Статья "Экспозиция школьного музея, как воспитательный фактор в школьном пространстве"
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Школьный музей "Из истории быта" развернутый в кабинете истории, помогает в реализации как учебной, так и воспитательной работы, которая способствует становлению личности, гражданственности, патриотизма. Учащиеся имеют возможность не только увидеть, но и ощутить предметы, которые служили человеку на протяжении десятилетий. Например в экспозиции представлены несколько видов утюгов, школьные учебники, тетради и принадлежности  1950-1960-х годов, фотографии времен Гражданской войны, экспонаты - свидетели сражений Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shaloninana.docx561.15 КБ

Предварительный просмотр:

Экспозиция «Из истории быта»,

как воспитательный фактор в школьном пространстве

 

«Ничего нельзя сравнить с высочайшим

наслаждением, какое испытываешь,

выведывая тайну у прошедшего и восстанавливая

забытую историю: кто умеет вкушать такое

удовольствие, не может считать себя несчастным»

                                                  Ф. Успенский.

Музейные экспозиции бывают разные. Большие и маленькие, частные и государственные… В них живет история – искусства, человеческого бытия, нашей малой Родины, страны… В них живет наше прошлое, без чего нет настоящего, и не может быть будущего.

Особый восторг у меня всегда вызывают музейные экспозиции в школах, особенно в кабинетах, это связано с тем, что в 1999 году в кабинете истории школы № 297 я разместила первые предметы быта,  привезенные мною из Тверской области. C:\Users\user\Desktop\SAM_1437.JPG

На протяжении нескольких лет возвращаясь из отпуска, экспозиция пополнялась новыми экспонатами, формируя законченные смысловые выставки. На сегодняшний день сформировались следующие  разделы: «Мы все учились понемногу…», «Как родится каравай?», «А вы любите гладить?», «История прялки», «Гори, гори ясно…», «Приходите в мой дом…».

За многие годы экспозиция послужила основанием для написания ряда исследовательских работ, ежегодно она привлекает ребят во время экскурсий. На уроках истории, когда речь идет о быте наших предков экспонаты позволяют легко перенестись в крестьянскую избу, в дом середины XX века. Многочисленные учебники, книги, школьные принадлежности помогают узнать о школе, где учились бабушки и дедушки современных школьников. Эмоциональному погружению во временное  пространство способствует то, что экспонаты можно взять в руки, рассмотреть их, ощутить их энергию, вернуться в прошлое.C:\Users\user\Desktop\SAM_1436.JPG

Экспозиция несет не только просветительский аспект, эмоциональный, а в большей мере воспитательный. Ребята начинают иначе ценить все то, что происходит вокруг них: для мальчишек любимым экспонатом можно назвать школьную парту из эпохи 50-70-х годов. Не проходит и дня, чтобы они не просили посидеть за ней во время урока. Как награда за примерное поведение и хорошую успеваемость можно увидеть на уроке их светящиеся от радости глаза за партой из прошлого.

Музейная экспозиция воспитала несколько поколений учеников нашей школы, формируя в них нравственные ценности, эстетическую культуру, уважение к истории, культуре, традициям.  C:\Users\user\Desktop\SAM_1438.JPG

Можно сказать, что время, проведенное в кабинете истории среди экспонатов экспозиции «Из истории быта», это путешествие на «машине времени». В ней считанные минуты, за короткое время, отведенное на урок или экскурсию, ученик может совершить путешествие в минувшие десятилетия и столетия, увидеть и ощутить прошлое.

Экспозицию можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные предметы быта, фотографии, хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времен и поколений. Один и тот же экспонат ребята разных классов читают по разному, получая разную дозу информации. Это заставляет ученика возвращаться к экспозиции, чтобы узнать больше и глубже нашу историю. C:\Users\user\Desktop\SAM_1442.JPG

        Экспозиция «Из истории быта» - это особый мир, особая атмосфера. В процессе реализации различных форм учебной и воспитательной работы с привлечением экспозиции достигается главная цель – воспитание гражданина и патриота. Так, человек становится человеком, а Родина становится Отечеством.

Учитель истории и обществознания ГБОУ школы № 297 Шалонина Надежда Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"

Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....

Информационно-компьютерные технологии в образовательном пространстве школьного музея.

   Мир будущего школьного музея в руках наших детей и нам, педагогам, важно привлечь к работе в музее наиболее активную группу учащихся, заинтересовать их возможностью применения инфо...

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...

Роль школьного музея в воспитательном процессе

Материал содержит два текста выступления на МО учителей истории о музейной педагогике...

Применение наглядных, практических и словесных методов воспитания в пространстве школьного музея

В решении воспитательных задач целесообразно использовать пространство школьного музея. В нашей школе – музей «Русское подворье». В воспитательных занятиях используются разные методы...

Организация деятельности социального педагога по патриотическому воспитанию младших подростков в пространстве школьного музея

Педагоги школы стремятся развивать в обучающихся чувство патриотизма, любви к Родине и работа руководителя музея в течение нескольких лет направлена на поиск подхода к процессу музейного воспитания уч...

Патриотическое воспитание младших подростков в пространстве школьного музея

Школьные музеи могут быть эффективным средством воспитания патриотизма у младших подростков...