponent.docx37.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование  краеведческого  материала   на уроках  русского языка и литературы

     

    Любовь к своей Родине – это

    не  нечто отвлеченное, это любовь

    к своему  городу, к своей местности,

    к памятникам культуры,

    гордость своей историей

                             Д.Лихачев

            

    В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает региональный компонент.

    Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины.

    Надо ли этим заниматься?

    И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня?

    С этим вопросом я обратилась к учащимся .Вот какие ответы я получила.

    -это интересно,

    -это важно знать, чтобы уважать историю предков,

    -всегда интересно, откуда ты родом,

    -просто удивительно, как люди могли освоить этот суровый край

    -уважающие себя люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена,

    -история края помогает почувствовать себя частицей Родины

    -зная героическую историю освоения Приамурья, чувствуешь гордость оттого, что ты потомок тех, кто сюда пришел первым,

    -не зная истории родного края нельзя ощущать себя образованным человеком.

    -мне интересно, а как люди выжили в этом суровом краю?

    -а кто поселился здесь первым?

    Из этого могу сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно.

    А как к этому относятся взрослые?

    Многие учителя школы на разных предметах используют краеведческий материал в том или ином виде, отмечая «...тогда слушают внимательнее, повышается интерес, задают вопросы, идут глубже». Значит, учителям это тоже нужно.

     Именно поэтому выбрала такую тему: « Использование краеведческого   материала  на уроках русского языка и литературы».

    Цель использования краеведческого  материала  на уроках русского языка – это формирование знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

    Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

     - воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему.

    - воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
    - обогащение обучающихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;
    - развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;

    Для реализации  краеведческого  компонента в преподавании русского языка  и литературы использую следующие методы:

    • основной эвристический;
    • репродуктивный;
    • проблемный;
    • проектно-исследовательский;
    • объяснительно-иллюстративный.

    Краеведческий материал в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Краеведение помогает учителю осуществить комплексный подход: сочетание исторического, литературного, географического и биологического направлений, последовательное изучение  различных материалов, которые находят практическое применение на уроках и во внеклассной работе. Интеграция предметов на основе краеведения - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений. Межпредметная интеграция с использованием краеведческого  материала  активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
    Включение элементов краеведения на уроках - лучшая пища для детского ума и воображения, средство развития памяти ,интереса, внимания и воли. На этих занятиях создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. Ученик, опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, приходит к умозаключениям, обобщениям, применяя доступные для его возраста логические операции: сравнения и аналоги, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию. Задача учителя  умело направлять мыслительную деятельность детей. Этому способствуют уроки и внеклассные мероприятия инновационных жанров: урок-исследование, урок-мастерская, урок-размышление, дидактическая игра, круглый стол, учебная конференция, урок вопросов и ответов, исследовательские конференции, которые воспитывают в детях любовь и уважение к литературе, русскому языку.
    Работая над материалами регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определенных принципов:

    -Системность

    -Доступность

    -Наглядность

    -Разнообразность материала

    -Связь материала в учебной и воспитательной работе

    -Взаимосвязь местного и общего исторического, географического  и т.д материала

     Использование региональных материалов на уроках литературы, внеклассных мероприятиях по предмету, посвящённых знакомству с краеведческим материалом, помогает осуществлять художественно-творческое развитие обучающихся. Именно литература даёт большую возможность изучать родной край, его историю, природу, культуру, жизнь наших современников, посредством обращения к произведениям местных авторов. Всем известно, что литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры.

     Начинать работу по литературному  краеведению следует в 5 классе, изучая устное народное творчество. Большой простор для деятельности учащихся дают амурские сказки.

    Проводится урок-конференция по сказкам. Предварительная работа-чтение сказок…, собирание библиотечки амурских сказок, иллюстрирование произведений. Выставка знакомит ребят с собирателем амурского фольклора Д.Нагишкиным  ( он обработал амурские сказки) и Г.П.Павлишиным, иллюстратором, художником, создавшим более 40 книг об Амурском крае.

    При дальнейшем изучении устного народного творчества можно подробнее остановиться на частушках Амурского края, выделив урок внеклассного чтения.

    Знакомясь с Амурским фольклором, ученики узнают такие подробности, которых не встретишь в официальных документах. Фольклорный материал использую при изучении темы революции и гражданской войны.

    Народная лирика отразила основной конфликт эпохи: непримиримое противостояние двух лагерей, вступивших в смертельную схватку друг с другом. Сюжетные ситуации некоторых песен раскрывают их общечеловеческий смысл, показывают весь трагизм братоубийственной войны, против которой протестует сама человеческая природа. Тема героической гибели за Советскую власть также находит свое художественное воплощение в партизанском фольклоре. Показательны в этом отношении песни, как «Не вейтесь, чайки, над морем», « В камере» и др.

    Отразила партизанская лирика и борьбу наших отцов и дедов с японскими интервентами, которые хозяйничали на амурской земле. Во многих партизанских песнях и частушках отражен мощный патриотический подъем местного населения, которое с оружием в руках уходило в тайгу, вливаясь в партизанские отряды .Любовь к родной амурской земле, готовность защищать ее от врагов прекрасно переданы в частушке:

    Я в Ивановке родился

    Я в Ивановке помру

    Если туго мне придется

    Я сейчас  в тайгу пойду

    Через индивидуальную судьбу в частушке преломились чувства и настроения всех  амурчан. Фольклор гражданской войны раскрывает глубокое осознание народом своего революционного долга. Ярким примером может служить одна из песен гражданской войны «Здешняя Амурская»

    Эх! Амур- страна родная,

    За тебя мы постоим

    Волге, Лене и Дунаю

    Свой поклон передадим.

    В партизанской среде было много создано сатирических песен и частушек, высмеивающих интервентов и белогвардейцев. Их общий пафос – едкая издевка и торжество победы:

    Японцы были,

    Все штыки звякали

    Им нагнали кота

    Так , что пятки брякали

    Зная сказки аборигенов, некоторые обычаи и традиции, ученики с удовольствием изучают и другие фольклорные жанры.

    Дальневосточный миф не менее интересен, чем мифы и легенды Древней Греции, индии, Египта. Ребята узнают о косоногих мифах, пророческих и других, рассказывающих о мироздании.

    При изучении басен Крылова, рассказываю ребятам про басни Н.Н.Фотьева, которые воспитывают отвращение к зазнайству, высокомерию и таким явлениям, как пьянство.

    Изучая промысловые обряды, предания, учащиеся рисуют иллюстрации, выражая свое представление о старине, извлекая для себя уроки из прошлого. Многообразие современных методов обучения позволяет прибегнуть к моно спектаклям по мифам, где используем регистры звукоподражаниям, пантомиму, пластику рук, то есть учатся  быть сказителями

    Изучение фольклора Амурской области не только расширит и углубит познания учеников в истории своего края, но и будет способствовать формированию исторической памяти, утверждению в сознании подрастающего поколения значения исторических связей с жизнью своего народа.

    Большое поле деятельности представляет изучение литературных повестей.

    На таких уроках развиваются учебно-интеллектуальные, учебно-познавательные, поисково-информативные умения учащихся.Так, анализируя повесть Всеволода Петровича Сысоева «Золотая Ригма», дети учатся классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи.

    Умение составлять план ответа, писать рецензию, аннотацию, использовать разные виды работ по тексту- основная задача уроков по повести «Золотая Ригма»: готовясь к этим урокам, ребята используют энциклопедическую, справочную литературу, печатную информацию, учатся вести познавательную деятельность.

    Прекрасным материалом для воспитания патриотических чувств могут стать литературные публикации времен Великой Отечественной войны на страницах газеты «Амурская правда» Подавляющее большинство художественных материалов- это стихотворение.

    Одна из главных тем в творчестве амурских поэтов – тема Родины, любви к родному краю. В стихах о родине звучат нежные лирические интонации, создается образ до боли родной земли, богатой и красивой.

    Край восточный, лесные просторы,

    Где кострами горит саранча,

    Где красы несказанной озера,

    Благодатных земель сторона.

    Это отрывок из стихотворения Николая Сидорина «Край родной». Ему вторит Константин Овечкин в стихотворении «Думы о родине»

    Мне милы в тумане синем горы,

    В золотых оттенках небосклон,

    А в степные, дальние просторы

    Я, как  в песни русские, влюблен.

    Звучит тема  и ненависти к врагу и справедливого возмездия за его преступления. В стихотворении «Отомсти» Е.Смирницкой  рисуется картина сожженного села. Где когда-то цвел «дивный сад», а теперь « пусто и уныло», пни горелые торчат, словно над могилой…» Но автор не ограничивается лишь изображением разорения и пожара. Заканчивается стихотворение призывом:

    Пятна крови на снегу

    Призывают к мести

    Бей же метко по врагу,

    Бей его на месте

           10 января 1944 год

    Тема воинского подвига- еще одна тема амурской поэзии периода Великой Отечественной войны. Вячеслав Колобов в стихотворении « Баллада о пятерых» рассказывает о ратном подвиге пятерых солдат во главе с капитаном. Автор называет этих пятерых богатырями, сравнивая их с былинными героями: « И там, где они проходили, мертвецами враги лежат».

    Большое место среди художественных материалов занимают сатирические  произведения

    Я продолжил тебя до Рура

    Мимо снежных карпатских седин,

    Чтобы гневные волны Амура

    Захлестнули надменный Берлин

                Н.Сидоркин. 1942год.

    Люди любили свою родину, ненавидели врага, верили в победу и не жалели ради нее себя.

    Эти простые истины  внушаю детям, используя произведения амурских авторов на уроках и во внеклассной работе.

    10 класс. Новое имя в программе – И.А. Гончаров. Казалось бы, какое краеведение? Но изучая биографию этого писателя, его роман «Фрегат Паллада» можно найти интересное высказывание о Муравьеве-Амурском, чей памятник  установлен в г. Благовещенске. Муравьев- Амурский, сделавший так много для освоения нашего края, был человеком незаурядным. И.А.гончаров , возвращаясь из кругосветного путешествия через Иркутск, где размещалась штаб-квартира губернатора края, встречелся с Муравьевым. Оставил записи о нем. Рамки урока  не позволят подробно остановиться на имеющемся материале, а на внеклассеном занятии можно повести разговор об этом замечательном человеке. А формы можно использовать разные: конференция по произведениям о Н.Н.Муравьеве или устный журнал « Жизнь замечательных людей» Этот вид работы  интересен в старших классах.

    Растут дети, расширяется круг  их интересов, и их ждут встречи с творчеством И.Комарова, Л.Завальнюка, Г.Федосеева и др….

    Программа литературного образования дает возможность  использовать краеведческий материал почти после каждой изученной темы как на уроках внеклассного чтения , так и на уроках развития речи.

     По программе есть уроки «Родная природа в творчестве писателей», что дает большую возможность использовать краеведческий материал на этих уроках. Особый интерес представляют уроки поэзии. Здесь проявляются мастерство и артистизм ребят. Некоторые ученики пробуют себя в сочинении стихов.

    Мой поселок

     Я так люблю поселок свой

    Хотя совсем он небольшой,

    Люблю я каждый лист в лесу,

    А – летом крупную росу,

    Люблю ногой ее сбивать

    И босиком по ней шагать.

    Я так люблю поселок свой

    Люблю и летом , и зимой.

              Лобанова Дина

     Использование региональных материалов на уроках русского языка даёт  блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Я подбираю для работы на уроках русского языка не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру края, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, топонимику местности, фольклор народов, проживающих в данном крае, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей. Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и дне сегодняшнем, что способствует общей гуманизации школьного образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, творческих конкурсов, уроков-путешествий.
    Неисчерпаемы возможные пути лингвокраеведческой работы в школе. В школьных учебниках русского языка даются ограниченные сведения о русских народных говорах, о диалектной лексике. Поэтому местные языковые  черты, своеобразие  региональной лексики необходимо показать самому. Неисчерпаемым источником материала для этого может стать диалектный региональный словарь.

    Таковым в нашем регионе является « Словарь русских говоров Приамурья», который составлен преподавателями Благовещенского и Хабаровского педагогических институтов .Л. В. Кирпиковой, Н.П.Шнекевец, Л.Ф.Путягиной и т.д. Особенно широко материалы Словаря использую на уроках изучения лексики русского языка. О чем же может рассказать нам местное , амурское слово? Например, о первых переселенцах на Амур. Их называли тогда Аргунцами(аргунеями), это те, кто приехал из Забайкалья, с реки Аргуни.

    Первоначальное значение слова Гуран- «дикий козел-самец), на которого часто охотились местные жители.

    Вязенки- вязаные варежки

    Ичиги, бродни-кожаные сапоги без каблуков.

    Олочи, моршни- глиняный сосуд

    Валежина- ленивый, неповоротливый человек. В общерусском употреблении валежина- дерево, упавшее на землю.На подобных примерах из диалектной лексики показываю учащимся образность переносных значений.

    А как многолика и выразительна амурская диалектная фразеология!

    Месяц в рукавицах= окаймленный световой полосой месяц

    Задрать норки-(ноздри), зазнаться.
     Хлебнуть мурцовки- испытать лишения.

    Дать развалочку-наказать

    Привлечение местного материала оживит уроки русского языка, побудит учащихся быть более внимательными к речи окружающих и своей собственной речи.

    В Амурской области много переселенцев с Украины, из Белоруссии, здесь мы можем услышать украинскую и белорусскую речь. Этот материал детально рассматриваю в теме « Лексика» в 6 классе. Ученикам без перевода  понятны слова « гарбуз», « цибуля», буряк», « бульба».

    Неоднократно ученики получали задание  узнать, откуда приехали их родственники  на амурскую землю, чтобы вспомнить те слова,  которые они употребляли у себя на родине. В основном это украинские слова, относящиеся к быту, одежде:» хусточка», « спидница», « кожух» и другие. Эта кровная связь украинского, белорусского и русского народов прослеживается при изучении повести Гоголя Тарас Бульба. Описание хаты, в которой живет Тарас Бульба , начинаем с обсуждения слова «горница».

    В художественной литературе 19 века мы встречаем слово «горница» в значении « чистая часть крестьянского дома». В современном языке слово горница морфологически нечленимо, однако можно выявить его историческую производящую основу, она в утраченном «горни»(«верхнее жилище»).Близкую семантику можно найти в северных говорах, где горница-« верхняя комната в двухэтажном доме». В. Даль дает уменьшительную форму горенка ( то же, что горница, но большею частью вышка, верх, комнаиа на чердаке»)

    При изучении имен собственных обращаюсь к топонимике: ведь города, села, поселки, урочища, улицы- все имеет свое неповторимое имя.

    Ребята с радостью называют Тамбовку, Екатеринославку, Ивановку, Орловку и т.д.

    А вот другое задание:

    -Найдите названия, в которых отразились прежние места жительства переселенцев. Как вы их можете найти? Конечно, по приставленному элементу НОВО. Здесь ребята назовут: Новоалексеевку, Новосергеевку, Новобурейск и.д.

    А теперь попробуйте найти названия, связанные с именем, фамилией первых переселенцев или выдающихся людей. Ребята назовут Мухинку, Толстовку, Ерофей Павлович, Лермонтовку, Бочкаревку и т.д.

    Поэт И .Рязанов посвятил строки «Горит костер, не затухая…» памяти Федосеева, геодезиста, писателя.

    Тропа кралась то берегом реки,

    То в топких марях вовсе обрывалась

    Менялись на пути проводники,

    Замены лишь ему не полагалось.

    Сквозь Становой и через речки вброд,

    Навстречу грозам, паводкам и вьюгам

    В руках с ружьем и картой он идет

    С Улукитканом, верным своим другом.

    Доверила ему Россия-мать

    Рещить немаловажную задачу,

    И  он свой долг сумел сполна отдать,

    Поскольку поступить не мог иначе

     Открыты тайны и долин, и гор

    Сурового неведомого края…

    Последний федосеевский костер

    В людских сердцах горит, не затухая

     Ученики в 8 классе заучивают стихотворение, на уроке пишут его по памяти. Графически объясняют написание орфограмм, расставляют знаки препинания. Это стихотворение Рязанова использую и на уроке литературе. Ребята находят выразительные средства языка: эпитеты » верный друг», «  суровый край»; метафоры « тропа кралась», « последний федосеевский костер горит»…»

    На уроках в 9 классе  к подготовке к изложению использую отрывки из произведения Федосеева « Тропою испытаний»

     « Один раз он ( отец) возил меня далеко в соседнее становище, чтобы показать зеркальце. Чудно было: всего с ладонь, а вмещает больше чума. Смотришь в него, а видишь все, что сзади тебя делается. Сосед шибко радовался: обманул купца- на два соболя выменял зеркальце.

    Купцы на ярмарке пушнину даром не берут- все меняют: за  иголку- белку, за крест- колонка, за икону- доброго оленя. Им доход. Эвенку диво. И оленям хорошо. Возить в тайгу нечего……

    Ребята выполняют следующие задания:

    - определить основную мысль отрывка, стиль и тип речи

    -объяснить постановку двоеточия в бессоюзном предложении, запятой  в сложноподчиненном предложении…

    В реализации регионального компонента образования по русскому языку и литературе важное место имеет и  проектная деятельность учащихся, проведение научно - исследовательских работ по изучению краеведческого материала

      Эта образовательная технология стимулирует творчество обучающихся, потребность в самореализации, помогает накапливать жизненный опыт на основе изучения краеведческого материала. Кроме того,  авторы проектно-исследовательских работ  постоянно участвуют в муниципальных, республиканских, федеральных конкурсах, представляя проекты по темам национально-регионального компонента, многие из которых получают заслуженные награды, что очень важно для обучающихся.
    Ведь то историческое и природное пространство, которое рассматривается при изучении краеведческого материала, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его семьи, знакомых, его улицы, села или города. Оно ему так близко и понятно, что обойти эти вопросы было бы ошибкой. Включение национально-регионального материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности, развитию наблюдательности, исследовательско-информационных умений, формированию ключевых компетенций, социализации в обществе.
    В 2011-2012 учебном году я закончила работать по теме « Использование краеведческого материала  на уроках  русского языка и литературы» Но это не значит, что в дальнейшей своей педагогической деятельности я не буду обращаться к региональному материалу, потому  что он:

    - формирует целостный взгляд учащихся на развитие края как части России,

    имеющей свои особенности;

    - содействует воспитанию патриотизма и гражданственности, погружая ученика в

    среду проживания через историю области, города, семьи;

    - развивает навыки исследовательской работы, так как проведение урока по НРК

     невозможно без привлечения дополнительных материалов, найденных

    ребятами;

    - призван способствовать формированию личности выпускника ,как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;

    Принимая активное участие в конкурсах сочинений, проектах, ребята знают и помнят,

    что  корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края, что история родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что рассказывает о людях , живущих  рядом или о родственниках и т.д. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

    4. Проектно-исследовательские работы по темам национально-регионального компонента:
    - Проект « Кроссворд « Гидроэнергетика»
    - Проект «Никто не забыт! Ничто не забыто!»

    - Проект «Родительский дом- начало начал» и т.д.

    Конкурсы:

    Учеб-ный год

    Название

    мероприятия

    Ф. имя ученика, класс

    Уровень

    Результат

    1

    2010-2011

    Районный экологический конкурс «Зеленая планета -2011» Сочинение» Люблю тебя, мой край родной»

    Габдрахманова Ю

    Муниципаль-ный конкурс

    Победитель, грамота

     место

    2

    2010-2011

    Творческий конкурс «Энергосбережение», посвященный Дню энергетика(кричалки)

    Евстратов Д

    Филиал ОАО «РусГидро»-«Бурейская ГЭС» и Центр детского творчества п.Новобурейский

    Грамота

     место,денеж-ный приз

    3

    2011-2012

    Областной творческий конкурс детских признаний «Доброе сердце» (сочинение)

    8 «а»

    Носкова Юлия

    Областной

    Участие

    4

    2011-2012

    Конкурс творческих работ, посвященный всемирному дню воды

    (стихотворение)

    7 «а»

    Вятчанин Павел

    Филиал ОАО «РусГидро»-«Бурейская ГЭС» и Центр детского творчества п.Новобурейский

    Диплом  степени

    5

    2011-2012

    »Мой край, твою историю храню, тебя люблю и гордо воспеваю» (сочинение-эссе)

    7 б

    Камардина Ю

    Всероссийс-кий

    Грамота

     место

    В процессе работы над данной темой мною была изучена научно-методическая литература:
    1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
    2. Региональный компонент содержания образования: программно-методическое обеспечение / Под общей ред. А. А. Баранова. — Ульяновск, 1998.
    3.Программа факультатива «Литературная жизнь Приамурья». Герман Т.В. г. Благовещенск. 2001г.

    4.Рабочая программа по литературному краеведению . Голушко Л.А. Г. Благовещенск.

    5.Региональный компонент в преподавании русского языка и литературы. Кирпикова Л.В., Довнар Г.П. ,Шостенко Э.М.Благовещенск. 2003г

    6. Концепция подготовки учителя русского языка и литературы на современном этапе.  Материалы областной научно-методической конференции. 2000г.г. Благовещенск.

    7.Календарно-тематическое планирование курса дальневосточной литературы. Маковецкая Т.А.,г. Благоваещенск. 2007 год        

    8.Новикова Т.Ф. Культуроведческий подход к преподаванию русского языка: от теории к практике // РЯШ.- 2006.- №3.- С.12.

    9.Новикова Т.Ф. «Пространство слова». Формирование этнокультурной компетенции учащихся на уроках словесности // РЯШ.- 2008.- №5.- С.22.

    10.Агеева Р. Происхождение имён рек и озёр.- М., 1985

    11.Т.Н.Зайцева. Дидактический материал по русскому языку. 5-9 классы.Национально-региональный компонент. Г. Благовещенск.2006г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование краеведческого материала на уроках русского языка

    На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время.  Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...

    Использование краеведческого материала на уроках русского языка

    На своих уроках я использую краеведческий материал. Считаю, что работа с краеведческим материалом актуальна в наше время.  Активное использование краеведческого материала в процессе школьного обу...

    Исследовательская деятельность обучающихся по изучению краеведческого материала на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время как средство духовно-нравственного воспитания личности

    Организации проектной и исследовательской деятельности обучащихся уделено большое внимание в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования: «выдвижение гипотез, осуществление их...

    Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы

    Материал по краеведению очень удобен для анализа и полезен при записи различного рода примеров, заставляет обучающихся осознавать и задумываться над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гра...

    Презентация "Использование краеведческого материала на уроках русского языка"

    Этот  материал способен повысить интерес к предмету. Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни, важно видеть себя как продолжателя дела своего поколения, ...