Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках марийского (государственного) языка и истории и культуры народов РМЭ
статья по краеведению на тему

Ребёнку уже с раннего детства присуща познавательная потребность. Познавательная потребность выражается в любопытстве и любознательности ребёнка с первых шагов его жизни. Естественная любознательность детей к жизненным явлениям, к окружающему миру после начала обучения в школе постепенно ослабевает, поэтому учитель с первых дней обучения в школе должен обращать внимание на природную любознательность, как объективную основу его интереса к учению. Развитие интереса проявляется через связь с жизнью, через самостоятельные творческие работы, через контроль усвоения знаний, а также через изучение краеведческого материала.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кармазикова М. Л., учитель

марийского (государственного)

 языка и ИКН МОУ «Лицей

г. Козьмодемьянска»

Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках марийского (государственного) языка и истории и культуры народов РМЭ

Предметы национально-регионального компонента должны способствовать повышению уровня национально-общественного сознания и культуры межнациональных отношений, приобщению учащихся к истории марийского народа, его национальным и культурным ценностям и традициям. Они дополняют знания учащихся о родном крае по истории, географии, литературе, включают в себя эстетическую информацию о музыкальном, театральном и изобразительном искусстве марийского народа. При этом учитывают доступность произведений возрастным особенностям учащихся, их идейно-художественная, образовательная и воспитательная ценность, педагогическая целесообразность изучения.

Предметы национально-регионального компонента ставят перед собой не только обучающую и познавательную цели, но и воспитательную. Это воспитание любви к своему краю, отчему дому-месту, где человек родился и вырос.

Предметом познавательного интереса, безусловно, являются новые сведения, до сих пор неизвестные они поражают воображение детей, заставляют удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд, он находится в состоянии ожидания.

Ребёнку уже с раннего детства присуща познавательная потребность. Познавательная потребность выражается в любопытстве и любознательности ребёнка с первых шагов его жизни. Естественная любознательность детей к жизненным явлениям, к окружающему миру после начала обучения в школе постепенно ослабевает, поэтому учитель с первых дней обучения в школе должен обращать внимание на природную любознательность, как объективную основу его интереса к учению.

Побуждению интереса учащихся к изучаемому предмету может способствовать использование краеведческого материала. На уроках марийского языка и ИКН учащиеся приобретают знания:

  1. О духовной и материальной культуре марийского народа (фольклор, литература, музыка, живопись, история, быт и т.д.);
  2. О взаимосвязях культур родственных финно-угорских народов и народов, живущих в Марий Эл;
  3. О марийском языке (возникновение письменности, развитие, сходство и различие с родным языком ученика и т.д.).

Такое широкое использование краеведческого материала в содержании обучения должно способствовать развитию интересов у учащихся. То есть, для развития познавательных интересов учащихся на уроках марийского языка и истории, культуры народов предложен тот ценный учебный материал из художественной, публицистической, справочно-энциклопедической, научной литературы, чтобы после окончания общеобразовательной школы у учащегося было целостное представление о нашей республике и о марийской культуре.

Отражением судьбы горномарийского народа является жизнь первого писателя в горном крае Никона Васильевича Игнатьева. Пример его жизни – подтверждение мысли о том, что немало талантливых людей среди марийцев, которые могут преодолеть все жизненные невзгоды, при этом не растерять лучшие человеческие качества. А его упорству в достижении поставленной цели в деле просвещения родного народа можно только позавидовать. Всё это изучается на уроках ИКН.

Изучая историю нашего края нельзя упустить из виду яркие примеры из прошлого края. Учащимся интересна история дуба Пугачёва, где он со своим войском отдыхал. А уроженка тех мест (д. Шигаково) художница Е.Д. Атлашкина запечатлела это событие на картине «Пугачев в марийской деревне». А в г. Козьмодемьянске есть гора Пугачева. Это название тоже вызывает интерес учащихся.

Целенаправленное использование этих материалов, способствующее повышению познавательной активности учащихся, ведёт не только к углублению их знаний по тому или иному предмету, но и способствует формированию целостного видения мира, помогает установить неведомые им прежде связи между явлениями.

Самостоятельность в обучении представляет собой необходимое условие активизации познавательных интересов и всей учебной деятельности обучаемого. Оптимальный вариант познавательной деятельности предполагает сформированность умственной самостоятельности учащихся. Исходной позицией формирования творческой активности и умственной самостоятельности учащихся. Исходной позицией формирования творческой активности и умственной самостоятельности является воспитание внимания учащихся на основе побуждения у них познавательного интереса. Воспитание внимания и интереса осуществляется средствами включения школьников в творческую работу. Постепенно проявляющийся у учащихся интерес к изучению предмета и приобретенные умения повышают их любознательность. Учащийся как бы самоутверждается в своих возможностях, ищет новые способы овладения учебным предметом: у него появляется устойчивая потребность знать и трудиться.интелектуальная умелость ученика как бы сама «срабатывает» на интерес в учении, самоутверждает его как личность.

Таким образом, развитие интереса проявляется через связь с жизнью, через самостоятельные творческие работы, через контроль усвоения знаний, а также через изучение краеведческого материала. Для этого используются разнообразные формы и методы организации познавательной деятельности. Это и уроки-лекции, уроки заочного путешествия, передвижные выставки и экскурсии по историческим местам. Немалую роль в активизации познавательной деятельности на уроках играет и занимательный материал.

Итогом такой работы является участие в ежегодных детско-юношеских Игнатьевских чтениях, в смотре-конкурсе «Самырык тукым», в фольклорном фестивале, в конференциях, в различных конкурсах и викторинах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории

Современный ученик – это активная, творчески мыслящая, умеющая быстро адаптироваться в окружающей действительности и соответствовать ему в своей деятельности, личность. Цель активизации учащихся посре...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания"

Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества знаний обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке....

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС"

В данной работе представлены методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС, а также рассматривается роль личности учителя для повышения интер...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры и спортивных секциях, а также передача опыта в данном направлении между учителями физической культур

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации нео...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры

В работе сформулирована проблема равнодушия к занятиям физическими упражнениями, а так же предложены средства и методы повышения интереса к занятиям физическими упражнениями....