проектно-исследовательская работа "Их именами названы улицы нашего края "
методическая разработка по английскому языку (8 класс) по теме

Гордеенко Лариса Владимировна

Конкурс "Моя педагогическая копилка" (к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне).Проектно-исследовательская работа выполнена учащимися 8,9 классов для дальнейшего применения ее на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МОУ Красногорская средняя общеобразовательная школа №2

                                                 на конкурс

«Моя педагогическая мастерская» (методических  и дидактических материалов к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Номинация « Этих дней не смолкнет слава…»

                конкурсная работа на тему

« Их именами названы улицы нашего края»

                                                                                                         

                                                                                                           Учителя английского языка

                                                                                                Гордеенко Ларисы Владимировны

                                                                                                                Красногорская СОШ №2

                                                                                                                                       тел. 9-17-78

 

                                                 Оглавление.

I. Введение………………………………………………………………………………………..3

II. Основная часть………………………………………………………………………………..5

       Теоретическая часть:

  1. Красногорский парень из с. Заборье…………………………………………………...5
  2. Лысенко с улицы Лысенко……………………………………………………………...8

       Практическая часть………………………………………………………………………..10

III. Заключение…………………………………………………………………………………12

Литература……………………………………………………………………………………..13

 Введение.

               Приближается 9 мая 2010 года, когда весь мир будет праздновать 65-летие Победы в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Выросло не одно поколение с момента окончания войны. Все меньше с каждым годом становится ветеранов Второй Мировой. К сожалению, нынешнее поколение мало знает о культурном наследии своего города.

               Для того,  чтобы сохранить культурные ценности нашего края, Красногорского района, привлечь молодежь к поисковой работе и развивать у них патриотизм и гордость за своих земляков, мною была предложена исследовательская работа ребятам  8-ого класса для участия в конкурсе. Была создана группа учащихся из 8, 9, 10 классов. Все учащиеся хорошо знают друг друга и могут сотрудничать вместе. Ребят выбрали для исследовательской работы номинацию « Их именами названы улицы нашего края» и они считают это достаточно обоснованным: им самим интересно знать больше о своем крае, вести исследовательскую работу.

               Мною, как руководителем данного проекта, были поставлены следующие цели и задачи.

Цели: 1) Подготовить и выполнить проектную работу.

           2) Способствовать воспитанию интереса к данному виду работы.

Задачи: 1) Развивать умения обобщать и сравнивать.

              2) Находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.

              3) Воспитывать патриотизм, уважение к культурным ценностям своего народа.

              4) Развивать способность четко, систематически выполнять спланированную работу.

              5) Развивать деловые качества учащихся.

              Для организации исследовательской работы ребята познакомились с технологией создания самого проекта. Проектную Работу ребята уже выполняли на уроках английского языка. Но это были только мини-проекты.

              Изучив алгоритм работы над проектом, ребята решили, что выполнять задания они будут группой, распределив обязанности между собой. В день презентации своего проекта они должны сдать мне, как руководителю проекта, оформленную проектную папку.

              Я, как руководитель проекта, по просьбе учащихся даю советы, с чего начать исследование:

1) Знают ли ребята, в честь кого названы улицы п. Красной Горы.

2) Узнать названия центральных улиц Красной Горы.

3) Провести опрос среди учащихся своей школы.

4) Посетить ЦРБ Красной Горы, найти нужную информацию.  

5) Посетить архив Красной Горы.

6) Посетить районную редакцию газеты «Красногорская жизнь».

7) Взять интервью у ветеранов и их родственников.

8) Посетить Краеведческий музей в Красногорской СОШ №1 и встретиться  с руководителем музея Т. С. Снытко.

9) Использовать Интернет-ресурсы для выяснения названий некоторых географических объектов.

10) Выбрать учащихся для сбора и анализа информации, т.е. распределить обязанности между членами рабочей группы.

11) Знакомство с критериями оценки исследовательской работы, предложенной Брянским институтом повышения квалификации при поддержке Департамента общего и профессионального образования Брянской области.

Основная часть.

Теоретическая часть.

 Глава I.

                                      «Красногорский парень из с. Заборье»

              Буйневич Николай Михайлович… В 1944 году в семье Михаила Никитича и Марии Макаровны Буйневичей родился сын, имя которому решили дать самое почитаемое на Руси – Николай (Приложение, слайд №1). В 1952 году, как и все его сверстники, он пошел в 1-й класс. Был крепким и озорным мальчишкой - так вспоминают те, кто помнит его.

Учился с охотой, жадно изучая все предметы. Он днями пропадал в школе, забывая порой про дом  и игры на улице. По натуре был общительным, легко сходился с людьми.

Художественная самодеятельность, спорт, рисование- вот его любимые занятия, которые приносили славу ему и школе, честь которой он защищал на районных состязаниях. Спортивная закалка, знания, годы учебы в Заборской школе помогли определить жизненный путь. (Приложение, слайд №2)

              В 1962 году закончив школу и получив направление райвоенкомата, Николай поступает в Тамбовское военное училище. Учась в этом училище (его он окончил с отличием), наш земляк был «образцом выполнения ленинского долга», о чем свидетельствуют документы, хранящиеся в музее Красногорской СОШ №1.( Приложение, слайд №3)

             Мечта многих мальчишек: быть военным. У Николая она осуществилась. Он стал офицером Советской армии. Служить его направили в Приморский край, на о. Даманский, в пограничные войска в районе реки Уссури. Служба была ответственная и трудная.

Читая заметки газеты «Путь Ленина» за 1969 год, узнаешь, что пограничная застава в районе реки Уссури, на советско-китайской границе была, говоря современным языком, «горячей точкой». Китайцы то и дело устраивали провокации. Русским же пограничникам запрещалось отвечать огнем или переходить к военизированным действиям. По сути дела, ни одного дня не проходило без каких-либо провокаций со стороны китайцев. (Приложение, слайд №4-6)

              По такому же сценарию развивались события и второго марта 1969 года. Вот что пишет об этом учитель истории одной из школ Красногорского района Владимир Самусь в газете «Красногорская жизнь»: « Весной 1969 года около трехсот вооруженных китайцев напали на советских пограничников, защищавших крохотную территорию нашей земли в районе города Иман (ныне Дальнереченск) приморского края.

              Второго марта командир пограничной заставы Иван Стрельников и старший лейтенант Николай Буйневич, как и всегда, с группой бойцов пошли осматривать границу.  

Было одиннадцать часов утра по местному времени. По пути им доложили: со стороны противоположного берега реки Уссури к острову Даманскому идут китайцы.

             Пограничники немедленно направились к крохотному острову (1,5 км на 800м), расположенному посередине реки Уссури, покрытому льдом. Китайцы поступили коварно. За шеренгой китайцев стояли автоматчики, которые и открыли огонь по нашим бойцам. Пограничники во главе с И. Стрельниковым и Н. Буйневичем приняли на себя первый смертельный удар: И. Стрельников и несколько его товарищей были расстреляны в упор, старший лейтенант Буйневич был ранен в ноги. Один из пограничников, отстреливаясь, стал выносить его с поля боя, но китайские провокаторы настигли их. Они варварски издевались над офицером Буйневичем: перерезали мышцы на руках, несколько раз прокололи штыком. И тут подоспела помощь с соседней заставы.  Бандиты отступили. Товарищи подобрали израненного Буйневича, без промедления отправили  в госпиталь. Почти сутки он был еще жив. Лишь после того, как в ход пустили установки «Град», позиции китайцев были уничтожены. Итогом кровавых событий стали могилы советских солдат и офицеров, павших при защите рубежей Отечества». (Приложение, слайд №7)

              Погибших на границе офицеров Ивана Стрельникова и Николая Буйневича похоронили вместе в городском парке города Имана Приморского края. (Приложение, слайд №8)

             Пограничнику из с. Заборье было только 25 лет! Посмертно он награжден орденом Красного Знамени за мужество и героизм, проявленные при защите советской границы.

              Ему и его боевым друзьям так и не пришлось узнать, что остров, за который они отдали свои жизни, в 1990 году передан китайцам и теперь называется Чжень Бао Дао. Деревушка, расположенная рядом с заставой, с тех пор носит имя Ивана Стрельникова, но совсем опустела. Люди не захотели больше испытывать свою судьбу.

             В связи с событиями аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году большая часть жителей с. Заборье переехала  в «чистую зону» Брянской области. Большая часть экспонатов, связанных с Николаем Михайловичем Буйневичем, передана в дар Краеведческому музею Красногорской СОШ №1. ( Приложение, слайд №9, 10) Из родственников Н. Буйневича мы разыскали только его троюродную сестру Лисица Тамару Михайловну, которая работает оператором-кассиром в редакции районной газеты «Красногорская жизнь». Её очень затронуло то, что имя  Н. Буйневича не забыто.

              Одной из главных улиц п. Красная Гора является улица имени М. Н. Буйневича, где расположена Красногорская СОШ №1 и во дворе которой находится памятник нашему земляку- Николаю Михайловичу Буйневичу, погибшему при защите границ нашей Родины на о. Даманский. ( Приложение, слайд № 11)

             Из постановления Бюро Красногорского райкома КПСС и исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся от 14 мая 1969 года №27/ 178

Об увековечении памяти Буйневич Николая Михайловича, геройски погибшего при выполнении воинского долга по охране государственной границы в районе о. Даманский.

«… п.3. В р.п. Красная Гора улицу Колхозная переименовать на улицу имени

Н. М. Буйневича».

Глава II.

                                 « Лысенко с улицы Лысенко»

              Много раз учащиеся Красногорской СОШ №2 ходили в школу по улице имени Ивана Никифоровича Лысенко. Им это имя очень знакомо, потому что имели честь встретиться с ним в стенах этой школы. ( Приложение, слайд № 12-16)  И. Н. Лысенко вот уже 92 года, он – человек-легенда.  Мы попытаемся рассказать о нем самое главное, то, что узнали от него самого, его родственников, из периодической печати и книг.

             Деды- прадеды, отец с матерью И.Н. Лысенко жили в д. Кузнецы Гордеевского района . Здесь он сам до войны работал. Вот что пишет о нем А. Хандожко: « … Крестьянскому сыну Ивану в 41 было 24 года, и он успел обзавестись дочкой Дуней. Боевое крещение призванный на фронт осенью 43-го получил на берегах реки Сожа.  Бои за Ветковский район были тяжелыми: его тяжело ранило. Три месяца он лечился в госпитале Брянска, после чего - снова фронт. Теперь уже Калининский. Назначили помощником командира взвода полковой разведки. Как командиры угадали в нем разведчика? Но разведчиком с первых же дней боевой жизни он стал прекрасным. Может быть, помогла недавняя жизнь « под врагом», постоянная внутренняя борьба с ним? В армию И. Лысенко был призван осенью 1943 года, после того, как наши войска освободили Брянщину. Да и от природы И. Лысенко был крепок, смекалист, смел.

             Вот как описывается один из его подвигов в заметке газеты «Брянский рабочий» в  №35 от 1995 года: «Все качества, вместе взятые, однажды выручили его в положении, которое казалось безнадежным. Продвигаясь вперед , Лысенко обогнул небольшую высоту и тут лицом к лицу столкнулся с большой группой  немцев. Вот когда пригодились ему крестьянская «своя ноша не тянет». С ним был ручной пулемет. Из него наш земляк и дал первую удачную очередь. Залег. И вновь открыл огонь. Вражеская пуля обожгла ему руку. Но Лысенко, казалось,  не чувствовал боли. Впереди - враги! И он стрелял, пока не пришли на помощь товарищи. И. Лысенко всегда помнил: разведчик силен только сцепкой, боевым товариществом.

              На Калининском фронте, где находилась 150-я стрелковая дивизия, Лысенко не раз водил разведчиков за «языками» и всегда удачно. Потому что действовал он, как и действует всегда смелый боец, осмотрительно, а затем уже- быстро, решительно.

              Однажды командиру разведгруппы И. Лысенко было поручено вывести в тыл к немцам наш батальон. Иван Никифорович лично дважды прошел путь, которым собирался вести бойцов. Он знал, опыт уже научил и враг не лыком шит, у него свои хитрости. Он и беспрепятственно тебя пропустить может, чтобы затем надежно захлопнуть ловушку. Но нет, не удалось фашистам перехитрить разведчиков, они успешно выполнили это ответственное задание».

             Войска продвигались вглубь Германии, подступали к Берлину. В одном из наградных документов на Ивана Никифоровича Лысенко отмечается: «Помкомвзвода разведки 674-ого стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии старший сержант Лысенко 16 апреля 1945 года в бою у Гросс Нойендорф, действуя в составе штурмовой группы ворвался во вражескую траншею и расстрелял пулеметный расчет. Он первым переправился через канал Фридландерштром и 30 апреля одним из первых ворвался в здание рейхстага, где, истребив несколько гитлеровцев, водрузил на втором этаже Красное знамя…»

             И вот пришла Победа! И. Н. Лысенко отмечен орденами Отечественной войны первой и второй степени, Красной Звезды, Славы третьей степени и несколькими медалями.

             Вернулся домой, в разруху, решил податься на заработки в Донбасс. Устроился на шахту, поработал пару месяцев и поехал в д. Кузнецы за женой Таней и Дуняшей. А супруга - ни в какую! Пришлось остаться.

             Избрали председателем колхоза. Горе было, а не хозяйство. Пахали на тощей лошаденке, зачастую плуг сами таскали.

             А потом – поездка в Москву, торжественная церемония в Кремле. В орденской книжке записано: «За героизм, проявленный в боях с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 14 мая 1946 года присвоил Вам звание Героя Советского союза». (Приложение, слайд №17)

             Из д. Кузнецы, когда годы  дали о себе знать, И. Н. Лысенко переехал в Красную Гору на постоянное местожительство к дочери Екатерине. У Ивана Никифоровича восемь внуков и три правнука.

             Из распоряжения Красногорской поселковой администрации от 03.05.05 №68-р  о переименовании улицы Школьной: « … В ознаменование 60-летия победы в Великой Отечественной войне, отдавая дань признательности ратному подвигу нашего земляка, участника водружения Знамени Победы над рейхстагом, Героя Советского Союза Лысенко Ивана Никифоровича и принимая во внимание мнение администрации района, районного Совета народных депутатов и согласие жителей улицы Школьной: 1. Переименовать улицу Школьную в п.г.т. Красная Гора на улицу имени Героя Советского Союза И. Н. Лысенко»

Практическая часть.

         Учащимся 8 класса мною была предложена проектная работа «Их именами названы улицы нашего города». Ребята считают, что такой вид работы для них будет новым и интересным. Об этом проекте ребята узнали как раз перед началом весенних каникул.

Но период для создания проекта небольшой - всего один месяц. Итак, ребята решили действовать оперативно.

Я, как руководитель проекта, познакомила со смыслом и задачами исследовательской

работы.                                                                                                                                                                                                                                                              

Работа велась по следующим стадиям:

  1. Подготовка.
  2. Планирование.
  3. Исследование.
  4. Выводы.
  5. Представление проекта и оценка результатов.

 

  1. Подготовка.

Подобрана группа из 7 человек 8, 9, 10, классов. Определены цели и задачи проектной работы учащимися.

  1. Планирование.
  2. Исследование.

Руководитель группы высказал несколько идей, с чего можно начать работу учащихся.

Ребята выработали следующий план действий.

  1. Группа из трех человек ( Татьяна Бовтюнь, Марина Малявко и Кристина Шкуратова) попытаются найти в архиве Красногорского района с помощью архивариуса Беззубенко Ирины Александровны о прежнем названии улиц И. Н. Лысенко и Н. М. Буйневича, и когда они были переименованы.
  2. Ребята проведут социологический опрос среди учащихся своей школы: знают  ли учащиеся, в честь кого названы улицы нашего поселка?
  3. Группа учащихся из двух человек ( Юрий Дробков и Артем Малявко) договорились о встрече с работниками редакции районной газеты «Красногорская жизнь».
  4. Фотограф Владимир Портной сделает необходимые снимки для исследовательской работы.
  5. Все участники группы посетили краеведческий музей Красногорской СОШ №1, которым руководит Татьяна Сергеевна Снытко. Записали беседу с Т. С. Снытко.
  6. Ребята разделились на группы для оперативного изучения местной прессы за 1969, 1970 и другие годы в Центральной районной библиотеке.
  7. Так как И. Н. Лысенко уже 92 года и он болеет, было решено использовать материалы периодической печати.
  8. Вся полученная информация стекалась в «мозговой центр», которым руководили Елена Грибанова и Анна Коваленко.
  9. Ребята ознакомились с критериями оценки проектной работы и решили, что конечным результатом будет исследовательский проект с демонстрацией полученных материалов.

IV.Выводы.

Результаты опроса учащихся были обработаны на компьютере и представлены статистически. На вопрос «Знаете ли вы, в честь кого были названы улицы нашего поселка?» были получены следующие результаты:

Да-14 % учащихся

Нет-56% учащихся

Затрудняюсь сказать-30% учащихся

В результате исследовательской работы ребята узнали следующее:

1. Улица Колхозная была переименована на улицу имени Н. Буйневича в 1969 году. Улица Школьная была переименована на улицу имени И. Лысенко в 2005 году в честь 60-летия Победы.

2. Из периодической печати местных газет , беседы с троюродной сестрой Н. Буйневича ребята узнали о героических подвигах И. Лысенко и Н. Буйневича. Впервые побывали в краеведческом музее Красногорской СОШ №1.

3. Ребята сделали очень большую подборку фотографий о героях-земляках.

4. Имя И. Лысенко ребята слышали не раз и встречались с ним , когда были еще в младших классах. Имя Н. Буйневича слышали только как название улицы. Теперь многие из ребят обращают внимание на памятник во дворе Красногорской СОШ №1, знают, что в этой школе есть краеведческий музей.

Заключение.

Этот вид проектной работы является первым шагом ребят в их творческой работе, направленной по сбору материалов об увековечении памяти своих земляков.

Я, в свою очередь, как руководитель проектной работы, сделала некоторый социологический опрос самих ребят.

Какими источниками информации вы пользовались?

Учитель-28%

Пресса-59%

Книги-5%

Интернет-5%

Другие(интервью, беседы)-3 %

Достаточно ли времени для подготовки проекта?

Да-86%

Нет-14%

Подготовка проекта оторвала у Вас время от более важных и интересных дел?

Да-20%

Нет-80%

Будет ли интересна работа этого проекта следующим за Вами  школьникам?

Да- 100%

Нет-0%

Работа ребят очень заинтересовала. Было предложено:

  1. Разработать уроки ( в интересной форме) о героях-земляках на уроках английского языка. Ведь не секрет, что учащиеся могут рассказать на этих уроках больше об Америке или Великобритании, чем о своих героях-земляках.
  2. Создать урок-презентацию по произведениям поэтов-земляков о Великой Отечественной войне. Листая жёлтые страницы прессы 60-х и 70-х гг, ребята читали много стихотворений поэтов своего края.
  3. Есть задумка создать и разработать вместе со своим преподавателем по информатике сайт, посвященный своим землякам-ветеранам. Возможно, они его назовут «Мои земляки-красногорцы. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается».

Проанализировав работу учащихся можно сделать следующие выводы:

  1. Ребята получили практический опыт разработки проектов.
  2. Использование данного метода  работы позволило вовлечь ребят в реальную исследовательскую деятельность и было нацелено на получение реального результата. Кроме этого я, как учитель, работая с учащимися таким видом работы, получаю вместе со школьниками удовольствие от проделанной работы увлеченности учащихся в исследовательской деятельности.

Литература:

  1. «Брянский рабочий»: газ. 1995-№35
  2.  «Путь Ленина»: газ. 1969-№32
  3. «Путь Ленина»: газ. 1969-№34
  4. «Путь Ленина»: газ. 1969-№37
  5. «Путь Ленина»: газ. 1969-№58
  6. «Путь Ленина»: газ. 1969-№60
  7. «Путь Ленина»: газ. 1970-№55
  8. «Путь Ленина»: газ. 1970-№85
  9. «Путь Ленина»: газ. 1995-№38
  10. «Путь Ленина»: газ. 1997-№82
  11. «Красногорская жизнь»: газ. 2004-№38
  12. «Эту дату мы в сердце несем»: Сборник. - Брянск. обл. полигр. объединение, 2008.-192с.: ил.
  13. Интернет- ресурс:www.images.yandex.ru.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Их именами названы" (улицы Красносельского района), посвященный героям Великой Отечественной войны

Раздел:  :  Улицы героевТема:  «Имя героя Советского Союза на карте «юго-запада» Красносельского района. Цель: гражданско-патриотическое воспитание через освоение системы зна...

Классный час "Их именами названы улицы города"

Данный материал знакомит детей с историей города Омска, которому в 2016 году исполнится300 лет. В своей работе мы подобрали материал о людах, имена которых носят улицы нашего города. Жизнь и деятельно...

Дополнение к проекту "Их именами названы улицы города"

Дополнеие к проекту "Их именами названы улицы города."Есле в предыдущем роекте собран наглядно-дидактический материал, то в этой статье опубликована разработка  методики проведения классного часа...

Их именами названы улицы

Красносельский район — район Санкт-Петербурга, расположенный в юго-западной части города....

Презентация "Их именами названы улицы нашего города"

Во время Великой Отечественной войны многие люди совершали подвиги, жертвуя своей жизнью. Во имя чего? Почему о них нужно помнить? Прошло 70 лет со дня Победы над фашистской Германией. Эта Победа дост...

Акция «Их именами названы улицы нашего города»

Юнармейцы отряда «Память» и активисты РДШ МОУ СОШ 18 имени Подольских курсантов, сегодня дали старт акции «Их именами названы улицы родного города». С 5 по 9 мая они выходят на...

Их именами названы улицы нашего города

Внеклассное занятие, посвященное шуянам - Героя Советского Союза....