Методические рекомендации Организация практических занятий по эколого – биологическому направлению у детей с ОВЗ
методическая разработка по экологии на тему
Методические рекомендации предназначены для организации практических и самостоятельных работ студентов с ограниченными возможностями здоровья. В них предложены активные методы и приёмы обучения:
1.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
2.Использование упражнения с пропущенными словами/предложениями
3. Наглядность
4.Работа с карточками для закрепления и проверки усвоения знаний
5.Работа с карточками для организации самостоятельной работы дома
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
(БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»)
Методические рекомендации
Организация практических занятий по эколого – биологическому направлению у детей с ОВЗ
Авторы-составители: Сбитнева Е.А
Нигматуллина А.Р.
Нижневартовск, 2017
Аннотация
Методические рекомендации предназначены для организации практических и самостоятельных работ студентов с ограниченными возможностями здоровья. В них предложены активные методы и приёмы обучения:
1.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
2.Использование упражнения с пропущенными словами/предложениями
3. Наглядность
4.Работа с карточками для закрепления и проверки усвоения знаний
5.Работа с карточками для организации самостоятельной работы дома
Глава 1. Организация практических занятий по эколого – биологическому направлению у детей с ОВЗ
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.
На современном этапе социального, экономического, экологического развития России увеличилось число детей с отклонениями в развитии и поведении. По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, число учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы, составляет около 20–30% от общего числа обучающихся, а около 70–80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Структура и содержание образования для детей с ОВЗ имеет специфические особенности, а характер усвоения учебного материала данной категорией учащихся несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.
Биология и экология как учебные предметы могут способствовать более успешному развитию личности с ОВЗ, способной интегрироваться в социум. Но для этого надо работать над развитием мотивов учения, положительного отношения к учёбе, над формированием социальных мотивов и самооценки. Роль биологии и экологии как учебных предметов имеет большое значение в социализации и адаптации учащихся с ОВЗ. Социализация и адаптация – это сложный и многогранный процесс, включающий в себя процесс усвоения социального опыта, системы социальных связей и отношений. Биологический и экологический материал в силу своего содержания обладает большими возможностями для развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности учащихся с ОВЗ: внимания, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, понимать причинно – следственные зависимости.
Важнейший путь активизации обучения биологии и экологии в средне профессиональных образовательных учреждениях – это связь урока с другими формами организации обучения. Он показывает учащимся практическую нужность получаемых знаний и позволяет активизировать их мышление и интерес на каждом этапе урока.Успешная деятельность учителя биологии и экологии с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья зависит от применения на уроках особых педагогических технологий, позволяющих найти индивидуальный подход к каждому ребенку в классе.
Глава 2. Методы и приемы обучения, используемые на уроках биологии и экологии для обучающихся с ОВЗ
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаем следующие: наглядный, частично поисковый, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
- Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти обучающихся: зрительная, слуховая, моторная.В изучении курса биологии и экологии можно выделить несколько направлений, где оправдано использование компьютера:
- демонстрация наглядного материала (рисунки, схемы, опорные конспекты);
- использование презентаций при изучении нового материала;
- система тестового контроля знаний и умений;
2. У детей с нарушением слухового аппарата восприятие учебного материала идет в основном за счет зрительного анализатора, поэтому мы используем как можно больше наглядности в виде таблиц (таб.1), опорных текстовых схем (прил.1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика биогеоценоза и агроэкосистем.
Сравниваемая категория | Биогеоценоз | Агроценоз |
Направление действия отбора | Действует естественный отбор, выбрасываются нежизнеспособные особи и сохраняющий приспособления к условиям среды, т. е. отбор формирует устойчивую экосистему | Действие естественного отбора ослаблено человеком; Преимущественно осуществляется искусственный отбор в направлении сохранения организмов с максимальной продуктивностью |
Круговорот основных питательных элементов | Все элементы, потреблённые растениями, животными и др. организмами, возвращаются в почву, т. е. круговорот осуществляется полностью. | Часть питательных элементов выносится из круговорота с массой выращенных и собранных в качестве урожая организмов, т. е. круговорот не осуществляется |
Видовое разнообразие и устойчивость | Отличаются, как правило, большим видовым разнообразием организмов, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом, обеспечивающих устойчивость | Количество видов часто ограничено одним, двумя; взаимосвязи организмов не могут обеспечить устойчивость. |
Способность к саморегуляции, самоподдержанию и сменяемости | Саморегулирующиеся, постоянно возобновляющиеся, способные к направленной сменяемости одного сообщества другим (сукцессия) | Регулируются и контролируются человеком через изменение природных факторов (орошение), борьбу с сорняками и вредителями, смену сортов |
Приложение 1
Свойства живых систем
3) Использование упражнения с пропущенными словами/предложениями
Пример для урока биологии. Вставьте в текст «Наследственность» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр(по тексту)впишите в приведенную ниже таблицу.
Наследственность
Наследственность – это свойство организмов передавать при размножении признаки потомству из поколения в поколения. Элементарная единица наследственного материала - это _________________(А). Его основой является молекула_______________________(Б). Совокупность всего наследственного материала организма- это ___________________(В),а совокупность его внешних и внутренних признаков образуют его ______________(Г).
Перечень терминов
- Хромосома
- Генофонд
- АТФ
- Фенотип
- Ген
- Генотип
- Мутаген
- ДНК
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пример для урока экологии. Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Основные компоненты биогеоценоза
Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б) - это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа — это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.
Перечень терминов:
1) Биосфера
2) Производитель
3) Разрушитель
4) Потребитель
5) Агроценоз
6) Биогеоценоз
7) Популяция
8) Хищник
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
4) Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
- Что обозначает на рисунке цифрами 1- 12?
- Стенка какого отдела сердца имеет наибольшую толщину?
- Из каких двух листков состоит перикард?
- Как называются сосуды, питающие сердечную мышцу?
5) Работа с карточками для закрепления и проверки усвоения знаний
Карточка 1. Определите последовательность перечисленных стадий развития зародыша: дробление зиготы, гаструла, оплодотворение, бластула, развитие осевого комплекса органов, бластомеры.
Карточка 2. Определите последовательность перечисленных уровней жизни: клеточный, молекулярный, биосферный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический.
6) Работа с карточками для организации самостоятельной работы дома
Карточка 1. У ряда видов (особенно среди насекомых) время от времени наблюдаются вспышки – резкие увеличения численности, при которых число особей популяции сильно возрастает, в десятки и сотни раз превышая обычное. Например, вспышка непарного шелкопряда начинается в год с теплой засушливой погодой, приходящейся на период развития гусениц и сокращающей его время. Бабочки, появившиеся из таких гусениц, обладают повышенной плодовитостью, и количество шелкопряда на данной территории возрастает. Однако в это же время начинает увеличиваться численность питающихся непарным шелкопрядом или паразитирующих на нем насекомых. В определенный момент плотность популяции непарного шелкопряда становится такой высокой, что кроны деревьев оказываются сильно поврежденными и новыми поколениями гусениц уже не хватает пищи. Плодовитость вылупившихся из них бабочек падает вдвое. Активно перемещающиеся в поисках пищи гусеницы в массе гибнут от паразитов, хищников, заболеваний. Вспышка завершается.
Объясните, какие формы борьбы за существование проявляются на разных этапах вспышки.
Карточка 2. Прочтите текст. Человек (Homosapiens)относится к отряду приматов, классу млекопитающих, типу хордовых. Как все живые организмы, он рождается, растет, стареет, умирает. Как у всех позвоночных, у него имеются двусторонняя симметрия тела, замкнутая кровеносная система, внутренний скелет, основу которого составляет позвоночный столб. Как для всех млекопитающих, для человека характерны две генерации зубов (молочные и постоянные), постоянная температура тела, выкармливание детенышей молоком. Сходство с приматами, особенно высшими, проявляется в хорошо развитой центральной нервной системе, наличие стереоскопического зрения, пятипалой передней конечности хватательного типа и ряде других признаков. Человек обладает сознанием, осуществляет трудовую деятельность, владеет речью, широко использует огонь и другие виды энергии. У него наиболее длительный из всех других животных период детства и в значительной мере развита негенетическая, т.е. социальная, наследственность. Взаимоотношения человека с природой принципиально отличаются от взаимоотношений с природой его предков – животных.
Какие из приведенных в тексте данных относятся к человеку как биологическому организму и какие – к человеку как социальному существу?
Список использованной литературы
- Гричик В.В. Уроки биологии в 10-11 классах / В.В. Гричик, Е.В. Борщевская, Н.В. Иващенко, М.Ю. Немчинов, М.Л. Дашков. Минск: Аверсэв, 2014. - 159 с.
- Наумов А.А. Инклюзивное и интегрированное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А.А. Наумов, В.Р. Соколова, А.ГН. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2013. –147с.
- Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс] / М.С. Староверова, Е.В. Ковалев, А.В. Захарова, Е.И. Рыжикова, Е.В. Чабановская, Е.В. Кулакова, М.М. Любимова, Г.М. Комлева, Л.Н. Гладилина, Е.Б. Борисова,Е.В.Ананьева,Л.В.Кузнецова.М.:ВЛАДОС,2014.http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691018510.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов ИКТ на занятиях кружка эколого-биологической направленности
Из опыта работы кружка эколого-биологической направленности "Юный натуралист". Методические подходы к использованию элементов ИКТ на данных занятиях....
Мультимедиа как средство повышения активности учащихся на занятиях эколого-биологической направленности
В статье приведены примеры использования интерактивных игр и игровых приемов для разных возрастных групп на занятиях в детском эколого-биологическом центре города Хабаровска...
Образовательная программа дополнительного образования детей эколого-биологического направления. «Юный эколог».
Учебная программа дополнительного образования...
Конспект занятия кружка эколого-биологической направленности «Культура питания»
Конспект занятия с целью познакомить учащихся с разнообразными концепциями питания, выявить их положительные и отрицательные стороны, дать понятие о пищевых добавках, исследовать содержание пищевых до...
Информационно-аналитическая справка по итогам реализации областной программы развития технического, декоративно-прикладного, эколого-биологического направлений работы в образовательных учреждениях Выксунского района «Дети. Творчество. Родина» за 2011-20
В материале содержатся аналитические данные основных количественно-качественных показателей реализации Программы развития технического, декоративно-прикладного творчества и эколого-биологического напр...
Социальное проектирование в системе дополнительного образования детей эколого – биологической направленности.
Материал с конференции по дополнительному образованию....
Методические рекомендации по организации практических занятий по эколого – биологическому направлению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья
Методические рекомендации предназначены для организации практических и самостоятельных работ студентов с ограниченными возможностями здоровья. В них предложены активные методы и приёмы обучения:1.Испо...