«Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное время с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»
статья на тему

«Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное время

с обучающимися,  имеющими ограниченные возможности здоровья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное время

с обучающимися,  имеющими ограниченные возможности здоровья»

Одной из приоритетных задач обучения детей с особыми образовательными потребностями является создание условий для успешной социализации и гармоничного развития личности. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.  В нашей школе обучается 15 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них в начальной школе обучается 8 детей.

    При работе с этими детьми учитываю высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы, дети имеют нарушения или недостатки развития устной и письменной речи.

В обучении детей с ОВЗ должна быть создана такая образовательная среда, которая будет адекватной возможностям и потребностям ребёнка, окажет стимулирующее воздействие на продвижение детей в развитие.

Кроме групповых логопедических занятий по расписанию с детьми ОВЗ, я провожу внеурочные занятия (1 раз в неделю) по театрализованной деятельности, которые способствует коррекции и развитию речи детей.

. Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ:

  • Работа над речевой системой в целом
  • Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)
  • Длительное закрепление правильных речевых навыков
  • Частый повтор упражнений с элементами новизны
  • Частая  смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
  • Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
  • Конкретность и доступность заданий
  • Не быстрый темп работы
  • Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность)

Основная цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

        Во время занятий ставлю перед собой следующие задачи:

Образовательныеразвивать речь (все компоненты, относящиеся к звуковой и смысловой сторонам), развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков, совершенствование слоговой структуры слова, уточнение структуры предложения, совершенствование связных высказываний;

Воспитательные: воспитание духовности, личностных качеств детей (креативности, эмпатии, симпатии, эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и др.)

Коррекционно-развивающиеразвитие познавательных процессов, активизация речевой деятельности детей, развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, правильного дыхания, развитие темпо-ритмической стороны речи.

Работа кружка проходит в форме занятий, система проведения, которых, предполагает три последовательных этапа.

На первом этапе, мы совместно с детьми обсуждаем и подбираем сказку и музыкальное сопровождение.

На втором этапе – подготовка к представлению. Это выполнение упражнений: для рук, для пальцев рук, на развитие и тренировку различных групп мышц, на развитие координации движений, выразительности пластики тела, на развитие голоса и речи, распевки на автоматизацию звуков, работа над дыханием и дикцией. Так же включаем игры - импровизации с куклами и без кукол, этюды и тренинги. В ходе игровых действий дети осваивают элементы сценических действий, пополняют словарный запас, формируют грамотную речь. На этом этапе мы готовим кукол, атрибуты и костюмы к сказкам, подбираем роли каждому ребенку индивидуально.

Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность, обогащается словарь, происходит развитие артикуляционной, мелкой и общей моторик, освоение техники управления куклой.

 Разучиваем монологи, потешки, скороговорки, разыгрываем сценки для кукольных спектаклей. Учимся общаться со зрителем, чувству партнерства, двигаться и ощущать пространство сцены или ширмы, выходим на поклон.

Так же на этом этапе мы подключаем родителей, которые помогают дома детям выучить роль.

На третьем этапе проходит презентация сказки. Зрителями являются педагоги, родители, учащиеся.  Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок позволяет добиться лучших результатов. У детей повышается речевая активность, формируется эмоциональная выразительность, вырабатывается дикция, совершенствуется координация речи и движения, развивается связная монологическая речь. Дети выразительно передают простые действия игровых персонажей, выполняют движения в ритме музыки.

Данная деятельность позитивно влияет на весь процесс обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь они могут быть успешными.

Работая  совместно с психологом, находим    новые формы организации внеурочных видов деятельности, которые действительно обеспечили бы интеллектуальное, социальное, психологическое развитие особого ребенка и его творческой личности в целом.

Одним из важнейших факторов является то, что проект реализуется в системе дополнительного образования, где нет оценок, нет жесткого учебного плана. Это обусловливает возможность решать множество задач в наращивании коммуникативных и личностных компетенций детей и даже в регулировании их психологических проблем. Театральная деятельность является одной из комфортных для всестороннего развития ребенка 7–12 лет (младший и средний школьный возраст).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с  ограниченными возможностями здоровья...

Мастер-класс на тему «Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Мастер – класс на тему:«Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....

Особенности волевых качеств и эмоциональной сферы, формирование самооценки у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Специфичность волевой регуляции поведения детей с ограниченными возможностями здоровья связана с тем, что разви...

Музыкальный фольклор, как один из видов внеурочной деятельности для детей c ограниченными возможностями здоровья.

Музыкальный фольклор, как один из видов внеурочной деятельности для детей  c ограниченными возможностями здоровья....

Особенности использования игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья в средней школе в контексте ФГОС

В некоторых классах есть ученики с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому. Работа с детьми на уроке английского языка должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и применени...

«Стартинейджер» как одна из форм организации внеурочной (досуговой) деятельности учащихся, с ограниченными возможностями здоровья в условиях МАОУ ШИ 31

laquo;Стартинейджер» - это увлекательная игра.«Стартинейджер» - это стиль жизни.«Стартинейджер» - это повод собраться подросткам для совместного времяпрепровождения...

«Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.»

Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно - нравственному, социальному и физическому развитию воспитанников....