МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
учебно-методический материал (краеведение, 10 класс) на тему

Гуленко Татьяна Григорьевна

Методические рекомендации предполагают системный подход в организации внеурочной деятельности учащихся старших классов казачьей направленности, что позволяет классному руководителю планировать и осуществлять воспитательную работу, учитывая её специфику, системообразующие факторы, цели и базовые принципы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ

КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Системный подход в организации внеурочной деятельности учащихся старших классов казачьей направленности позволит классному руководителю планировать и осуществлять воспитательную работу, учитывая её специфику, системообразующие факторы, цели и базовые принципы.

Внеурочная деятельность учащихся казачьих классов не является замкнутым воспитательным пространством. Будучи компонентом воспитательной системы школы, она, взаимодействуя с другими компонентами, имеет свою специфику, обусловленную определёнными факторами:

  1. Возрастными особенностями учащихся.
  2. Воспитательной доминантой, выраженной в казачьей направленности.
  3. Педагогическим потенциалом содержательного материала.
  4. Организационными формами внеурочной деятельности.

Исходя из этого, воспитательную цель в старших классах казачьей направленности можно определить, как оказание педагогической поддержки личностному становлению учащихся через использование педагогического потенциала истории кубанского казачества, его традиций и культуры.

Организация внеурочной деятельности старшеклассников базируется на следующих педагогических принципах и приёмах:

  1. Опора на нравственную силу примера, как образца для подражания.
  2. Создание ситуации эмоционального переживания и сопереживания.
  3. Единство организационных форм и педагогического содержания.
  4. Использование драматургических приёмов.
  5. Использование игровых приёмов.

Приведём несколько примеров осуществления системного подхода в планировании внеурочной деятельности. Учитывая возрастные особенности старшеклассников, связанные с периодом становления личности, формирования гражданской позиции, выбора нравственных ориентиров, при отборе содержательного компонента делаем акцент на биографический материал ярких исторических личностей, внесших свой вклад в становление и развитие кубанского казачества: атаманов (Чепега, Головатый, Бурсак, Безкровный, Малама, Бабыч), деятелей культуры (Россинский, Фелицин, Щербина, Концевич). Наиболее оптимальные традиционные организационные формы – тематические классные часы, устные журналы: «Радетели Кубани», «За строкой биографии», «Отцы-основатели войскового града». Проведению мероприятий предшествует тщательная подготовка инициативных групп, заключающаяся не только в сборе информации, но и в продумывании творческих эмоциональных форм её представления. Содержательный материал должен быть не только усвоен, но и пропущен через личностный подростковый опыт выступающими учениками. Продумывается видеоряд, готовится мультимедийная презентация.

Цикл тематических классных часов для учащихся «Воинская доблесть кубанских казаков» готовится специально для февральского месячника военно-спортивной обороны. Учащиеся класса казачьей направленности учатся выступать перед большой аудиторией с эмоциональными рассказами о подвиге сотника Гречишкина, героях Липкинского поста, защитниках Баязета.

В числе нетрадиционных форм организации внеурочной деятельности – проведение исторического шоу «Выборы атамана» в форме ролевой игры с опорой на конкретный исторический материал по истории казачества. Большой интерес вызывает «Суд истории. Щербина: патриот Кубани или классовый враг?», где помимо элементов ролевой игры используются приёмы драматургии, осваивается умение дискутировать, отстаивать свою позицию. Разумеется, для такой организационной формы как «Суд истории» необходимо использовать факты и события из курса истории кубанского казачества, которые содержат в себе определённую проблемность, неоднозначность оценок.

Содержательный материал, раскрывающий особенности черноморского и линейного войска, историю непростых взаимоотношений казаков и черкесов реализуется в такой интересной форме, как исторический турнир знатоков. Класс делится на 2 команды: «Казаки» и «Черкесы» или «Черноморцы» и «Линейцы». После предварительной подготовки членов команд турнир проводится в несколько этапов: визитная карточка команды, театрализованный вопрос соперникам, обмен историческими претензиями, этап мультимедийных презентаций и конкурс атаманов − капитанов команд. Соревновательный характер турниров знатоков позволяет решить целый комплекс педагогических задач: умение работать в команде, потребность в эмоциональном переживании и сопереживании, освобождение от подростковой зажатости, расширение исторического кругозора, переживание ситуации успеха. Все вышеперечисленные мероприятия − различные формы коллективных творческих дел, которые объединяет содержательный доминантный компонент − казачья направленность.

Особое место среди видов внеурочной деятельности учащихся старших классов казачьей направленности занимает исследовательская проектная деятельность, в ходе которой приобретаются навыки исследовательской работы, углубляется и расширяется объём знаний учащихся по истории казачества. Примерная тематика проектов: «Полковник А.Бурсак − герой Отечественной войны 1812 года», «Екатеринодарская крепость − забытое прошлое или историческая реальность?», «Кубанский казачий хор: от Концевича до Захарченко», «Кубанское казачество в романе В.Лихоносова «Наш маленький Париж». Вид проектов − групповой с обязательной мультимедийной презентацией. Представляются проекты на школьной научно-исследовательской конференции «Малая «Эврика».

Таким образом, системный подход, целенаправленно используя разнообразные организационные формы, позволяет вовлекать всех учащихся класса казачьей направленности в различные виды внеурочной деятельности, в ходе которой происходит удивительное сближение с прошлым, ощущается личностная сопричастность с данными событиями, возникает родственная связь с историей своей малой Родины.

Автор рекомендаций учитель истории и кубановедения ГуленкоТ.Г.

МБОУ СОШ 42 г. Краснодар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации занятий в технике «квиллинг», направленных на развитие способности к моделированию и декоративно-прикладному творчеству

Методические рекомендации по организации занятий в технике "квиллинг", направленные на развитие способностей к моделированию и декоративно-прикладному творчеству...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по сопровождению деятельности по сбору и использованию информации о самооценке учащихся

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо сопровождению деятельности по сбору и использованию информации о самооценке учащихся...

Методические рекомендации Организация практических занятий по эколого – биологическому направлению у детей с ОВЗ

Методические рекомендации предназначены для организации практических и самостоятельных работ студентов с ограниченными возможностями здоровья. В них предложены активные методы и приёмы обучения:1.Испо...

Методическое рекомендации "Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности"

   Конкурсы учебно-исследовательских работ постепенно входят в жизнь педагогов и обучающихся. Такие мероприятия способствуют развитию личности как ресурсу страны (интеллектуальному, т...

Методические рекомендации проектно - исследовательской деятельности с учащимися

Методические рекомендации по подготовке с учащимися проектно-исследовательских работ. Типы ученических проектов и их особенности....

Методические рекомендации по организации учебного процесса: краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной деятельности

    Данный методический материал рекомендован для использования в учебном процессе учителями, педагогами дополнительного образования, краеведами.  В работе рассматривается тема к...