Статья "Физкультурно-оздоровительное направление внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
статья на тему

Качмарик Ольга Валентиновна

Научно-методическая статья "Физкультурно-оздоровительное направление внеурочной деятельности с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультурно-оздоровительное направление внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня  преимущественно  как  деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Задачи, содержание и организация внеурочной работы обусловлены целью и общими задачами физического воспитания подрастающего поколения. Возможность, вовлечь в систематические занятия  физической  культурой и спортом  как можно большего  числа учащихся, является одной из приоритетных задач внеурочной деятельности школы.   Формирование умения и привычки самостоятельно использовать доступные средства  физического воспитания в повседневной жизни с целью собственного  физического совершенствования и оздоровления. Задачи направлены на  освоение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, на воспитание  дисциплинированности, взаимопонимания и бесконфликтности в общении,  доброжелательного отношения к окружающим.

Реализация внеурочной деятельности по физкультурно-оздоровительному направлению – это обучение учащихся бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего возраста. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна. Это и неблагоприятная экологическая среда, и снижение уровня жизни, и нервно – психические нагрузки и незнание основ здорового образа жизни. А отсутствие личных приоритетов здоровья способствует распространению в детской среде различных негативных форм поведения (курения, алкоголизма, наркомании).

Повышенная двигательная активность – это  биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные   возможности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, опорно-двигательной  и других систем, приводят к повышению уровня окислительных  и  восстановительных процессов, способствуют, увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям среды, повышают сопротивляемость организма.  

Особенно большое значение физические упражнения имеют в жизнедеятельности растущего организма. Оптимальная двигательная активность учащихся способствует улучшению их здоровья, бодрому физическому и нравственному самочувствию, повышает жизнестойкость по отношению к разного рода нагрузкам и стрессам, содействует разумному переходу от умственного труда к физическому, положительно влияет на успеваемость, стимулирует творческую активность учащихся.

Содержание и формы организации занятий определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы. В соответствии с желаниями,  учащимся предоставляется возможность выбора вида занятий. При этом  необходимо учитывать психические особенности детей, занятия с ними должны носить познавательный характер и хорошую эмоциональную окраску, быть разнообразными и интересными. С этой целью нужно шире использовать в занятиях всевозможные формы подвижных и спортивных игр. При этом надо следить за тем, чтобы занятия не превращались в постоянные соревнования, иначе это может привести к чрезмерной нагрузке. Можно сказать о положительном эффекте занятия, в котором до 80% времени учебно-тренировочный материал преподносится в игровой форме.

Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив. Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план работы школы. Определяются сроки проведения, положение и программа соревнований.                              

Предлагается рассмотреть один из вариантов внеурочной деятельности. Известно, что семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия и физкультурные праздники, являются залогом успешного воспитания  в семье.

Рекомендуются следующие формы внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного направления:

  • Работа спортивных секций;
  • Организация экскурсий, походов, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований;
  • Проведение бесед по охране здоровья;
  • Утренняя зарядка, применение на уроках игровых моментов, физкультминутки на уроках, прогулки на свежем воздухе;
  • Участие в районных и городских спортивных соревнованиях;
  • Ведение спортивного часа «Будь здоров» (ГПД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - пример силы духа, неиссякаемого оптимизма и утверждение безграничности человеческих возсожностей....

Развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии с использованием ИКТ

По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы реб...

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Цель воспитательной работы нашей школы -  создать достойные условия для разностороннего и своевременного развития личности ученика с нарушениями интеллектуального развития, способной реализовать ...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся  с ограниченными возможностями здоровьяНекрасов Антон СергеевичМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя обще...

Организация проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Содержание работыГЛАВА 1. Теоретические основы метода проекта.   1. История проектного обучения ( метода проектов).2.Суть и диапазон метода проектов.3Статус метода проектов4.Типология метода...

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...