Музыкальный фольклор, как один из видов внеурочной деятельности для детей c ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему

Федорова Юлия Владимировна

 Музыкальный фольклор, как один из видов внеурочной деятельности для детей  c ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnyy_folklor.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный фольклор, как один из видов внеурочной деятельности для детей  в начальной школе.(для детей о ограниченными возможностями здоровья)

У каждого народа существуют свои определенные фольклорные традиции. Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в  педагогике.  Н.И.Агапова и Е.В.Шишкина в своей работе «Детский игровой фольклор Волгоградской области» в качестве эпитета приводят слова С.Н. Миропольского: «В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. В этом смысле народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца… Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы просто крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа...»Приведённые слова полностью отражают масштабы значения использования фольклорной мысли в процессе воспитания  школьников. . В современных условиях жизни основное время дети проводят среди сверстников и за компьютерными играми. Уходит из жизни детей «живой» фольклор, передаваемый «из уст в уста»: колыбельные, «сказки на ночь», традиционные детские игры, особенно необходимые для полноценного и разностороннего развития личности ребёнка.Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития учащихся. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Ритмы, звуки, слова присущие народным танцам и песням, помогают ребятам лучше понять свои истоки, ощутить национальную принадлежность.

 Фольклор — это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей. Русский фольклор глубоко патриотичен. В его устном народном творчестве отразилось и национальное сознание, и патриотическая гордость. Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Русские богатыри в былинах защищают русскую землю, в  русских сказках, былинах, песнях присутствует образ родной земли.

Музыкальный фольклор весьма актуален и как средство лечебного воздействия на человека. Наши предки использовали музыку, пение, танцы, обряды для гармонизации отношений с окружающим миром. Русский музыкальный фольклор можно использовать как компонент системы комплексной арт-терапии, которая включает лечение при помощи звука, музыки, движения, рисунков, цвета. Лечебное воздействие традиционного песенного фольклора может быть направлено на развитие навыков коммуникации, на коррекцию нежелательных черт личности, на избавление от негативных эмоций. В ходе выполнения фольклорного действия происходит лечение звуком, дыханием, вокалом.

Главное место в фольклоре, безусловно, принадлежит песне. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. Учащиеся поют русские народные песни, разучивают пляски, игры, хороводы. Дети связывают с песнями свою радость и начинают петь их не только тогда, когда их попросят, но и когда хочется, когда поет душа. Всё это оказывает благоприятное влияние на психическое и физическое здоровье человека..

На занятиях целесообразно  использовать  всё многообразие существующих форм работы : речевую, музыкально-вокальную, танцевальную, игровую и театрализованную.

Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления детей. Естественность звуковой палитры народных попевок даёт возможность достаточно быстро наладить координацию голоса и слуха. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее передать и в конечном счёте освоить национальный характер самовыражения.

Жанры детского фольклора равно как полезны, так и доступны, что достаточно важно для самооценки учащихся. Ребята занимаются народным творчеством с удовольствием. Импровизационная основа устного народного творчества дает исключительные возможности для свободного раскрытия творческой фантазии и способностей детей.

 Также на занятиях решается ряд задач воспитательной, образовательной ,коррекционной и развивающей направленности.

Воспитательные:  воспитывать основные нравственные черты: уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми, доброжелательность, вежливость и культуру поведения.

Образовательные:   знакомить обучающихся с основными календарными, семейно-бытовыми обрядами и праздниками; разучивать музыкально-поэтические тексты; способствовать формированию у обучающихся знаний основ народной традиционной культуры,   формировать представления о фольклоре как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека,    формировать  эмоциональную культуру личности и социально значимое отношение к общечеловеческим ценностям.

Развивающие:  развивать личность ребёнка многогранно (память, внимание, речь, моторика и координация движений, коммуникативные навыки; музыкальное, образное, творческое развитие).

Коррекционные: коррегировать отклонения в интеллектуальном развитии, нарушении звуко-произносительной стороны речи, способствовать развитию психических процессов, развитию мимики, дикции.  Коррегировать эмоциональное состояние учащихся.

На занятиях также прослеживается связь с другими учебными предметами: литературным чтением(сказки народов России),окружающим миром (тема экологии в русском фольклоре),технологии (роль труда и творчества). В процессе занятий музыкальным фольклором  у учащихся формируется уважительное отношение к культуре других народов; чувство гордости за свою Родину, русский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора ,а  также развивается умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внешкольной деятельности. Формируются  этические чувства, доброжелательность ,эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

 Музыкально-фольклорное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры поисково-творческих возможностей, не только накопление исполнительского опыта, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.

Сегодня музыкальный фольклор должен рассматриваться и как цель обучения музыкальной культуре, и как средство массового нравственного эстетического воспитания.

Список  литературы:

  1. Куприянова Л.В. Русский фольклор. – М., 2002
  2. Детский игровой фольклор Волгоградской области / Сост. Н.И. Агапова, Е.В. Шишкина. – Волгоград,
  3. Федотовская О.А. Фольклорно-этнографическое направление в системе школьного образования. – Вологда, 2002
  4. Агапова И.А. «Патриотическое воспитание в школе» М.: Айрис-Пресс,2002
  5. Фольклорно-этнографическое отделение в музыкальной школе: практика регионального дополнительного образования детей. – Вологда, 2009
  6. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды / Ростов н/Д: Феникс, 2008
  7. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – Санкт-Петербург, 1994
  8. М.С.Осеннева, Л.А. Безбородова «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,2001
  9. Доклад на тему «Фольклоротерапия» по дисциплине «Введение в креативные технологии»(АГУ-2012 )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - пример силы духа, неиссякаемого оптимизма и утверждение безграничности человеческих возсожностей....

Праздники как один из источников коррекции и развития творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития....

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Цель воспитательной работы нашей школы -  создать достойные условия для разностороннего и своевременного развития личности ученика с нарушениями интеллектуального развития, способной реализовать ...

Мой мастер-класс "Организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочной работе по географии."

P { margin-bottom: 0.21cm; } Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках географии во внеурочной деятельности, выявление положительных резуль...

Статья "Физкультурно-оздоровительное направление внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Научно-методическая статья "Физкультурно-оздоровительное направление внеурочной деятельности с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения)"...

«Стартинейджер» как одна из форм организации внеурочной (досуговой) деятельности учащихся, с ограниченными возможностями здоровья в условиях МАОУ ШИ 31

laquo;Стартинейджер» - это увлекательная игра.«Стартинейджер» - это стиль жизни.«Стартинейджер» - это повод собраться подросткам для совместного времяпрепровождения...