Проект "Татарский фольклор"
проект (краеведение, 5 класс) по теме

Ярославцева Людмила Анатольевна

Проект "Татарский фольклор" представляет работу учащихся 5 класса по созданию литературного альманаха на уроках литературного краеведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_a.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15

ПРОЕКТ «ТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР»

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА КОТКОВА ИРИНА,

УЧЕНИЦА 5 «А» КЛАССА  

УЧИТЕЛЬ ЯРОСЛАВЦЕВА Л.А.

г.КУЗНЕЦК

2014 год

Содержание

Введение                                                                                3

1.Поиски единомышленников                                                3

2.От слов к делу                                                                        4

3. Подбор текстов для сборника                                                5

4. Литературный альманах «Татарский фольклор»                        5

Заключение                                                                        6

Приложения                                                                        7

Введение

Идея создания и выпуска классного литературного альманаха пришла к нам неожиданно. На уроках литературного краеведения в начале учебного года мы изучали устное народное творчество. Представлено оно русскими  («Охотник и колдун», «Иван Зелёный») и мордовскими («Юрт-ава», «Красавица Варана») сказками. Наша одноклассница Дания удивилась: «А почему нет татарских сказок?» Одноклассники её поддержали: действительно, если при возникновении города-крепости Пенза здесь жили мордва и русские, то сейчас живёт очень много и татар. Поэтому мы решили, что татарский фольклор тоже должен быть представлен в учебнике краеведения. А уж если не в учебнике, то мы сами выпустим литературный альманах и включим в него не только татарские сказки, но и другие жанры фольклора (загадки, потешки, народные песни).

Многие из наших сверстников не любят читать. Поэтому мы знали, что заинтересовать своих одноклассников, пробудить, поддержать интерес к чтению будет непросто. Но ведь сказки любят все, и мы решили: проекту «Татарский фольклор» - быть!

Исходя из этого, я поставила следующие задачи:

  • узнать, что такое альманах,
  • найти единомышленников,
  • систематизировать знания, подобрать тексты для сборника,
  • напечатать несколько экземпляров альманаха.

ГИПОТЕЗА: создание литературного альманаха «Татарский фольклор» возможно, если найти единомышленников.

1.Поиски единомышленников

Чтобы узнать круг единомышленников, решила провести анкетирование в классе (см. Приложение 1). Результаты его меня порадовали. Из 21 человека 15 любят читать, 3 человека любят рисовать, ещё 3 активно осваивают компьютер, а главное – все захотели принять участие в создании и выпуске альманаха.

Получив одобрение учителя литературного краеведения, мы начали работать. Чтобы понять, как именно надо работать, я решила провести ещё одно анкетирование (см. Приложение 2).

Вопросы этой анкеты подвели нас вплотную к проекту. Исходя из возможностей и желания, все наши одноклассники нашли себе дело по душе: была создана группа редакторов, команда издателей, оформителей, наборщиков, нашлись даже желающие заняться рекламой и распространением нашего альманаха. К старшим мы решили обратиться с просьбой помочь в издании сборника: учитель литературного краеведения просмотрит подготовленный материал, выступит в роли корректора, а родители организуют издание.

На вопрос, кому будет интересен наш альманах, были получены следующие ответы: «другим пятиклассникам», «первоклассникам», «младшим братьям и сёстрам», учителям литературы и литературного краеведения.

Таким образом, занявшись поиском единомышленников, я пришла к следующим выводам:

  1. мои одноклассники выразили желание создать альманах,
  2. наш альманах будет востребован,
  3. у нас появилось общее дело: создание сборника,
  4. общее дело ещё больше сплотит наш класс,
  5. без консультативной, технической, материальной поддержки взрослых нам не обойтись.

2.От слов к делу

Теперь от слов предстояло перейти к делу. Как назвать наш труд: журнал, альманах? Из словаря С.И.Ожегова я узнала, что журнал – это периодическое издание, а альманах – непериодический литературный сборник с разными произведениями. Решили остановиться на альманахе.

        Когда родители узнали о нашем проекте, они приняли активное участие в работе. Многие из них вспомнили о том, что во времена их детства было много детских журналов («Весёлые картинки», «Мурзилка», «Костёр», «Пионер» и другие), каждая семья ежемесячно получала какой-либо детский журнал, а то ещё и газету («Пионерская правда»), да ещё несколько взрослых. Тогда наша страна была самой читающей в мире. А ещё наши мамы и папы тоже пробовали составлять свои сборники из произведений разных авторов. Поэтому так важны были их советы. Советы «бывалых» издателей.

Я поняла, что наша работа очень трудная и ответственная, поэтому каждый член команды должен очень добросовестно подойти к своей части работы. От успеха каждого зависел общий результат.

3.Подбор текстов для сборника

Чтобы определиться с жанровым своеобразием сборника, пришлось систематизировать наши знания об устном народном творчестве. Мы решили, что, кроме сказок, в нашем альманахе будут представлены и малые жанры фольклора: пословицы, потешки, заклички, колыбельные, народные песни. А вот искать их мы решили тремя способами: некоторые (татары по национальности) расспросят своих родителей, бабушек и дедушек, другие попробуют найти материал в библиотеке, а третьи – в Интернете. И ещё встал вопрос: на каком языке они должны быть? Так как татарский язык мы не изучаем, то решили, что в основном тексты будут на русском языке, но некоторые мы представим ещё и на татарском. Мы подумали, что это будет интересно будущим читателям, ведь среди них обязательно окажутся знающие татарский язык.

4.Литературный альманах «Татарский фольклор»

        И вот весь материал собран в электронном виде. Тут же принялись за дело оформители. Вот где пригодился их художественный талант! Что-то нарисовали сами, что-то скачали из Интернета.

        Осилить компьютерную вёрстку нам оказалось не под силу, и мы обратились к десятикласснику Анвяру. Вот и выстроен предварительный макет альманаха. Весь материал распределили по рубрикам, страницам, украсили рисунками, иллюстрациями.

Сначала в роли корректоров выступили мы с Лушниковой Дашей, а потом – учитель.

И наконец – печать. С помощью и при финансовой поддержке родителей распечатали на цветном принтере несколько сборников. Мы решили подарить свой альманах в школьную библиотеку, ученикам 1а класса (где работает наша первая учительница Кадрия Умяровна), а остальные экземпляры выставили на продажу: наш альманах уже ждут покупатели (хорошо поработали менеджеры по рекламе и продаже). Стоимость сборника мы определили в 30 рублей, посчитав все расходы на его издание. У всех участников проекта есть его электронная версия, скоро он появится и на школьном сайте.

Наш альманах состоит из 22 страниц. В нём напечатано более 20 произведений. В нём 4 рубрики:

  1. Для самых маленьких
  2. Малые жанры фольклора
  3. Сказки
  4. Баиты.

Все участники проекта старались сделать альманах интересным. Конечно, нам многому ещё предстоит научиться, но главное – наш альманах создан, и мы гордимся этим.

Заключение

Результатом данного проекта является литературный альманах «Татарский фольклор», в котором представлены произведения устного народного творчества.

Работая над проектом, я убедилась в правильности выдвинутой гипотезы. Создание сборника стало возможным благодаря совместной деятельности команды единомышленников. Теперь можно начинать подготовку к следующему этапу. Оказывается, среди моих одноклассников есть мальчик-чуваш, и мы решили создать выпустить ещё один альманах – «Чувашский фольклор». Команде единомышленников всё под силу!

Приложения

Анкета 1. Твоё отношение к созданию альманаха

1.Чем ты любишь заниматься в свободное время?

2.Хотел(а) бы ты принять участие в проекте «Татарский фольклор»?

3.Какую помощь ты можешь предложить в создании альманаха?

Анкета 2. Наши планы

1.Какой материал нужно включить в альманах?

2.Кому может быть интересен наш альманах?

3.Что мы можем сделать сами?

4.К кому можем обратиться за помощью?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой фольклор как часть детского фольклора

-Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармоническиразвитой активной личности....

Мир детского фольклора - игровой фольклор.

Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по фольклору для детей 6-10 лет....

Фольклор. Малые жанры фольклора.

Урок позволяет  познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора"

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора".Учебник: Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. 5-е изд. - М.: 2016. Ч.1 - 358 с...