Вода + Я = Друзья
методическая разработка по краеведению (5 класс) по теме

Решеткина Антонина Петровна

Вода + Я = Друзья

Занятие для учащихся 5-х классов, посещающих группу продленного дня.

Цели и задачи:

1.         Развитие аналитического мышления.

2.         Расширение объема памяти.

3.         Получение дополнительных знаний о воде.

4.         Формирование отношения к воде как наиболее ценному ресурсу, который            

            надо беречь и экономить.

5.         Инициировать размышления о роли воды в бытовой деятельности человека.

В международном экологическом календаре есть особенная дата – это 22 марта. В этот день люди всего земного шара празднуют День воды.

Вода – ценный природный ресурс. Человек не может жить без воды, все организмы не могут жить без воды. Но и все предприятия нуждаются в воде.

Благодаря тому, что мы живем на берегах Невы, залива, многочисленных рек и речек, вода стала неотъемлемой и всепроникающей частью жизни города. Вода является своеобразным «фоном» для жителей города. Наша жизнь тесно с ней связана. Мы действительно много пользуемся водой.

Занятие проходит в игровой форме с использованием презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshetkina_a.p.doc209 КБ
Файл reshetkina_a.p.pptx1.44 МБ

Предварительный просмотр:

«Вода + Я = Друзья»

5 класс

        Составила Решеткина А.П., воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 96 Калининского

района Санкт-Петербурга.

Цели и задачи:

1.        Развитие аналитического мышления.

2.        Расширение объема памяти.

3.        Получение дополнительных знаний о воде.

4.        Формирование отношения к воде как наиболее ценному ресурсу, который            

            надо беречь и экономить.

5.        Инициировать размышления о роли воды в бытовой деятельности человека.

Оформление доски.

1.         Плакат «Круговорот воды в природе».

2.        Диаграмма «Солнце».

3.        Плакат для задания «Капельки».

Оснащение игры.

1.        Таблица потребления воды в сутки.

2.        Карточки для ответов на задание «Как работает вода в Санкт – Петербурге»?

3.        Карточки с капельками.

 

           Ход игры.

1.        Вводная часть.

2.        Объяснение правил игры.

3.        Выполнение заданий.

4.        Подведение итогов.

5.        Определение комфортности на занятии (закрашивание капелек).

          Технология – игровая технология с использованием ИКТ (презентация в программе Microsoft PowerPoint)

Слад № 1

Сегодня на занятии мы поговорим о воде. В международном экологическом календаре есть особенная дата – это 22 марта. В этот день люди всего земного шара празднуют День воды.

Вода – ценный природный ресурс. Человек не может жить без воды, все организмы не могут жить без воды. Но и все предприятия нуждаются в воде.

Благодаря тому, что мы живем на берегах Невы, залива, многочисленных рек и речек, вода стала неотъемлемой и всепроникающей частью жизни города. Вода является своеобразным «фоном» для жителей города. Наша жизнь тесно с ней связана. Мы действительно много пользуемся водой.

Слайд № 2.

Задание 1.

Давайте вспомним, для чего мы используем воду?

(Пьем, готовим еду, стираем, моемся, делаем влажную уборку, моем посуду, поливаем комнатные растения, поим домашних животных, меняем воду в аквариуме.)

Слад № 3

Задание 2. Как вы думаете, сколько воды человек потребляет в сутки?

            Перед вами таблица потребления воды, которую вы должны заполнить, предполагаемыми цифрами. Давайте посчитаем, сколько необходимо воды, что бы сделать домашние дела? Сколько получилось?

Слайд № 4

            Внимательно посмотрим, сколько воды уходит на ежедневное потребление, и сравним с вашими предположениями.

В среднем житель нашего города тратит на себя в сутки 300 литров воды. Вот и у вас есть 300 литров  воды.

 На что еще вы можете ее потратить?  Вы видите, что на все, что хочется сделать, 300 литров воды не хватает. Что же делать? Что будет, если возникнет дефицит чистой питьевой воды? (Погибнут растения, животные, начнутся эпидемии). Без воды жизнь невозможна. Воду надо экономить.

Как сэкономить воду? Что мы можем сделать для экономии воды?

Слайд № 6

Задание 3.

           Откуда приходит вода к нам в город?

Слайд № 7

          Нам повезло, вокруг нас очень много больших водоемов. Давайте посмотрим какие?

          Работа с картой. Находим Ладожское озеро, Неву, Финский залив.

          Санкт – Петербург берет воду из Невы. Нева вытекает из Ладожского озера и впадает в Финский залив. Вытекая из Ладоги, полноводная Нева, каждую секунду забирает около 2500 кубических метров воды, которая меньше, чем за сутки успевает проделать весь путь от истока до Финского залива. Длина Невы – 74 километра (по прямой  от истока до устья – 45 километров), в черте города – 28 километров. Река судоходна. И так, вода из Невы, после очистки  поступает в дома, школы, детские сады, предприятия. Мы уже говорили, что в среднем  житель нашего города тратит в сутки 300 литров воды. Очень много воды расходуется на промышленные нужды. Например, на одну пол-литровую бутылку лимонада тратиться 45 литров воды, на изготовление одной легковой машины – 9000 литров, а грузовой – 15000 литров. На изготовление одной буханки хлеба требуется около 500 литров воды.

А как вы думаете, из какого водоема, находящегося рядом с городом, мы не можем использовать воду и почему? (Финский залив – соленая вода). Вода в природе делится на соленую и пресную. Используем мы только пресную. Как вы думаете, какой воды больше в природе? Соленой. Большая часть нашей планеты покрыта водой – три четверти. Но вода море и океанов – соленая. Пресная вода в озерах и реках. И распределена она на Земле неравномерно. Именно там, где в ней больше всего нуждаются, ее не хватает. Многие страны уже испытывают недостаток в такой воде. Но вода должна быть не только пресной, но и чистой, безопасной для жизни. Ученые считают, что скоро 1 литр чистой питьевой воды будет дороже 1 литра нефти.

Слайд № 15

Задание 4

Как работает вода в  Санкт – Петербурге?

Перед вами на доске диаграмма, которую вы должны заполнить. Вписать в маленькие кружочки ответы на вопрос: «Как работает вода в  Санкт – Петербурге?»

(Диаграмма «Солнце».

1. Использование для бытовых нужд (дома).

2. Судоходство.

3. Отдых (купание, рыбалка).4. Фонтаны.

5. Использование в промышленности.

6. Использование в качестве теплоносителя в системах отопления.)

Слайд № 18.

Задание 5.

            Давайте вспомним, как называется море, которое находится с нашим городом?

Слайд № 19

Балтийское море.

22 марта не только День воды, но и День защиты  Балтийского моря.

Добывают кильку, корюшку, миногу.

Слайд № 20

           Расположено в Северной Европе. Площадь зеркала 415тыс.км².  Наибольшая глубина 459м.  Средняя глубина 52м.

 

Слайд № 23.

             Балтийское море омывает не только Россию, но и Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Германию, Швецию, Данию, Финляндию.      

Слайд № 26.

Задание 6.

Рефлексия. Дети раскрашивают капельки и приклеивают к плакату.

Сегодня мы говорили о воде. Какой вывод можно сделать из того, сто было сказано? Без воды жизнь не возможна. Вода – это основа жизни.        

Используемая литература

 1.   Рянжин С.В. Новый экологический букварь. – СПб,: Изд-во «Анатолия», 2007 г.

2.   Корякина Н.И., Иванова Е.Г. Уроки воды. Методические рекомендации для педагогов.  

      ГУП «Водоканал Санкт – Петербурга» 2007 г.

        Интернет- источники.

http://ru.wikipedia.org/

http://images.yandex.ru/

Приложение.

  1. Таблица

Домашние дела

Вода (л)

1.Почистить зубы утром и вечером

2.Утром принять душ, а вечером - ванну

3.Шесть раз сходить в туалет

4.Сделать влажную уборку в квартире

5.Постирать белье в стиральной машине

6.Помыть посуду в течении 10 минут

Всего:

  1. Капелька

  1. Диаграмма «Солнце»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Вода + Я = друзья» Разработала: Решеткина А.П., воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №96

Слайд 2

Задание №1 Для чего нужна вода?

Слайд 3

Задание №2 Потребление воды человеком.

Слайд 4

Потребление воды в сутки Домашние дела Вода (л) 1.Почистить зубы утром и вечером 2.Утром принять душ, а вечером - ванну 3.Шесть раз сходить в туалет 4.Сделать влажную уборку в квартире 5.Постирать белье в стиральной машине 6.Помыть посуду в течении 10 минут Всего:

Слайд 7

Потребление воды в сутки Домашние дела Вода (л) 1.Почистить зубы утром и вечером 10 2.Утром принять душ, а вечером - ванну 250 3.Шесть раз сходить в туалет 60 4.Сделать влажную уборку в квартире 10 5.Постирать белье в стиральной машине 100 6.Помыть посуду в течении 10 минут 150 Всего: 580 В среднем житель Санкт-Петербурга тратит 300 литров воды в сутки.

Слайд 8

Задание №3 Откуда приходит вода в Санкт-Петербург?

Слайд 9

Бассейн реки Нева.

Слайд 10

Ладожское озеро

Слайд 13

Река Нева.

Слайд 15

Задание №4 Как работает вода в Санкт-Петербурге

Слайд 16

Диаграмма «Солнце»

Слайд 18

Задание №5 Как называется море, рядом с Санкт-Петербургом?

Слайд 19

Балтийское море.

Слайд 20

День Балтийского моря – 22 марта.

Слайд 21

Расположение: Северная Европа Площадь зеркала 415тыс.км² Наибольшая глубина 459м Средняя глубина 52м

Слайд 23

Балтийское море (414000 км2) расположено на северо-западе европейской части России. Прилежащие страны: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Швеция, Дания, Финляндия.

Слайд 24

Бранденбургские ворота Бранденбургские ворота Копенгаген. Замок Фредериксборг Стокгольм. Старый город. Берлин. Бранденбургские ворота Хельсинки .

Слайд 25

Варшава. Таллинн. Вильнюс. Рига.

Слайд 26

У вас на столах лежат вот такие капельки. Ваша задача, раскрасить капельки и прикрепить их на ватмон.

Слайд 27

СПАСИБО!