«Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы в условиях инклюзии»
статья

В статье представлен опыт работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы в условиях инклюзии»

Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья – это одна из самых тревожных тенденций современности. И сегодня школа является важным этапом и образования, и социализации детей с ОВЗ. Здесь они получают знания и навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. Однако данная категория учащихся для освоения образовательных программ нуждается в особом подходе. Наряду с отдельными коррекционными классами в школах организуется совместное обучение детей без серьезных проблем со здоровьем и детей, у которых диагностированы нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, поведения, опорно-двигательного аппарата, комплексные расстройства то есть инклюзивное образование. 

Как правило, большинство детей с ОВЗ — это дети с задержкой психического развития.

У них происходит отставание в развитии мыслительной деятельности, что проявляется, в том числе, в очень низкой познавательной активности — дети избегают  интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;

Кроме этого, у  детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).

У многих детей с ОВЗ также отмечается эмоциональная лабильность, которая  у детей с ЗПР проявляется в неустойчивости настроений и эмоций.

Учебная деятельность большинства обучающихся  с ОВЗ характеризуется низкой продуктивностью:

•они часто не усваивают материал и не понимают задания, даваемые учителем,

•не могут на относительно длительное время сосредоточиться на их выполнении,

•отвлекаются на любые посторонние стимулы.

К сожалению, эти особенности психической деятельности имеют  стойкий, постоянный характер. В связи с чем положительного  результата в условиях инклюзивного образования можно достичь только при системной и продуманной до мелочей работе. Русский язык – серьёзный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен учитывать возрастные и физиологические особенности всех детей класса. Поэтому именно от учителя требуется большая подготовка,   терпения и спокойствие.

Поможет педагогу реализовать содержание обучения, преодолеть трудности в освоении образовательной программы  использование разнообразных традиционных и развивающих технологий, тщательный отбор методов и приёмов обучения.

С детьми с ОВЗ в классах коррекции я работаю четвертый год, а с начала этого учебного года - в двух шестых инклюзивных классах. Но приоритеты в работе с детьми с ОВЗ в классе сохраняются те же

  • создание благоприятного эмоционального климата,
  • осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку,
  • передача информации «учитель-ученик» с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся и с применением различных методов,
  • систематическое повторение изученного материала для формирования устойчивых знаний. Важно также принимать учащихся с ОВЗ «как любых других ребят в классе», вовлекать их в групповые формы работы, включать их в те же виды деятельности, хотя ставить разные задачи

Нельзя не отметить, что дети с ОВЗ в силу своих особенностей эмоционально неустойчивы. Они при первичном знакомстве довольно долго присматриваются, с ними крайне важно наладить эмоциональный контакт. Для них не столько важно, что учитель – это человек, который дает знания, не все дети с ОВЗ способны так воспринимать учителя, сколько друг, помощник, наставник, которому можно доверять, который поможет справиться с возникшей проблемой, поможет разобраться в сложном для них вопросе. И только в процессе работы учитель определяет, с кем из учащихся нужно быть максимально требовательным, а с кем, наоборот, максимально доброжелательным. И какие задания с учетом уровня развития ребенка предлагать.  Когда ребенок успешно справляется с заданием, это придает ему уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому и эффективны уроки с применением наглядности: схемы, опорные таблицы, памятки.

Мы ими активно пользуемся на уроках русского языка и литературы. Например, для  детей с ОВЗ очень сложно разграничить понятия части речи и члены предложения, выучить их, не говоря уже о морфологических признаках частей речи (падежи, склонение, спряжение), орфограммах и пунктограммах. Поэтому мы работаем со справочниками, куда вклеены распечатки таблиц с основными понятиями. Справочники постоянно пополняются. В процессе работы дети ими активно пользуются, благодаря чему идёт постоянная работа с необходимым для запоминания материалом и в результате формируются устойчивые знания, когда  учащимся уже не требуется обращаться к справочникам. Более того — при затруднении, например, в выполнении синтаксического разбора на моё предложении посмотреть в справочник, бывает, что ребенок отвечает: «Нет, я сейчас сам вспомню». Наверное, здесь еще и срабатывает мнемотехника – вспомнить, на какой странице таблица с членами предложения и потом саму таблицу проще, чем вспомнить правило в учебнике, изученное несколько месяцев, а то и лет, назад.

На мотивационно-ориентированном этапе урока (структура урока в системно-деятельностном подходе, реализуемом в современной школе ) как известно,  учащиеся формулируют тему урока, а чтобы включить в работу детей с ОВЗ, они с помощью учителя могут обозначить цели. Как правило, у них практически не возникает сложностей продолжить предложение «Мы познакомимся с…», «Мы научимся…». Темп урока не снижается, но при этом уже на начальном этапе все вовлечены в процесс. И конечно же,  когда известна тема и задачи, для всех учащихся инклюзивного класса работа кажется несложной. 

В ходе следующего этапа урока – открытия нового знания – в инклюзивном классе я чаще использую презентации иллюстративным материалом — рисунки, картины, кластеры,  фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы,  а на роках литературы также и видеофрагменты литературных произведений.

Очень помогает в работе с детьми с ОВЗ интерактивная доска, где не только демонстрируются презентации, таблицы и схемы, но и отрабатываются практические умения и навыки.

Нередко бывает, что учащиеся с ОВЗ не могут ответить на вопрос учителя по теме урока или ранее изученным темам потому, что не могут вспомнить значение слов, терминов, входящих в сам вопрос. Здесь на помощь приходит весь класс, ребята объясняют термины, помогают ответить (взаимодействие)

В 6 классе я столкнулась со сложностями в понимании темы «Не с существительными». Потому что при применении этих правил нужно было вспомнить значение встречающихся в этом правиле слов. Мы подробно разбирали понятия, «не употребляется без не», «синоним», «противопоставление». Но зато тема «Не с прилагательными» была усвоена быстрее, так как учащиеся оперировали известными терминами.

На этапе формирования и закрепления полученного опыта, решения проблемы, применения знаний и умений задания кардинально не различаются, но дети с ОВЗ  лучше справляются с заданием, если им предложить памятку-подсказку, шаблон или  определённый алгоритм работы. И, конечно, здесь очень важен контроль учителя над тем, что пишет учащийся, как оформляет записи и делает графические выделения – чтобы вовремя исправить, подкорректировать. Поэтому внимания, безусловно, учащиеся с ОВЗ в инклюзивном классе требуют больше.

На уроках литературы – в ходе ознакомления с произведением, чтения, пересказа, анализа – никаких различий между учащимися нет – работают все. Однако на этапе формирования и закрепления полученного опыта задания могут различаться. Учащиеся класса, например, составляют кроссворд, синквейн по изученному произведению или же выполняют творческое задание, в это время учащиеся с ОВЗ работают с небольшим эпизодом по данному учителем алгоритму или конкретным вопросам по произведению, например, определяют тему эпизода, основную мысль, что происходит с главным героем в этом эпизоде, что с ним было до эпизода, что произошло после и др..

Что касается домашнего задания, то сегодня выполнение обычного упражнения из учебника, как правило, не вызывает трудностей у учащихся с ОВЗ – большинство, к сожалению, пользуются «готовыми домашними заданиями»  из сети Интернет. Отдельные упражнения тоже лучше не давать, чтобы не отделять учащихся с ОВЗ от класса.

Поэтому в своей работе регулярно использую прием творческого задания

- составить или выписать из текста литературного произведения (указать, из какого) предложения или слова с использованием слов на изученную орфограмму,

- составить и записать вопросы классу по изученной теме (использовать их можно на следующем уроке при повторении ранее изученного материала),

- выполнить грамматические разборы других предложений и слов, а не тех, что указаны в упражнении,

- либо полностью меняю задание к упражнению.

Главное здесь - каким бы ни было домашнее задание, оно должно быть прокомментировано учителем и понятно всем детям.

Для проверки усвоения темы для учащихся с ОВЗ часто используются индивидуальные карточки.

Для контроля знаний продуктивно применение тестовых заданий. В том числе, это  задания, состоящие из вопроса и  вариантов ответа; задания, предлагающие для анализа два суждения;, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в столбцах, колонках; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание.

 Главное – они должны быть небольшого объема, просты и доступны, не перегружены лишней информацией. Диктант обычно проводится для всех единый, но критерии оценивания отличается.

В частности,  если по критериям оценивания устных и письменных работ по русскому языку за 5 орфографических ошибок в контрольном и словарном диктантах ставится отметка 2, то у детей с ОВЗ отметка 2 ставится с 7 орфографических ошибок. Для отметки 3 за тестовую работу, грамматическое задание учащемуся с ОВЗ нужно выполнить менее половины заданий (около 40%). Особые критерии оценивания сочинений и изложений, устных ответов, пересказа и выразительного чтения.

В заключение отмечу также, что, учитывая психические особенности детей с ОВЗ, урок в инклюзивном классе должен быть составлен с учётом частой смены видов деятельности и применением здоровьесберегающих  технологий.  Для работы же  с  конкретным инклюзивным классом конкретным учеником нужно производить  специальный отбор и сочетание именно тех методов и приёмов, которые в данной ситуации отвечают как  особым образовательным потребностям ученика, так и специфике коррекционно-педагогической работы с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития...

проектная работа "Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС"

Актуальность данной темы бесспорна, так как  цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...

Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Презентация "Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...

Обобщение опыта работы. Мониторинг когнитивной сферы на уроках русского языка и литературы в условиях личностно ориентированного подхода.

Обобщение опыта работы. Мониторинг когнитивной сферы на уроках русского языка и литературы в условиях личностно ориентированного подхода....

Статья «Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка»

В статье анализируются особенности применения  наглядных, словесных и практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка....

Презентация «Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка»

В презентации представлены основные понятия, схемы и иллюстрации к статье "Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка"...