Конспект занятия по общекультурному направлению "Чай и традиция чаепития"
план-конспект по теме

Материал об истории чая, его свойствах и традициях чаепития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chay_i_traditsii_chaepitiya.docx443.14 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по общекультурному

направлению «Культурный калейдоскоп»

Тема

Чай и традиция чаепития.

Цели

  • углублять и систематизировать знания о чае и чаепитии, расширять общий кругозор воспитанников,
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • воспитывать у детей интерес к истории возникновения чая;
  • контролировать произношение обучающихся.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные УУД

  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы в процессе исследовательской работы.
  2.   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
  3. Извлекать информацию о чае из своих наблюдений.

Коммуникативные УУД

  1. Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  2. Уметь слушать и понимать речь других.
  3. Уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми для достижения поставленной цели.

Регулятивные УУД

  1. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя.
  2. Проговаривать последовательность действий на занятии.
  3. Уметь  работать по предложенному плану.
  4. Анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на занятии.

Личностные УУД

  1. Проявлять интерес к изучению темы.
  2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Методы и приемы:

  1. Наглядный (демонстрация);
  2. Практический (исследование, экспериментирование);
  3. Игровой (дидактические игры, подвижная игра);
  4. Словесный (беседа, рассказ, сообщения воспитанников).

Речевой материал

Чай, чаепитие, кимоно, дегустатор, исследование, самовар.

Оборудование

Наглядные пособия, презентация,  карта мира, чаи разных сортов, карточки, демонстрационный материал.

Этапы занятия

Деятельность педагога

 Деятельность обучающихся

Оргмомент.

Организация класса.

Приветствие.

Организация внимания.

Проверка наличия слуховых аппаратов и состояния слуха.

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Сколько у тебя аппаратов?

- Как слышишь?

Говорите хорошо: внятно, слитно, с ударением.

Проверяют готовность к занятию.

У меня  2 аппарата.

Я слышу хорошо.

Фонетическая зарядка.

Проведение фонетической зарядки.

де-де-де
де-гус-та-тор
дегус-татор
дегустатор
профессия дегустатор
Дегустатор пробует еду и напитки на вкус.

Читают слоги, словосочетание. Высказывают предположения, что делает  дегустатор.

Читают предложение.

Постановка учебной проблемы.

Обращаю внимание на слайд. Девочки принесли сумочку. Внутри сумочки – маленькие мешочки. Я их вам раздам. А вы потрогайте, понюхайте, но не открывайте их.

- Как вы думаете, что храниться в мешочках? 

Ощупывают мешочки, нюхают. Пытаются понять, что в мешочках.

Артем загадывает загадку:

Как заварят кипятком,
и с вареньем пьют потом.

Формулирование темы занятия.

- Что это?

Действительно, это чай – прекрасный, полезный напиток.

- Как вы думаете, о чем будем говорить на занятии? 

Формулируют тему занятия.

Актуализация знаний.

- Как вы думаете, из какой они страны?

- Как догадались?  

- В чем одеты?

Родина чая – Китай.

Давайте найдём эту страну на карте и отметим зелёным листочком. Наша страна, Россия, граничит с Китаем.

Отвечают на вопросы, находят на карте Китай, отмечают зеленым листочком эту страну. Делают вывод о том, что Россия находится по-соседству.

Совместное открытие знаний.

Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай.

Демонстрируются слайды о чайных деревьях и кустах, сборе чая.

После сбора чайные листья обрабатывают специальным способом, расфасовывают в красивые банки, пакеты, коробки и доставляют в магазины. Предлагаю посмотреть на подносе чай в различных упаковках. Здесь есть и металлические сувенирные банки, и пакеты, и нарядные коробки.

Алина рассказывает легенду о чае, о китайском императоре. 

Ваня рассказывает о чайных деревьях. 

Рассматривают разнообразные баночки с чаем.

Исследовательская работа.

Приглашаю в лабораторию, для исследования чая.

- Как вы определили?

Чай называют черным из-за его цвета. Такой чай приготовить непросто. Для него срывают с чайного куста самые лучшие молодые побеги с двумя листочками. Их сортируют по размеру и вялят на теплом воздухе. Затем, скручивают и сушат.

- Как вы думаете, как же получается зеленый чай?

Зеленый чай готовят из таких же чайных листочков, что и черный. Только листочки не вялят и не скручивают, поэтому чаинки у него крупные и зеленые.

- А каким еще бывает чай?

- Чем пахнет чай в этой тарелке?

- Только ли листочки чая находятся на тарелке? Что вы еще видите?

- А когда мы пьем чай?

В России чаепитие обычно устраивалось по поводу торжественных событий, праздников. За чаем общались с друзьями, родственниками, вели интересные беседы.

Рассматривают чаи.  Высказывают предположения о том, как готовят для продажи такой чай.

Делают вывод, что чай бывает черный, зеленый и с добавками.

Дидактическая игра  «Какой бывает чай?»

http://shop-tea.com/uploads/shop/170_0.jpghttp://im3.turbina.ru/photos.4/4/1/4/8/0/2108414/feed.photo.jpghttp://zeltea.ru/upload/shop_1/1/3/6/item_1363/shop_items_catalog_image1363.png

Динамическая пауза

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Выпив чай, занимались различными делами, в том числе играли в русские народные игры "Достань платочек". Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно, только подпрыгнув.

Участвуют в игре "Достань платочек".

Развитие умений - применение нового знания.

А сейчас я приглашаю вас к столу для того,  чтобы превратится в дегустаторов и отведать разные сорта чая.

Мы – дегустаторы.

- Кто такие дегустаторы?

- Я для вас заварила чай, предлагаю его попробовать и определить, что это за чай и какой у него вкус.

Сложите разрезную картинку.

- В чем заваривают чай?

В какой посуде кипятили воду?

Отгадайте загадку. 

У русского народа есть много пословиц и поговорок о чае составьте пословицу.

- Как вы ее понимаете?

Ребята давайте попьём чаю из самовара.

Что надо сделать, чтобы накрыть на стол?

Дети пьют чай с разными добавками. Говорят, какой они пьют чай.

Выбирают карточки, вывешивают на доску.

Дидактическая игра

«Мы-дегустаторы». 

Собирают картинку чайника.

Софья загадывает загадку: Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Рассматривают самовар. (Слайд) 

Составляют пословицу: 

Если чаем угощают, значит уважают.

Работают по плану. Накрывают стол. Приглашают гостей.

Подведение итогов. Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка.

Подвести итог занятия вместе с обучающимися.

- Чему научились, что нового узнали на занятии? Выбери смайлик с твоим настроением.

На память о нашей встрече, я хочу подарить вам мешочки с чаем.

Подводят итог своей учебной деятельности, оценивают результат своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О традициях чаепития в России

Немного из истории чая, о предметах чайного стола и традиция русского чаепития....

"Традиции чаепития в разных странах"-внекласное занятие

Цель : перелистать страницы многовековой истории чая с начала его распространения до поры, когда он стал любимым напитком населения большинства стран мира.Задачи:Показать традиции чаепития разны...

Урок английского языка в 7 классе «Традиции чаепития в Великобритании»

Ириолова Алина Дмитриевна, МБОУ лицей № 64 г. Краснодара, учитель английского языка, к.ф.н. Тип урока: классический.Цель урока: познакомить с лексикой по теме: «Tea traditions in Great Britain » ...

Технологическая карта урока английского языка в 3 классе по учебнику Биболетовой М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. «Английский с удовольствием» по теме: «Этикет за столом: традиции чаепития в Англии»

аннотоция:  урока  английского языка разработан  по учебнику Биболетовой М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. «Английский с удовольствием» по теме: «Этикет за столом: традиции чаепития ...

"Чай вместо лекарства". Традиции русского чаепития" - конспект занятия.

Конспект занятия по подпрограмме«Традиционная русская празднично-обрядовая культура» комплексной образовательной программы «Живая вода»....

"Технологическая карта учебного занятия по английскому языку в 3 классе по теме: «Традиции чаепития в России и Англии».

ТемаEnglish tea and Russian Tea (традиции)Тип учебного занятияучебное занятие общеметодологической направленностиЦель учебного занятияОсвоение новой информации, дополнительного лексического мате...

Конспект занятия по английскому языку "Традиционное английское чаепитие" для учащихся 6 класса по внеклассной деятельности

Внеклассное мероприятие  по английскому языку "Традиционное английское чаепитие" для учащихся 6 класса. Занятие-практикум, комбинированное. Работа с постером....