Применение наглядных, практических и словесных методов воспитания в пространстве школьного музея
статья

Малофеев Михаил Сергеевич

В решении воспитательных задач целесообразно использовать пространство школьного музея. В нашей школе – музей «Русское подворье». В воспитательных занятиях используются разные методы для лучшего усвоения знаний, умений и навыков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение наглядных, практических и словесных методов обучения и воспитания в пространстве школьного музея

В решении воспитательных задач целесообразно использовать пространство школьного музея. В нашей школе – музей «Русское подворье». В воспитательных занятиях используются разные методы для лучшего усвоения знаний, умений и навыков.

Классификация методов.

В педагогике существуют разные классификации методов воспитания и обучения.  В соответствии со способом передачи и усвоения информации выделяют следующие методы: словесные, наглядные и практические.

Картинки по запросу классификация методов обучения

Эффективного результата обучения можно достичь, применяя эти методы в гармоничном единстве. Использование разнообразных методов позволяет ученику не заскучать и активно усваивать материал.

В пространстве музея можно использовать все методы обучения, применять их в разных формах (урок, внеурочная деятельность, самостоятельная и исследовательская деятельность).  

Словесные методы.

  • Рассказ подготовленного ученика в роли экскурсовода.
  • Загадки о предметах быта наших предков. Загадки можно отгадывать, а можно усложнить задачу и попробовать составить загадки самим.
  • Беседа, в ходе которой ребята обмениваются мнениями, впечатлениями. Так появляются новые вопросы для исследования.
  • Работа учащихся с литературой, подготовленной учителем (сказки, пословицы, весёлые дразнилки, короткие статьи, исследовательские материалы) вдохновляет к походу в школьную библиотеку и самостоятельному поиску и чтению литературы о жизни наших предков.

Наглядные методы.

  • Демонстрация изображений предметов старины, животных, трудовых процессов жизни предков в пространстве музея кажутся более понятными для школьников. Это позволяет сравнить плоскостное изображение с реальными предметами быта.
  • Реконструкция, театрализация моментов жизни предков способствует наглядно увидеть обязанности членов семьи, трудовые процессы, взаимодействие друг с другом и с обществом.

Практические методы.

  • В музее можно взять предмет в руки, ощутить все его свойства (тяжесть утюга, удержать чугунок на ухвате, уравновесить коромысло) и всю тяжесть жизни в деревне.
  • Вдохновляясь предметами жизни предков (расписной ложкой, вышитой скатертью, резными наличниками) попробовать самим создать предметы для украшения интерьера, внести уют в свой дом.
  • Участие в народных играх и забавах.

Сочетание словесных, наглядных и практических методов способствует развитию психических процессов и активизирует мышление. Эти игровые приемы способствуют желанию больше узнать, положительному отношению к изучению прошлого, порой непонятного, сложного, неактуального для современного школьника.

  • «Отыщи предмет» - внимание, ориентировка в пространстве.
  • «Отгадай по звуку» - слуховое восприятие.
  • «Назови ассоциации» - мышление, речь.
  • «Найди несоответствие» - мышление, внимание.
  • «Волшебный мешочек» - ощущение.

Применение наглядных, практических и словесных методов в пространстве музея способствует социализации школьников с НОДА, лучшему пониманию нравственных норм поведения и становлению как личности, знающей свою историю.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии и методики , их эффективное применение в практической деятельности учителя. Метод проектов

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает.    Великий учитель вдохновляет....

Информационно-компьютерные технологии в образовательном пространстве школьного музея.

   Мир будущего школьного музея в руках наших детей и нам, педагогам, важно привлечь к работе в музее наиболее активную группу учащихся, заинтересовать их возможностью применения инфо...

Сочетание наглядных, практических и словесных методов при инклюзивном обучении детей с использованием интерактивных технологий mimio

В статье раскрывается опыт сочетания наглядных, практических и словесных методов при инклюзивном обучении детей с использованием интерактивных технологий mimio в условиях логопедической группы. О данн...

Статья «Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка»

В статье анализируются особенности применения  наглядных, словесных и практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка....

Презентация «Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка»

В презентации представлены основные понятия, схемы и иллюстрации к статье "Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка"...

Организация деятельности социального педагога по патриотическому воспитанию младших подростков в пространстве школьного музея

Педагоги школы стремятся развивать в обучающихся чувство патриотизма, любви к Родине и работа руководителя музея в течение нескольких лет направлена на поиск подхода к процессу музейного воспитания уч...

Патриотическое воспитание младших подростков в пространстве школьного музея

Школьные музеи могут быть эффективным средством воспитания патриотизма у младших подростков...