Урок- развитие речи . Тема: “Фотография из семейного альбома”
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

пропаганда культуры речи, красота и богатства русского

         языка, нормы общения и культура поведения;

-         формирование и развитие умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме;

-         помочь ученикам задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fotografii_iz_semeynogo_alboma.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хайрутдинова Эндже Замиловна

МБОУ «Новодемкинская СОШ»

Учитель русского языка и литературы

Урок- развитие речи  “Фотография из семейного альбома”

Цель:

        -пропаганда культуры речи, красота и богатства русского

         языка, нормы общения и культура поведения;

  • формирование и развитие умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме;
  • помочь ученикам задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми.

Методические приемы: выразительное чтение, беседа по вопросам, комментарии учителя, элементы анализа текста, словарная работа, работа с картинами,фотокарточками.

Оборудование:

Эпиграф к уроку.

   Знайте, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое- нибудь воспоминание из детства, из родительского дома.

                                                         Ф.М.Достоевский

                     

                        И близких всех

                                         Душа не

                                                 Позабудет.

                                                                     Н.Рубцов

Слово учителя. Ребята, вы все прекрасно знаете, семья является первичным и основным социальным институтом, охватывающим практически всё население республики. Она выполняет свои основные системообразющие функции; экономическую, репродуктивную, воспитательную, психологическую и жизнеохранительную.

Перед вами эмблема Года семьи.

слайд

Ребята, на этом рисунке мы видим счастливую семью. Почему счастливую, вы спросите?

А вы прислушайтесь  к словам “мама”, “любовь”, “дом”, “жизнь”, “солнце”. В них тепло и свет, доброта и нежность. Они кажутся легкими, “шелковистыми” на ощупь”. Мы видим их разноцветными: бордовыми, красными, желтыми. Их  никогда не произносят грубо и громко. Эти слова помогают тебе ощущать себя любимым и умеющим многое делать, добиться всего.

         А что такое семья? Вот что сообщает нам о нам Толковый словарь Владимира Владимировича Даля , который собрал в своем словаре более 200 тысяч слов.

Работа творческой группы

       Семья – (по словарю В.И.Даля) совокупность близких родственников, живущих вместе.

       

        Семья - (по словарю С.И.Ожегова) группа живущих вместе близких родственников.

Учитель. И вот что гласит народная мудрость о семье.

Работа творческой группы

*Вся семья вместе,

так и душа на месте.

*Семейное согласие всего дороже.

*Отца и матери на всю жизнь не хватит.

*В семье и каша гуще.

*Семейный горшок всегда кипит.

*Семейная каша всегда погуще кипит.

*Семьей и горох молотить.

*Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

Учитель.

Нам было интересно узнать, что думают обучающиеся школы о своих семьях. Для этого были проведены различной формы работы. На уроках литературы учащиеся написали сочинение на  тему : “Семья и я”. Нельзя было остановиться на какой-то конкретной работе, и мы решили создать одну общую творческую работу с выдержками из сочинений.

    ( тышлык)

Вот некоторые выдержки из сочинений ребят.

          “Душевной щедрости, стремление делать добро и бороться за него мы - Мингатины – младшие прежде всего учимся у отца и матери, которые всегда кого-то опекают кому –то помогают, за кого-то борются. Мы видим, и как подаренная доброта возвращается в наш дом сторицей.

          В нашем доме дети - свидетели разных суждений, поступков, судеб, учимся понимать, что такое хорошо и что такое плохо, самостоятельно оцениваем свои и чужие поступки, приобретаем необходимый нравственный опыт. И всегда приходим  к выводу, что добро и справедливость обязательно одерживают победу над злом.”

                                                                  Р.Мингатин.

         “Главным примером в жизни я считаю своего отца. Вот человек, который по праву можно назвать главой семьи! Папа всегда для меня и братьев образец отношения мужчины к женщине, мужа к жене. И этим воспитывает. Он любит превратить сырые несъедобные продукты во вкусные блюда. И меня к этому приучает, поэтому я совсем не боюсь, что меня могут посчитать “рыцарем кухни”.

                                                                     Т.Муртазин.

Целью нашей работы явилась, чтобы ребята почувствовали себя гражданином своей страны. Чувствовали соприкосновение с общественными культурными ценностями с этого начинается духовное восхождение. Ведь органическое свойство человека - потребность в узнавании своего прошлого: Откуда мы? Кто мы? Почему такие? В чем наши корни? Какую дорогу мы прошли? На сегодняшнем уроке мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Выразительное чтение стихотворения.

Ученик. Мне не надо вершин науки

               ( Я был не первый ученик),

          Но, осознав чужие муки,

               Насквозь я муками проник.

        И я молю теперь у Бога

             Не власти, сласти и корон,

                    Не в рай прямехенько дорогу -

                         Не дай  утратить связь времен!

                                           А.Богданович

Учитель. Для того , чтобы мы не утратили связь времен решили обратиться к семейным фотоальбомам каждой семьи. И попытались остановиться и пристальнее взглянуть в лица минувшего. Мы обнаружили, что прошлое запечатлевшееся на фотографиях, близко и дорого нам, оно живет в нас. Старые фотографии учат нас понимать своих близких, с уважением относиться к их жизни.

Слайды семейных фотографий ( музыка)

Рассказ учителя о своем снимке, о нахлынувших чувствах.

Предварительная беседа.

 Прежде чем начать письменную работу, ребята, ответьте, пожалуйста, на круг вопросов, которое желательно было осветить в рассказе.

  1. Когда была сделана фотография?
  2. Кто на ней изображен?
  3. Какое событие запечатлено?
  4. Как выглядят люди на фотоснимке?

(описание: позы, одежды, выражение лица)

  1. Как они расположены по отношению друг к другу или к каким-либо предметам?
  2. Какие чувства и мысли вызвал  у вас снимок?

Словарный материал.

(синонимы, удачные словосочетания)

  • на фотографии изображен (запечатлен, увековечен, снят).
  • Охвачен такой момент;
  • Фотография отражает (показывает, воссоздает);
  • Взгляните на эти лица;
  • Вот такую историю поведал (расказал) мне снимок;

Слайды старых фотографий, учащиеся читают свои сочинения.

                                                     

         Когда учитель попросила принести в школу фотографии из семейного альбома, я в который раз стал перебирать их. Это были снимки разных лет. У нас в семье их много. Выбрал эту, потому что на ней были изображены дорогие мне люди: папа, прабабушка, дедушка, бабушка, мои дяди и тети, односельчане.  Многих уже нет в живых, но мы их вспоминаем с любовью.          

         Вечером, когда с работы вернулся папа, я решил его расспросить. Многое узнал от отца. Вот что он мне рассказал.

         Фотография была снята 30 октября 1977 года в день проводов отца в армию. Снимал старший брат Ильяс. На карточке сняты все наши родные перед домом. Была осень, провожающие накинули наспех кое-какую одежду, что попалось под руку и выскочили на улицу. Папа в центре.

Он в теплой шапке и куртке. Впереди на корточках сидят дедушка и дядя отца. Остальные стоят полукругом. Здесь же видны и соседские дети. Лица женщин грустные. Папа тоже грустный, но довольный. В те времена, по словам отца, служить в армии было почетно, и к солдату было особое уважение.

         Смотришь на фотографию и становишься очевидцем далеких дней юности отца. Словно совершаешь путешествие в прошлое, которое нельзя забывать. Теперь я могу иметь представление  о юности отца. Этот снимок еще ближе сблизил меня с папой. И вечер стал для отца приятным воспоминанием, а для меня замечательным уроком жизни. Старые фотографии помогают по-новому взглянуть на изменившихся за годы родных и знакомых.

                                                                  Сабиров Айдар

слайд

         Передо мной фотография, которой уже больше 45 лет. На снимке изображены четверо детей. Эта карточка настолько старая, что у неё  истерлись все уголки, но для меня и моей бабушки была самой дорогой. Дорогой потому, что на ней я вижу папу. Ему здесь 5 лет. Мне даже не верится, что папа мог быть таким маленьким. Рядом с папой стоят его братья и сестры. Сняты дети в комнате у печки. Одежда на детях простая, сшита в домашних условиях. На меня смотрят прекрасные детские лица. Открытые от удивления глаза. Им, наверное, было очень интересно смотреть на дядю, который говорил: “Не моргайте, сейчас вылетит птичка”. Я расспросила бабушку о том, как появился этот снимок. Она мне рассказала целую  историю. Дедушка в то время работал в колхозе парторгом. Из Казани в район приехал фотограф, заехал он и в нашу деревню. Ночевать ему было негде, и дедушка позвал его к себе. Когда он пришел в дом и увидел столько детей, которые с любопытством смотрели на незнакомого дядю. Ему захотелось снять их на память. Дети быстро переоделись. Мальчики надели черные вельветки. Их сшила женщина по имени Гульсум. Она и сейчас живет у нас в деревне.

     В семейном альбоме очень много фотографий, но этой особенно дорожат. Берет, бывало бабушка в руки, разглаживает и опять аккуратно ложит в альбом. Смотрит бабушка на снимок как-то особенно: ее лицо светлеет, озаряется нежной любовью к уже выросшим детям, но для нее они по-прежнему маленькие. А я вновь и вновь взглядываюсь в их лица, и мне не верится , что папа тоже был маленьким.

                                                                  Мирзина Лейсан

         Однажды я, когда была меньше, рассматривала семейный альбом. Меня заинтересовала одна пожелтевшая фотография, которой уже больше полувека. Я не знала, кто на ней изображен. Перевернув фотографию, я увидела  подпись печатными буквами: 1946 год, 21 марта. Город Цанна.

         Тут подошла мама. “Не узнаешь?!” – спросила она. Я удивилась, когда она сообщила, что это мой дедушка Рашит. Ему тогда было 35 лет.

         Вот что я узнала, благодаря этому снимку. Было это в 1946 году в немецком городе Цанна. Дедушка после войны был оставлен в Германии. Он работал на одном из заводов. Рабочие разбирали оборудование, увезенное немцами из нашей страны. Теперь его отправляли в Россию.

         Дедушка изображен со своим другом. Они сняты у входа какого-то дома, видны лестница и красивые узорчатые перила. Дедушка с другом в военой форме, гимнастерка перетянута ремнем, брюки галифе, на ногах высокие черные сапоги. Товарищ одет, как и дедушка, но на голове у него военная фуражка. Дедушка красивый, высокий. Форма подчеркивает стройность его фигуры. За эти годы дедушка хорошо выучил немецкий язык. После войны работал в школе.

       Долго я тогда говорила с мамой. Это были приятные воспоминания, которые не забываются, а с годами становятся дороже.

Учитель. Старые фотографии учат нас помнить своих близких. Человеческая память она всегда нужна.

Ребята, здесь мы собрали самую малость, частицу. Это наша память о людях, заснятых на старых фотографиях. Это своеобразная живая история из семейных альбомов. Такое уж свойство у фотографий – они не старятся. Напротив, с годами становятся ближе, дороже. Даже если их раньше видел, все равно от них трудно оторваться. Кажется , глядишь заново, а прежде что-то важное, значительное упустил.

Выразительное чтение стихотворения.

                    Как много желтых

снимков на Руси

                    В такой простой и

брежной оправе!

                    И вдруг открылся мне

и поразил

                    Сиротский смысл

семейных фотографий.

                    Огнем , враждой

земля полным

полна,

                    И близкиз всех

                                                    душа -

 не позабудет.

                                                          Н.Рубцов.

Задание к тексту.

  1. Выберите то, что выражает главную мысль, что можно взять эпиграфом к уроку.

Ответ:                    И близких всех

                                 душа- не позабудет

Эту же мысль потверждает и слова академика   Д.С.Лихачева ( фото)

         Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо.

         Человек – не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.

         Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей,  не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.

                                                                           ( Д.С.Лихачев)

Домашнее задание. Скопируйте себе на диски данный текст и выполните задание.

  1. Расскажите как построен текст.
  2. Составьте план текста.

Перескажите текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"

Тема:  Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...

Урок развития речи Тема"Изложение с творческим заданием по тексту "Колокол". 7 класс

Урок развития речи по русскому языку  (7 класс) с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...

конспект урока развития речи. Тема: "Насекомые. Божья коровка".

урок предназначен для учащихся коррекционных школ 8 вида...

Урок развития речи. Тема: Описание предмета. Сочинение.

1.     Коррекционно - образовательные:1) учить описывать предмет;2) формировать умение выделять в предмете детали, части, из которых он состоит;3) учить различению стилей при испол...

Презентация к уроку развития речи. Тема:"Описание картины В.К.Нечитайло "Материнство""

В презентации представлены репродукция картины В.К.Нечитайло, план сочинения по картине, рабочий материал к сочинению...

Урок развития речи. Тема урока: Эпистолярный жанр. Особенности письма.

Цели урока: познакомить обучающихся с эпистолярным жанром — со структурой письма и его этикетными особенностями; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики; способствоват...