Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

Некрасов Антон Сергеевич

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья

Некрасов Антон Сергеевич

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50, г. Томск

AntonS_Nekrasov@mail.ru

На сегодняшний день все острее становится проблема тенденции роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Помощь личностному становлению учащихся – задача каждой российской школы, где есть место каждому ребёнку, независимо от его индивидуально-психологических особенностей, способностей, стартовых возможностей и склонностей. 

Можно отметить, что проектно-исследовательская деятельность – это необходимый и идеальный инструмент достижения важной цели – самоопределения детей с ОВЗ, их социальная адаптация.

Важной особенностью учеников с ограниченными возможностями здоровья, является высокий уровень учебной мотивации, высокий уровень познавательной активности, желание быть среди своих сверстников и чувствовать себя на равных. Главная задача педагога – поддерживать и ненавязчиво помогать, создавая ситуацию успеха. Благодаря ответственной работе и заботе, они совершенствуются, не обращая внимания на свой недуг, и достигают немалых побед.

Учителю необходимо понять, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но и не стоит забывать, что они не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных, которые общество принимает и учитывает.

Для детей с ОВЗ полезным будет создание исследовательских разноуровневых микрогруппы, где они дополнительно могут получить положительный опыт переживания, преодоления себя, разрешения сложных социальных ситуаций без эмоционального перенапряжения.

Реально заниматься исследовательской деятельностью детям с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата проблематично. Важным моментом в работе с особенными детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При сопровождении исследовательской деятельности необходимо создать атмосферу доверия, в которой ученики смогут свободно высказывать и аргументировать свое мнение.

Важные моменты в работе с детьми с ОВЗ:

·  Необходимо создание условий, в которых ученики с ОВЗ будут чувствовать себя равноправными, независимыми, значимыми;

·  Диалогичность обучения, требует исключения критических оценок, навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода;

·  При планировании урока-исследования необходимо учитывать быструю утомляемость детей с особенностями;

·  Важна рефлексия педагога по отношению к возможным неудачам на первых шагах работы с детьми с ОВЗ;

·  Необходимо уважать в учениках индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к детям, готовым менять что-то в себе;

·  Оказывать помощь надо незаметно, создавая видимость того, что учащийся может достичь успеха самостоятельно. Подвести его к тому, чтобы он сам поверил в свои силы;

·  Необходимо следить за состоянием здоровья ребенка, его самочувствием;

·  Целесообразно использовать интеллектуальный и творческий потенциал родителей.

Грамотная работа педагога поможет создать условия для реализации возможностей детей с особыми потребностями, обеспечить успех во взрослой жизни, а также даст реальное право выбора, предоставит возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.

Стоит отметить, что важно уделять особое внимание смысловой стороне исследовательской деятельности обучающихся. Для детей с ОВЗ важна не «игра в науку», а пошаговое развитие личности в сторону созидания на земле.

Очень важно, чтобы эта работа начиналась в раннем детстве, ведь не случайно в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» отмечено, что содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Литература

1.                     Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. Н.М. Назаровой. Т. 3: Педагогические системы специального образования. М.: Изд. Центр «Академия», 2008.

2.                     Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития:  монография / Мн.: НИО, 2003.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasovas.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья

Некрасов Антон Сергеевич

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №50, г. Томск

AntonS_Nekrasov@mail.ru

На сегодняшний день все острее становится проблема тенденции роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Помощь личностному становлению учащихся – задача каждой российской школы, где есть место каждому ребёнку, независимо от его индивидуально-психологических особенностей, способностей, стартовых возможностей и склонностей.  

Можно отметить, что проектно-исследовательская деятельность – это необходимый и идеальный инструмент достижения важной цели – самоопределения детей с ОВЗ, их социальная адаптация.

Важной особенностью учеников с ограниченными возможностями здоровья, является высокий уровень учебной мотивации, высокий уровень познавательной активности, желание быть среди своих сверстников и чувствовать себя на равных. Главная задача педагога – поддерживать и ненавязчиво помогать, создавая ситуацию успеха. Благодаря ответственной работе и заботе, они совершенствуются, не обращая внимания на свой недуг, и достигают немалых побед.

Учителю необходимо понять, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но и не стоит забывать, что они не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных, которые общество принимает и учитывает.

Для детей с ОВЗ полезным будет создание исследовательских разноуровневых микрогруппы, где они дополнительно могут получить положительный опыт переживания, преодоления себя, разрешения сложных социальных ситуаций без эмоционального перенапряжения.

Реально заниматься исследовательской деятельностью детям с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата проблематично. Важным моментом в работе с особенными детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При сопровождении исследовательской деятельности необходимо создать атмосферу доверия, в которой ученики смогут свободно высказывать и аргументировать свое мнение.

Важные моменты в работе с детьми с ОВЗ:

  • Необходимо создание условий, в которых ученики с ОВЗ будут чувствовать себя равноправными, независимыми, значимыми;
  • Диалогичность обучения, требует исключения критических оценок, навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода;
  • При планировании урока-исследования необходимо учитывать быструю утомляемость детей с особенностями;
  • Важна рефлексия педагога по отношению к возможным неудачам на первых шагах работы с детьми с ОВЗ;
  • Необходимо уважать в учениках индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к детям, готовым менять что-то в себе;
  • Оказывать помощь надо незаметно, создавая видимость того, что учащийся может достичь успеха самостоятельно. Подвести его к тому, чтобы он сам поверил в свои силы;
  • Необходимо следить за состоянием здоровья ребенка, его самочувствием;
  • Целесообразно использовать интеллектуальный и творческий потенциал родителей.

Грамотная работа педагога поможет создать условия для реализации возможностей детей с особыми потребностями, обеспечить успех во взрослой жизни, а также даст реальное право выбора, предоставит возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.

Стоит отметить, что важно уделять особое внимание смысловой стороне исследовательской деятельности обучающихся. Для детей с ОВЗ важна не «игра в науку», а пошаговое развитие личности в сторону созидания на земле.

Очень важно, чтобы эта работа начиналась в раннем детстве, ведь не случайно в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» отмечено, что содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Литература

  1. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. Н.М. Назаровой. Т. 3: Педагогические системы специального образования. М.: Изд. Центр «Академия», 2008.
  2. Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития:  монография / Мн.: НИО, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы  на коррекционных часах....

Организация пикника для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение пикника на природе способно принести массу положительных впечатлений от окружающей природы и общения детей друг с другом за пределами школы. Особенно это важно для детей с ограниченными воз...

Система организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Получение  детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является  одним из основных неотъемлемых условий...

Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения дистанционных технологий на уроках русского языка.

Необходимо, чтобы целью общего образования признавалось достижение всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости. Основной проблемой в рамках модернизац...

Презентация ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Презентация была подготовлена к конференции "Актуальные вопросы психолого-медико-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ"...

Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация интегрированного образования ребенка с ОВЗ педагогами, не прошедшими специальной переподготовки и не обладающими соответствующими компетенциями, приведет к отрицательным результатам: экспер...