Проект "Татарский фольклор"
проект (краеведение, 5 класс) по теме
Проект "Татарский фольклор" представляет работу учащихся 5 класса по созданию литературного альманаха на уроках литературного краеведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_a.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15
ПРОЕКТ «ТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР»
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА КОТКОВА ИРИНА,
УЧЕНИЦА 5 «А» КЛАССА
УЧИТЕЛЬ ЯРОСЛАВЦЕВА Л.А.
г.КУЗНЕЦК
2014 год
Содержание
Введение 3
1.Поиски единомышленников 3
2.От слов к делу 4
3. Подбор текстов для сборника 5
4. Литературный альманах «Татарский фольклор» 5
Заключение 6
Приложения 7
Введение
Идея создания и выпуска классного литературного альманаха пришла к нам неожиданно. На уроках литературного краеведения в начале учебного года мы изучали устное народное творчество. Представлено оно русскими («Охотник и колдун», «Иван Зелёный») и мордовскими («Юрт-ава», «Красавица Варана») сказками. Наша одноклассница Дания удивилась: «А почему нет татарских сказок?» Одноклассники её поддержали: действительно, если при возникновении города-крепости Пенза здесь жили мордва и русские, то сейчас живёт очень много и татар. Поэтому мы решили, что татарский фольклор тоже должен быть представлен в учебнике краеведения. А уж если не в учебнике, то мы сами выпустим литературный альманах и включим в него не только татарские сказки, но и другие жанры фольклора (загадки, потешки, народные песни).
Многие из наших сверстников не любят читать. Поэтому мы знали, что заинтересовать своих одноклассников, пробудить, поддержать интерес к чтению будет непросто. Но ведь сказки любят все, и мы решили: проекту «Татарский фольклор» - быть!
Исходя из этого, я поставила следующие задачи:
- узнать, что такое альманах,
- найти единомышленников,
- систематизировать знания, подобрать тексты для сборника,
- напечатать несколько экземпляров альманаха.
ГИПОТЕЗА: создание литературного альманаха «Татарский фольклор» возможно, если найти единомышленников.
1.Поиски единомышленников
Чтобы узнать круг единомышленников, решила провести анкетирование в классе (см. Приложение 1). Результаты его меня порадовали. Из 21 человека 15 любят читать, 3 человека любят рисовать, ещё 3 активно осваивают компьютер, а главное – все захотели принять участие в создании и выпуске альманаха.
Получив одобрение учителя литературного краеведения, мы начали работать. Чтобы понять, как именно надо работать, я решила провести ещё одно анкетирование (см. Приложение 2).
Вопросы этой анкеты подвели нас вплотную к проекту. Исходя из возможностей и желания, все наши одноклассники нашли себе дело по душе: была создана группа редакторов, команда издателей, оформителей, наборщиков, нашлись даже желающие заняться рекламой и распространением нашего альманаха. К старшим мы решили обратиться с просьбой помочь в издании сборника: учитель литературного краеведения просмотрит подготовленный материал, выступит в роли корректора, а родители организуют издание.
На вопрос, кому будет интересен наш альманах, были получены следующие ответы: «другим пятиклассникам», «первоклассникам», «младшим братьям и сёстрам», учителям литературы и литературного краеведения.
Таким образом, занявшись поиском единомышленников, я пришла к следующим выводам:
- мои одноклассники выразили желание создать альманах,
- наш альманах будет востребован,
- у нас появилось общее дело: создание сборника,
- общее дело ещё больше сплотит наш класс,
- без консультативной, технической, материальной поддержки взрослых нам не обойтись.
2.От слов к делу
Теперь от слов предстояло перейти к делу. Как назвать наш труд: журнал, альманах? Из словаря С.И.Ожегова я узнала, что журнал – это периодическое издание, а альманах – непериодический литературный сборник с разными произведениями. Решили остановиться на альманахе.
Когда родители узнали о нашем проекте, они приняли активное участие в работе. Многие из них вспомнили о том, что во времена их детства было много детских журналов («Весёлые картинки», «Мурзилка», «Костёр», «Пионер» и другие), каждая семья ежемесячно получала какой-либо детский журнал, а то ещё и газету («Пионерская правда»), да ещё несколько взрослых. Тогда наша страна была самой читающей в мире. А ещё наши мамы и папы тоже пробовали составлять свои сборники из произведений разных авторов. Поэтому так важны были их советы. Советы «бывалых» издателей.
Я поняла, что наша работа очень трудная и ответственная, поэтому каждый член команды должен очень добросовестно подойти к своей части работы. От успеха каждого зависел общий результат.
3.Подбор текстов для сборника
Чтобы определиться с жанровым своеобразием сборника, пришлось систематизировать наши знания об устном народном творчестве. Мы решили, что, кроме сказок, в нашем альманахе будут представлены и малые жанры фольклора: пословицы, потешки, заклички, колыбельные, народные песни. А вот искать их мы решили тремя способами: некоторые (татары по национальности) расспросят своих родителей, бабушек и дедушек, другие попробуют найти материал в библиотеке, а третьи – в Интернете. И ещё встал вопрос: на каком языке они должны быть? Так как татарский язык мы не изучаем, то решили, что в основном тексты будут на русском языке, но некоторые мы представим ещё и на татарском. Мы подумали, что это будет интересно будущим читателям, ведь среди них обязательно окажутся знающие татарский язык.
4.Литературный альманах «Татарский фольклор»
И вот весь материал собран в электронном виде. Тут же принялись за дело оформители. Вот где пригодился их художественный талант! Что-то нарисовали сами, что-то скачали из Интернета.
Осилить компьютерную вёрстку нам оказалось не под силу, и мы обратились к десятикласснику Анвяру. Вот и выстроен предварительный макет альманаха. Весь материал распределили по рубрикам, страницам, украсили рисунками, иллюстрациями.
Сначала в роли корректоров выступили мы с Лушниковой Дашей, а потом – учитель.
И наконец – печать. С помощью и при финансовой поддержке родителей распечатали на цветном принтере несколько сборников. Мы решили подарить свой альманах в школьную библиотеку, ученикам 1а класса (где работает наша первая учительница Кадрия Умяровна), а остальные экземпляры выставили на продажу: наш альманах уже ждут покупатели (хорошо поработали менеджеры по рекламе и продаже). Стоимость сборника мы определили в 30 рублей, посчитав все расходы на его издание. У всех участников проекта есть его электронная версия, скоро он появится и на школьном сайте.
Наш альманах состоит из 22 страниц. В нём напечатано более 20 произведений. В нём 4 рубрики:
- Для самых маленьких
- Малые жанры фольклора
- Сказки
- Баиты.
Все участники проекта старались сделать альманах интересным. Конечно, нам многому ещё предстоит научиться, но главное – наш альманах создан, и мы гордимся этим.
Заключение
Результатом данного проекта является литературный альманах «Татарский фольклор», в котором представлены произведения устного народного творчества.
Работая над проектом, я убедилась в правильности выдвинутой гипотезы. Создание сборника стало возможным благодаря совместной деятельности команды единомышленников. Теперь можно начинать подготовку к следующему этапу. Оказывается, среди моих одноклассников есть мальчик-чуваш, и мы решили создать выпустить ещё один альманах – «Чувашский фольклор». Команде единомышленников всё под силу!
Приложения
Анкета 1. Твоё отношение к созданию альманаха
1.Чем ты любишь заниматься в свободное время?
2.Хотел(а) бы ты принять участие в проекте «Татарский фольклор»?
3.Какую помощь ты можешь предложить в создании альманаха?
Анкета 2. Наши планы
1.Какой материал нужно включить в альманах?
2.Кому может быть интересен наш альманах?
3.Что мы можем сделать сами?
4.К кому можем обратиться за помощью?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
Внеклассное мероприятие по литературе...
Игровой фольклор как часть детского фольклора
-Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармоническиразвитой активной личности....
Мир детского фольклора - игровой фольклор.
Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по фольклору для детей 6-10 лет....
Фольклор. Малые жанры фольклора.
Урок позволяет познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...
Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"
В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора"
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора".Учебник: Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. 5-е изд. - М.: 2016. Ч.1 - 358 с...