Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Русская балалайка"
план-конспект занятия по краеведению по теме

Кукина Ирина Викторовна

Через знакомство с народными инструментами приобщать детей к народной культуре и традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание.

Познакомить с русским народным музыкальным инструментом – балалайкой, ее происхождением.

Развивать внимание, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость. Вызвать желание играть на музыкальных инструментах. Укреплять здоровье детей.

Приобщать к истокам русской народной культуры.

Материал и оборудование.    

Экспозиция « Русская изба», магнитофон, записи русских народных мелодий, игрушка – домовенок Кузя, балалайка, инструменты для оркестра.

Методические приемы.

 Игровая ситуация «Кузя приходит в гости», художественное слово – загадки, пословицы, поговорки; рассказ воспитателя; игра «Шли по дороге»; игра на музыкальных инструментах; подвижная игра «Собери матрешку».

Предшествующая работа.

Отгадывание загадок о музыкальных инструментах; чтение пословиц и поговорок; чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»; слушание народных мелодий; рассматривание иллюстраций из серии «Музыкальные инструменты».  

 

   Дети приходят в « избу» - краеведческий музей детского сада. Звучит русская народная мелодия. Ребята рассаживаются на скамеечки.

Слышится стук в дверь.

В гости к детям приходит домовенок Кузя, с собой он приносит балалайку.

                             

Приветствует детей:

                     Добрый день, честной народ!

                     Собираемся на сход!

                     Поскорее в круг вставайте

                     И за мною повторяйте!

Игра по потешке « Шли по дороге».

       Большие ноги

        Шли по дороге:

       То-о-п, то-о-п, то-о-п.             имитируют ходьбу с высоким подниманием

                                                         колена.

       Маленькие ножки

       Бежали по дорожке.

       Топ-топ-топ! Топ!                   «топотушки»

       Топ-топ-топ! Топ!

Кузя: Молодцы, ребята!

          А теперь отгадайте загадку.

         Загадка о балалайке.

В лесу стук – стук,

В избе ляп – ляп,

В руках дзинь-дзинь,

На полу топ-топ!             (балалайка)

Воспитатель: Правильно, это балалайка.

       

   Балалайка – это старинный русский народный трехструнный шипковый музыкальный инструмент. Наряду с гармонью, стала символом русского народа. Первое упоминание об инструменте – в 17 веке. Название происходит от звучания «балакать, балагурить, играть, трещать».

    А наш Кузя знает пословицы и поговорки о балалайке. Послушайте их:

Балалайка не огонь, а разогреет.

Бери балалайку в руки, и не станет скуки.

С балалайкой работа спорится.

Кузя берет балалайку и поет:

               Балалаечка – гудок

               Свое дело знает.

               Она в Кузиных руках

               Хорошо играет.

Дети повторяют частушку вместе с Кузей несколько раз.

Воспитатель предлагает послушать , как звучит балалайка. Затем предлагает поиграть на музыкальных инструментах под русскую народную мелодию. Сначала поиграют мальчики, а потом – девочки. Педагог раздает ложки, бубны, погремушки, колокольчики. Когда мальчики играют, девочки им аплодируют и наоборот

.

                                                         

Воспитатель: Ай, да , молодцы! Веселый оркестр получился. Кузя вам очень благодарен за это веселье и обещал прийти к вам опять. Но теперь ему пора!

Давайте скажем ему «до свидания», детвора.

  Подводя итог, педагог уточняет у детей:

-Что за инструмент принес Кузя?

-Кто на ней играет?

-Кто придумал балалайку? И зачем?

Воспитатель: Много нового узнали. А теперь поиграем в  игру «Собери матрешку». Но сначала произнесем «волшебные слова»:

       Вправо – влево повернись

       И в матрешек превратись.

Ребята произносят слова:

Мы – матрешки,

Все мы крошки.

Погуляем по дорожке  -   идут «топотушками» врассыпную.

Поиграем мы немножко,

Соберем быстрей матрешку. -  дети должны построиться по росту.

Игра повторяется несколько раз.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект кружковой деятельности в средней группе по приобщению к истокам русской народной культуры "Матрена, Матрешка, Матрешенька".

Творческая деятельность детей в рамках кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Матрена, Матрешка, Матрешенька".Данная работа знакомит детей с народной игрушкой, традиция...

Тематическое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры "На героя и слава бежит"

Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе.Составила: Стеблиненко Г.Э....

Конспект образовательной деятельности детей средней группы в технологии ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон. Тема: Зимние развлечения.

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Зимние развлечения».  Способствует развитию у детей речи, логического мышления, вн...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская горница»

В нашей школе активно действует творческое объединение «Русская забава», где мы поем народные песни, проводим фольклорные праздники и, конечно же, наряжаемся в русские народные костюмы. Но для проведе...

Адаптивная программа «Народная кукла» - как средство приобщения ребенка к истокам русской народной культуре»

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания лю...