Микротопонимия города Балакова. (История названия улиц)
план-конспект урока по краеведению (8 класс) по теме

Коннова Наталья Борисовна

Данный материал предназначен для проведения урока краеведения по теме "Микротопонимия города Балакова". Урок проводится на основе использования проекта ГлобалЛаб. Он активизирует поисковую, проектную  и исследовательскую работу учащихся. Дети учатся работать в группах, анализировать, сопоставлять и извлекать полезную информацию, развивая познавательную активность и формируя коммуникативную компетентность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_8.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

1.Название проекта ГлобалЛаб – «История одной улицы»

2.Предмет – краеведение

3.Класс   -8

4.Учебник, по которому работает класс Саратовский край: учебное пособие по истории родного края для учащихся 8-9-х классов.  Е.К. Максимов,

5.Тема урока: Микротопонимия города Балакова. (История названия улиц)

6.Цель урока: познакомить учащихся с историей основания города Балакова, происхождением и названием улиц; способствовать развитию интереса к краеведческой и поисково-исследовательской работе, прививать любовь к своей малой Родине.

7.Результаты, на достижение которых работает описываемый урок:

А)Предметные:  формирование умения  и способностей решать краеведческие и топонимические задачи;

Б)Метапредметные: развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах своей группы;

-развитие коммуникативных способностей школьника, -развитие познавательной, эмоциональной сферы школьника;

В)Личностные: формирование навыков  продуктивного сотрудничества со сверстниками в ходе поисково-исследовательской деятельности.

8.Оборудование урока:   компьютер, выход в Интернет, справочник по топонимике, материалы  информационно-познавательного портала «Мой родной край Балаково», мультимедийный проектор,  фотогалерея города Балакова

Ход урока

1.Оргмомент. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний (2 мин.)

2.Сообщение темы, цели урока.

3. Беседа с учащимися.  Ребята, а что Вы знаете о городе Балаково? Какие у него достопримечательности? Чем  может гордиться наш город? Какие выдающиеся люди в нем проживали?

Историческая справка. Экскурс в историю. Слово ученику 8 класса М., он  кратко рассказывает об истории основания города Балакова.(демонстрирует Презентацию и  обращается к фотогалерее города.(6  мин.)

 А знаете ли Вы, как называются улицы города? Назовите их. Есть  названия улиц, которые можно встретить  в любом городе. Какие, например? /Ответы учащихся: Ленина, К.Маркса, Московская, Ленинградская,  Ломоносова, Пушкина… и т.д./ А задумывались ли вы над тем, почему они так называются? Кто дает названия улицам?

4.Поисково-исследовательская работа учащихся по группам: 1 группа  находит названия 5 улиц до  1909 года, которые были в Балаково; 2 группа – названия 5 улиц, данные после 1918 года.  3 группа – находит и считает все улицы, которые были переименованы после 1918 года.(Выход в Интернет на ИППортал «Мой родной  край Балаково»)Составляется сводная таблица улиц. Данные анализируются и обрабатываются. Делается вывод и записывается в тетрадь. (15 минут)

5.Физминутка.  Включается музыка,  и дети под музыку делают упражнения  для осанки, для глаз. (здоровьесберегающие технологии) 5 минут

6.  Проектная деятельность учащихся  с ГлобалЛаб 13 минут

Ребята, а хорошо ли мы с вами знаем свою малую Родину?  (ответы учащихся)

Сегодня я хочу Вас познакомить с проектом ГлобалЛАб  «История одной улицы». (Учитель демонстрирует на мультимедийном проекторе).  Этот проект удивителен тем, что  можно исследовать и рассказать  историю  одной улицы нашего города. Вы хотите в нем поучаствовать?  Да! Тогда откройте сайт ГлобалЛаб, он у нас есть в закладках. (Ребята ищут, открывают, учитель помогает и руководит, показывает на проекторе). Давай те познакомимся с проектом.

Назовите цель проекта. Гипотезу. Что нам нужно для того, чтобы принять участие в исследовании?

А теперь давайте познакомимся с протоколом проведения  исследования. (Дети под руководством учителя изучают протокол исследования, учитель дает инструкцию).  На какие вопросы нужно будет ответить? На что обратить особое внимание.  Какие фото нужно сделать?  Как правильно загрузить фото?  А теперь все вместе давайте заполним одну пробную  анкету исследователя.  Вопросы есть, все ли Вам, дети, понятно?  А  как это сделали другие ребята?

7.Рефлексия урока.  Что вам сегодня понравилось на нашем уроке? Что Вы узнали нового? Что хотели бы еще узнать? Заполните, пожалуйста, листочки, которые у Вас лежат на  партах. (2 мин.)

8.Домашнее задание.   Ребята открывают дневник и записывают д/з:Самостоятельно дома заполнить анкету исследователя в ГлобалЛаб. Вручается каждому ученику   разработанная  и распечатанная памятка  (алгоритм) по работе с проектами ГлобалЛаб.(2 мин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по улице Трнавская города Балаково

История названия улицы города, архитектурные объекты, расположенные на ней....

Исследовательская работа по русскому языку на тему: "Лингвистический анализ названий улиц города Ржева Тверской области"

Анализ языкового материала (названий улиц города Ржева) с лингвистической точки зрения: - фонетические, словообразовательные, морфологические, грамматические особенности онимов, названий улиц.Выя...

Исторические и современные названия улиц и площадей города Арзамаса

Материал для уроков литературы, краеведения...

"Легендарная топонимика. История названия улиц села Ермоловка".

Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не спросил себя почему именно так, а не иначе названы его родные деревня или город, речка, текущая под оврагом, улица, на которой он живет. Я предпол...

Урок "История города в названиях улиц"

Разработка урока по краеведческому компоненту. В  конспекте представлен результат исследовательской работы учащихся....

Исследовательская работа "История города Демидова в названиях улиц"

Работа выполнена в рамках учебного проекта 10 класс ученика Леонова Дмитрия...