ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ.
статья по теме

Павлова Екатерина Владимировна

Цель воспитательной работы нашей школы -  создать достойные условия для разностороннего и своевременного развития личности ученика с нарушениями интеллектуального развития, способной реализовать свой творческий потенциал  в изменяющихся социокультурных условиях. В статье описана организация внеурочной деятельности нашей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_vdoznovl_detsvom_statya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Екатерина Владимировна Павлова,

учитель - дефектолог,

ГБОУ СПО КМБ № 4 СП «Школа», г.Москва

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Школа выполняет главную общественную функцию — воспитание человека. И эта функция одна из самых сложных. На протяжении веков общество было недовольно воспитанием молодежи. Времена менялись, а задача воспитания подрастающего поколения всегда оставалась актуальной. Одна из главных проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченном общении с природой, бедности контактов, недоступности ряда культурных ценностей. И хотя ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему гораздо труднее, чем большинству его сверстников, не имеющих проблем со здоровьем.

Цель воспитательной работы нашей школы -  создать достойные условия для разностороннего и своевременного развития личности ученика с нарушениями интеллектуального развития, способной реализовать свой творческий потенциал  в изменяющихся социокультурных условиях.

В настоящее время в учреждении создана система воспитательной работы, которая строится на основе общих и специальных задач и соответствует основным направлениям воспитательного и коррекционного процесса.

  • нравственное - воспитание моральных устоев личности ученика с ОВЗ, его социальных норм и ценностей, адекватных взаимоотношений в коллективе;
  • художественно-эстетическое - воспитание художественного вкуса, знание и понимание культуры и искусства;
  • трудовое -  воспитание правильного отношения к труду;
  • гражданско-патриотическое - воспитание гражданина России, знакомство с истоками национальной культуры, с основами правового поведения;
  • здоровьесберегающее - воспитание личности ученика с ОВЗ, направленное на сохранение и укрепление здоровья;
  • экологическое - воспитание  любви к природе, обучение бережному к ней отношению.

Проводится большая работа по созданию единого воспитательного пространства, которое включает в себя все виды урочной и внеурочной деятельности, внеклассной и внешкольной работы.  

Внеурочная деятельность реализуется через организацию клубной работы, занятий по интересам во время динамических перемен, проектной деятельности, экскурсий, работы творческих объединений, ГПД.

Мы постарались создать такую воспитывающую среду, которая  способствовала бы успешной адаптации и социализации детей с особыми образовательными потребностями. Были созданы клубы, объединяющие ребят разного возраста и разных классов. Клубные объединения представляют феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развития учащегося не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения. Клубная деятельность, организуемая на добровольных началах с учетом интересов и потребностей детей, создает условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения, помогает снять эмоциональное, психическое и физическое напряжение у учащихся.

Клубня работа реализуется во второй половине дня на динамических паузах. Общедоступность занятий для всех желающих определяет самодеятельный характер организации клубного объединения и демократический стиль его жизнедеятельности, основанные на свободе выбора занятий. Мы не ограничиваем доступ в клуб плохой успеваемостью, нарушениями дисциплины. Деятельность школьных клубных объединений носит характер любительской, не ставит своей задачей достичь классных результатов в какой-то предметной деятельности, направлена не столько на результат, сколько на процесс, приносящий удовлетворение его участникам.

Для учащихся младших классов специалистами школы были разработаны  направления, по которым строилась работа: понедельник – день коррекционно-игровой поддержки, вторник – классный час, в среду – проектная деятельность, в четверг - работа служба психолого-педагогического сопровождения, в пятницу– день здорового образа жизни.

Динамическая пауза в старшей школе состоит из различных видов деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностная, досугово-развлекательная, художественное и социальное творчество, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристко-краеведческая. Практически каждый предмет учебного плана представлен тематическим игровым мероприятием на динамических пазух или задействован в проектной деятельности. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных ролях.

Для детей, требующих индивидуальной коррекционной работы, проводятся «спокойные» и «подвижные» перемены под руководством специалистов (психологов и логопедов). В зависимости от погоды и времени года динамические паузы проводятся на свежем воздухе или в помещениях школы.

Внеклассная деятельность реализуется через кружки, спортивные секции, тематические мероприятия. Дополнительное образование в школе является целенаправленным процессом развития личности, которое стремится создать условия для творческой активности. Цели и задачи программ дополнительного образования обеспечивают единство обучения, воспитания, социализации и  развития личности учащихся, способствуют взаимодействию педагога дополнит

Усложнение воспитательных задач, которые стоят перед специальными (коррекционными) учреждениями, особенности контингента учащихся побуждают к поиску новых подходов в работе. Мы расширили границы образовательно-воспитательного пространства за счет вовлечения в процесс воспитания социально-культурного окружения (учреждений дополнительного образования и культуры):

  • Проект «Лучшие друзья» с РООИ «Перспектива» для учащихся старших классов, совместно с  общеобразовательными школами. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в разнообразные мероприятия вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять разнообразные услуги для любых категорий воспитанников, часто является единственным способом получения необходимого общения и получения информации извне для детей с нарушениями в развитии.
  • Проект «Спорт и дружба» с РООИ «Перспектива» для учащихся старших классов. Организация спортивной секции по мини-футболу совместно с СОШ № 518. Футбол — это спорт, имеющий сильное воспитательное воздействие на личность. Занимаясь мини-футболом, можно научиться преодолевать свои слабости и недостатки, изменять себя и познавать свои возможности. Решение воспитательных задач с воспитанниками различного возраста осуществляется через формирование у них нравственного сознания, нравственных чувств, воли и характера.
  • Проект «Дорога в музей» с ЦППРиК «Пресненский» для учащихся начальной школы. Дети совместно с родителями и профессиональными художниками музея посещают творческие занятия в изобразительном музеи им. А. С. Пушкина, результатом которого являются выставки работ  учащихся школы в музее. Важным условием успешности ребенка является создание «вариативной среды» - широкого спектра форм и технологий, модернизация методов работы специалистов. Развитие интегрированных форм воспитания, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
  • Основной профиль трудового обучения в старших классах  цветоводство и основы растениеводства. В рамках данной дисциплины создан проект «Ландшафтный дизайн». Цель проекта - возрождение исторического ландшафта усадьбы А.Н.Островского совместно с сотрудниками одноименного музея, что способствует социокультурной и трудовой подготовки учащихся, воспитанию  любви к природе, обучение бережному к ней отношению.
  • Проект «Юные путешественники» совместно с ГБОУ Центром дополнительного образования детей «Лаборатория Путешествий». Цель проекта - содействие творческому, интеллектуальному, физическому, духовному, нравственному и психическому развитию детей, воспитание у них патриотизма и гражданственности, развитию качеств личности, необходимых для жизни в постоянно изменяющемся мире. В числе таким мероприятий  ежегодная Всероссийская молодежная экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!», Международный фестиваль «Дети Арктики»,  Городские соревнования по спортивному туризму среди учащихся специальных (коррекционных) школ г.Москвы на Кубок Мэра Москвы.  Проект направлен  на социальную адаптацию  и интеграцию  детей с ограниченными возможностями здоровья  средствами активного туризма. Под руководством педагога ребята с ограниченными возможностями здоровья проходят интенсивный курс обучения азам туризма и отправляются покорять реки и озера Карелии на катамаранах, бороздить лесные просторы на велосипедах и бегать по таежным тропинкам с собаками. Начало проекта -  2010 год.
  • В 2010-11 годах в школе начал работу новый проект «Пою Париж» совместно с известной исполнительницей французского классического шансона Ниной Дилон. Нина Дилон регулярно занималась с нашими воспитанниками, вновь и вновь доказывая, что любой ребенок способен творить и созидать, не смотря на  особенности развития. Певица разучивала с учащимися начальной школы разнообразные песни и танцы, участвует в школьных праздниках, даря нашим детям такое необходимое тепло и заботу. Итогом работы стало выступление нашего коллектива в Театральном зале Московского международного Дома музыки.
  • Проект «Компьютерная графика» с ДДТ «Замоскворечье» для учащихся 6 – 7 классов. Актуальность программы в том, что в нашем информационно-компьютерном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка с компьютерной графикой, трудом и искусством.  Программу отличает практическая направленность преподавания в сочетании с теоретической: творческий поиск, научный и современный подход, внедрение новых оригинальных методов и приемов обучения в сочетании с дифференцированным подходом обучения. Начало проекта -  2009 год.

Школа работает по направлению, которое было заложено в период участия в ГЭП «Создание системы мониторинга развития способностей и формирования компетенций у учащихся с интеллектуальными нарушениями»   (2008 – 2010 гг). Результатом работы в ГЭП стала оптимизация содержания воспитательных мероприятий в соответствии с современным компетентностным подходом. В течение всего учебно-воспитательного процесса проводится мониторинг сформированности  у учащихся базовых компетенций, к которым мы  отнесли:

•        социальную, включающая в себя  социально-бытовые навыки, коммуникативные умения, способность к работе в группе, способность к разрешению конфликтов и проблем, ответственность, эмпатию, ролевую гибкость;

•        эмоционально-психологическую -  это способность воспринимать и понимать окружающий мир, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, исходя из нравственного опыта.

Мониторинги уровня развития компетенций у учащихся проводятся в начале, середине и конце учебного года. Для определения у учащихся уровня сформированности базовых компетенций педагогами школы были разработаны протоколы наблюдений, куда заносятся данные  обследований учащихся. Протоколы хранятся в Портфолио учащихся. Такая форма работы дает возможность педагогам и специалистам школы осуществлять индивидуальный, личностно-ориентированный подход в воспитании учащихся с интеллектуальными нарушениями, индивидуально подходить к планированию и подготовке мероприятий, занятий, вовлекать в общешкольные КТД учащихся со сложной структурой дефекта в соответствии с их психофизическими возможностями.Результатом своей работы мы считаем эффективную самореализацию выпускников в социальном включении, мы стремимся к тому, чтобы наш выпускник стал членом общества, достойным равноправного партнерского отношения.  

Список литературы:

  1. Воспитательная система школы: Проблемы и поиск. [Текст] / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Знание, 1989.
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва, 1989.
  3. Миронова Г.В.  Инновационные подходы к организации воспитательной работы// Роль и место инновационных школ-интернатов в современной системе образования. - Уфа, 2001.
  4.  Нечаев М.П.Теория и практика управления воспитанием. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - пример силы духа, неиссякаемого оптимизма и утверждение безграничности человеческих возсожностей....

статья "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии".

Активизация  самостоятельной и познавательной   деятельности   учащихся  с ограниченными возможностями здоровья  на  уроках  географииРаботая по проб...

Доклад "Особенности организации творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства".

Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья оказываетр личный пример, объяснение педагога....

Мой мастер-класс "Организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочной работе по географии."

P { margin-bottom: 0.21cm; } Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках географии во внеурочной деятельности, выявление положительных резуль...

Дополнительная образовательная программа "Организация физкультурно-оздоровительной работы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

Данная программа составлена на основе примерной программы Л.Н.Коданевой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Моя программа адаптирована для учащихся 1-11 классов....

Статья "Физкультурно-оздоровительное направление внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Научно-методическая статья "Физкультурно-оздоровительное направление внеурочной деятельности с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения)"...

«Стартинейджер» как одна из форм организации внеурочной (досуговой) деятельности учащихся, с ограниченными возможностями здоровья в условиях МАОУ ШИ 31

laquo;Стартинейджер» - это увлекательная игра.«Стартинейджер» - это стиль жизни.«Стартинейджер» - это повод собраться подросткам для совместного времяпрепровождения...