Программа патриотического воспитания учащихся кружка «Краеведение»
методическая разработка по краеведению по теме

Мельникова Елена Андреевна

Цель  программы – на примерах героического прошлого народа, приобщить школьников к традициям и культуре Малой Родины, развить у учащихся лучшие качества патриотов России.

   Программа   помогает формированию навыкам музейной работы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Программа патриотического воспитания учащихся

                       кружка «Краеведение»

                 

                                          Для учащихся 6-9 классов,

                                         Программа разработана в 2006 году.

                                         С 2006 года реализуется в МОУСОШ №5                                                        

                                          г.Зверево.

             

                           

             Автор: учитель истории МОУСОШ №5

                         Мельникова Елена Андреевна

                         г.Зверево Ростовской области

                                                    г. Зверево

2006

                     

                 

                 Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план кружка «Краеведение»

3. Содержание изучаемого курса.

4. Методическое обеспечение.

5. Список литературы.

Пояснительная записка

                                         Личная деятельность ученика и все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.

                                                                             Л.С. Выготский

         В условиях модернизации российского образования одной из главных задач стало формирование социальной компетенции обучающихся, т. е. таких личностных качеств, которые позволили бы им быть активными созидателями демократического общества, реализующими себя в нем. 

    Поэтому воспитание настоящего Патриота своей Родины, человека, знающего полную драматизма  и великих свершений историю родного Отечества, гордого за достижения известных соотечественников, за причастность к богатейшей в мире культуре, способного адекватно оценить происшедшее и происходящее в стране, готового служить своему народу, на его благо и процветание является важнейшей задачей сегодняшнего дня. Поэтому развитие у учащихся чувства любви к Родине через осознание основных ценностей — семья, родной город, край, страна является целью этой программы.

       

        К.Д. Ушинский  считал, что педагогика - не наука,  искусство. Эту связь искусства и педагогики сегодня развивает и выводит на новый уровень музей. Обладая уникальной  по своим воспитательным и обучающим возможностям средой, музей воспитывает и  совершенствует  ребенка, идет передача культурного опыта через педагогический процесс в условиях музея и непосредственного общения с подлинными памятниками истории, культуры и искусства. Образовательная среда музея активно влияет на  формирование творческих начал личности ребенка.

         Существующие музейно-педагогические программы являются средством приобщения к духовным, гуманитарным достижениям человечества. В этой программе особое место уделяется индивидуальной  работе со школьниками, формами которой являются:  тематические сообщения, сочинения, рецензии на выставки, участие в дискуссиях. Подготовка самостоятельных экскурсий по предложенным выставкам, проводимая учащимися в школьном музее, помогает подростку  творчески раскрыться и сосредоточиться на определенных задачах, формирует умение грамотно излагать мысли, дает возможность развивать мышление ребенка.  В итоге эти дети будут максимально разнообразить свой досуг, стремиться к общению с людьми интеллектуального круга.

  В воспитании детей роль музеев  определяется их основной функцией, заключающейся в документировании объективных процессов, происходящих в жизни природы и  общества на основе  вещественных памятников. Став элементами музейной  экспозиции предметы приобретают значение символа конкретной эпохи или явления.

 Отсюда цель  программы – на примерах героического прошлого народа, приобщить школьников к традициям и культуре Малой Родины, развить у учащихся лучшие качества патриотов России.

     В кружке  «Краеведение» участники получают навыки музейной работы, что помогает учащимся активизировать деятельность в организации работы школьного  музея «Истоки» и способствовать постижению родной истории и культуры, воспитанию патриотизма, уважению к прошлому. Не случайно Д.С.Лихачев писал: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться  историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки:

в сборе материалов могут принимать участие и большие ученые, и школьники». Знания, полученные на данном курсе, могут быть востребованы при оформлении семейных архивов, создании домашних музеев.

    Программа содержит познавательный, развивающий и воспитательный компоненты.

    Познавательный: включает в себя ознакомление учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами, методами исследования и описания предметов материальной культуры.

    Развивающий: предусматривает формирование практических навыков комплексной работы с различными видами исторических источников, развитие логического и креативного мышления, привитие навыков самостоятельных исследований, развитие коммуникативно-речевых умений и навыков, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

    Воспитательный: создает условия для развития интереса к исследованиям, творческому труду, навыков общения, интереса и уважения к истории и культуре своей страны, воспитание патриотизма, бережного отношения  к культурному и историческому наследию, осознанного формирования собственной культурной среды.

     В основе программы  лежит идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе истории Малой Родины.

      Применяемые методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, поисковый.

  Реализация программы позволит решить следующие задачи:

1. Изучить историю родного города, особенности быта, занятий, культуры народа, его населяющего, посредством наблюдения,  экскурсий.

  1. На основе изучения истории семей учащихся содействовать укреплению связи поколений в семьях, развитию чувства гордости, ответственности и долга за судьбу семьи, края, Родины.
  2. Развивать у учащихся стремление к активному образу жизни посредством походов,  экскурсий, формировать основы здорового образа жизни.

.     4.    На основе создания микроколлективов продолжить развивать коммуникативные навыки у подростков, умение брать на себя решение и ответственность за них, умение создать комфортный микроклимат в коллективе.

    5. помочь ребенку увидеть то, что стоит за вещью, понять её символический язык, сохранить преемственность поколений на основе исторической памяти.

Программа представляет собой комплекс подготовительных, исследовательских,  творческих, досуговых мероприятий (проходят в образовательном учреждении, библиотеках, пеших походах,  экскурсиях) и состоит из двух основных частей:

1 часть-   «Город, в котором я живу»- 36 часов- первый год реализации программы;

2 часть    «Был фронтом город мой» -36 часов – второй год реализации программы.

Программа рассчитана на учащихся 6-9 классов средней общеобразовательной школы. Руководит реализацией программы педагог — руководитель кружка в сотрудничестве с классными руководителями, в тесной связи с родителями, активно привлекая узких специалистов (преподавателей физвоспитания,  учителей истории, географии, сотрудников краеведческого, школьного музеев и т. д.).

       Минимальный срок реализации программы —2 года.

      Главной нормативной базой данной программы  является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы». реализация которой поможет в решении стратегической проблемы по «...формированию патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества» (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы» Утверждена постановлением Правительства РФ от 11.07. 2005 № 422.).

        В программу патриотического воспитания учащихся кружка «Краеведения» включены аудиторные занятия и экскурсионные поездки.

   

  Программа реализуется на занятиях кружка и во внеурочное время и поэтому включена в систему дополнительного образования в рамках общеобразовательной школы.

Программа представляет собой комплекс проектов, акций, творческих дел и разовых мероприятий, направленных на реализацию задач патриотического воспитания в школе.

                         

 Уровни: программа предполагает 3 уровня реализации программы.

  1. Подготовительный - выявление источников, архивных
    документов, подбор материала.
  2. Изучающий - изучение материалов в библиотечных и
    архивных фондах, подбор фотоматериалов, оформление эскизов.
  3. Практический - реализация полученных знаний на
    практике (создание экспозиций, стендов, организация
    экскурсионной работы, проведение тематических лекций, бесед).

Формы и методы проведения занятий:

Беседа. Дискуссия

Проведение в школьном музее тематических бесед, экскурсий.

Знакомство с интересными людьми нашего города.
Доклады и сообщения о городе.

Встречи.

Поисково-исследовательская работа по классам (сбор, изучение и инвентаризация материала)

Подготовка и проведение лекторской группой тематических бесед и литературно- музыкальных композиций

Презентации.

Конференции.

         Формы проведения контроля: 

Творческое домашнее задание – рисунок, рассказ,  сочинение.

Викторина, кроссворды.

Оформление творческих выставок

Работа с разнообразными информационными источниками.

Создание совета музея (инициативной группы).

сбор и поиск реликвий воинской славы.

создание экспозиций, стендов,

организация экскурсионной работы,

проведение тематических лекций, бесед, литературно- музыкальных композиций

Отслеживание результатов воспитания проводится с помощью изучения, анализа, тестирования, наблюдения учащихся

               Прогноз реализации программы

Развитие у учащихся чувства ответственности за будущее своей семьи, города, края, страны. Формирование нравственного качества — патриотизма, любви к родному краю, Родине. Выработка устойчивого интереса к активному образу жизни, творческое развитие учащихся. Расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе проведения исследовательской деятельности.

Позитивные результаты по формированию гражданских, нравственных и общекультурных качеств;

Увеличение количества школьников, регулярно участвующих в работе, патриотических объединений, клубов, желающих сочетать общественные и личные интересы;

 снижение количества учащихся с девиантным поведением.

 подготовка юных экскурсоводов по музею и городу, следопытов-собирателей, которые участвуют в экспедициях музея (историко-бытовых, военно-исторических и др.), организуют самостоятельные сборы с последующей передачей материалов в музей.

Учебно-тематический план кружка                                                                             «Краеведение»

  1 часть            «Город, в котором я живу»                         

                                         

                             Тематический план




                       



                        ТЕМА

Аудиторные занятия (час.)

Экс

-кур-

сии

(час.)

УРОВ

НИ

ОБУЧЕ

НИЯ

ТЕОРЕТИ-

ЧЕСКИЕ

ПРАКТИ

ЧЕСКИЕ

ИНДИВИ-

ДУАЛЬНЫЕ

1.



2.




3.


4.

5.






6.


7.


8.


9.


10.

11.



12.

13.



14.

15.


16.


17.





1819





20





Введение. Краеведение как составная часть обществознания.

Краеведение как наука об обществе.

Раздел 1. Донской край в древности.

Жизнь людей в природных условиях нашего региона.

Древние жители нашего края.

Основные занятия первобытных людей. Археологические памятники на территории Дона.

Раздел 2. История моего города

Вклад разных поколений в развитие города.

Сохранение культурного наследия в нашем городе.

Материальная культура  нашего города.

 День рождения моего города.

Раздел 3. Мой город сегодня.

Вещи в моём доме: история появления и судьба.

Культурные традиции населения нашего города, изменения жизни людей в ходе исторического развития.

Человек и природа  на современном этапе.

Новые явления в общественном развитии нашего города.

Раздел 4. Я – частица своего города.

Традиции воспитания в нашем городе.

Моя семья – традиции воспитания. Семейные традиции.

Роль дружбы и друзей в исторических событиях нашего края.

Роль личности в истории нашего края.

Раздел 5. Мой город в героической истории моей Родины.

Участие в неделе боевой славы:

Урок мужества.

Литературно музыкальная композиция «ЭХО ВОЙНЫ» ко Дню освобождения города Зверево от немецко-фашистских захватчиков.

Возложение цветов у мемориала  и памятников воинской славы.

1 час



1 час





1 час

1 час


1 час





1 час




1 час


1 час


1 час


1 час




1 час


1 час






1 час






1 час

















1 час







1 час


1 час


1 час








1 час


1 час




1 час


1 час


                                             1 час









1 час


1 час









 












1час













1 час












1 час


1 час














1 час




1 час



























1 час




1 час






1 час






1 час




1 час

1



1





1

2


3





2


2


3


2,3


2


2




2


2




2


1



2



3






3


3










  2 часть     «Был фронтом город мой…»

                          Тематический план

№                          

                          Тема

Аудиторные

занятия (час.)

Экс-кур-

сии

(час.)

УРОВНИ

ОБУЧЕ-

НИЯ

ТЕОРЕТИ-

ЧЕСКИЕ

ПРАКТИ-

ЧЕСКИЕ

ИНДИВИ-

ДУАЛЬНЫЕ

1.


2.



3.



4.



5











6.

7.

8.

9.


10.

11.

12.

13.

14.

15..

Урок «Был фронтом город мой»

 Проект «Память»

Традиционные уроки мужества


Проект «Защитники Отечества»

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны моего города

Проект «Великая Победа»

Беседы о Великой Отечественной войне: «России славные сыны», «Моя семья в Великой Отечественной войне»


   Неделя боевой славы:

литературно-музыкальная композиция «Эхо войны в моем городе»

• конкурс боевых листков


  уроки истории: «Памяти воинов-интернационалистов»

• проведение экскурсий по школьному музею  «Истоки»










   возложение цветов у мемориала и памятников воинской славы

участие в шествии ветеранов

конкурс чтецов «Мой город»

«Акция «Милосердие»:

Проект «Моя семья, моя земля, моя Россия»

Акция «открытка»

Акция «Поздравление»

КТП «Наш край в прошлом и настоящем».

КТП        «Культурное наследие народа».

КТП «На тропе этнографии».

КТП «Родина начинается с колыбели».

1 ЧАС


1 ЧАС






1 ЧАС












2 ЧАСА














2 ЧАСА


1 ЧАС

1 ЧАС

1 ЧАС






2 ЧАСА



1 ЧАС










1 ЧАС




2 ЧАСА

1 ЧАС

1 ЧАС


1 ЧАС

1 ЧАС

1 ЧАС

1 ЧАС


1 ЧАС













1 ЧАС



1 ЧАС











1 ЧАС



1 ЧАС


1 ЧАС



1 ЧАС


























1 ЧАС




 1 ЧАС

1 ЧАС

1 ЧАС

1 ЧАС

3


3



3



3




3



3



3


3


3


3


1

3

3

1

2

2

1

 3. Содержание изучаемого курса.

  1 часть            «Город, в котором я живу»                         

Тема1. Введение. Краеведение как составная часть обществознания. Беседа о целях и задачах данного курса.

Тема 2.Краеведение как наука об обществе. Беседа о необходимости познания окружающего мира, общества и его законах.

          Раздел 1. Донской край в древности.

Тема 3.Жизнь людей в природных условиях нашего региона. Дискуссия. Изучение природно-климатических условий нашего региона, города. Влияние

Тема 4. Древние жители нашего края. Беседа. Донской край в древности.

Тема 5. Основные занятия первобытных людей. Археологические памятники на территории Дона. Доклады и сообщения по истории родного края в историческом вечере в школьном музее «Истоки» на тему «Зарождение донского Казачества»

 

        Раздел 2. История моего города

Тема 6. Вклад разных поколений в развитие города. Экскурсия в школьный музей «Истоки» на экспозицию «История нашего города».

Тема 7. Сохранение культурного наследия в нашем городе. Изучение основных принципов исследовательской работы в школьном музее.

Тема 8. Материальная культура  нашего города. Сбор информации об экономической жизни города. Работа в библиотеках города, экскурсии на предприятия города.

Тема 9. День рождения моего города. Создание стенда «Город, в котором я живу»

      Раздел 3. Мой город сегодня.

Тема 10. Вещи в моём доме: история появления и судьба. Вещи как свидетели прошлого и показатели настоящего. Исследовательская работа по сбору экспонатов  школьный музей.

Тема 11. Культурные традиции населения нашего города, изменения жизни людей в ходе исторического развития. Доклады и сообщения о развитии культуры в городе. знакомство с обрядами и народными традициями. Праздники: «Рождество», «Масленица», «Святая Пасха», «Приглашаем на ярмарку» и др.

Тема 12. Человек и природа  на современном этапе. Экологические проблемы в городе, пути их решения. Экскурсия.

Тема 13. Новые явления в общественном развитии нашего города. НТП в нашем городе. Общественные организации, перспективы развития. Экскурсия. Сбор информации. Создание летописи  города и ее презентация.

             Раздел 4. Я – частица своего города.

Тема 14. Традиции воспитания в нашем городе. Конференция.

Традиции трудового, духовного, эстетического воспитания у разных этнических групп, проживающих в нашем городе. Толерантность как одна из главных жизненных позиций и духовная ценность.

Тема 15. Моя семья – традиции воспитания. Семейные традиции. Создание генеалогического древа семьи. Исследовательские работы «Листая фотоальбом моей семьи», «Мои корни», «Мои далекие предки», «Моя семья в Великую Отечественную».

Конкурс «Наш фамильный герб».

Тема 16. Роль дружбы и друзей в исторических событиях нашего края. Беседа. Доклады и сообщения о военных подвигах «моих ровесников». Улицы, названные именами «моих ровесников».

Тема 17. Роль личности в истории нашего края. Дискуссия.

         Раздел 5. Мой город в героической истории моей Родины.

Участие в неделе боевой славы:

Тема 18. Урок мужества.  Проведение экскурсии в школьном музее «Истоки»

Тема 19. Литературно музыкальная композиция «ЭХО ВОЙНЫ» ко Дню освобождения города Зверево от немецко-фашистских захватчиков. Подготовка и проведение лекторской группой литературно- музыкальной композиции посвященной Великой Отечественной войне.

Тема 20 Возложение цветов у мемориала  и памятников воинской славы.

  2 часть     «Был фронтом город мой…»

                                    Проекты

«Память» — акции, мероприятия, КТД направлены на изучение героического прошлого, воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн, к истории России, мужеству ее народа. Особое внимание — истории и событиям Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).

«Великая Победа» — акции, мероприятия направлены на празднование Дня Победы над немецко-фашистскими захватчиками, уважения к памяти всех жертв фашистского террора.

«Моя семья, моя земля, моя Россия» — КТД, мероприятия, акции отвечают задачам изучения, сохранения народных традиций, культуры родного края и страны в целом, биографий великих соотечественников, особенностям природы и ее охраны. Особое внимание в этом блоке уделяется укреплению связи разных поколений, семейных традиций, воспитанию уважения к старшему поколению, изучению и знанию своих «корней», истории семьи, рода.

   

 «Защитники Отечества» — содержание мероприятий направлено на знакомство с жизнью и деятельностью великих соотечественников.

                                          Акции

Акция «Милосердие»:

    Помощь ветеранам, инвалидам и пожилым людям ГОРОДА

Акция «Поздравление» 

      Поздравление ветеранов всех войн 

                                    Мероприятия

№ п/п

               мероприятия

Сроки


           подготовка и проведение лекторской         в

           группой  тематических бесед, викторин     течение года

            по военно-патриотической тематике

1.1


 Традиционный урок «Я — гражданин России»



1 сентября

1.2


Беседы о Великой Отечественной войне, тематические классные часы «России славные сыны», «Моя семья в Великой Отечественной войне»


Февраль,

май

1.3



Традиционные уроки мужества

13.02

8.05

Оформление и постоянное обновление стенда по патриотическому воспитанию учащихся

В течение года

1.4


Участие в конкурсе «Я — гражданин России»

Октябрь

1.5



 Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны


Февраль,

май

1.6

   Неделя боевой славы:

• конкурс чтецов (патриотическая тематика)

• конкурс боевых листков «Виват, Россия!»


  уроки истории: «Памяти воинов-интернационалистов»

• проведение экскурсий по  музею  



  • конкурс военно-патриотической инсценированной песни


 • литературно-музыкальная композиция «Эхо войны»


  • возложение цветов у мемориала и памятников воинской славы

  • участие в шествии ветеранов

  • конкурс плакатов «День Победы»

Февраль

                                     

                                        Коллективные творческие дела

        

1.        «Наш край в прошлом и настоящем».

Создание «Красного календаря» родного города. Посещение исторических, краеведческих музеев, археологических раскопок, археологических заповедников. Экскурсии с целью ознакомления с основными промышленными объектами города,. Экскурсии к памятникам героического прошлого города: мемориалу славы, захоронениям воинов, посещение военно-исторических музеев.

Проведение праздников «День рождения города», театрализованное воссоздание исторических событий «Исторические картинки».

Создание летописи города. Создание Книги Памяти Героев.

2.        «Культурное наследие народа».

Посещение культурных памятников, театров, изучение истории их создания.

Проведение народных праздников с соблюдением местных традиций

Конкурс чтецов «Мой город»  Фольклорные праздники.

День творчества «Город мастеров». Выставка декоративно-прикладного творчества «Народные мотивы» с использованием традиционных для местности ремесел, материалов для поделок.

Викторины, брейн-ринги «Знатоки культуры родного края».

Посещение храмов, знакомство с обрядами и народными традициями. Праздники: «Рождество», «Масленица», «Святая Пасха», «Приглашаем на ярмарку» и др.

   

 3. «На тропе этнографии».

Проведение этнографических походов. Сбор материалов «Традиции нашей глубинки». Изучение особенностей традиционных для местности быта, занятий, жилища, народного костюма, пищи, обрядов.

Фестиваль народного костюма. День народной кухни.

Викторина «Знатоки народных обрядов, обычаев, традиций».

Изучение особенностей культуры, быта других народов родного края.

  4.        «Родина начинается с колыбели».

Создание генеалогического древа семьи. Исследовательские работы «Листая фотоальбом моей семьи», «Мои корни», «Мои далекие предки», «Моя семья в Великую Отечественную».

Конкурс «Наш фамильный герб».

Формы и методы проведения занятий:

Беседа.

Проведение в школьном музее тематических бесед, экскурсий.

Знакомство с интересными людьми нашего города.
Доклады и сообщения о городе.

Встречи.

Формирование экскурсионных групп в школьном музее «Истоки»

Поисково-исследовательская работа по классам (сбор, изучение и инвентаризация материала)

Презентации.

Конференции.

Формы проведения контроля: 

Творческое домашнее задание – рисунок,   тематическое сообщение ,  сочинение.

 рецензии на выставки, участие в дискуссиях

Викторина, олимпиада, кроссворды.

Оформление творческих выставок

Работа с разнообразными информационными источниками.

Создание совета музея (инициативной группы).

Отслеживание результатов воспитания проводиться с помощью изучения, анализа, тестирования, наблюдения учащихся.

               4. Методическое обеспечение.

Основные требования к построению курса:

 Воссоздание наиболее ярких страниц истории и культуры

 города  

  Широкое использование наглядного материала.

      Связь с уроками истории России, экологии, географии,

 проведение интегрированных занятий.

  Постепенное погружение школьников в историческую и

духовно-эмоциональную атмосферу родного края.

     Развитие эмоциональной сферы личности школьника на основе впечатлений об истории и культуре города.

     Совместная работа со школьным музеем.

Основные этапы подготовки экскурсии:

  1. Определение темы экскурсии.
  2. Составление плана.
  3. Изучение литературы и источников по теме.
  4. Разработка структуры экскурсии, определение методов ее проведения
  5. Выбор объектов показа для каждой части экскурсии.
  6.  Составление методической разработки экскурсии.

Кружки музееведческого профиля готовят юных экскурсоводов по музею и городу, районному центру; следопытов-собирателей, которые участвуют в экспедициях музея ( историко-бытовых, военно-исторических и др.) или организуют самостоятельные сборы с последующей передачей материалов в музей.

Практические работы 2008-2009 учебного года:

Проведение тематических лекций по военно-патриотической тематике: «Участие казачества в смутном времени» (ноябрь);

«Зверево в годы Великой Отечественной войны» (февраль)

литературно-музыкальной композиции «Эхо войны» (май);

Создание генеалогического древа семьи, проведение исследовательских работ «Листая фотоальбом моей семьи», «Мои корни», «Мои далекие предки», «Моя семья в Великую Отечественную», участие в конкурсе «Наш фамильный герб».

Ведется работа над созданием летописи края, сбором материалов «Традиции нашей глубинки».

Участие: в «Вахте памяти»

Участие в акциях: «Милосердие» ( Помощь ветеранам, инвалидам и пожилым людям); «Поздравление» (поздравление ветеранов)

                    

                         5. Список литературы.

          Литература для учащихся:

Астапенко, М. П., Астапенко Е. М.        История Дона и Донского

Казачества:  Учебное  пособие для  5-8  классов  общеобразовательных заведений    /    М.    П. - Астапенко,    Е.    М.   'Астапенко.-    Ростов    н/Д: -«Издательство БАРО - ПРЕСС», 2005.

        Веряскина О.Г. История Донского края с древнейших времен до конца XVI века. Учебное пособие для 5-6 кл. Ростов-на-Дону.2004.

         История донского казачества: Учебное пособие.- Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2001.

История казачества России: Учебное пособие.- Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 2001.

Кислицын, С. А. История Донского края (XX век): Учебник для 9-х классов общеобразовательных учреждений / С. А. Кислицын.- Ростов н/Д: «Донской издательский дом», 2004.

    Самарина, Н. В.        История Донского края (XVII - XIX век):

Учебник для 7, 8 -х классов общеобразовательных .учреждений /Н.В.Самарина.-Ростов н/Д: «Донской издательский дом», 2004\

     Дополнительный список используемой литературы:

       Город: день за днем. ЗАО «Сервис-связь» 2004.

      Зверево.  Историко-краеведческий очерк. 2004.

      Коберник А.Н. Город Зверево: путь в завтра. Шахты ИПБОЮЛ Бурыхин Б.М.2004.

      Мой край родной был тоже фронтом… Зверево 2005.

      Улицы нашего города. Историко-краеведческий очерк. 2004.

                             Литература для педагога

      Астапенко Г,Д, Быт, обычаи, обряды и праздники Донских казаков 17-20вв. Ростов    н/Д: -«Издательство БАРО - ПРЕСС», 2006.

      Безотосный, В. М. Донской генералитет и атаман Платов в 1912 году. Малоизвестные и неизвестные факты на фоне знаменитых событий /В. М. Безотосный.- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

.Большой толковый словарь донского казачества: Ок. 18 000 слов и устойчив, словосочетаний.- М: .ООО «Русские словари»; ООО «Астрель»; ООО «АСТ», 2003.

  Ильюков, Л. С. Очерки древней истории Донского края /Л. С. Ильюков.- Ростов н/Д: Издательство «БАРО - ПРЕСС», 2004.

        Казачество: Энциклопедия /Редкол.: А. П. Федотов и др.- М: ИНФРА-М, 2003.

Кожанов, А. П.        Донское казачество в 20-х годах XX века. Изд-е 2-е испр. и доп. /А. П. Кожанов.-Ростов н/Д: «Донской издательский дом», 2005.

Малаховский, Е. И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие/Е. И. Малаховский.- Ростов н/Д: «АКРА», 2003.

Мельникова, Е.В.        Культура и традиции народов мира

(этнопсихологический аспект) / Е. В. Мельникова. — М.: Диалог культур, 2006.

Мовчан, А. С. Казаки (Быт и традиции) /А. С. Мовчан.- Ростов н/Д: НПК «Гефест», 2004.

Мржаева, Н. Г., Богинская. Е. В. История государственного управления в России: Учебник для студентов системы СПО / Н. Г. Можаева, Е. В. Богинская. — М.: Гардарики, 2007.

     Похлебкин, В. В. Словарь международной символики и эмблематики / В. В. Похлебкин. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.

Савельев, Е. П. Древняя истории казачества / Е. П. Савельев.-М.: Вече, 2002.

Самоуправление на Дону. Двадцать три века истории выборов /Под ред. С. В. Юсова. - Ростов н/Д: Избирательная комиссия Ростовской области, 2002.

Соколов, Б. В. 100 великих политиков / Б. В. Соколов. — М.: Вече, 2006.

Реализация приоритетных национальных проектов на Дону.-Ростов н/Д, 2006.

          Рыжов, К.В. 100 великих россиян / К.В. Рыжов. — М.: Вече, 2005.  

Федюнин, Г. На нижнем Дону: Историческое повествование /Г. Федюнин.- Ростов н/Д: «Донской издательский дом», 2003.

     Дополнительный список используемой литературы:

I. Алфавитный   список населенных   мест   Войска

Донского за 1819-ГПРО, ф.353 , оп 1, д.75.

2.Микулин Л.И.,Нестеренко В.В. Гуково: ист.-кр.

очерк.- Ростов., кн.изд-во, 1980г.

3.Дело о предоставлении права на разведку угля

близ ст. Зверево   великобританскому подданному Стурм Ф.Э -ГПРО, Ф.455, оп.2, д.716.

4. Архив Гуковского народного краеведческого музея.

5. Документы зверевекого городского архивного отдела.

6. Административно-территориальное деление Ротовской области,ч.2.,1996 с. 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа патриотического воспитания учащихся.

Данная программа является одним из механизмов решения актуальной задачи в школе - формирование у учащихся школы высокого патриотического сознания , верности Отечеству , готовности к выполнению констит...

Программа патриотического воспитания учащихся 5-11 классов.

Становление  демократического  государства,  возрождение  России,  курс  на  гуманизацию    общества   требуют  решения  очен...

Программа "Патриотическое воспитание учащихся и студентов БОУ СПО "ЧУОР(техникум)" Минспорта Чувашии

Патриотическое воспитание молодежи всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под ...

ПРОГРАММА патриотического воспитания учащихся.

Программа «Патриотическое воспитание учащихся на 2011-2015 годы»  разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»...

Программа патриотического воспитания учащихся: «Патриот Ямала – патриот России»

Цель программы:развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших поколений; формирование активной жизнен...

Программа «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»

«Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»...