Говорят старые фотографии
план-конспект занятия по краеведению по теме

Конспект урока в музее "Старая квартира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_govoryat_starye_fotografii.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Говорят старые фотографии.

Цели:

   Дидактические:

  1. Сформировать у учащихся понимание, что очень важно знать и помнить свой род, его историю и традиции.
  2. Дать понять, что многое из истории и культуры страны и из жизни людей можно узнать из документов и фотографий предыдущих эпох.

Развивающие:

  1. Развивать навыки поиска информации в различных источниках.
  2. Развивать мышление, память, речь учащихся (через высказывание)
  3. Развитие навыка выступления перед аудиторией
  4. Развитие познавательного интереса к предмету через использование элементов компьютерной технологии.

Воспитательные:

            Воспитание положительной мотивации к учению и попытка вызвать интерес к  

            истории своей семьи.

Оборудование:

  1. Компьютерная презентация «Говорят старые фотографии»
  2. Фотографии из культурной и бытовой жизни пятидесятых годов  века.
  3. Доклады учащихся по темам «История фотографии», «Фотография в жизни страны в 1950-е годы», «Театральная жизнь 1950-х годов», «Искусство кино в 1950-е годы», «История моей семьи в фотографиях».
  4. Картонки с наклеенными на них фотографиями изучаемого периода на заданную тематику.
  5. Компьютер.

Прогнозирование:

                           В результате актуализации знаний на основе деятельного метода        

                 (самостоятельный поиск информации учащимися, просмотр презентации,

анализ полученных сведений), дети должны представить себе культурную жизнь страны в середине  века и почувствовать необходимость узнавать как можно больше о своей семье.

            Усвоение и закрепление материала  проходит через написания эссе на тему: «Мой семейный альбом  как отражение культурной жизни  века»

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка проблемы и совместное открытие нового знания.
  4. Первичное закрепление и расширение знания.
  5. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Ход урока.

I   Организационный момент.

II Актуализация знаний.

  1. Как думаете, почему для каждого человека важно знать историю  своей семьи, своей страны?
  2. Объясните, для чего нужна наука история?
  3. Подумайте и ответьте, что объединяет все эти предметы:
  1. написанное два века назад письмо;
  2. найденный в земле клад старинных монет и украшений;
  3. древняя сабля, передающаяся из поколения в поколение.
  4. Фотографии людей, живших в прошлом веке.
  1. Новая тема.

Начало урока проходит в форме постановки. В кабинете выключается свет, горит только лампа. Ученик просматривает свет фотоплёнку. На столе разложены различные фотоаппараты и фотографии. Отложив пленку, ученик начинает читать стихотворение Б.Ш. Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство».  По окончании чтения свет включается и учитель говорит вступительное слово.

     

III. Постановка проблемной ситуации.

Вступительное слово учителя: Как мы с вами уже выяснили, самые разные вещи могут служить нам источниками знаний.  Таким источником являются и фотографии. Они показывают нам то, что сейчас уже нельзя увидеть, и позволяют гораздо лучше представить себе жизнь предыдущих поколений. Конечно, в древние века с их помощью мы заглянуть не можем, но вот в недавнее прошлое – легко. Давайте совершим небольшое путешествие во времена юности наших бабушек и дедушек.

V. Первичное закрепление и расширение нового знания.

Выходит второй ученик с фотоаппаратом:

«Смотри: сейчас отсюда вылетит птичка!»- так упрашивали вас в детстве, когда фотографировали, смотреть на объектив фотоаппарата. И вот на детской фотографии мы видим себя с распахнутыми от удивления глазами, замершими в ожидании птицы, живущей почему-то в темном, скучном гнезде фотоаппарата. А может, там, в этом домике с круглым окошком, вовсе не темно и не скучно? Может, живут там какие-то очень умелые человечки, быстро и точно умеющие изображать нас? Сколько лет это неутоленное любопытство не давало вам покоя! Как хотелось иметь фотоаппарат! И вот мечта сбылась. Легкий, удобный, небольшой современный фотоаппарат у вас в руках. (Показывает) Им так легко пользоваться: заряжаешь пленку, открываешь объектив, включаешь вспышку. Осталось только нажать кнопку и - снимок сделан. Аппарат сам определит расстояние до объекта, степень освещенности и даже сам пленку перемотает. А раньше…»

Третий ученик выступает с докладом по теме «История фотографии»:

«В январе 1839 года Парижская академия наук заслушала сообщение об открытии художника Луи Жака Манде Дагера. Он предложил способ проявления и закрепления изображения на плоской пластинке покрытой серебром. Этот день можно считать днем рождения фотографии. Но как художник получал само изображение? Разве в 1839 году уже существовала фотокамера? Представьте себе, подобный аппарат был. Назывался он камера - обскура  - «темная камера» в переводе с латыни.

Слайд 1.

Это изображение очень давнишнее. В пятом веке до нашей эры о камере-обскуре рассказывает в своей работе один китайский философ. Аристотель в своих сочинениях неоднократно упоминает о ней. В Европе тайну камеры-обскуры разгадали в тринадцатом веке. Английский ученый и философ Роджер Бэкон  посветил ей целый труд, вдохновенно описав устройство и действие камеры.

В одной из стен темного помещения делали небольшое отверстие, и свет, проникая через него, оставлял на противоположной стороне  изображение того, что происходило снаружи, только оно было уменьшенным и перевернутым.

Изображение можно было сделать меньше или больше, варьируя расстояние между стенками камеры. Если увеличивалось расстояние, изображение делалось крупнее, и наоборот. Картинка получалась ярче, четче, детальней, если отверстие было меньше. С увеличением отверстия яркость возрастала, но изображение делалось расплывчатым.

Слайд 2.

Так и нашем аппарате: маленькая коробочка – это словно маленькая темная комната. Отверстие в ней – объектив, только застеклено это окошечко несколькими линзами, так что образует сложный оптический прибор. Диаметр отверстия в объективе можно регулировать с помощью специального механизма – диафрагмы. На задней стенке фотоаппарата, когда объектив открыт, появляется изображение. Вернее, оно появляется на пленке, которая находится там. Если бы не фотопленка, изображение исчезло бы в тот момент, когда закрывался глазок объектива. Так ведь и происходило в камере-обскуре. А фотопленка не дает ему исчезнуть. Как же ей удается сделать мгновение вечным?  

Слайд 3.

Пленка покрыта фотоэмульсией, содержащей бромистое серебро. Это соединение очень неустойчивое, под действием света оно тут же разлагается и выделяет свободное серебро. Даже за краткий момент съемки отдельные кристаллики успевают разложиться, образуя изображение, которое пока не видно. Но как невидимое изображение сделать видимым, четким и крепким? За портрет-невидимку возьмутся проявитель и закрепитель. Когда пленку опустят в раствор проявителя, начнется сложный химический процесс. Желтоватые кристаллики бромистого серебра чернеют, превращаясь в частички серебра металлического. Там, где во время съемки часть кристалликов уже разложилась, почернение будет происходить быстрее. Но вот изображение появилось. Теперь пленку надо перенести в закрепитель. Он быстро растворит оставшееся бромистое серебро. Те места, куда свет во время съемки не попал, становятся прозрачными, а то, что при съемке было светлым, на пленке останется черным. Короче, на пленке получился негатив.

Слайд 4.

 Осталось превратить негатив в нормальный фотоснимок, где черное снова станет черным, а белое – белым. Для этого пропускают свет через негатив на фотобумагу, покрытую эмульсией, то есть проводят обратный процесс. Теперь фотоснимку осталось лишь высохнуть, – и он полностью готов.

Самая же большая фотокамера изготовлена фирмой «Ролс-Ройс». Ее рост – четырнадцать метров, а вес – двадцать семь тонн.

Слайд 5.

А недавно знаменитая фирма «Минолта» выпустила аппарат- «мыльницу» для подводных съемок. Она почти не отличается от своих сухопутных сестричек. Только абсолютно герметична и выдерживает погружение на глубину до восьми метров. А если, плавая, вы нечаянно уроните ее  в воду, она всплывет на поверхность воды благодаря поплавку – резервуару с воздухом. Вот такая загадочная вещь ― фотоаппарат».

Слайд 6.

Учитель продолжает развивать мысль:

«А сама фотография? На ней  наша  жизнь, её фрагменты, словно остановленные стоп кадром и сохранённые на память. Фотографии бывают профессиональными и

Слайды 7, 8, 9, 10.

любительскими, художественными и небрежными.

(Ребята рассматривают первую картонку с фотографиями). Одни являются свидетелями грандиозных исторических событий:

Слайд 11.

Другие становятся семейными летописями, прослеживающими судьбы людей от рождения до старости. Этих людей уже нет, но память о них сохраняется на их фотографиях. Вот, посмотрите, здесь, на этих снимках целая жизнь.

Слайд 12.

 По фотографиям её можно прочитать. (Класс получает вторую картонку). Ребёнок  после рождения:

Слайд 13.

семейная фотография родителей с маленькой дочерью:

          Слайд 14.

молодая девушка за штурвалом, на борту парохода:

          Слайд 15.

 в кругу коллег:

          Слайд 16.

с подругами:

          Слайд 17.

 и, наконец, уже пожилая женщина с друзьями юности у входа в управление пожарной охраны, обратите внимание, с цветами:

         Слайд 18.

(Все эти слайды повторяют фотографии на картонках, розданных классу). 

Естественно, о её детстве так судить трудно, но вот, например, о работе… Что вы можете предположить?

- Она действительно работала капитаном парохода в пассажирском порту, там познакомилась со своим будущим мужем; во время блокады Ленинграда, она тушила зажигалки на крышах, ― отсюда ― цветы у здания пожарной охраны. Согласитесь, интересно.

Выходит четвертый ученик с докладом на тему «Фотография в жизни страны в 1950-е годы».

- А также есть работа журналистов, которые снимали все стороны жизни для того, чтобы показать одним жизнь других и сохранить эту жизнь на память потомкам. Вот что мы можем наблюдать благодаря ним. (Третья картонка).   Фотографии говорят с нами, мы смотрим на снимок, и он рассказывает свою историю. Вот, например, что можно сказать об этом кадре?

Слайд 19. Обсуждение фотографии.

- Так вот, фотография, как видите, искусство. А в этом искусстве отражается ещё одно, о котором хочется упомянуть, как о неотъемлемой части жизни. Сейчас мы увидим, что фотографии сохраняют для нас память того, что похоже на них по своему смыслу, память кино и театра. Ведь это та же фотография, только в большем масштабе.

 Пятый учащийся делает доклад по теме: «Театральная жизнь 1950-х годов»

VI Закрепление материала.

- Вы можете назвать кого-нибудь из артистов, которых видели ваши бабушки и дедушки? Вот народный артист РСФСР орденоносец Николай Черкасов.

Слайд 20.

Константин Симонов, Брянцев, Игорь Ильинский, Сергей Лемешев, Николай Рыбников, Любовь Орлова, наконец, знаменитая Золушка ― Янина Жеймо. 

Слайды 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27.

(Четвёртая картонка отправляется в класс).

- Многие фильмы с их участием идут и сейчас, но многих или уже нет, или же вы, к сожалению, не хотите их смотреть. А назвать сможете? И тут нам помогает фотография. Вот кадры из фильмов тех лет, которые, как и снимки, рассказывают о жизни людей. Это и «Золушка», и «Цирк», и «Сельская учительница», «Молодая гвардия», «Подвиг разведчика», «Отелло», «Андрей Рублёв», «Иван Васильевич меняет профессию»,  «Два бойца», «Учитель», «Враги», «Подруги», «Беспокойное хозяйство», «Раскинулось море широко», «Волга – Волга», «Я шагаю по Москве», «Бриллиантовая рука», «Война и мир», «Дон Кихот»…и многие, многие другие… Кинематограф устремился к изображению реальной жизни и реальных характеров. 

(Слайды 28, 29, 30, 31, 32 с фотографиями артистов и кадрами из фильмов).

- Также, как мы сейчас собираем изображения любимых артистов, их собирали и наши бабушки и дедушки. Кино было самым популярным увлечением. А толчком к развитию является именно познание через увлечение. Ведь всегда интересно узнавать что-то новое о том, что любишь. Вот так и получали «информацию», когда были в таком же возрасте, как и мы, наши предшественники. И театральные актёры приобретали популярность через кино.

Шестой учащийся делает доклад на тему «Театральная жизнь 1950-х годов».

- Тех спектаклей нам больше не увидеть нигде, кроме как на старых открытках. В первые годы после Победы театралов спасала классика. В старых пьесах актёры могли ярче показать себя, полнее проявить свой талант. Позже, в 50-е годы, театр охватило ощущение свободы, радости творчества, настроение подъёма. Предлагались все новые открытия и решения, появлялись новые коллективы,                                                                                                                                                   обрели голос молодые режиссёры, оживились и помолодели актёры. Здесь собирались самые яркие писатели, художники, музыканты, критики. Ранние спектакли отличались достоверностью и искренностью актёрской игры. Актёры на сцене разговаривали и двигались как самые обычные люди, и мучились теми же вопросами, что и большинство сидящих в зале. Нужно знать такие имена, как: Олег Ефремов, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Михаил Казаков, Анастасия Вертинская, Константин Райкин, Марина Неёлова, Олег Даль, Валентин Гафт, Авангард Леонтьев. Зазвучало имя Анатолия Эфроса. Знаменитый Георгий Товстоногов воспитал Иннокентия Смоктуновского, Татьяну Доронину, Зинаиду Шарко, Кирилла Лаврова. Ведь многие из этих имён вы уже не раз слышали от взрослых. Глядя на этих людей, проводили свой досуг наши бабушки и дедушки.

На сцене шли: «Маскарад», «Дубровский», «Обыкновенная история», «Горе от ума», «Чайка», «Три сестры», «Идиот», «Униженные и оскорблённые», «Ревизор», «“Юнона” и “Авось”». Тоже знакомые названия, правда? Постарайтесь запомнить их. Это было очень близко для близких вам людей. И если вы обратитесь к ним, то можете услышать много интересного о том, как жили и чем интересовались ваши бабушки и дедушки.

VII Итог урока. Рефлексия.

Ученики по желанию рассказывают об истории своей семьи в фотографиях. Старые фотографии их родный показываются на слайдах.

- Вот, что рассказывают нам вещи, если попросить их заговорить. И, придя домой, присмотритесь к своим старым, пожелтевшим, но всё же таким дорогим фотографиям повнимательнее, попытайтесь расспросить их об истории их изображений, а если они не всё расскажут, спросите тех кто на них изображён, или тех, кто их сделал ― вам с радостью помогут. А смотреть и слушать вдвойне интересно, тем более, узнавая при этом историю своей семьи.

Огромное значение имеют для нас эти, раньше чёрно-белые, а теперь и цветные, картинки. Вам ведь тоже захочется сохранить для себя и потомков летопись своей семьи. Так что, храните старые фотографии, делайте новые, учитесь снимать. Уверяю вас, это очень увлекательно, если делать не только небрежные кадры главных событий лёгким нажатием кнопки, но и научиться, с помощью более точных аппаратов, компоновать кадр, выбирать правильное освещение и оригинальное расположение. Попробуйте сейчас подержать в руках фотоаппараты наших предшественников, а потом один смелый сфотографирует всех остальных, стараясь сделать фотографию такой, чтобы она была достойна войти в историю.    

Домашнее задание

Написать эссе: «Мой семейный альбом  как отражение культурной жизни  века»

Заканчивая урок, можно прочитать стихотворение «Альбом открыток».

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восстановление старых фотографий

Время может оставить свой отпечаток на снимках из вашего фотоальбома, превратив их в старые и испорченные трещинами и царапинами фотографии.В данном мастер-классе рассказывается, как с помощью редакто...

Урок развития речи в 8 классе "Старая фотография"

Представлены материалы для проведения урока развития речи...

Старая фотография из семейного альбома.

О чем поведала страая фотография...

Старая фотография из семейного альбома.

О чем поведала страая фотография...

О чём говорит фотография.

Из седой дали веков дошло до нас почитание родников, ключей и колодцев. Наши предки понимали, что без воды нет жизни, поэтому в родниках видели, прежде всего, силу плодородия....

История моей школы в старых фотографиях

История моей школы в старых фотографиях...