Статья «Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка»
статья

В статье анализируются особенности применения  наглядных, словесных и практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка»

В современном мире одна из самых тревожных проблем – рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. И школа сегодня является важным этапом и образования, и социализации детей с ОВЗ. Здесь они получают знания и навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. Однако данная категория учащихся для освоения образовательных программ нуждается в создании  специальных условий обучения и воспитания.

Надо отметить, что школьники с ОВЗ - это особая и весьма неоднородная группа детей. В нее входят дети с разными нарушениями развития  слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, интеллекта. У них отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти, задержка формирования отдельных психических функций.

Как правило, большинство детей с ОВЗ — это дети с задержкой психического развития.

У них происходит отставание в развитии мыслительной деятельности, что проявляется, в том числе, в очень низкой познавательной активности — дети избегают  интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;

Кроме этого, у  детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).

У многих детей с ОВЗ также отмечается эмоциональная лабильность, которая  у детей с ЗПР проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда — немотивированных проявлений аффекта.

Учебная деятельность большинства обучающихся  с ОВЗ характеризуется низкой продуктивностью:

•они часто не усваивают материал и не понимают задания, даваемые учителем,

•не могут на относительно длительное время сосредоточиться на их выполнении,

•отвлекаются на любые посторонние стимулы.

Недостаточность внимания, низкая продуктивность учебной деятельности, плохая организация своей деятельности, медленная «врабатываемость», широко распространенные у таких детей, имеют разные причины и требуют, соответственно, разных приемов коррекции

Поэтому образовательный процесс в классе с детьми с ОВЗ строится с учетом вышеизложенных особенностей, с применением в работе  различных форм, методов и приёмов обучения с целью предотвращения переутомляемости и повышения работоспособности, осуществлением индивидуального подхода с учетом особенностей здоровья и психики каждого ребенка.

Русский язык, безусловно,  является одним из сложных предметов для изучения в школе, особенно в адаптивной. Так как для детей с ОВЗ характерна низкая скорость выполнения письменных заданий и контрольных работ по русскому языку.

Приступая к работе с детьми с ограниченными возможностями, я определила основные приоритеты:

  • создание благоприятного эмоционального климата в классе,
  • осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку,
  • передача информации «учитель-ученик» с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и с применением различных методов,
  • систематическое повторение изученного материала для формирования устойчивых знаний.

Сегодня я подробнее остановлюсь на особенностях применения методов передачи информации. Они делятся на наглядные, словесные и практические.

1. Наглядные методы: наблюдение и демонстрация.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому и эффективны уроки с применением наглядности: схемы, опорные таблицы, памятки.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления.

Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.

А поскольку у большинства детей с ОВЗ нарушена точность восприятия информации и  замедлен темп восприятия, то все демонстрируемые  иллюстрации должны быть реалистичными, крупными и понятными.

К наглядным средствам демонстрации относятся:

  • – реальные предметы, макеты объектов, фотографии;
  • средства образной наглядности условные графические изображения (иллюстрации, слайды, фильмы)
  • условно-символические средства (разбор по составу, схемы предложений, дидактический материал )

Мы активно пользуемся этими средствами на уроках. К сожалению, для многих детей с ОВЗ очень сложно разграничить понятия части речи и члены предложения, не говоря уже о морфологических признаках частей речи, орфограммах и пунктограммах. Поэтому я сразу подготовила распечатки таблиц, дети завели тетради- справочники, куда их вклеили. И справочники у нас постоянно пополняются. Я им разрешаю пользоваться справочниками в процессе работы, за исключением контрольных и проверочных работ. Благодаря этому идёт постоянная работа с необходимым для запоминания материалом и в результате формируются устойчивые знания и учащимся уже не требуется обращаться к справочникам. Более того — при затруднении, например, в выполнении синтаксического разбора на моё предложении посмотреть в справочник, бывает, что ребенок отвечает: «Нет, я сейчас сам вспомню». Наверное, здесь еще и срабатывает мнемотехника – вспомнить, на какой странице таблица с членами предложения и потом саму таблицу проще, чем вспомнить правило в учебнике, изученное несколько месяцев, а то и лет, назад.

Очень помогает в работе с детьми с ОВЗ интерактивная доска, где не только демонстрируются презентации, таблицы и схемы, но и отрабатываются практические умения и навыки.

Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы;

в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

Например, при изучении степенЕй сравнения имени прилагательного в 6 классе детям был продемонстрирован котёнок пушистый – пушистее - самый пушистый.

Они увидели знакомое животное, нашли сходство и различия, составили сопоставительную цепочку слов, подобрали самостоятельно прилагательные к данному рисунку, образовали от них степени сравнения толстый-толще-самый толстый, большой – больше – самый большой, маленький- меньше – самый маленький.

Конечно же, использование наглядных методов невозможно без использования словесных: рассказа, беседы и объяснения.

2. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение

- рассказ – это монолог учителя, содержАщий учебную информацию; 

В свою очередь, поскольку большинство детей  с ОВЗ испытывают трудности как в восприятии, так и в переработке вербальной информации,  словесные методы нужно сочетать с применением наглядных и практических.

Рассказ же должен быть коротким, лаконичным, с использованием понятных речевых форм. ,  а само изложение  эмоциональными выразительным. Нередко я на уроках в 5 и 6 классах при объяснении новой темы строю рассказ в виде лингвистической сказки. Например, 6 класс, правописание приставок  при и пре-  

СЛАЙД: Жили-были Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Вставали они всегда перед Корнем, поэтому их и назвали Приставками. Приставка ПРЕ- всегда всем восхищалась: «Прекрасно! Прелестно!» или возмущалась: «Прескверный!» и придавало слову высшую степень качества и действия. Она всё либо преуменьшала, либо все преувеличивала. Все слова с ней становились очень красивыми, очень добрыми и очень важными, в общем очень-очень! Добрый человек становился с Приставкой ПРЕ- предобрым, то есть очень добрым, — успешный — преуспевал во всём, то есть достигал особого успеха в чём-нибудь! Приставка ПРЕ- дружит с приставкой ПЕРЕ- и часто заменяет её: ПЕРЕступить — ПРЕступить; ПЕРЕгородить — ПРЕграждать. А Приставка ПРИ- всё время что-то присоединяла (пришить, приклеить), приближала (прибежать, прилететь) да прибавляла (придать). А ещё Приставка ПРИ- указывала дорогу путникам и указывала на близость расположения объектов. Если что-то находилось рядом с озером, его она называла приозёрный, рядом с городом — пригородный, находится что-то рядом со школой, значит, пришкольный, а у дороги — придорожный. Всегда приставка ПРИ- старалась все дела доводить до конца. Она думает-думает да придумает, строит-строит да пристроит. Но бывало что Приставка ПРИ- и не в полной мере выполняла какие-нибудь действия. Не сядет, а чуть-чуть присядет, не откроет окно, а чуть-чуть приоткроет. А в некоторых словах Приставки ПРЕ- и ПРИ- просто срослись с КОРНЕМ и их перестали выделять как приставки, а воспринимают как единое целое, запомните их: ПРИ-: природа, притязание, присяга, приспешник, привидение, пригодный; ПРЕ-: прелестный, претить, претерпевать, преткновение, презирать, прельщать, пренебрегать. Так Приставки и до сих пор живут в русском языке и хорошо выполняют свою работу — образовывают слова с новым значением

– беседа – это диалог учителя и ученика;

Этот метод полезен для закрепления материала, а также на начальном этапе ознакомления с материалом — чтобы выяснить, что дети уже знают по данной теме, и на завершающем — для проверки усвоения материала. Здесь важно четко и понятно формулировать вопросы с опорой на известные понятия и термины.

Нередко, особенно на этапе ознакомления с материалом, задаёшь вопрос и не получаешь на него ответ, потому что дети не могут вспомнить значение слов, входящих в сам вопрос.

В этом случае применяем следующий словесный метод - объяснение

– объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения

В 6 классе я столкнулась со сложностями в понимании темы «Не с существительными». Потому что при применении этих правил нужно было вспомнить значение встречающихся в этом правиле слов. Мы подробно разбирали понятия, «не употребляется без не», «синоним», «противопоставление». Но зато тема «Не с прилагательными» пошла уже проще, поскольку эти понятия уже были усвоены.

3. Практические методы:

упражнения, лабораторные и практические работы, эксперимент, наблюдение

Чаще всего на уроках русского языка с детьми с ОВЗ из практических методов применяются различные упражнения для закрепления пройденного материала, в частности, выполнение по образцу.

Упражнения - многократное выполнение учебных действий, с целью отработки умений и навыков.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют  затрат времени на ведение записей.

      Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию  логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе.  Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

Весьма продуктивно при работе с детьми с ОВЗ совместное составление кластера. Причем как разных этапах урока.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

hello_html_m4fa7c535.gif

Для развития логического мышления можно использовать упражнения «Восстанови рассказ», которое заключается в придумывании недостающих частей рассказа, когда одна из них (начало события, середина или конец) пропущена,  «Составь предложение» и другие. Для формирования внимания используются упражнения на материале текстов, содержащих разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др.

Для контроля знаний продуктивно применение тестовых заданий. В том числе, это  задания, состоящие из вопроса и  вариантов ответа; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в столбцах, колонках; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и Главное – они должны быть небольшого объема, просты и доступны, не перегружены лишней информацией.

При работе с детьми с ОВЗ, безусловно, применяется большинство общепедагогических методов и приемов, но особенность их применения в том, что для работы с конкретным учеником, конкретным классом нужно производить  специальный отбор и сочетание именно тех методов и приёмов, которые в данной ситуации отвечают как  особым образовательным потребностям ученика, так и специфике коррекционно-педагогической работы с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка

Активизвция познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно-развивающего обученя на уроках русского языка....

«Технология личностно-ориентированного обучения при работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»

Раскрывается значение использования личностно-ориентированной технологии в развитии позгавательных возможностей учеников с ОВЗ на уроках русского языка и чтения.,...

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

В статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ и методы работы с ними...

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

За  основу обучения детей с ОВЗ английскому языку ставлю обучение чтению и изучение лексических единиц, а письмо использую как средство обучения.  Дети с ОВЗ испытывают определенные трудност...

Презентация «Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка»

В презентации представлены основные понятия, схемы и иллюстрации к статье "Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка"...

«Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы в условиях инклюзии»

В статье представлен опыт работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии...