Урок развития речи в 8 классе "Старая фотография"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Игошина Галина Николаевна

Представлены материалы для проведения урока развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Старая фотография.

Цель урока: научить писать сочинение на заданную тему.

Задачи:

  1. Показать учащимся, что фотография – это своеобразная летопись народа, семьи, часть нашей истории.
  2. Развивать устную и письменную речь учащихся, навыки подготовки к сочинению – составление плана, определение ключевых слов, микротем сочинения.
  3. прививать интерес к истории своей семьи через фотографию, познакомить учащихся с семьями друг друга через фоторгафию.

Оборудование урока:

У каждого ученика – фотографии из семейного альбома, подборка вырезок с фотографиями конца 19 – начала 20 века, можно также устроить небольшую выставку с предметами, имеющими отношение  к фотографии – фотоаппараты, можно старинные, реактивы, приборы и т.д.

Тип урока: урок развития речи.

Форма проведения урока:

общеклассная.

Ход урока.

  1. Вступительная беседа.

- О каком произведении мы с вами говорим сейчас на уроках литературы? (о главе из повести В.П. Астафьева «Последний поклон» под названием «Фотография, на которой меня нет»)

- Почему автора нет на фотографии?(он заболел)

- Почему это незначительное событие стало темой целой главы?

 ( Фотография в 30-е годы в России была редкостью).

- Сопоставьте название главы и заключительную фразу («Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история) – (Главного героя нет на фотографии, он как будто «выпал» из летописи своей деревни)

- Почему эта фотография дорога герою? А дороги ли вам фотографии в ваших альбомах?

 2. Рассказ учителя о возникновении фотографии.

Фотографии как искусству уже свыше 170 лет. День 7 января 1839 года вошёл в историю как день рождения фотографии. Именно в этот день мир узнал об изобретении Луи Жака Дагера, который с помощью светового луча получил прочное изображение на серебряной пластинке. Это были очень дорогие снимки , их могли иметь только очень обеспеченные люди. Потом для снимков изобрели специальную бумагу. Она была дешевле серебра. Постепенно фотография стала очень доступной и заняла достойное место среди других видов искусства. Фотография всё больше и больше входила в наш быт, в наш дом, в наши семьи… И сейчас нам уже сложно представить мир без фотографии. Показываю фотографии на выставке(можно сделать мультимедийные слайды) Фотографии Ахматовой, Пастернака, Маяковского, Шаляпина, Есенина и других выдающихся людей. Это фотографии известных фотографов того времени Наппель – Баума, Буллы, Шайхета. Это, конечно, шедевры фотоискусства. Это история нашей страны в фотографиях. Наши с вами фотографии гораздо проще, но они есть в каждой семье, у каждого человека. И хотя их у нас немало, они нам дороги – это жизнь семьи, её история.

3. Подбор ассоциаций ко слову фотография

(история, память, родители, бабушка с дедушкой, родственники, достижения и т.д.)

Ребята, сейчас мы с вами определили круг ключевых слов, имеющих отношение к фотографии. На какие смысловые группы мы можем их разделить? ( историческая память, роль фотографии в жизни, семейные достижения ит.д – в зависимости от набора слов) Эти смысловые группы могут стать  пунктами плана, определяющими микротемы вашей работы.

4.Составление пятистиший по слову «фотография»

Фотография

Старинная, загадочная,

Изображает, удивляет, радует.

Фотография – это наша история.

Память.

(ребята продемонстрируют, насколько понятна им значимость фотографии)

5. Устный рассказ по фотографии, принесённой из дома.

Рассказ Димы Гребенникова:

На фотографии мы видим молодую девушку в белом халате со шприцем в руке. Это моя мама. Она проработала 23 года в больнице медсестрой. Делала уколы больным, следила за их состоянием, бывало, спасала от смерти. Любовь к работе, сострадание к людям помогает ей в её нелёгком труде. Она пользуется уважением среди жителей посёлка. Я горжусь своей мамой и , может быть, тоже стану врачом и буду помогать людям.

Рассказ Александровой Риты:

У меня фотография моего дедушки. Он на тракторе – раньше он добывал торф в лесу. Умный и трудолюбивый. Рабочие выбрали его депутатом в поселковый Совет. В последние годы он многое сделал для посёлка, для людей. С уважением вспоминают о нём люди. Я горжусь своим дедушкой, мы часто всей семьёй о нём вспоминаем.

6. Беседа.

Итак, о чём же нам говорят фотографии?( они говорят о близких и родных, о тех , кого с нами уже нет, о том, что судьбы людей связаны с судьбой страны, с её историей.)

Выставление оценок активным учащимся.

7. Работа учащихся над сочинениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Описание внешности человека по фотографии (урок развития речи)

Урок развития речи (технология разноуровневого обучения)...

Урок развития речи в 6 классе "Устное повествование по фотографии"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе.Урок развития речи "Устное повествование по фотографии"...

Урок- развитие речи . Тема: “Фотография из семейного альбома”

пропаганда культуры речи, красота и богатства русского         языка, нормы общения и культура поведения;-         форми...

Урок развития речи в 8 классе. Описание памятника культуры по фотографии.

Презентация для подготовки написания сочинения. В качестве описания использовано готовое сочинение....