Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете школы "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"
    статья по литературе на тему

    Ипатова Раиса Михайловна

    Выступление на педагогическом  совете "Эффективность уроков  русского языка и литературы как условие повышения качества образования"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Богородицкая средняя школа

    Смоленского района

    Эффективность уроков

    русского языка и литературы

    как условие повышения качества образования

    Ипатова Р. М., учитель

     русского языка и литературы

    2017 год

    Эффективность уроков

    русского языка и литературы

    как условие повышения качества образования

    Важнейшим  приоритетом российского образования сегодня является развитие и становление личности. Обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые  люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные рещения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, обладают развитым чувством ответственности за страну.

    Главная задача российского образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундументальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

    Главной и первостепенной задачей школы  является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования.

    Я считаю, что повышение качества образования должно осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Школьник не просто готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности.

    Добиваться качества обучения учителю помогает и система эффективного планирования учебного материала, и чёткая организация образовательного процесса, и контроль всей деятельности учащихся.

      Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной  деятельности необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей.

    Цель моей деятельности – создание таких условий, при которых на каждом уроке формируются и развиваются умения и навыки, превращающие ученика в субъект, заинтересованный в учении и саморазвитии, готовый активно познавать мир, умеющий творчески работать. Любая грань знаний должна стать результатом его собственной деятельности. Учащийся работает весь урок. На уроке постоянный диалог: учитель – ученик.

    Эффективность современного урока основывается на применении разных  форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель,  прежде всего, должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать повышению качества образования.

    Эффективность урока, а значит и качество, зависят от грамотного использования методических приёмов – это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенностям развития учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

    Я хочу остановиться сегодня на двух вопросах: формирование орфографической грамотности и воспитание интереса к чтению. Почему именно на этих вопросах?

    Как повысить качество письма обучающихся? Как эффективно организовать работу по формированию орфографической зоркости?

    Одной из важнейших задач изучения русского языка в школе, я полагаю,  является формирование у обучающихся прочных орфографических навыков, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание в письменном общении. Следовательно, способствует качественному усвоению учебного материала по всем предметам.

    Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

    Как и многих учителей меня волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение «видеть» орфограммы.

    Что такое орфографическая грамотность?

    Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. А значит, эффективность обучения по всем предметам.

    Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

    Поэтому орфографическую работу стараюсь  реализовывать через:

    1. углубление познавательных интересов;
    2. чёткий отбор и продуманную  структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;
    3. использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
    4. повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
    5. положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
    6. введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
    7. организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.

    Приёмы,  развивающие орфографическую зоркость:    

    1. Комментированное письмо. 

    Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

    2. Письмо с проговариванием.

    Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

    3. Письмо с пропуском орфограмм. 

    Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

    4. Какографические упражнения. 

    Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

    5. Письмо по памяти. 

    Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

          1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

          2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

          3. Упражнение в запоминании.

          4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.

          5. Запись.

          6. Проверка.

    6. Работа с группой предложений по системе Федоренко. 

    Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают по одному  предложению и самостоятельно его записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок.  

    7. Списывание.

    Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

    - Внимательно прочитай предложение.

    - Повтори его, не заглядывая в текст.

    - Подчеркни в предложении все орфограммы.

    - Прочитай предложение орфографически.

    - Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

    - Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

    - Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

    Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

    1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное и т. д.

     2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

     3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

    4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

    5. Спиши слова определённой части речи.

    6. Выпиши словосочетания.

    9.  Диктанты.

           - Предупредительный диктант.

           - Объяснительный диктант.

           - Выборочный диктант.

           - Свободный диктант.

           - Самодиктант.

           - Зрительно-слуховой диктант.

    Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова, а затем записывают.

            - Диктант с постукиванием.

     Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой.

           - Словарный диктант.

    10. Орфографические минутки.   

    Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.

           Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
               Необходимо учитывать 
    факторы формирования орфографической зоркости:    

    1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

    2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

    3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать.
    4. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

           Учитель обязательно должен  знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке стараюсь проводить  самостоятельную работу, с помощью разнообразных упражнений, проводить орфографическую работу.

    Дети должны запомнить:

    До того, как написать слово:

    1. Ставим слово под ударение.

    2. Мысленно разбираем его по составу.

    3. Определяем «ошибкоопасные» места.

    4. Вспоминаем правило.

    5. Подбираем, если есть проверочное слово.

    Только после этого можно записать слово.

    Даю задания на развитие внимания,  зрительной памяти.  

    1. Расшифруй слова

    Доран, атябер,акчовед,щиравот, тадлос, цедолом

    2. Раздели склеенные между собой слова

    Народребятадевочкатоварищсолдатмолодец

    3. Найди ошибки, объясни их правописание.

    Марос, вараби, канки,

    Сарока, снишки, девачка.

    6. Письмо по памяти:

    Весна приходит постепенно:

    В полях неслышно тает снег,

    Побег из ледяного плена

    Готовят тайно воды рек.

    7. Исправь допущенные ошибки, объясни.

    Белый снек на ветке,

    Иней на стикле.

    Ель дражит от ветра

                     Холодно и мне.    

    8. Вставь пропущенные буквы. 

      Со.сна, в л.су, д.р.вья,ств.лы,пч.ла,сл.ны, х.лмы. 

    9. Выбери правильную букву:

    Д(о,а)ждливый, св(и,е)стеть, гр(и,е)бешок, б(о,а)льшая.

    9. Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

    10. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря, с . ды, гр.бы 
    Объясни, почему вставили такие буквы.

    11. Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

    12. Игра «Доскажи словечко и запиши его»:

         Вяжет мама длинный шарф,

         Потому-то сын … жираф

          Если мы растём на ели,

          Мы на месте и при деле,

          А на лбах у ребятишек

          Никому не нужно… шишек.

            Считаю, что огромную роль в формировании орфографической зоркости играет организация работы над ошибками. Необходимо детей научить контролировать свою работу, уметь проверять и исправлять ошибки. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником,  были им же исправлены и объяснены. Очень полезно использовать памятку «Работа над ошибками». 

    Такая эффективная  работа позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. Используя разнообразный по содержанию дидактический материал, опорные схемы, таблицы, карточки, всё это помогает развивать интерес к предмету, позволяет предупредить ошибки, развивает орфографическую зоркость, улучшает качество письма.

    Большую помощь в работе оказывают презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

    2. Воспитание интереса к чтению

                                           Есть только одно средство стать культурным

                                          человеком – чтение. Ничто не может его заменить.            

                                                                                                      Андре Моруа.

          Одной из «болевых точек» современной школы является то, что современные дети читают мало или читают поверхностно, а некоторые вовсе не читают. И это касается не только художественной литературы, а вообще любых книг, в том числе и учебных предметов. Особенно сложно, конечно, преподавать литературу. Все вы знаете, что анализировать художественное произведение можно лишь тогда, когда оно прочитано учениками, но на практике часто от этого приходится отступать. Большинство школьников не хотят читать. Главная цель наша – привлечь к чтению, даже, может быть, завлечь, не пользуясь «силовыми приёмами».

            Показателен в этом отношении опыт ленинградского учителя Е. Н. Ильина. Он не скрывает, что часто разговор о произведении ведётся, когда оно не прочитано. В книге «Искусство общения» он пишет: «Не жду, пока основная масса ребят прочитает книгу и начинается её разбор (практически такое бывает редко), а самим разбором вызываю массовое чтение.  Анализом создаю условие для анализа. Ищу страницу, которая заставит прочитать книгу. Но найти – полдела. Надо ещё увлекательно разобрать так, чтобы начатой страницей поманила вся книга… »

             И часто мы, учителя, изощряемся, чтобы увлечь учеников. Дело подчас доходит до лицедейства на уроках, сообщения о которых мелькают в печати (учитель в образе Беликова на занятии о Чехове или с гитарой на занятии о поэзии). Если дело пойдёт так дальше, то мы дойдём скоро до цирка на уроке. И дойдём, если не осознаем проблему привлечения к чтению как остро насущную методическую проблему, которая не снимется тем, что есть замечательные учителя, её решающие.

            Различают три фазы в процессе общения человека с книгой: первая (предфаза) – обусловленная потребностями, мотивами, внутренняя настройка на чтение; вторая – собственно чтение; третья (постфаза) – осмысление, оценка произведения. Эти фазы тесно связаны и образуют довольно жёсткую взаимозависимость мотивов, особенностей восприятия и уровней осмысления. Эти этапы как система взаимосвязанных и взаимовлияющих факторов по-настоящему методикой ещё не освоены.

           Но  ясно одно, что очень важна первая фаза: мотивы и потребности к чтению, внутренняя настройка на чтение. Сегодня она отсутствует у большинства. И здесь вина не школы, а скорее общества, телевидения, радиовещания, семьи. В обществе потребления нет места духовному, т.е. книгам. Материальные блага заменили книжные полки в наших домах. Эфирное время на телевидении и радио отдано рекламе. Исчезли былые радио- и телепередачи о книгах, об авторах, редко можно увидеть хорошую экранизацию произведения. Кажется, полки наших книжных магазинов забиты литературой, но мало кто её читает, особенно серьёзную литературу, классическую, русскую и зарубежную.

           А вечные реформы образования тоже не способствуют приобщению к  лучшим образцам литературы. Программы раздуты до предела. И учителю приходится выбирать: обеспечивать знаниями учащихся или приобщать их к литературе.  Новая форма экзамена по литературе (ЕГЭ) не способствует формированию интереса у школьников к чтению. Но на эту тему можно говорить бесконечно. Можно говорить о роли семьи, но речь не об этом. Должна быть пропаганда книги. И дело это трудное, требует усилий многих людей, организаций, учреждений. Любовь к книге надо прививать с самого раннего детства.  

           Помимо  книги в жизни появились и другие ценности, с которыми надо считаться: кино, телеэкран, компьютер, видео, мобильная связь и т. д. Они тоже требуют времени и духовных затрат. Прежний культ книги в мире юного современника поколеблен, ценность его уменьшилась.

             Меня, как филолога, волнует это. Что ни говори, а книга – главная, непреходящая ценность. Но беда в том, что мы сейчас имеем дело со школьниками, многие из которых не любят читать, и не любят потому, что читать не умеют – в прямом и полном значении этого слова. Не владеют «техникой чтения».  И не только ученики начальных и средних классов, но и старшеклассники (а то и студенты) нередко читают медленно, запинаясь, ошибаясь. С трудом «складывая слова во фразы». Поднаторевшие в прослушивании «дисков», многоопытные в смотрении видеофильмов, такие подростки воспринимают чтение не как «труд и творчество», а как тяжкий, почти физический труд. Нет у них даже того простодушного удивления перед силой человеческой мысли, которое испытал горьковский герой, научившийся читать: «- Понимаешь – гляжу на забор, а мне будто шепчет кто: «продаётся дом»! Господи помилуй. Прямо как шепчет, ей богу! Слушай, Лексей,  неужто я выучился – ну?»

             Что же делать в этом случае? Читать вслух – сначала самому учителю, а затем втягивать в такое чтение учеников. Читать медленно, иногда делая короткие паузы, чтобы дать возможность вслушаться в текст, в слово, в ритм фразы. В чём-то отступить от требований программы, задержать её выполнение, но постараться поднять уровень понимания художественного текста. Выразительное чтение учителя постепенно рождает интерес к литературе. В. Шкловский советовал: «Чтобы школьнику понять характер войны двенадцатого года – его стихийность, его народность, величие народного подвига, - может быть, и не нужно сразу «проходить» всю книгу «Война и мир», а только прочесть сцены про  таких солдат, как умный Тушин, как незаметный Дохтуров, как храбрец Тимохин, не думающий о военной карьере».

          Школьная практика разработала много приёмов, пробуждающих интерес к книге, стремление познакомиться с нею:

    • выразительное чтение наиболее ярких её страниц,
    • выставки книг,
    • игровые моменты,
    • просмотр кинокартин или театральных постановок.  

            Посмотрим, как можно приобщить сегодняшнее поколение к книге.

    Один из приёмов, развивающий читательский интерес: во всём идти «от ученика», от его личных, не всегда объяснимых, а иногда странных запросов. «Что хочется, то и выполняется!»  

         В чём причина падающего интереса к книге?

         Просчёт школы в том, что чтение художественной книги она сделала обязательным, непререкаемым.

         Учительское «надо» всякий раз необходимо связывать с ученическим «хочу».  Необязательность, разумеется, рождает целую систему обязательных  (для учителя!) средств, незаметно и хитроумно приобщающих ученика к книге, заставляющих – буквально и метафорически – открывать их. Начнём с главного – с темы урока.  Очень важно правильно сформулировать тему урока, чтобы привлечь учеников к произведению. Например, «Ненависть или любовь…  Что сильнее?» (По рассказу М. Шолохова «Чужая кровь») или  «Неужели зло так привлекательно?» (М. Лермонтов «Княжна Мери»). «Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?»; «Что дало Васе общение с детьми подземелья?»; «Почему мы оправдываем Калашникова, хотя он нарушил законы кулачного боя?»

         Практика свидетельствует, что ребята с одинаковой «охотой» не читают как объёмный роман «Война и мир» Л. Н. Толстого, так и тоненький «Разгром» Фадеева. Механизм нежелания в том и в другом случае одинаков - надо! Заставляют! Требуют! Интригующий вопрос «не заставляет» и «не требует», а побуждает открывать не только, к примеру, «Разгром», но и заглянуть в другие книги.    

    - Какое слово чаще всего произносит в душе командир отряда Левинсон? Слово это произносят вслух и про себя доктор Сташинский, «любимец» Левинсона – Бакланов, Метелица. Слово это однажды произнесла и Сашенька в романе «Мать». Его не раз употребляет Семён Давыдов. Кстати, любимое слово Рахметова. Ну?

            «Нужно было жить и исполнять свои обязанности»,- так заканчивается «Разгром», книга о человеке долга, обязанностей. О Человеке, вобравшем в себя нравственный опыт революции, несущем в себе нелёгкий груз всесильного «надо», «нужно». Вот слово, которое определяет внутреннее содержание романа, зримо воплощается в его характерах, от личного через судьбу народную ведёт к общечеловеческому. «Надо» - для себя и для всех! – вырастает в духовную проблему и для героев, и для каждого, кто в классе.

          Часто всякий свой урок полезно оборвать многоточием, той недосказанностью, которая ведёт к книге. Она, стало быть, тоже средство, такое же эффективное, как и «втягивающая» тема, интригующий вопрос. Часто сама читаю тот или иной рассказ, сказку, обрываю на самом интересном моменте. Ученики, чтобы узнать дальнейшие события, должны дочитать произведение. Так было с повестью Л. Толстого «Кавказский пленник», повестью В. Г. Короленко «В дурном обществе», с рассказом А.П. Чехова «О любви» и  т. д.  Да и сами эти произведения, герои, проблемы, затронутые в них, не оставляют равнодушными  учеников.  Им интересно и они готовы дочитать произведение, чтобы узнать, чем всё закончилось. Но не всегда в программу включены такие книги. Тогда приходится изворачиваться, хитрить.

           Важным моментом также является вводный урок. Ведь именно от него зависит, будет ли произведение прочитано. «Первое слово – дороже второго»,-  говорится в  народе. Каким должно быть наше первое слово, от которого зависит судьба произведения, в общем, всей книжной полки, в итоге – судьба самих ребят. Главный изъян вступительных уроков в том, что на них почти отсутствует художественный текст.  Нельзя говорить о книге без книги, о писателе – без живого слова. Самые яркие находки в тексте, самые неожиданные вопросы, неприметные на первый взгляд штрихи и детали произведения – щедро отдать вступительному уроку. Иногда урок можно начать с комментированного чтения самой последней страницы, а она-то и заставит прочитать всю книгу.

            Привить любовь к книге помогают в среднем звене различные виды игры: ведь игра активизирует познавательную деятельность, несёт большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, даёт простор творчеству и инициативе, фантазии и смекалке, радует необычностью заданий, возможностью соревноваться.

           Много игровых моментов можно ввести в урок, используя иллюстрации к художественным произведениям. Немало их выпускается специально для школы, но ученикам 5-6 классов нравится иллюстрации, выполняемые своими руками. Дети любят рисовать, и в любом кабинете литературы можно создать богатый фонд их рисунков, так оживляющих урок. Особенно охотно ученики иллюстрируют сказки. Набор иллюстраций к сказкам – основа для разнообразных игровых моментов на уроке.

            Увлекательно проходит викторина «В мире сказок». Я показываю рисунок, а дети называют сказку, отмечают, народная она или литературная, говорят, кто её написал. Можно усложнить эту игру, предложив не только назвать автора и сказку, но и объяснить, какой момент изображён на рисунке, пересказать этот эпизод.

            Вот ещё одна игра. Можно подобрать картинки или сделать самим рисунки различных предметов, упоминаемых в сказках, и организовать игру под названием  «Вернись в сказку!». Увидев предмет на рисунке,  дети должны назвать сказку, где о нем говорится, например: яблоко – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; перо Жар-птицы – «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке», корыто – «Сказка о рыбаке и рыбке»; стрела – «Царевна-лягушка»; меч – «Иван - крестьянский сын и  Чудо-юдо» и т. д.

            Аналогичную игру можно проводить по басням И. А. Крылова, и с её помощью можно представить себе, кто в классе знает больше произведений прославленного баснописца.

            Разные виды игровой деятельности помогают развивать интерес школьников к урокам литературы, к изучаемым произведениям, побуждают к творчеству: они сочиняют сказки, стихи, загадки. Но мне кажется, что плодотворнее  всего – непосредственное обращение к художественному тесту, чтение его, чтение осознанное, прочувственное, выразительное. В практике распространены

    • чтение в лицах,
    • инсценировки,
    • чтение с комментариями

    Современные технологии тоже помогают заинтересовывать учеников книгой или творчеством писателя, поэта. Последнее  время обращаемся к такому виду уроков, как урок - презентация.  Например, «Серебряный век русской поэзии», урок – презентация поэта Н. С. Гумилёва («Путешественник, авантюрист, книголюб, любовник и поэт»), «Ясная Поляна в судьбе Л Толстого», «Ф. М.Достоевский» и т. д.

            Бесспорно, совершенствование методики изучения литературных произведений или использование новых форм уроков может повысить  интерес к чтению.

          Книга снова должна войти в нашу жизнь. Необходимо, чтобы общество поняло роль чтения. Напомню слова А. Герцена: «Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету.  Чтением человек переживает века, не так, как в науке, где он берёт последний очищенный труд, а как попутчик, вместе шагая и сбиваясь с дороги».

           Американский педагог Роберт Вайтхед замечал: «Одна из основных задач преподавания литературы – воспитание у детей любви к чтению. Условие этого – хорошие книги, хорошая программа, вдохновенный учитель и обязательно деятельность учащихся, связанная с изучением литературы».

     Эффективный урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.

    Список литература

    1. Бердникова, И. А. Повышение качества высшего образования // Проблемы управления качеством образования в вузе: сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2007.
    2. Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации. - № 8. - 1990. - с.52-60.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Ипатова Р.М ., учитель русского языка и литературы МБОУ Богородицкой СШ

    Слайд 2

    «Школы, - писал Ж. Пиаже, - должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают»

    Слайд 3

    Цель моей деятельности создание таких условий, при которых на каждом уроке формируются и развиваются умения и навыки, превращающие ученика в субъект, заинтересованный в учении и саморазвитии, готовый активно познавать мир, умеющий творчески работать. Любая грань знаний должна стать результатом его собственной деятельности. Учащийся работает весь урок. На уроке постоянный диалог: учитель – ученик.

    Слайд 4

    «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Н.С. Рождественский

    Слайд 5

    Орфографическую работу стараюсь реализовывать через: углубление познавательных интересов; чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ; использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы; повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе; положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе; введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений; организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.

    Слайд 6

    Приёмы, развивающие орфографическую зоркость: 1. Комментированное письмо . Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим. 2. Письмо с проговариванием . Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. 3. Письмо с пропуском орфограмм. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать. 4. Какографические упражнения. Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний. 5. Письмо по памяти и т.д.

    Слайд 7

    Факторы формирования орфографической зоркости: 1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. 2. Слуховой фактор . Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 3. Проговаривание . Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать. 4. Рукодвигательный фактор . Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

    Слайд 8

    Задания на развитие внимания, зрительной памяти. 1. Расшифруй слова Доран, атябер,акчовед,щиравот, тадлос, цедолом 2. Раздели склеенные между собой слова Народребятадевочкатоварищсолдатмолодец 3. Найди ошибки, объясни их правописание. Марос, вараби, канки, Сарока, снишки, девачка . 6. Письмо по памяти: Весна приходит постепенно: В полях неслышно тает снег, Побег из ледяного плена Готовят тайно воды рек. 7. Исправь допущенные ошибки, объясни. Белый снек на ветке, Иней на стикле. Ель дражит от ветра Холодно и мне. 8. Вставь пропущенные буквы. Со.сна, в л.су, д.р.вья,ств.лы,пч.ла,сл.ны, х.лмы. 9. Выбери правильную букву: Д(о,а)ждливый, св(и,е)стеть, гр(и,е)бешок, б(о,а)льшая . 9. Игра «Спрячь Ь в середину слова» : день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е. 10. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря, с . ды, гр.бы Объясни, почему вставили такие буквы. 11. Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

    Слайд 9

    Воспитание интереса к чтению Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение. Ничто не может его заменить. Андре Моруа.

    Слайд 10

    Эффективный урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.

    Слайд 11

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальная работа учащихся на уроках русского языка и литературы как залог повышения качества образования

    Современная школа сегодня неоднозначна и противоречива: ставитвысокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможностиобщества (отдельной семьи, ученика). Говорить о современных техноло...

    Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

    Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития...

    Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования.

    Главным условием для повышения качества образования я считаю раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли и чувства. Если уроки русского языка и литературы станут такими, то р...

    Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий повышения качества образования в процессе реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ОО

    Статья расскрывает новые педагогические технологии, которые могут повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, снять напряжение на уроке, сделать его более интересным и как следствие повысить каче...

    Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

    Презентация "Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...

    Выступление на МО «Практико-ориентированный подход в обучении как условие повышения качества образования» (Протокол № 4 от 23.03. 2017 г.)

    К современному образованию предъявляются новые требования. Одно из основных - сделать образование не только качественным, но и практически целесообразным. Другими словами,  усилить практическую н...

    Статья "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"

    В статье представлен опыт использования элементов технологии развития критического мышления при подготовке к урокам по русскому языку. Автор предлагает посмотреть какие  эффективные приемы и спос...