Урок- развитие речи . Тема: “Фотография из семейного альбома”
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
пропаганда культуры речи, красота и богатства русского
языка, нормы общения и культура поведения;
- формирование и развитие умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме;
- помочь ученикам задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fotografii_iz_semeynogo_alboma.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хайрутдинова Эндже Замиловна
МБОУ «Новодемкинская СОШ»
Учитель русского языка и литературы
Урок- развитие речи “Фотография из семейного альбома”
Цель:
-пропаганда культуры речи, красота и богатства русского
языка, нормы общения и культура поведения;
- формирование и развитие умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме;
- помочь ученикам задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми.
Методические приемы: выразительное чтение, беседа по вопросам, комментарии учителя, элементы анализа текста, словарная работа, работа с картинами,фотокарточками.
Оборудование:
Эпиграф к уроку.
Знайте, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое- нибудь воспоминание из детства, из родительского дома.
Ф.М.Достоевский
И близких всех
Душа не
Позабудет.
Н.Рубцов
Слово учителя. Ребята, вы все прекрасно знаете, семья является первичным и основным социальным институтом, охватывающим практически всё население республики. Она выполняет свои основные системообразющие функции; экономическую, репродуктивную, воспитательную, психологическую и жизнеохранительную.
Перед вами эмблема Года семьи.
слайд
Ребята, на этом рисунке мы видим счастливую семью. Почему счастливую, вы спросите?
А вы прислушайтесь к словам “мама”, “любовь”, “дом”, “жизнь”, “солнце”. В них тепло и свет, доброта и нежность. Они кажутся легкими, “шелковистыми” на ощупь”. Мы видим их разноцветными: бордовыми, красными, желтыми. Их никогда не произносят грубо и громко. Эти слова помогают тебе ощущать себя любимым и умеющим многое делать, добиться всего.
А что такое семья? Вот что сообщает нам о нам Толковый словарь Владимира Владимировича Даля , который собрал в своем словаре более 200 тысяч слов.
Работа творческой группы
Семья – (по словарю В.И.Даля) совокупность близких родственников, живущих вместе.
Семья - (по словарю С.И.Ожегова) группа живущих вместе близких родственников.
Учитель. И вот что гласит народная мудрость о семье.
Работа творческой группы
*Вся семья вместе,
так и душа на месте.
*Семейное согласие всего дороже.
*Отца и матери на всю жизнь не хватит.
*В семье и каша гуще.
*Семейный горшок всегда кипит.
*Семейная каша всегда погуще кипит.
*Семьей и горох молотить.
*Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
Учитель.
Нам было интересно узнать, что думают обучающиеся школы о своих семьях. Для этого были проведены различной формы работы. На уроках литературы учащиеся написали сочинение на тему : “Семья и я”. Нельзя было остановиться на какой-то конкретной работе, и мы решили создать одну общую творческую работу с выдержками из сочинений.
( тышлык)
Вот некоторые выдержки из сочинений ребят.
“Душевной щедрости, стремление делать добро и бороться за него мы - Мингатины – младшие прежде всего учимся у отца и матери, которые всегда кого-то опекают кому –то помогают, за кого-то борются. Мы видим, и как подаренная доброта возвращается в наш дом сторицей.
В нашем доме дети - свидетели разных суждений, поступков, судеб, учимся понимать, что такое хорошо и что такое плохо, самостоятельно оцениваем свои и чужие поступки, приобретаем необходимый нравственный опыт. И всегда приходим к выводу, что добро и справедливость обязательно одерживают победу над злом.”
Р.Мингатин.
“Главным примером в жизни я считаю своего отца. Вот человек, который по праву можно назвать главой семьи! Папа всегда для меня и братьев образец отношения мужчины к женщине, мужа к жене. И этим воспитывает. Он любит превратить сырые несъедобные продукты во вкусные блюда. И меня к этому приучает, поэтому я совсем не боюсь, что меня могут посчитать “рыцарем кухни”.
Т.Муртазин.
Целью нашей работы явилась, чтобы ребята почувствовали себя гражданином своей страны. Чувствовали соприкосновение с общественными культурными ценностями с этого начинается духовное восхождение. Ведь органическое свойство человека - потребность в узнавании своего прошлого: Откуда мы? Кто мы? Почему такие? В чем наши корни? Какую дорогу мы прошли? На сегодняшнем уроке мы попытаемся ответить на эти вопросы.
Выразительное чтение стихотворения.
Ученик. Мне не надо вершин науки
( Я был не первый ученик),
Но, осознав чужие муки,
Насквозь я муками проник.
И я молю теперь у Бога
Не власти, сласти и корон,
Не в рай прямехенько дорогу -
Не дай утратить связь времен!
А.Богданович
Учитель. Для того , чтобы мы не утратили связь времен решили обратиться к семейным фотоальбомам каждой семьи. И попытались остановиться и пристальнее взглянуть в лица минувшего. Мы обнаружили, что прошлое запечатлевшееся на фотографиях, близко и дорого нам, оно живет в нас. Старые фотографии учат нас понимать своих близких, с уважением относиться к их жизни.
Слайды семейных фотографий ( музыка)
Рассказ учителя о своем снимке, о нахлынувших чувствах.
Предварительная беседа.
Прежде чем начать письменную работу, ребята, ответьте, пожалуйста, на круг вопросов, которое желательно было осветить в рассказе.
- Когда была сделана фотография?
- Кто на ней изображен?
- Какое событие запечатлено?
- Как выглядят люди на фотоснимке?
(описание: позы, одежды, выражение лица)
- Как они расположены по отношению друг к другу или к каким-либо предметам?
- Какие чувства и мысли вызвал у вас снимок?
Словарный материал.
(синонимы, удачные словосочетания)
- на фотографии изображен (запечатлен, увековечен, снят).
- Охвачен такой момент;
- Фотография отражает (показывает, воссоздает);
- Взгляните на эти лица;
- Вот такую историю поведал (расказал) мне снимок;
Слайды старых фотографий, учащиеся читают свои сочинения.
Когда учитель попросила принести в школу фотографии из семейного альбома, я в который раз стал перебирать их. Это были снимки разных лет. У нас в семье их много. Выбрал эту, потому что на ней были изображены дорогие мне люди: папа, прабабушка, дедушка, бабушка, мои дяди и тети, односельчане. Многих уже нет в живых, но мы их вспоминаем с любовью.
Вечером, когда с работы вернулся папа, я решил его расспросить. Многое узнал от отца. Вот что он мне рассказал.
Фотография была снята 30 октября 1977 года в день проводов отца в армию. Снимал старший брат Ильяс. На карточке сняты все наши родные перед домом. Была осень, провожающие накинули наспех кое-какую одежду, что попалось под руку и выскочили на улицу. Папа в центре.
Он в теплой шапке и куртке. Впереди на корточках сидят дедушка и дядя отца. Остальные стоят полукругом. Здесь же видны и соседские дети. Лица женщин грустные. Папа тоже грустный, но довольный. В те времена, по словам отца, служить в армии было почетно, и к солдату было особое уважение.
Смотришь на фотографию и становишься очевидцем далеких дней юности отца. Словно совершаешь путешествие в прошлое, которое нельзя забывать. Теперь я могу иметь представление о юности отца. Этот снимок еще ближе сблизил меня с папой. И вечер стал для отца приятным воспоминанием, а для меня замечательным уроком жизни. Старые фотографии помогают по-новому взглянуть на изменившихся за годы родных и знакомых.
Сабиров Айдар
слайд
Передо мной фотография, которой уже больше 45 лет. На снимке изображены четверо детей. Эта карточка настолько старая, что у неё истерлись все уголки, но для меня и моей бабушки была самой дорогой. Дорогой потому, что на ней я вижу папу. Ему здесь 5 лет. Мне даже не верится, что папа мог быть таким маленьким. Рядом с папой стоят его братья и сестры. Сняты дети в комнате у печки. Одежда на детях простая, сшита в домашних условиях. На меня смотрят прекрасные детские лица. Открытые от удивления глаза. Им, наверное, было очень интересно смотреть на дядю, который говорил: “Не моргайте, сейчас вылетит птичка”. Я расспросила бабушку о том, как появился этот снимок. Она мне рассказала целую историю. Дедушка в то время работал в колхозе парторгом. Из Казани в район приехал фотограф, заехал он и в нашу деревню. Ночевать ему было негде, и дедушка позвал его к себе. Когда он пришел в дом и увидел столько детей, которые с любопытством смотрели на незнакомого дядю. Ему захотелось снять их на память. Дети быстро переоделись. Мальчики надели черные вельветки. Их сшила женщина по имени Гульсум. Она и сейчас живет у нас в деревне.
В семейном альбоме очень много фотографий, но этой особенно дорожат. Берет, бывало бабушка в руки, разглаживает и опять аккуратно ложит в альбом. Смотрит бабушка на снимок как-то особенно: ее лицо светлеет, озаряется нежной любовью к уже выросшим детям, но для нее они по-прежнему маленькие. А я вновь и вновь взглядываюсь в их лица, и мне не верится , что папа тоже был маленьким.
Мирзина Лейсан
Однажды я, когда была меньше, рассматривала семейный альбом. Меня заинтересовала одна пожелтевшая фотография, которой уже больше полувека. Я не знала, кто на ней изображен. Перевернув фотографию, я увидела подпись печатными буквами: 1946 год, 21 марта. Город Цанна.
Тут подошла мама. “Не узнаешь?!” – спросила она. Я удивилась, когда она сообщила, что это мой дедушка Рашит. Ему тогда было 35 лет.
Вот что я узнала, благодаря этому снимку. Было это в 1946 году в немецком городе Цанна. Дедушка после войны был оставлен в Германии. Он работал на одном из заводов. Рабочие разбирали оборудование, увезенное немцами из нашей страны. Теперь его отправляли в Россию.
Дедушка изображен со своим другом. Они сняты у входа какого-то дома, видны лестница и красивые узорчатые перила. Дедушка с другом в военой форме, гимнастерка перетянута ремнем, брюки галифе, на ногах высокие черные сапоги. Товарищ одет, как и дедушка, но на голове у него военная фуражка. Дедушка красивый, высокий. Форма подчеркивает стройность его фигуры. За эти годы дедушка хорошо выучил немецкий язык. После войны работал в школе.
Долго я тогда говорила с мамой. Это были приятные воспоминания, которые не забываются, а с годами становятся дороже.
Учитель. Старые фотографии учат нас помнить своих близких. Человеческая память она всегда нужна.
Ребята, здесь мы собрали самую малость, частицу. Это наша память о людях, заснятых на старых фотографиях. Это своеобразная живая история из семейных альбомов. Такое уж свойство у фотографий – они не старятся. Напротив, с годами становятся ближе, дороже. Даже если их раньше видел, все равно от них трудно оторваться. Кажется , глядишь заново, а прежде что-то важное, значительное упустил.
Выразительное чтение стихотворения.
Как много желтых
снимков на Руси
В такой простой и
брежной оправе!
И вдруг открылся мне
и поразил
Сиротский смысл
семейных фотографий.
Огнем , враждой
земля полным
полна,
И близкиз всех
душа -
не позабудет.
Н.Рубцов.
Задание к тексту.
- Выберите то, что выражает главную мысль, что можно взять эпиграфом к уроку.
Ответ: И близких всех
душа- не позабудет
Эту же мысль потверждает и слова академика Д.С.Лихачева ( фото)
Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо.
Человек – не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.
( Д.С.Лихачев)
Домашнее задание. Скопируйте себе на диски данный текст и выполните задание.
- Расскажите как построен текст.
- Составьте план текста.
Перескажите текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи Тема: Составление рассказа по серии картинок
Урок для 4 класса (ЗПР, слабослышащие)...
конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"
Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...
Урок развития речи Тема"Изложение с творческим заданием по тексту "Колокол". 7 класс
Урок развития речи по русскому языку (7 класс) с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...
конспект урока развития речи. Тема: "Насекомые. Божья коровка".
урок предназначен для учащихся коррекционных школ 8 вида...
Урок развития речи. Тема: Описание предмета. Сочинение.
1. Коррекционно - образовательные:1) учить описывать предмет;2) формировать умение выделять в предмете детали, части, из которых он состоит;3) учить различению стилей при испол...
Презентация к уроку развития речи. Тема:"Описание картины В.К.Нечитайло "Материнство""
В презентации представлены репродукция картины В.К.Нечитайло, план сочинения по картине, рабочий материал к сочинению...
Урок развития речи. Тема урока: Эпистолярный жанр. Особенности письма.
Цели урока: познакомить обучающихся с эпистолярным жанром — со структурой письма и его этикетными особенностями; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики; способствоват...