Методические рекомендации по организации практических занятий по эколого – биологическому направлению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья
методическая разработка по биологии по теме

Сбитнева Екатерина Алексеевна

Методические рекомендации предназначены для организации практических и самостоятельных работ студентов с ограниченными возможностями здоровья. В них предложены активные методы и приёмы обучения:

1.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

2.Использование упражнения с пропущенными словами/предложениями

3. Наглядность

4.Работа с карточками для закрепления и проверки усвоения знаний

5.Работа с карточками для организации самостоятельной работы дома

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

(БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»)

Методические рекомендации

Организация практических занятий по эколого – биологическому направлению у детей с ОВЗ

Авторы-составители: Сбитнева Е.А

          Нигматуллина А.Р.

Нижневартовск, 2017

Аннотация

Методические рекомендации предназначены для организации практических и самостоятельных работ студентов с ограниченными возможностями здоровья. В них предложены активные методы и приёмы обучения:

1.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

2.Использование упражнения с пропущенными словами/предложениями

3. Наглядность

4.Работа с карточками для закрепления и проверки усвоения знаний

5.Работа с карточками для организации самостоятельной работы дома

Глава 1. Организация практических занятий по эколого – биологическому направлению у детей с ОВЗ

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.

На современном этапе социального, экономического, экологического развития России увеличилось число детей с отклонениями в развитии и поведении. По свидетельству специальных психолого-педагогических исследований, число учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы, составляет около 20–30% от общего числа обучающихся, а около 70–80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Структура и содержание образования для детей с ОВЗ  имеет специфические особенности, а характер усвоения учебного материала данной категорией учащихся  несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.

Биология и экология как учебные предметы могут способствовать более успешному развитию личности с ОВЗ, способной интегрироваться в социум. Но для этого надо работать над развитием мотивов учения, положительного отношения к учёбе, над формированием социальных мотивов и самооценки. Роль биологии и экологии как учебных предметов имеет большое значение в социализации и адаптации учащихся с ОВЗ. Социализация и адаптация – это сложный и многогранный процесс, включающий в себя процесс усвоения социального опыта, системы социальных связей и отношений. Биологический и экологический  материал в силу своего содержания обладает большими возможностями для развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности учащихся с ОВЗ: внимания, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, понимать причинно – следственные зависимости.

Важнейший путь активизации обучения биологии и экологии  в средне профессиональных образовательных учреждениях  – это связь урока с другими формами организации обучения. Он показывает учащимся практическую нужность получаемых знаний и позволяет активизировать их мышление и интерес на каждом этапе урока.Успешная деятельность учителя биологии и экологии  с детьми,  имеющих ограниченные возможности здоровья  зависит от применения на  уроках особых педагогических технологий, позволяющих найти индивидуальный подход к каждому ребенку в классе.

Глава 2. Методы и приемы обучения,  используемые на уроках биологии и экологии для обучающихся с ОВЗ

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаем  следующие: наглядный, частично поисковый,  методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

  1. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти обучающихся: зрительная, слуховая, моторная.В изучении курса биологии и экологии можно выделить несколько направлений, где оправдано использование компьютера:

- демонстрация наглядного материала (рисунки, схемы, опорные конспекты);

- использование презентаций при изучении нового материала;

- система тестового контроля знаний и умений;

2.      У детей с нарушением слухового аппарата  восприятие учебного материала идет в основном за счет зрительного анализатора, поэтому мы используем как можно больше наглядности в виде таблиц (таб.1), опорных текстовых схем (прил.1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика биогеоценоза и агроэкосистем.

Сравниваемая категория

Биогеоценоз

Агроценоз

Направление действия отбора

Действует естественный отбор, выбрасываются нежизнеспособные особи и сохраняющий приспособления к условиям среды, т. е. отбор формирует устойчивую экосистему

Действие естественного отбора ослаблено человеком;

Преимущественно осуществляется  искусственный отбор в направлении сохранения

организмов с максимальной продуктивностью

Круговорот основных питательных элементов

Все элементы, потреблённые растениями, животными и др. организмами, возвращаются в почву, т. е. круговорот осуществляется полностью.

Часть питательных элементов выносится из

 круговорота с массой выращенных и собранных в

качестве урожая организмов, т. е. круговорот не осуществляется

Видовое разнообразие и устойчивость

Отличаются, как правило, большим видовым разнообразием организмов, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом, обеспечивающих устойчивость

Количество видов часто

ограничено одним, двумя; взаимосвязи

организмов не могут обеспечить устойчивость.

Способность к саморегуляции, самоподдержанию и сменяемости

Саморегулирующиеся, постоянно возобновляющиеся, способные к направленной сменяемости одного сообщества другим (сукцессия)

Регулируются и контролируются

человеком через изменение природных

факторов (орошение), борьбу с

сорняками и вредителями, смену сортов

Приложение 1

Свойства живых системhello_html_65c7796a.gif

hello_html_69c2e8cb.gif

3) Использование упражнения с пропущенными словами/предложениями

Пример для урока биологии. Вставьте в текст  «Наследственность» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр(по тексту)впишите в приведенную ниже таблицу.

Наследственность

Наследственность – это свойство организмов передавать при размножении признаки потомству из поколения в поколения. Элементарная единица наследственного материала - это _________________(А). Его основой является молекула_______________________(Б). Совокупность всего наследственного материала организма- это ___________________(В),а совокупность его внешних и внутренних признаков образуют его ______________(Г).

Перечень терминов

  1. Хромосома
  2. Генофонд
  3. АТФ
  4. Фенотип
  5. Ген
  6. Генотип
  7. Мутаген
  8. ДНК

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

Пример для урока экологии. Вставьте в текст  «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Основные компоненты биогеоценоза

Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б)  -  это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа — это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

Перечень терминов:

1) Биосфера

2) Производитель

3) Разрушитель

4) Потребитель

5) Агроценоз

6) Биогеоценоз

7) Популяция

8) Хищник

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

4) Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Рассмотрите рисунок и ответьте  на вопросы:

http://super-obrazovaniya.ru/images/stroenie-vnutrennee-serdca_2_1_86552.jpg

  1. Что обозначает на рисунке цифрами 1- 12?
  2. Стенка какого отдела сердца имеет наибольшую толщину?
  3. Из каких двух листков состоит перикард?
  4. Как называются сосуды, питающие сердечную мышцу?

5) Работа с карточками для закрепления и проверки усвоения знаний

Карточка 1. Определите последовательность перечисленных стадий развития зародыша: дробление зиготы, гаструла,  оплодотворение, бластула, развитие осевого комплекса органов, бластомеры.

Карточка 2. Определите последовательность перечисленных уровней жизни: клеточный, молекулярный, биосферный, организменный, популяционно – видовой, биогеоценотический.

 6) Работа с карточками для организации самостоятельной работы дома

Карточка 1. У ряда видов (особенно среди насекомых) время от времени наблюдаются вспышки – резкие увеличения численности, при которых число особей популяции сильно возрастает, в десятки и сотни раз превышая обычное. Например, вспышка непарного шелкопряда начинается в год с теплой засушливой погодой, приходящейся на период развития гусениц и сокращающей его время. Бабочки, появившиеся из таких гусениц, обладают повышенной плодовитостью, и количество шелкопряда  на данной территории возрастает. Однако в это же время начинает увеличиваться численность питающихся непарным шелкопрядом или паразитирующих на нем насекомых. В определенный момент плотность популяции непарного шелкопряда становится такой высокой,  что кроны деревьев оказываются сильно поврежденными и новыми поколениями гусениц уже не хватает пищи. Плодовитость вылупившихся из них бабочек падает вдвое. Активно перемещающиеся в поисках пищи гусеницы в массе гибнут от паразитов, хищников, заболеваний. Вспышка завершается.

Объясните, какие формы борьбы за существование проявляются на разных этапах вспышки.

Карточка 2. Прочтите текст. Человек (Homosapiens)относится к отряду приматов, классу млекопитающих, типу хордовых. Как все живые организмы, он рождается, растет, стареет, умирает. Как у всех позвоночных, у него имеются двусторонняя симметрия тела, замкнутая кровеносная система, внутренний скелет, основу которого составляет позвоночный столб. Как для всех млекопитающих, для человека характерны две генерации зубов (молочные и постоянные), постоянная температура тела, выкармливание детенышей молоком. Сходство с приматами, особенно высшими, проявляется в хорошо развитой центральной нервной системе, наличие стереоскопического зрения, пятипалой передней конечности хватательного типа и ряде других признаков. Человек обладает сознанием, осуществляет трудовую деятельность, владеет речью, широко использует огонь и другие виды энергии. У него наиболее длительный из всех других животных период детства и в значительной мере развита негенетическая, т.е. социальная, наследственность. Взаимоотношения человека с природой принципиально отличаются от взаимоотношений с природой его предков – животных.

Какие из приведенных в тексте данных относятся к человеку как биологическому организму и какие – к человеку как социальному существу?

Список использованной литературы

  1. Гричик В.В. Уроки биологии в 10-11 классах / В.В. Гричик, Е.В. Борщевская, Н.В. Иващенко, М.Ю. Немчинов, М.Л. Дашков. Минск: Аверсэв, 2014. - 159 с.
  2. Наумов А.А. Инклюзивное и интегрированное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А.А. Наумов, В.Р. Соколова, А.ГН. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2013. –147с.
  3. Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс] / М.С. Староверова, Е.В. Ковалев, А.В. Захарова, Е.И. Рыжикова, Е.В.  Чабановская, Е.В. Кулакова, М.М. Любимова, Г.М. Комлева, Л.Н. Гладилина, Е.Б. Борисова,Е.В.Ананьева,Л.В.Кузнецова.М.:ВЛАДОС,2014.http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691018510.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в Астраханский Планетарий с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В планетарии можно узнать много интересного об Астраханском крае, новейших достижениях в области освоения космоса, физики, химии, биологии, географии. Гордостью планетария является выставк...

Методические рекомендации "Дидактические игры для развития зрительного восприятия и памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья"

В методических рекомендациях представлено описание дидактических игр, упражнений, которые способствуют развитию у детей с ограниченными возможностями зрительного восприятия, памяти, внимания....

Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.

quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС"       Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...

«Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное время с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»

laquo;Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное времяс обучающимися,  имеющими ограниченные возможности здоровья»...

Методические рекомендации Организация практических занятий по эколого – биологическому направлению у детей с ОВЗ

Методические рекомендации предназначены для организации практических и самостоятельных работ студентов с ограниченными возможностями здоровья. В них предложены активные методы и приёмы обучения:1.Испо...

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 5-9 классов

Рекомендации по организации самоподготовки в ГПД для обучающихся с ОВЗ(ЗПР) 5-9 классов....

Методические рекомендации по реализации образовательных программ СПО и ПО лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением ЭО и ДОТ.

Департамент государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров направляет для использования в работе методические рекомендации по реализации образ...