Методический материал для экскурсоводов по экспозиции школьного музея "Русская изба"
методическая разработка по краеведению по теме

Борисова Марина Анатольевна

 

  Сегодня взрослые и дети проявляют большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям и,  конечно, сопровождающим все это предметам. У людей появляется желание узнать, как жили их предки на благословенной православной старорусской земле?! На многие вопросы поможет дать ответ экспозиция «Русская старина», созданная в школьном краеведческом музее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_po_ekspozicii_russkaya_izba.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Гавриловская средняя общеобразовательная школа»

Методический материал

 для экскурсоводов по экспозиции школьного

краеведческого музея «Русская изба».

              Разработала

                                                        учитель русского языка и литературы

                                             Борисова Марина Анатольевна

2013 год

                                                       История предков любопытна для того,

                                             кто достоин памяти Отечества.

                                                                                           Н.М. Карамзин

Войдя в музей, сначала оглянись,

                  Дыханье прошлого почувствуй непременно.

                                     Все сразу обойти не торопись,

    О многом ты узнаешь в этих стенах.

             Музей хранит нам память прошлых лет…

                                     Нам памяти дороже этой нет!

  Сегодня взрослые и дети проявляют большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям и,  конечно, сопровождающим все это предметам. У людей появляется желание узнать, как жили их предки на благословенной православной старорусской земле?!

   На многие вопросы поможет дать ответ экспозиция «Русская старина», созданная учащимися школы под руководством преподавателей. Здесь представлены многие подлинные предметы крестьянского быта 18-19 веков.

   Изба – очень древний вид жилища, сохранившийся до нашего  времени. В крестьянской избе каждый угол имеет свое название и предназначение.

   Красный угол в избе – передний. Святой, образной, старший, где иконы и стол. Этот угол убирали вышитыми полотенцами, салфетками… Обычно по утрам солнышко проникало в избу через окна, расположенные в этом углу.

   Второй по старшинству угол – середа, куть. Называли его еще бабьим углом, потому что рядом – печное устье, где хозяйка занималась

приготовлением пищи.

   Именно с печью был связан весь быт, вся жизнь крестьян. На протяжении многих веков печь грела, кормила, лечила от любых болезней. На ней впрок сушили ягоды и грибы, а также валенки и варежки после зимней прогулки. На печи можно «погреть косточки» старикам – для этого она была снабжена лежанкой.

Посмотрим, что использовали хозяйки, занимаясь приготовлением пищи для семьи.

   Для выгребания горячих углей и перемещения дров в печи использовалась кочерга; чтобы не обжечь лицо и руки, применяли ухват. Им захватывали и ставили в русскую печь горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата – рогач. Обычно из-под печи выглядывали вроде бы одинаковые на первый взгляд деревянные рукоятки этих нехитрых приспособлений. И только диву можно было даваться, как ловко орудовала ими иная стряпуха, вынимая в нужный момент из-под печки то сковородник, то ухват, то кочергу.

   На стенах обычно располагались деревянные полки для столовой посуды. Экспозиция кухонной утвари – одна из самых важных и богатых. Здесь представлены самые разнообразные виды посуды по форме, предназначению, месту бытования. Имеющаяся в экспозиции утварь дает возможность представить, из чего ее изготовляли в старину. Есть чугунные изделия: чугуны, сковороды; глиняные: горшки, кринки; плетеные: корзины, чашки – плетенки; стеклянные: различные бутыли и, конечно, деревянные ложки.

  Символом уюта, домашнего тепла, семейного очага является самовар. Его покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали.

  Необходимым предметом в доме был большой деревянный стол, вокруг которого располагались деревянные лавки. За столом усаживалось многочисленное семейство. В центр стола ставилось большое блюдо и все по очереди черпали еду деревянными ложками. В обычное, необеденное время, на столе могли находиться лишь хлеб, завернутый в чистое полотенце или скатерть, и солонка с солью.

   Особое внимание в русской избе отводилось люльке или зыбке. Ее подвешивали за пружину к потолку и качали в ней ребенка. Это было очень удобно. Убаюканный младенец крепко и долго спал.

  Кроме приготовления пищи, хозяйка занималась ткачеством. Сначала пучок льна или шерсти привязывали к прялке и понемногу вытягивали волокна, одновременно скручивая их – получалась нитка, которую наматывали на веретено, длинную палочку с острыми концами и утолщенной серединой. Позднее появилась прялка с колесом. Работа шла быстрее, а нить получалась лучше. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью – ведь снова за эту работу она сможет взяться только следующей зимой, когда закончатся осенние полевые работы.

   Здесь представлена самая распространенная мужская и женская одежда: сарафан, рубаха. В качестве обуви бедные люди пользовались самодельной, валяной из шерсти, всем известные валенки, или лыковой. Лыко – внутренняя часть липовой коры, из него плели знаменитые русские лапти. Ткали и плели хозяйки и домотканные половики и коврики, которыми настилали деревянные полы.

   Есть еще один угол в избе – задний, дверной, конник, где находились орудия труда хозяина дома. Здесь можно видеть несколько весов для отвеса зерна и муки, ключи от амбара, топоры, гвозди. Это деревянное корытце, ступа для ручного перемалывания зерна. На стене висят деревянные грабли, коромысло, пила и другие инструменты и орудия труда.

   В нашей коллекции множество различных утюгов. В основном это угольные утюги, но есть и маленькие, но достаточно тяжелые утюги. Они нагревались на углях,  ими гладили более мелкие виды одежды.

   До появления керосиновой лампы, основным средством освещения в крестьянском быту была лучина. История керосиновой лампы началась в середине 19 века.

   При разработке материала для экскурсии по экспозиции «Русская изба»

 использовалась энциклопедия «Я познаю мир» и поисковые краеведческие материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма.

Статья "Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма"....

Русская народная культура в экспозициях школьного музея декоративно-прикладного творчества

В нашей школе есть музей декоративно-прикладного творчества. Часть музея занимают предметы русского крестьянского  быта. Но большинство экспонатов – это работы учащихся нашей школы – победителей ...

«О чем говорят экспозиции школьного музея»

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи является одной из приоритетных в современной м...

Методическая разработка экскурсии по постоянной экспозиции в музее гимназии "Боевой путь эскадрильи Нормандия-Неман"

Экскурсия проводилась по постоянной экспозиции музея, обновленной и расширенной   к 70 -летию знаменитой эскадрильи "Нормандия-Неман", в которой вместе воевали французские летчики и русские авиам...

Презентация экспозиции школьного музея

Презентация по материалам экспозиции школьного музея "Тыл города Вязники в  1941-45 гг"...

Методика создания экспозиции школьного музея

Статья включает в себя информацию об этапах создания экспозиции школьного музея. Подробно описаны принципы построения музейной экспозиции, архитектурно-художественного решения, разработки те...

Статья "Экспозиция школьного музея, как воспитательный фактор в школьном пространстве"

Школьный музей "Из истории быта" развернутый в кабинете истории, помогает в реализации как учебной, так и воспитательной работы, которая способствует становлению личности, гражданственности,...