Конспект занятия кружка эколого-биологической направленности «Культура питания»
план-конспект занятия по экологии (8 класс) на тему

Трошкина Елена Анатольевна

Конспект занятия с целью познакомить учащихся с разнообразными концепциями питания, выявить их положительные и отрицательные стороны, дать понятие о пищевых добавках, исследовать содержание пищевых добавок в продуктах питания, раскрыть связь питания и здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» р.п. Духовницкое

 Духовницкого района Саратовской области

Конспект занятия кружка

эколого-биологической направленности

 «Культура питания»

подготовила

Трошкина Елена Анатольевна

педагог  дополнительного образования

 

р.п. Духовницкое

2014г

Цель: познакомить обучающихся с основами рационального питания, раскрыть значение питания для здоровья человека.

Задачи:

Образовательные – познакомить учащихся с разнообразными концепциями питания, выявить их положительные и отрицательные стороны, дать понятие о пищевых добавках, исследовать содержание пищевых добавок в продуктах питания, раскрыть связь питания и здоровья.

Развивающие – развивать логическое мышление и умение анализировать свой рацион питания, учить критически, воспринимать концепции питания.

Воспитательные – воспитывать бережное отношение к здоровью в ходе исследования своего питания и составления рациона.

Методы: лекция с элементами беседы, практическая работа.

Оборудование: таблица «Пищевые добавки», упаковки пищевых продуктов.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

-Зачем люди питаются? Что такое пища? Имеет ли значение для организма качество употребляемой пищи?  (ответы учащихся)

-Ребята, предлагаю вам поучаствовать в разговоре о культуре питания. Обсудим основы здорового питания, познакомимся с некоторыми концепциями питания и видами пищевых добавок.

- Прежде чем приступить к основной работе, давайте выполним  тест /Приложение 1/. Результаты теста каждый анализирует самостоятельно в ходе дальнейшей беседы.

 

3.Знакомство с новым материалом.

- Что же такое правильное, здоровое, рациональное питание? Как вы объясните это понятие?

(правила в печатном варианте вывешиваются на доске)

Правила рационального питания:

1.Баланс белков, жиров, углеводов и витаминов (человеку необходимо по 80-100г в день белков и жиров, а углеводов 400-500г)

2.Баланс энергии: сколько поступило - столько и расходуется (энергозатраты дифференцируются по возрасту: у детей выше, т.к. растущий организм, по полу: у женщин затраты на 5% ниже чем у мужчин, по времени года: зимой много энергии тратится на обогрев организма на 10-15% больше чем летом)

3.Режим приёма пищи (3-4 раза с интервалом 4-4,5 часа). Не все завтракают, многие обедают всухомятку, ужинают поздно – всё это отрицательно влияет на пищеварение и в итоге на здоровье. С режимом питания связана  культура питания. В любой приём пищи надо концентрироваться именно на пище (не читать, не слушать музыку, не смотреть телевизор и т.д.).

4.Разнообразие пищи  (не делите пищу на «любимую» и «нелюбимую». Ешьте яйца, творог, молоко, овощи, фрукты, каши, хлеб)

-Посмотрим, насколько ваше питание соответствует принципам рационального.  Проанализируем тест.  Сделаем выводы.

-А вот что предлагают нам сегодня глянцевые журналы: существует мода не только на одежду, украшения, элементы интерьера и быта, но и систему питания. Ксения Собчак, Сергей Лазарев, Алла Пугачёва, София Ротару и многие другие звёзды шоу-бизнеса пользуются системой раздельного питания. Всё чаще мы слышим о кремлёвской диете, в которой исключаются продукты содержащие углеводы, зато белки можно потреблять вволю. Или –питание по знаку зодиака, диета по группе крови, гормональная диета, диета на капустном супе …

(названия диет,  по ходу рассказа педагога, вывешиваются на доске)

- Публикации предлагают нам системы питания иногда совершенно далёкие от рационального здорового питания.

- Послушаем о них небольшие сообщения и проанализируем с точки зрения их влияния на здоровье человека.

(сообщения кружковцев)

1.Сыроедение

2.Вегетарианство

3.Голодание

4.Раздельное питание

- Действительно, в последнее время наш рацион питания претерпел большие изменения. Ну, вот что вы любите больше всего?

(педагог показывает - кириешки, йогурты, чипсы…)

Такие пищевые продукты содержат много скрытого сахара, соли, животных жиров, калорий, в них мало витаминов и минеральных веществ.

- Учёные-химики и биологи (8 февраля – День науки), нашли идеальный выход – дефицит незаменимых компонентов питания восполняется с помощью БАДов, которые вводятся в рацион пищевых продуктов.

- Давайте с ними познакомимся (таблица) /Приложение 2/.

-Начнём с определения.

БАДы – биологически активные добавки к пище – это концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенные для непосредственного приёма и/или введения в состав пищевых продуктов (в результате получаются продукты заданного химического состава).

Пищевые добавки обозначают цифровыми кодами с литерой «Е». Каждой БАД присвоен трёх- или четырёхзначный код. БАДы классифицируются на группы.

При допустимости БАДов пользуются заключением Института питания РАМН, а решение выносится Государственным комитетом санитарно-эпидимиологического надзора РФ.

- В России на сегодняшний день запрещены три добавки:

-краситель цитрусовый красный Е-121

-краситель амарант Е-123

-консервант формальдегид Е-240. Сегодня им обрабатывают импортные куриные окорочка – с 1 января 2010г Президент РФ запретил  ввоз их в Россию.

Кроме того, существует обширный список добавок, не имеющих разрешения к применению в пищевой промышленности Российской Федерации, а также список БАДов, не имеющих разрешения на территории России (некоторые импортные товары содержат такие вещества в дозах, укладывающихся в международные стандарты). В последний перечень входят запрещённые, сомнительные и опасные добавки, канцерогены, а также БАДы, нарушающие пищеварение и деятельность желудочно-кишечного тракта, содержащие много холестерина, противопоказанные при гипертонии и разрушающие витамин В12.

-Список запрещённых БАДов неплохо иметь в каждом доме… но есть ли они у нас?

-Представьте картинку: пришли мы в магазин самый модный на сегодняшний день в р.п. Духовницкое -  «МАГНИТ». Какой продукт мы купим? А прочитаем ли состав продукта на упаковке?

- А сейчас, я предлагаю вам,  попробовать  это сделать.

4.Практическая работа «Исследование пищевых добавок в продуктах питания» 

(педагог раздаёт инструктивные карточки /Приложение 3/  и упаковки различных

пищевых продуктов каждому ребёнку)

-Педагог поясняет ход практической работы.

-По ходу работы ребята общаются друг с другом и с педагогом.

- Беседа. Сделаем выводы по практической работе (вопросы 5,6,7)

5. Выводы, рекомендации.

Я надеюсь, что после сегодняшнего разговора вы проанализируете рацион своей семьи, выявите недостатки и составите рацион питания с учётом основ здорового питания.

Приложение 1

Тест «Правильно ли ты питаешься?»

Обычно я ем:

1.один раз в день

2.два раза в день

3.три раза в день

4.чаще, когда захочу

Утром до школы:

1.завтракаю дома

2.не завтракаю        

3.в школе не ем совсем

Питание в школе:

1.ем в столовой

2.беру еду из дома

3.в школе не ем совсем

Мясо, рыбу, колбасу ем:

1.каждый день

2.2-3 раза в неделю

3.1 раз в неделю

4.только по праздникам

Фрукты, соки употребляю:

1.каждый день

2.2-3 раза в неделю

3.1 раз в неделю

4.только по праздникам

Молоко, творог, сметану, сыр, простоквашу:

1.каждый день

2.2-3 раза в неделю

3.1 раз в неделю

4.только по праздникам

Приложение 2

Таблица пищевых добавок

ГРУППЫ ДОБАВОК:

  1. КРАСИТЕЛИ (Е 100-182) – усиливают или восстанавливают цвет продукта;
  2. КОНСЕРВАНТЫ (Е 200-299) – повышают срок хранения продуктов, защищая их от микробов, грибов; дезинфектанты, а также химические стерилизующие добавки, используемые при созревании вин;
  3. АНТИОКИСЛИТЕЛИ (Е 300-399) – защищают от окисления, например от прогоркания жиров и изменения цвета;
  4. СТАБИЛИЗАТОРЫ (Е 400-499) – сохраняют заданную консистенцию, повышают вязкость, выступают как загустители;
  5. ЭМУЛЬГАТОРЫ (Е 500-599) – создают однородную смесь несмешиваемых фаз (например, воду и масло);
  6. УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА (Е 600-699);
  7. ПЕНОГАСИТЕЛИ (900-999) – предупреждают или снижают образование пены;
  8. ГЛАЗИРОВАТЕЛИ, ПОДСЛАСТИТЕЛИ, РАЗРЫХЛИТЕЛИ, РЕГУЛЯТОРЫ КИСЛОТНОСТИ и другие неклассифицированные добавки входят во все указанные группы и в новую группу с четырёхзначным кодом (от Е 1000).

ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ РАЗЛИЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:

Е 103 к                         Е 213 к                        Е 240 к                            Е 461 пп, жк

Е 105 к                         Е 214 к                        Е 311 а                            Е 462 пп, жк

Е 121 к                         Е 215 к                        Е 312 а                            Е 463 пп, жк

Е 123 к                         Е 216 к                        Е 313 а                            Е 464 пп, жк

Е 125 к                         Е 217 к                        Е 320 пп, жк                   Е 465 пп, жк

Е 126 к                         Е 221 жк                     Е 321 пп, жк                   Е 466 пп, жк

Е 130 к                         Е 222 жк                     Е 322 пп, жк                   Е 467 к

Е 131 к                         Е 223 жк                     Е 323 пп, жк

Е 142 к                         Е 224 жк                     Е 330 к

Е  152 к                        Е 225 жк                     Е 338 пп, жк

Е 171 пп                       Е 226 жк                     Е 339 пп, жк

Е 172 пп                       Е 230 а                        Е 340 пп, жк

Е 173 пп                       Е 231 а                        Е 341 пп, жк

Е 210 к                         Е 232 а                        Е 407 пп, жк

Е 211 к                         Е 239 а                        Е 450 пп, жк

Условные обозначения: к - канцероген, пп - вызывает заболевания печени и почек, жк - вызывает заболевания желудочно-кишечного тракта, а - аллерген.

Приложение 3

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

Практическая работа

«Исследование пищевых добавок в продуктах питания»

Оборудование: упаковки пищевых продуктов, таблица пищевых добавок.

Ход работы:

1.Просмотреть состав продуктов питания.

2.Выбрать компоненты, которые не содержатся в продукте от природы.

3.Заполнить таблицу:

Вид продукта

Пищевая добавка

Тип добавки

Назначение

Влияние на здоровье

Шоколадная плитка

Е - 123

краситель

усиливает или восстанавливает цвет продукта

Яд!

4.Проанализировать, зачем включена данная добавка в продукт.

5.Существуют ли аналогичные продукты без добавок? Необходимо ли писать на упаковке информацию о содержащихся пищевых добавках? Почему это делается не всегда?

6.Всегда ли при покупке продукта вы смотрите на упаковку? Какой продукт вы бы купили, если бы был выбор?

7.Сделайте вывод о составе продуктов.

Список литературы

  1. Фёдорова М.З., Кучменко.Т.П. Экология человека. 8 класс. –

М.: «Вентана-Граф», 2003.

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии.  - М.:«Просвещение», 1989.
  2. Каменский А.А. Организм человека: просто о сложном. -

М.: «Дрофа», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия спортивно-оздоровительной направленности по теме: Опережающее обучение элементам спортивной игры в баскетбол. 1 класс

Целью и задачами конспекта занятия спортивно-оздоровительной направленности по теме: "Опережающее обучение элементам спортивной игры в баскетбол для 1 класса" является формирование знаний, установок, ...

Конспект занятия НОД область"Физическая культура" по теме" Игры маминого детства" для детей подготовительной группы.

Конспект занятия НОД область "Физическая культура", тема: " Игры маминого детства" для детей подготовительной группы....

Конспект занятия "Полезные и вредные продукты питания"

Работа включает в себя презентацию и текстовое сопровождение к ней. Расширение знаний учащихся о полезных и вредных продуктах питания, их значении в жизни человека....

План - конспект занятия художественно - эстетической направленности по образовательной программе "Вязание крючком"

План - конспект занятия предназначен для 2 года обучения, раздел 2 "Филейное вязание".Формирование практических приемов вязания, крючком применяя технику филейного вязания...

План - конспект занятия художественно - эстетической направленности по общеобразовательной программе "Вязание крючком"

План - конспект занятия 2 года обучения ,раздел "Филейное вязание"Формирование практических приемов вязания, крючком применяя технику филейного вязания...

Конспект занятия по общекультурному направлению "Чай и традиция чаепития"

Материал об истории чая, его свойствах и традициях чаепития....