Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования
методическая разработка

Дряева Дарья Александровна

Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования»

“Единственный путь,

ведущий к знанию -  деятельность”.

 Бернард Шоу

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Важным направлением инновационной деятельности является освоение учителями новых дидактических систем, технологий, методов обучения. Такими являются следующие инновационные  технологии: коммуникативные  технологии, личностно-ориентированные технологии, технологии интерактивного обучения, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии в преподавании  русского языка и литературы.

Цели  применения инновационных технологий: это повышение качества образования, формирование  общественного  мнения о системе  образования в лицее, повышение престижа учительской  профессии.

Я, как  учитель русского языка и литературы, хочу остановиться на  некоторых из них:

1.Использование на уроках русского языка и литературы ИКТ дает положительные результаты. При проведении уроков  самой распространенной формой  применения ИКТ  является мультимедиа–презентация. Этот  вид сопровождения  урока позволяет акцентировать внимание на самых главных элементах изучаемого материала, включить анимацию и видеофрагменты. Кроме того мультимедиа–презентации  применяются учащимися при выступлениях  с докладами и рефератами, сообщениями или при защите  исследовательских работ.

 Я часто провожу уроки русского языка и литературы с помощью презентации, особенно в старших классах (при изучении биографии, художественных произведений), но заранее предупреждаю своих учеников, что презентация должна  быть наглядная, слайд не должен  содержать  много текста, презентация должна  быть иллюстрирована, содержать рисунки, фотографии, схемы, самая важная  информация должна помещаться на первых и последних слайдах. При создании презентации  следует помнить, что она является сопровождением выступления, доклада  или урока, а не заменяет его. В октябре я провела конкурс  презентаций среди своих учеников 6х кл. на тему «Биография А.С. Пушкина», все они справились с заданием, но были и ошибки, которые  сами исправили, ведь это своего рода «новшество»- дети сами искали, сами трудились.

Важным элементом применения ИКТ в преподавании русского языка является  использование интерактивной доски. В нашем лицее одним из первых кабинетов, в котором разместилась интерактивная доска, стал 33 кабинет. Интерактивные доски – ценный  инструмент  для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который  помогает учителю  излагать новый материал  очень живо  и увлекательно. Доска позволяет  представить  информацию  с помощью  различных мультимедийных  ресурсов. Она упрощает  объяснение  схем  теоретического  материала по русскому языку и   литературе и помогает разобраться  в сложной проблеме. Учитель может рассуждать вслух, комментируя  свои действия, постепенно  вовлекая  учащихся  и побуждая  их записывать  идеи на доске. Мои коллеги: Горлачев М.А. и Бодренкова Н.Н. - часто  используют интерактивную доску. Ученики работают с огромным интересом (сами допускают ошибки, сами их исправляют, сами оценивают свою орфографическую грамотность). Работа с интерактивной доской  помогает ученикам при подготовке к ГИА, к  ЕГЭ,  при объяснении теоретического материала,  при решении тестовых заданий.

 Информационные технологии позволяют учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств.  Ясно, что с помощью программного обеспечения можно разработать различные материалы. Это могут быть карточки с заданиями, тесты, алгоритмы решения лингвистических задач, опорные конспекты, схемы и т.д. 

Сейчас существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка и литературы как при подготовке к уроку, так и на самом уроке. Есть в Сети методические и искусствоведческие материалы – все их невозможно сейчас перечислить.

Конечно, диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае мы можем сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес, эффективность групповой и самостоятельной работы, соответственно повышается качество образования.

Исследовательская деятельность – это один  из способов творческого развития школьников. Выполняя  собственное исследование, ученик не только  приобретает новые  знания, но и усваивает  новые способы  деятельности, развивает  свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность  - вот  тот  неполный  перечень качеств, которые может развить в себе  ребенок, вовлеченный  в исследовательскую  деятельность.

Всякий  здоровый  ребенок  рождается  исследователем. Детям  присущи  любознательность, желание  экспериментировать, жажда новых впечатлений. Ребенок  стремится  познать  окружающий  мир. Именно это стремление  к познанию  создает  условия  исследовательского  обучения. Исследовательскую  деятельность  я ввожу в учебный процесс  с 5 класса.  В ней  принимают участие сильные и слабые  учащиеся. Детей на первых порах  приходится учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать  гипотезы, как наблюдать, как привести  эксперимент. Вначале  постановку  проблемы  решаю сама, поиск  решения осуществляют учащиеся по наводящим вопросам; предложения  выбирают   учащиеся  самостоятельно, выводы делают  под моим  руководством. Урок-исследование очень эффективен при повторении, обобщении, комплексной работе с текстом. Работая  с детьми  над развитием  основ исследовательской  деятельности, я добиваюсь  таких результатов: старшеклассники  научились  работать  с различными  источниками информации, значительно расширили  свой кругозор,  получили опыт  публичного  выступления, овладели  рядом  практических  умений и навыков, научились защищать  исследовательскую работу по слайдам презентации. Ежегодно это подтверждается выступлением учащихся на Дне науки лицея. Таким образом, приобщение  учащихся  к исследовательской  деятельности  дает возможность  повысить темп урока, увеличив  его педагогический эффект.

Здоровьесберегающие  технологии направлены на укрепление  здоровья школьников, что является ключевым процессом обучения.

Здоровьесберегающие технологии применяю во время уроков: это физкультминутки, комплекс упражнений для глаз, для туловища, для рук и ног.

«Забота  о здоровье – это  важнейший труд учителя и воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости, детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное  развитие,  прочность знаний, вера в свои силы…» Эти слова принадлежат замечательному  русскому педагогу В.А.Сухомлинскому. Он в своей педагогической  практике всегда  очень внимательно  относился к здоровью своих  воспитанников, понимая, что именно  здоровье  выступает мерой качества жизни. Вот почему  так важно  учить ребенка сохранить свое здоровье и заботиться о здоровье  окружающих.

Таким образом, использование  инновационных технологий  на уроках русского языка и литературы  делает занятия  эффективными, интересными, развивает мотивацию  учащихся, заставляет работать  творчески, придает  уверенности  в себе, предоставляет  больше возможностей  для участия в коллективной работе, развития  личных и социальных навыков, повышая качество образования.

Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа учащихся на уроках русского языка и литературы как залог повышения качества образования

Современная школа сегодня неоднозначна и противоречива: ставитвысокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможностиобщества (отдельной семьи, ученика). Говорить о современных техноло...

Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития...

Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования.

Главным условием для повышения качества образования я считаю раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли и чувства. Если уроки русского языка и литературы станут такими, то р...

Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования

Презентация "Особенности применения новых технологий на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...

Выступление на педагогическом совете школы "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"

Выступление на педагогическом  совете "Эффективность уроков  русского языка и литературы как условие повышения качества образования"...

Статья "Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования"

В статье представлен опыт использования элементов технологии развития критического мышления при подготовке к урокам по русскому языку. Автор предлагает посмотреть какие  эффективные приемы и спос...

«Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования»

laquo;Эффективность уроков русского языка и литературы как условие повышения качества образования»...