Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования
статья по русскому языку по теме

Ячменёва Елена Петровна

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я применяю новые информационные технологии в процессе обучения. Работа в инновационном режиме позволяет оптимизировать учебный процесс, делает его более рациональным и эффективным, а также повышает мотивацию учения, объем выполняемой работы на уроке; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход, применяя разноуровневые задания).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_vseross_konfepentsiyu.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности применения  новых технологий

на уроках русского языка и литературы

 как условие повышения качества образования

Ячменёва Елена Петровна

Магистр Педагогики.

преподаватель,

БОУ ОО СПО «Тюкалинский

 индустриально – педагогический колледж»

(г. Тюкалинск)

             Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я применяю новые информационные технологии в процессе обучения. Работа в инновационном режиме позволяет оптимизировать учебный процесс, делает его более рациональным и эффективным, а также повышает мотивацию учения, объем выполняемой работы на уроке; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход, применяя разноуровневые задания).

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:  

 использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала; деятельности преподавателя, управляющего этими средствами;  повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в следующих вариантах:

- использование дополнительного материала;

- использование диагностических и контролирующих материалов;

- повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках.

- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

- формирование информационной компетентности обучающихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.  

         Применение компьютерных учебных средств целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков, поиске новых форм компьютерного моделирования. Однако практика показала, что применение элементов алгоритмизации и компьютеризации наиболее эффективно использовать на зачетных уроках, поскольку дает возможность повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе нескольких предыдущих уроков, и организовать контрольную проверку знаний по изученной теме. Следует отметить эффективность использования компьютерных средств обучения в процессе контрольно-оценочной деятельности. После изучения раздела «Сложноподчиненные предложения», провожу уроки - презентации. Материалы готовят сами обучающиеся. Уроки презентации можно проводить и на уроках литературы. Учащиеся по творчеству поэтов и писателей составляют хронологические карты, схемы для характеристики героев. Все это сопровождается при помощи компьютерных средств. Например, при изучении творчества А.С. Грибоедова, обучающиеся составляли план-схему и свои рассказы о писателе сопровождали с помощью мультимедийного проектора. Такие уроки носят творческий характер. В процессе работы по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе можно выделить несколько аспектов, влияющих на формирование мотивации к обучению. При подготовке таких уроков дается задание коллективное или индивидуальное: собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии или иллюстрации, продумать анимацию, выбрать необходимый шрифт, цветовую гамму. Современный образовательный процесс предусматривает использование таких средств и методик, которые помогают  «открывать» себя, раскрывать свою личность. Важно использовать такие образовательные технологии, которые не только формируют знания, умения и навыки, но и позволяют осуществить деятельностный подход в обучении. К таким технологиям относится метод проекта. Метод проекта ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую и способствует активизации познавательной активности обучающихся, а также развитию навыков исследовательской работы.

Психологический аспект. Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде обучающихся проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус обучающегося, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера.

Дидактический аспект. Групповая работа обучающихся в среде информационных технологий порождает «здоровую» соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении. Все это способствует развитию нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий обучающихся. Работа в среде информационных технологий приучает обучающих понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы ее выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе. При проведении внеклассных мероприятий  тоже можно воспользоваться компьютерной технологией. Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Для фронтальной работы с обучающимися использую информационно – образовательные ресурсы.

        Проектная деятельность активно развивает коммуникативные навыки, что очень важно в современном обществе. И в этом особая социальная значимость цифровых материалов. Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения русского языка и литературы. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности. В процессе работы с цифровыми ресурсами преподаватель или обучающийся может сам отбирать необходимый материал при изучении или повторении темы.  Демонстрационные материалы используются на этапе объяснения нового материала, основная их функция – иллюстративная. Это может быть работа с текстом, в котором нужно определить стиль и тип речи данного текста, составить речевую ситуацию. Демонстрационно-опорные материалы не только иллюстрируют какое-либо языковое явление, но и служат опорой для их анализа, а также стимулируют высказывания на этапе закрепления. Этот вид цифровых материалов целесообразно использовать при повторении орфографических правил. Интерактивные правила стимулируют мыслительную активность учащихся, представляя собой, по сути, задания на размышления. Так, например, при повторении правил пунктуации использую интерактивную таблицу «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях». Таблица состоит из трех колонок, первая из которых – это знаки препинания, вторая – примеры БСП, третья – «Как проверить?». В ячейки третьей колонки помещены интерактивные вопросительные знаки. При активизации, вопросительные знаки замещаются союзами, с помощью которых можно проверить постановку запятой, тире, двоеточие между частями БСП. Подобная работа возможна и при повторении сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. На этапах закрепления материала, контролируя знания и умения учащихся, часто обращаюсь к тестовому контролю.  Достоинством электронных тестов является то, что  можно  собрать собственный тест, составить любой набор тестов по теме. На мой взгляд, продуктивным видом работы являются интерактивные задания по русскому языку для тренировки грамотности обучающихся. Это интерактивные диктанты, представляющие собой небольшие отрывки из произведений классической литературы (А.П.Чехов «Дом с мезонином», Л.Н.Толстой «Анна Каренина», Н.В.Гоголь «Мертвые души» и др.). Они позволяют самостоятельно проверить собственную грамотность, что формирует у ребят навыки самоорганизации, а также способствуют  приобщению обучающихся к замечательным произведениям русской литературы и воспитывают любовь к художественному слову. Использование современных образовательных технологий в учебно–воспитательном процессе дает хорошие результаты. Цифровые образовательные ресурсы, компьютерные технологии, метод проектов способствуют повышению мотивации учения, а также повышению информационной культуру обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования.

Главным условием для повышения качества образования я считаю раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли и чувства. Если уроки русского языка и литературы станут такими, то р...

Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Презентация "Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...

Выступление на педагогическом совете школы "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"

Выступление на педагогическом  совете "Эффективность уроков  русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...

Статья "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"

В статье представлен опыт использования элементов технологии развития критического мышления при подготовке к урокам по русскому языку. Автор предлагает посмотреть какие  эффективные приемы и спос...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы как средство повышения качества образования в рамках ФГОС»

Повышение качества обучения и уровня коммуникативных компетенций  учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий путем использования инфрмационно - коммуникационных технолог...

Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования...

«Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования»

laquo;Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования»...