Всекубанский урок "Земля отцов - моя земля!"
материал по краеведению (7 класс) по теме

Бурахович Нина Дмитриевна

Всекубанский урок посвящён дню рождения края – 74-летию образования Краснодарского края. К конспекту урока прилагаеться презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ школа-интернат с. Великовечного Краснодарского края

Цель урока:

  1. прививать чувство гордости за свой край и его жителей;
  2. раскрыть образцы нравственного и ратного служения Кубани;
  3. способствовать формированию активной жизненной позиции, направленной на участие молодёжи в экономической и социально-политической жизни своего региона, населённого пункта.

Задачи урока:

  1. воспитание у учащихся чувства любви к родным местам, Отечеству, стремления к умножению его могущества, величия и славы;
  2. побуждать интерес к познанию истории края;
  3. знакомить с историческими сведениями о далёком прошлом нашего края.

Оборудование:

  1. мультимедийная установка;
  2. карта Краснодарского края;
  3. символика края;
  4. презентация «Земля отцов – моя земля!»;
  5. выставка книг.

     Участники урока:     учащиеся школы и гости.

     Ответственная за подготовку и проведение: Бурахович Н.Д.

Ход  урока.

  1. Организационный момент.

Дети проходят в фойе   2  этажа школьного корпуса,  рассаживаются на отведённые места.

Звучит Гимн Кубани.

  1. Сообщение   темы   урока.

Дорогие, ребята, начинаем наш первый урок в этом учебном году. 1 сентября в школах  Кубани традиционно проводится Единый Всекубанский урок. Тема нашего урока: «Земля отцов – моя земля!»

Слайд 1 (с темой)

          Наш урок посвящён дню рождения края – 74-летию образования Краснодарского края. Эту дату мы будем отмечать 13 сентября.

Слайд 2 (с картой)

  1. Изучение нового материала.

Ученик:       Есть край, где сумерки от вишен

                     Белы в прекрасный месяц май.

                      И степь таким покоем дышит,

                     Как над младенцем, спящим мать.

                     И жизнь идёт от сердца к сердцу,

                      Как в небесах от света свет,

                      Когда на алых полотенцах

                      Заря заре подносит хлеб.

                      Душевны люди, хлебосольны,

                      Их доброта не на показ.

                      Стройны казачки, словно сосны,

                      Мудры мужчины, как Кавказ.

                      Кубань, ты мне от века люба,

                       Твои пшеницы, ячменя.

                       И пыль, осевшая на губы,

                        И зной, текущий сквозь меня.

Ведущий:      Как полноводная река начинается из маленького источника, родничка, так и история нашего края имеет свои истоки.

Ученик:   Давай-ка припомним былое, казак,

                  Развеем над морем туманы.

                  Кто первый по-братски нам путь показал

                  На добрые земли Кубани.

Ведущий:            В истории казачества Кубани атаманов было немало. Многие из них делами своими заслужили любовь и уважение современников, и благодарную память потомков. Но лишь двух своих предводителей Черноморские казаки по старому запорожскому обычаю называли батьками: Захария Алексеевича Чепегу и Антона Андреевича Головатого.

Слайд 3 (портрет З.Чепеги)

Слайд 4 (портрет А. Головатого)

Ведущий.             Грянула русско-турецкая война 1787-1791 годов. И в боях за Измаил, Очаков, Березань вновь отличились запорожцы. Сам Александр Суворов вручил им белое знамя и булаву. Но не был решён «квартирный» вопрос. И решили казаки на круге послать в Петербург к царице толковую казачью делегацию, а во главе поставить мужественного, умного, красноречивого и сметливого Антона Головатого. Головатый удостоился аудиенции императрицы.

Слайд5(изображение приёма у императрицы)

Ученик  в  костюме казака читает грамоту:           «Мы к Тебе прибегли, к Тебе, Монархине правоверной. Ты нас приняла як матерь. Даруй нам землю. Мы воздвигнем грады, населим сёла, сохраним  безопасность пределов. Наша преданность и усердие к Тебе, Монархиня, и любовь Отечеству пребудут вечно, а сему свидетель – Всемогущий Бог».

Ведущий.              Это льстивое и пышное красноречие поразило Екатерину. Черноморскому казачьему войску грамотой от 30 июня 1792 года были пожалованы в «вечно пользование» земли на Кубани.

Слайд 6 (дата 30 июня 1792 год).

Ученик читает стихотворение на фоне слайда 7 (пейзаж с рекой).

Ученик:         Там, где выгнула  русло река,

                        Как подкову,

                        У глинистой кручи,

                        Свиток царский был предком раскручен

                         И прочитан под гул тростника:

                         - Здесь границу держать,

                         Защищать от врагов,

                         И пшеницу сажать,

                         И растить казаков…

                         И поставлен был первый курень.

                         И кизяк задымил под котлом

                         И пропах сей торжественный день

                         Духовитой ухой – чебаком

                         Так был город родной утверждён.

Ведущий начинает говорить слова на фоне слайда 8(изображение белых хат)

Ведущий:         Были построены белые хатки.  И уж обязателен был при каждом доме садик с белоснежной вишней под окном. Розовая алыча, нежный абрикос, скромная черешня – всё ласкало взор и звало принять участие в этом празднике жизни. Всё посажено и возделано грубыми и одновременно ласковыми натруженными руками екатеринодарцев.

        Необыкновенна судьба наших предков, известных и не очень. Жили. Родине служили: защищали от врагов, растили хлеб. Детей воспитывали в строгости, внушали, чтобы пуще всего на свете хранили свою честь и доброе имя. Не посрамите своей фамилии – предки не простят! Будь честен, отважен, одним словом – казак!

           Но сменилось несколько поколений, прежде чем казаки окончательно обустроили Екатеринодар и с гордостью стали называть своей малой родиной.

           Шли годы, и в 1920 году город Екатеринодар был переименован в город Краснодар.

Слайд 9 (1920 год).

Слайд 10 (изображение современного Краснодара).

Ученик читает стихотворение на фоне слайда 10.

Ученик:       У каждого есть место на планете,

                        Которого  дороже не найти,

                        Куда ведут дороги все на свете,

                        И где в начале все твои пути.

                        То место нами Родиной зовётся,

                        Оно даётся нам,  как Божий дар.

                        И знаю, сердце золотое бьётся

                        В твоей груди, мой милый Краснодар.

.

Ведущий:            Бывшая отсталая окраина России – теперь Краснодар административный, политический и культурный центр края, южный город, утопающий в зелени.

          Строя свой город, казаки мечтали о том, чтобы их потомки жили не в землянках и казармах, а в красивых домах с резными наличниками, чтобы у них был добрый конь, своё маленькое хозяйство и много детей.

         Много в нашем крае людей, которые помогали и помогают расцвету нашего края; те, кто изучает и сохраняет природные богатства Кубани, её историю и культуру. Это те, кто выращивает рекордные урожаи на нашей благодатной земле и украшает её садами и парками. Это те, кто совершает выдающиеся научные открытия, прокладывая человечеству путь в неведомое. Те, кто учит и лечит людей, и те, кто охраняет мир и покой на земле.

           Прошло уже много лет со дня первого полёта человека в космос. Люди успели привыкнуть к тому, что раньше казалось невероятным, фантастическим. Три полёта в космос  совершил наш прославленный земляк Виктор  Горбатко. И каждый раз он брал с собой горсть родной земли.

Слайд 11 (портрет Горбатко).

Слайд12 (портрет Севастьянова).

              За Горбатко в космос поднялись и другие замечательные «сыны матери – Кубани»:  Виталий Иванович Севастьянов, Анатолий Николаевич Березовой, Геннадий Иванович Падалка.

             Виталий Иванович Севастьянов приезжал в нашу школу на встречу с ребятами, они узнали много нового и интересного о жизни и работе космонавтов.

              Каждый из нас не раз признавался в любви своей Отчизне, дарил ей добрые и светлые слова. Но, наверное, никто не сумел так тонко подметить и воспеть красоту нашей Кубани, как  композиторы и поэты:  Григорий Пономаренко, Григорий Плотниченко, Кронид Обойщиков, Вадим Неподоба.

      Слова ведущего сопровождаются показом слайда  13 (с портретом Г. Пономаренко).

    Слайд 14(портрет Г. Плотниченко).

    Слайд 15 (портрет К. Обойщикова).

    Слайд 16 (портрет В. Неподоба).

               Красив, богат наш край, но есть один живописный уголок на карте нашего края, который близок нашему сердцу, наша малая родина –Белореченский район, село Великовечное. (Дети отмечают на карте Краснодарского края.)

                Наш район и наше село вписало яркую страницу в историю Кубани. Здесь родились люди, имена которых широко известны не только в нашей стране, но и во всём мире. Уроженец нашего села, Василий Евдокимович Дровянников – стал солистом Большого театра страны. Его именем названа одна из школ нашего села и одна из улиц.

Слайд17(портрет В. Дровянникова).

                 Всему миру известно имя заслуженного лётчика – испытателя СССР В.И. Терского.

                  В число 500 выдающихся хирургов мира вошёл выпускник Великовской средней школы № 23 Владимир Иванович Оноприев, знаменитый кубанский хирург, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки.

                 Андрей Иванович Чемеркин – Олимпийский чемпион в Атланте 1996 года. Этого прославленного в мире спортсмена великовечненцы по праву считают своим земляком, т. к. его родители проживают в нашем селе.

   Слайд18 (А. Чемеркин).

                 А кто не знает эту настоящую русскую красавицу с длинной косой через плечо, увитой нитками белого жемчуга, с её удивительным задушевным, льющимся из самого сердца голосом, Валентину Толкунову. Она по праву была, есть и будет любимой певицей, олицетворением России.

На фоне слайда звучит песня «Россия – Родина моя» в исполнении В.Толкуновой.

              Так же известен за пределами нашего края поэт Валерий Комолев, житель г. Белореченска, воспевающий красоту родной земли. Он приезжал в нашу школу и познакомил нас со своим творчеством.

Ведущий:            Пройдёт совсем немного лет, и вы с гордостью скажите: « Я - гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавите: «Я -уроженец Кубани». И даже если судьба забросит далеко от этих мест, вы всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.

  Слайд 19 (пейзаж пшеничного поля) сопровождается стихом.

Ученик:          Шумят, шумят желтеющие нивы,

                          Красою сердце веселя.

                           Родимый край мой,

                           Край судьбы счастливой,

                           Земля отцов – моя земля.

Ведущий:         Кубань, конечно же, давно не только «житница» и «здравница». Она всё в большей степени оправдывает ещё одно бытующее в народе определение – «жемчужина» России. Обильна и плодородна её земля, уникальна и самобытна культура, славны ратные и трудовые подвиги кубанцев. И мало, только гордиться этим. Славу «жемчужины» надо поддерживать.

 Это наша общая обязанность, дань уважения тем, кто создавал эту славу. Особая роль в этом принадлежит кубанской молодёжи, в том числе и вам. Вам, наследникам, бережно сохранять щедрые нивы и луга, звонкие казачьи песни, память о радетелях и защитниках  Кубани. Вам приумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудиться на полях и заводах, приносить пользу людям.

              Главный ваш вклад в развитие края – это  хорошая и добросовестная учёба, активное участие во внеурочной и внешкольной жизни. Те учащиеся, которые  справятся с этими обязанностями, станут участниками ежегодного Губернаторского бала.

4. Итог урока.

Ведущий:

   - Давайте вспомним тему нашего урока.

  - Чему он посвящён?

   - Почему земля отцов, со всем её величием, историческим наследием и современными достижениями, является и моей землёй – землёй современного школьника?

Слайд 20 (подсолнечное поле)

          В конце нашего урока мы хотели бы подарить нашим гостям сувенир, сделанный руками ребят, расписную тарелочку с подсолнухом, символизирующий величие, достаток, прочность и тёплое южное солнце Краснодарского края.

Список литературы:

1. Мой край родной. Путешествие по Кубани. И.П. Лотышев, В.В. Сердечная. ОИПЦ «Перспективы образования». Краснодар 2010.

2. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края. «БАРО-ПРЕСС». Ростов-на Дону 2010.

3. Родная Кубань. Страницы истории. Под редакцией профессора В.Н. Ратушняка. ОИПЦ «Перспективы образования». Краснодар 2008.

4. Кубановедение в работе школьной библиотеки. Методическое пособие. Составители: Потапова Т.Н., Хлопова Т.П. и др. Краснодар 2004г.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...

Классный час. Земля отцов-моя Земля (6 класс)

Цель: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Речь пойдет о нашем к...

"Земля отцов- моя земля!"

Внеклассное мероприятие, проведенное в 9 классе на Единый Всекубанский урок....

Земля отцов моя земля

Пояснительная записка К уроку на краевой конкурс «Единый Всекубанский урок к годовщине Краснодарского края» Урок «Земля отцов – моя земля»   разработан  для учащихся 5 – 9 классов....

Внеклассное мероприятие "ЗЕМЛЯ ОТЦОВ-МОЯ ЗЕМЛЯ"

Цели:1.Воспитание любви к малой родине, гражданской позиции, патриотизма.2.Расширить знания учащихся  о Краснодарском крае.3.Привить чувство гордости за свой край и его жителей.Оборудование....

разработка единого Всекубанского классного часа «Земля отцов – моя земля»

Цели:·         воспитывать любовь к Кубанской земле;·         развитие интереса к истории родного края;·...

Единый Всекубанский урок "Земля отцов - моя земля!"

Цель:привить чувство гордости за свой край и его жителей;раскрыть образцы нравственного и ратного служения Кубани;способствовать формированию активной позиции, направленной на участие молодежи в эконо...