Урок "Загадки наших имен"
план-конспект урока по краеведению по теме

Александрова Марина Александровна

Урок разработан в рамках программы курса кружковой работы "Юный краевед". Методическая разработка урока осуществлялась с использованием интерактивных методов обучения и современных средств информационно-компьютерных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок на тему: «Загадка наших имен»

Цель урока: сформировать у учащихся представление об истории возникновения и развития имен.

Задачи урока:

  • Создать ситуацию осмысления собственного имени.
  • Ознакомить с двумя традициями имя наречения и создать ситуации для их сравнения.
  • Раскрыть основания создания имен в языческой культуре.
  • Ознакомить с историей происхождения имен не Руси.
  • Ознакомить с христианской традицией имя наречения.
  • Сформировать представление о науке ономастике
  • Развивать навыки работы со словарями

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: фронтальная и индивидуальная, работа в парах.

Основные знания: наука об именах, пути возникновения имен в русском языке, заимствованные имена, исконно русские имена

Основные понятия: ономастика, святцы, месяцеслов, минеи.

Персоналии: Ольга, Олег, Игорь

Межпредметные  и внутрикурсовые связи. История России с древних времен до 15 в.: первые русские князья; русский язык: ономастика

Оборудование урока: проектор, словари имен.

Ход урока


1. Организационный момент

Приветствие,

Сообщение   целей, задач урока.

– Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя наша встреча посвящена именам. Имя – это тот символ, который сопровождает нас всю жизнь. Считается, что имя – самый дорогой звук для человека. Неспроста всегда особое значение придают выбору имени. Ведь каждое имя имеет своё значение. А по представлению многих оно имеет определённое влияние на своего обладателя и, возможно даже, определяет какие-то черты характера.

2. Изучение новой темы

План

1. Ономастика – наука об именах.

2. История возникновения имен в русском языке.

3. Заимствованные имена собственные.

4. Современное развитие имен.

  1. Ономастика – наука об именах.

Активизация познавательной деятельности (АПД). Создание проблемной ситуации.

– Все имена являются предметом изучения специальной науки. Знаете ли вы, как называется эта наука? (ономастика) СЛАЙД

Работа по формированию понятия.

– Имена собственные, в которые входят фамилия, отчество и имя, изучает раздел ономастики, который называется «антропонимика». ЩЕЛЧОК МЫШИ НА ЭТОМ ЖЕ СЛАЙД. На доске записываются понятия «ономастика» и «антропонимика». Дается устное определение и пояснение.

Рассказ учителя.

– Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению, употреблению. Имена, прежде всего, бывают индивидуальные и групповые. Групповые наименования у нас не имеют ярко выраженной формы. К ним относятся, например, фамилии, когда их применяют ко всем членам семьи.

А вот у тюркоязычных народов (СЛАЙД например, узбеков, алтайцев, хакасов и др.) групповые наименования развиты сильнее: каждый человек знает не только своё имя, отчество и фамилию, но и имя рода, к которому принадлежит он сам и члены его семьи (например, Аралбай).

  1. История возникновения имен в русском языке

АПД. Рассказ учителя.

– По сложившейся системе всех русских называют по имени, отчеству и фамилии. Отчества являются индивидуальной и неповторимой особенностью именно русского наименования. В других странах отчества не приняты, зато люди имеют по нескольку личных имён, что почти не встречается у нас.

– Происхождение наших имён уходит далеко в прошлое. Так, наши предки были очень суеверны. И зачастую, боясь «глаза», давали младенцам явно неблагозвучные имена. Они считали, что назвать ребёнка красивым, нежным или горделивым именем – всё равно что привлечь к нему гибельное внимание врагов и нечистой силы. Потому появлялись Глинозубы, Хворощи, Опухлые и пр. Иногда такие хитрости бывали довольно сложными. После рождения ребёнка у нас на Руси разыгрывался целый спектакль. Отец в тайне ото всех выносил родившегося у него младенца из избы, а затем с криком и шумом появлялся уже в открытую дверь, уверяя, что нашёл подкидыша. Такого ребёнка могли наречь Ненашем, Найдённом. Бесам оставалось только отступиться: погубишь крошку, а взрослые только обрадуются – ведь им он чужой.

АПД. Вопрос классу.

– Когда же славяне попадали под влияние каких-либо иностранных культур, то в обиход входили имена, распространённые в этих местностях.

– Вспомните имена первых русских князей (Олег, Ольга, Игорь) СЛАЙД

– Из какой местности они к нам пришли? (варяги, Скандинавия)

  1. Заимствованные имена собственные

Рассказ учителя

– Принятие христианства принесло новые имена – в основном греческие и латинские. Люди не сразу свыклись с иностранными прозвищами, поэтому у многих было два имени – мирское и церковное. Однако постепенно иноземные имена стали привычными, они слегка видоизменились и приобрели сходство с исконно русскими. Итак, при крещении ребёнку давали имя святого великомученика, имя которого стояло в этот день в церковных календарях – святцах СЛАЙД (духовные книги с перечислением святых и праздников в порядке месяцеслова - минеи), месяцеслове (указатель памятей святых по дням года с отсылками к определенным евангельским или апостольским чтениям, прилагаемый к Евангелию или Апостолу, предназначенным для богослужебного употребления) или минеях (церковные книги, тексты которых распределены по дням месяца. В основе текстов — жития святых в порядке их поминальных дней, то же, что месяцеслов). Это были так называемые календарные имена.

– В настоящее время 95 % русских людей носят старые традиционные календарные имена.

– В церковные календари были внесены люди разных национальностей, погибшие мученической смертью за веру и причисленные христианской церковью к лику святых.

– В дореволюционное время в России ребёнка обязательно крестили, используя при крещении имена из церковных календарей. Однако не все личные имена были распространены в народе равномерно. Немалую роль в распространении имён играли эпоха, исторические события и семейные традиции. Наряду с календарными именами существовали некалендарные формы этих же имён. Они употреблялись в народном быту. Но не попадали в календари.

АПД. Работа с языковым материалом

– Старые календарные имена разнообразны. Некоторые очень короткие, например, два мужских имени, состоящие из двух звуков: Ив, Ор; женское имя Ия. СЛАЙД

– Самые длинные и трудные в произношении – пяти- и шестисложные имена. У современного русского населения они почти не встречаются.

– Попробуйте сами их прочесть: Ексакустодиан, Никтополион, Асклипиодота, Фессалоникия. Щелчок мыши по этому же слайду

– Лишь некоторые длинные имена получили распространение в современном русском языке: Аполлинария, Анастасия, Ефросиния, Екатерина, Максимилиан, Пантелеймон.

– Русские мужские и женские имена отличались по своей внешней форме.

– На что обычно оканчиваются мужские имена? СЛАЙД

– На что обычно оканчиваются мужские имена? (на твёрдый согласный: Семён; или на –ий: Юрий; на –а, я: Никита, Илья). Щелчок мыши по этому же слайду

– Менее привычные были преобразованы: либо перешли в разряд женских имён, т.к. их окончания привычны для большинства женских личных имён, либо утратили это окончание, оставшись в разряде мужских: Антипа – Антип; Артёма – Артём. Щелчок мыши по этому же слайду Имена Зина, Инна, Римма перешли в разряд женских. Щелчок мыши по этому же слайду Редки имена на –ин (Константин); -ик (Рюрик, Андроник). Щелчок мыши по этому же слайду

Конечное – ок имело всего одно русское имя – Садок, в народной форме – Садко. СЛАЙД

– Кто такой Садко? (былинный гусляр и певец из древнего Новгорода). Есть и сокращённый вариант этого имени – Сад.

– В русском языке за счёт присоединения определённых суффиксов от мужских образуются женские имена: Аглай – Аглаида, Стефан – Стефанида. В результате получилось множество парных имён: одно мужское, другое женское. (Агний – Агния; Антонин – Антонина, Кир – Кира и пр.) Из некоторых парных имён и мужское, и женское имели одинаковое распространение.

Задание для работы в группах

– Какие парные женские и мужские имена можете назвать вы? (Александр и Александра; Евгений и Евгения, Зиновий и Зиновия).

– Имена Марин, Анастасий, Клавдий, Антонин редко встречались у мужчин, зато получили распространение у женщин.

– Некоторые календарные имена произошли от топонимов, т.е. от названий гор, рек, стран.

– Объясните происхождение имени Олимпия, Элладий, Нил (Олимпия от горы Олимп в Греции; Элладий – Эллады – древнего названия Греции; Нил – от названия реки в Египте). СЛАЙД

  1. Современное развитие имен

Рассказ учителя

– В 20-е годы XX века, после установления советской власти, изменения в стране затронули и имена. С 1924 года Государственное издательство (ГИЗ) публиковало личные имена (старые календарные, иноязычные заимствования, а также древнерусские) в отрывных и настольных календарях, которые издавались массовыми тиражами.

–  Как вы думаете, какие имена пользовались популярностью в этот период? (повстанцев, вождей и революционеров)

АПД на припоминание СЛАЙД

– Попробуйте определить, в честь кого могли дать имя: Жанна, Марат, Спартак (Жанна – в честь французской народной героини Жанны д`Арк; Марат – в честь Жана Поля Марата, деятеля Великой французской революции; Спартак – в честь предводителя римских рабов, восставших в 74-71 годах до н.э.).

– Кроме этого, появлялись и новые имена. Попробуйте их расшифровать: Октябрина, Майя, Интерна, Вилен, Вектор (великий коммунизм торжествует), Ворс (Ворошиловский стрелок), Пятьвчет (пятилетку в четыре года), Лист (Ленин и Сталин). СЛАЙД

– Иногда такие имена приводили к курьёзным случаям. Так, одно время было популярно имя Аир – Алексей Иванович Рыков, председатель Совнаркома. СЛАЙД Только вот судьба обладателя такого имени могла оказаться фатальной – Рыкова впоследствии расстреляли как врага народа, а владельцами имён очень заинтересовались соответствующие органы. Приходилось напуганным родителям выискивать названия, соответствующие имени Аир, например, лечебный корень травы.

Позднее в моду вошли иностранные имена: Джон, Арнольд и др. Получалось, что мальчишку вполне могли звать Джон Иванович Иванов. Правда, такие имена почему-то любили давать люди из народа, а вот интеллигенция, наоборот, тяготела тогда к исконно-русским именам: Елисей, Архип и др. Таким образом, мода на имена постоянно менялась.

– Как вы думаете, а какие имена наиболее популярны в наше время? 2 СЛАЙДА

– В русской традиции принято помимо имён давать отчества.

– Когда мы к человеку обращаемся по имени и отчеству? (Именование по имени и отчеству показывает вежливое отношение к именуемому лицу, включает желание подчеркнуть уважение к нему).

– Русские отчества – образования очень древние. Уже в списках русских послов 945 года при именах некоторых из них находим отчества. Древнерусских князей величали не только по отцу, но и по деду и прадеду, т.к. древностью рода особо гордились. Например, великого князя киевского Владимира СЛАЙД (княжил примерно с 980 года) называли: князь Владимер Святославичь, внук Всеволожь, правнук Олгов, праправнук Святославль, преправнук Ярославль, пращур великого Владимера.

Задание для фронтального опроса «Вспомните отчество известных людей» СЛАЙДЫ

АПД. Вопросы классу

– Само слово фамилия вошло в русский язык относительно поздно. Оно происходит от латинского слова фамилиа (семья). На Руси распространение фамилий растянулось на несколько веков и было связано с классовым расслоением общества. У князей и бояр фамилии складывались в XIV-XVI вв., у дворян – в основном в XVI-XVII вв., когда дворянство уже господствовало экономически и политически. У купцов фамилии начали возникать в XVI в., но только самых богатых и именитых, например, Строгановых СЛАЙД. Фамилии духовенства появились лишь в XVIII-пер. пол. XIX в. Крестьянам фамилии начали давать ещё позднее.

– От чего образовывались современные фамилии?

– Значительная часть современных фамилий образовалась от имён собственных (Иванов, Петров, Сидоров), по роду деятельности (Бондарев, Кузнецов), по прозвищу, по месту жительства, по народностям, жившим около места рождения (Татарин, Черемис); от названия церквей и церковных праздников (Рождественский, Богоявленский), по внешним признакам человека (Криволапов, Толстопятов), сохранили фамилии и следы иностранного родства (Фет, Кантемир) СЛАЙД.

– Есть ещё одна интересная особенность, связанная со склонением фамилий. Скажем, фамилия Иванов явно не вызовет затруднений при склонении, а вот, например, Скляр, Маро. Ведь собственные имена людей относятся лишь к мужскому или женскому роду. Поэтому имена с окончаниями, типичными для русских слов среднего рода, оказываются вне соответствующего грамматического ряда и условно относятся к среднему роду. В таких случаях следует запомнить простое правило: мужские фамилии склоняются, женские – нет (русские и нерусские фамилии, оканчивающиеся на согласный: Берг, Тронь). А фамилии на –о не склоняются вообще. Род лица в таком случае определяют по согласованию с прилагательными или числительными. 

– Интерес, конечно, представляет значение имени. Вы знаете значение своего имени?

– О значении имени могут рассказать представленные здесь словари русских имён, фамилий. СЛАЙД

  1. Закрепление

Сегодня мы познакомились с некоторыми особенностями возникновения и существования в языке имен. Пожалуйста, подготовьте краткий устный ответ на вопрос «Зачем нам необходимо изучать значение имен?».

  1. Подведение итогов
  2. Домашнее задание

Подготовить небольшое сообщение о вашем имени, используя материал сегодняшнего урока.



Подписи к слайдам:

Мужские имена
обычно
оканчиваются:

твёрдый
согл
.
:
Семён;

ий
:
Юрий;

а, я:
Никита, Илья
реже
:
ин:
Константин;

ик:

Рюрик
Перешли в разряд женских
:

Зина, Инна, Римма
Утратили окончание, оставшись в разряде мужских:
Антипа – Антип; Артёма – Артём
Октябрина
Майя
Интерна
Вилен
Вектор
Ворс
Пятьвчет
Лист
Дмитрий Анатольевич Медведев
Афанасий Афанасьевич Фет
(1820-1892)
Антиох Дмитриевич Кантемир
(1708-1744)
Ономастика
(от
др.-греч
.
ὀνομαστική, ономастикэ
́ - искусство давать имена, от
ὄνομα
,
о́нома
- имя, название и
λέγω
,
ле́го
- выбирать, говорить, сообщать)
— раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения. В более узком смысле ономастика — собственные имена различных типов.
Антропонимика

( от греч
.
ἄνθρωπος
— человек и
ὄνομα
— имя)
— раздел
ономастики
, изучающий
имена
людей
и
их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п.); их происхождение,
развитие,
закономерности
функционирования
.
Николай

Семёнович

Лесков
Ексакустоди
а
н

Никтополи
о
н
Асклипиод
о
та

Фессалоник
и
я
Ив
Ор
Ия
Жанна
Марат
Спартак
князь
Владимер

Святославичь
, внук
Всеволожь
, правнук
Олгов
, праправнук
Святославль
,
преправнук
Ярославль, пращур великого
Владимера
Строгановы
Григорий Дмитриевич Строганов (1656 - 1715)
Александр Григорьевич Строганов
(1698 - 1754)
ЗАГАДКИ
НАШИХ
ИМЁН
1. Анна, рейтинг - 24,3 %
2. Ирина, рейтинг - 21,3 %
3. Татьяна, рейтинг - 21,2 %
Фёдор Сергеевич Бондарчук
Святцы
Месяцеслов
Минеи
Олимпия
Элладий
Нил
Леонид Николаевич Андреев
Олег
Ольга
Игорь
1. Иван, рейтинг
- 37,2 %
2. Сергей, рейтинг
- 37,0 %
3. Владимир, рейтинг
- 36,1 %
Борис
Константинович
Зайцев
Садко
Никита Сергеевич
Михалков
узбеки
алтайцы
хакасы
Женские имена
обычно
оканчиваются:
гласн
. -а:
Татьяна, Ирина
очень редко:
за счёт присоединения определённых суффиксов от мужских образуются женские имена:
Аглай

Аглаида
, Стефан –
Стефанида
.
Алексей Иванович Рыков
Иван Алексеевич Бунин

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектно-исследовательская работа "Их именами названы улицы нашего края "

Конкурс "Моя педагогическая копилка" (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).Проектно-исследовательская работа выполнена учащимися 8,9 классов для дальнейшего применения ее на уроках английс...

Конспект урока на тему: «Именем святой Екатерины наша жизнь навек освящена» (из опыта применения проблемного метода обучения)

Представлена методическая разработка урока-конспекта по предмету "Духовное краеведение Подмосковья" с использованием  метода проблемного обучения....

"История наших имен или фамилий" Классный час.

Классный час "История наших имен и фамилий" ставит цели: расширить знания учащихся об именах и фамилиях, заинтересовать их к изучению своих имен и фамилий, истории семьи; учить искать интересный матер...

"История наших имен уходит корнями в древний мир", проектная работа по истории учениц 5 класса Салобуто Надежды и Екатерины.

Проект содержит исследование имен учащихся 5 класса с познавательными целями узнать значение имен и страну происхождения, изучаемую в 5 классе на уроках истории.Проектным продуктом стал "Цветок имени"...

Урок "Значение наших имен"

В соответствии с ФГОС разработано внеурочное занятие из цикла "Моя родословная"В разработке представлены работа в группах, целеполагание, рефлексия....

Презентация для воспитательной работы с детьми "История наших имен"

Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома - имя. Имена людей- часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художестве...

Методическая разработка занятия на тему "Тайна наших имен"

Занятие разработано для обучающихся начальной и основной школы....