Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования.
материал на тему

Главным условием для повышения качества образования я считаю раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли и чувства. Если уроки русского языка и литературы станут такими, то результат будет достигнут. В основе таких уроков - два принципа: операционный и мотивационный. Операционный принцип предполагает отношение к родному языку как к «предмету предметов». Мотивационный принцип означает, что при подготовке учитель в первую очередь ищет ответы на вопрос: «как сегодня сохранить у учеников желание писать, читать и говорить на родном языке»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования. 

Главным условием для повышения качества образования я считаю раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли и чувства. Если уроки русского языка и литературы станут такими, то результат будет достигнут. В основе таких уроков - два принципа: операционный и мотивационный. Операционный принцип предполагает отношение к родному языку как к «предмету предметов». Мотивационный принцип означает, что при подготовке учитель в первую очередь ищет ответы на вопрос: «как сегодня сохранить у учеников желание писать, читать и говорить на родном языке» Структурно такие уроки отражают возможности четырѐх видов деятельности: пишу, говорю, читаю, слушаю. Развитие речи (как и любое развитие) немыслимо без свободы творчества, возможности познать всѐ богатство родного языка. «Язык неисчерпаем в соединении слов», - писал А.С.Пушкин. Научить этому искусству «соединять слова» непросто, но каждый учитель в своей практике применяет множество приѐмов, чтобы дать ребенку почувствовать радость творчества и понимания того, что он счастливчик, для которого родным является один из самых богатых языков мира. Чтобы пробудить фантазию, стремление к творчеству, я использую в своей работе прием Джанни Родари (известно, что какое-то время он был учителем). Его перу принадлежит книга «Грамматика фантазии», в которой он рассказывает о вовлечении школьников в игру, стараясь развить их фантазию. Например, он вызывал кого-нибудь из учеников к доске и просил написать на ней любое слово. Другой школьник в это время находился за доской и на обратной стороне тоже писал своѐ слово-какое угодно. Класс замирал от ожидания неожиданного. Предположим, ученик на видимой стороне доски выводил «пѐс». Когда же доску переворачивали, все читали слово «шкаф». «Пес» и «шкаф», оказавшись рядом, будили воображение детей. Они начинали придумывать разные истории. Что будет, если соединить эти слова, скажем, так: пес со шкафом, шкаф пса, пѐс в шкафу. Взяв этот приѐм, я несколько видоизменила его: пишем только имена существительные, так как они не ограничивают действием полѐта фантазии и в их соединении могут быть различные комбинации, при этом ставится задача - применить то правило, которое мы изучаем на уроке. Даѐтся эта работа на его заключительном этапе. Эти «этюды» (как я их назвала) вызывают интерес учащихся. Они писались в прозе, в стихах. Например, при изучении определенно- личных предложений этюд «Кирпич и ландыши» был написан в стихах, в шуточной форме, как рабочих, разгружавших награждали ландышами, и ограждали ландыши. А другой - в виде сказки. А при изучении деепричастных оборотов этюд «Конь и Пушкин» получился в стиле Даниила Хармса, о котором ученики пока ещѐ не подозревали. И пусть не у всех получается, но охвачены творческим процессом и стремятся воплотить свой замысел все. При обсуждении говорим о достоинствах и недостатках работ, что формирует и речевую зоркость, и чувство стиля, и умение слушать. Как и другие учителя – словесники, я задумывалась, как сделать более доступным и хорошо запоминающимся теоретический материал. Этому способствует написание лингвистических сказок. Познакомившись на уроках с грамматическими сказками Ф. Кривина, ребята понимают по аналогии создавать свои, в которых обыгрываются изученные правила. («Да на вас лица нет» - об отсутствии лица у глаголов прошедшего времени и т. д.) Устраиваю лексические, фразеологические соревнования. Так при изучении темы «Фразеологизмы» за определенное время нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются топонимы ( Москва слезам не верит ; Москва не сразу строилась; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; конотопская ведьма; во всю Ивановскую; открывать Америку; галопом по Европам; китайская стена; язык до Киева доведет). А в качестве домашнего задания предлагаю подобрать фразеологические обороты, в которых встречаются имена собственные, объяснив не только их лексическое значение, но и литературный или исторический источник создания фразеологизмов, что побуждает учащихся работать с фразеологическими словарями. ( Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; дамоклов меч; танталовы муки; а Васька слушает да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерему; мели, Емеля, - твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; филькина грамота; драть, как сидорову козу; Федот да не тот; двуликий Янус; мамаево нашествие; иудин поцелуй; лавры Герострата. При подготовке к ЕГЭ сочинение-рассуждение на лингвистическую тему подбираю тексты, помогающие учащимся при написании собственных рассуждений. Например, проецируется текст на доске: О пользе знаков препинания. Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицания и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на земле или даже в собственной квартире. К концу его жизни остались только одни кавычки. Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания! (А.Каневский) Осмыслив текст, учащиеся без затруднений могут написать сочинение- рассуждение на тему: «Почему нам нужны знаки препинания?». Ход мысли и система доказательств ясны. На уроках литературы главным остаѐтся слово писателя, умение анализировать текст художественного произведения. Необходимо приблизить произведение к ученику, показать его актуальность для понимания наших современных проблем. Так, энергичный «предприниматель» покупает убыточное имение, намереваясь сделать его прибыльным – вот фабула «Вишнѐвого сада». Имение продаѐтся за долги, которые не в состоянии вернуть хозяева. Долги они накопили из-за собственной безалаберности и некомпетентности. Такая узнаваемая ситуация: собственность меняет хозяев. Кто же наши несостоятельные владельцы и возможные покупатели? Как и почему меняется Лопахин после покупки сада? Что будет с вишнѐвым садом? Возможно ли его спасти? Ваши способы спасения этой красоты и России? («Вся Россия – наш сад»). И пусть эти проекты, которые выдвигают ребята, несовершенны, а во многом наивны и спорны, главное – разбудить мысль, заставить размышлять. На уроках литературы используются разные формы для развития творческих способностей: это и создание собственных былин, рассказов, сказок, хокку, написание сочинений в форме дневниковых записей от лица героев, индивидуально подобранные темы, учитывающие способности каждого. Хочется напомнить о несомненной связи между практической грамотностью человека и его образованием, всесторонним интеллектуальным развитием. Наша задача – дать ученику возможность такого развития, создать условия, воспитать человека, любящего мудрость написанного слова, помочь становлению свободной, гуманно мыслящей личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа учащихся на уроках русского языка и литературы как залог повышения качества образования

Современная школа сегодня неоднозначна и противоречива: ставитвысокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможностиобщества (отдельной семьи, ученика). Говорить о современных техноло...

Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития...

Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Презентация "Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...

Выступление на педагогическом совете школы "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"

Выступление на педагогическом  совете "Эффективность уроков  русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...

Статья "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"

В статье представлен опыт использования элементов технологии развития критического мышления при подготовке к урокам по русскому языку. Автор предлагает посмотреть какие  эффективные приемы и спос...

Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования...

«Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования»

laquo;Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования»...