Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения дистанционных технологий на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему

Кузнецова Елена Валентиновна

Необходимо, чтобы целью общего образования признавалось достижение всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости. Основной проблемой в рамках модернизации общего образования является организация образовательного процесса таким образом, чтобы придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями, тем самым, мотивируя их учиться в школе вместе с другими детьми, друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе вместе со всеми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya.zip194.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 г.о.Тольятти

Тема: Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения дистанционных технологий на уроках русского языка.

                            Выполнила: Кузнецова Елена Валентиновна,

                                                                      МБУ школа         №24,

                                                                     учитель русского языка и литературы    ____________

                                                                                       

                                         

                                                       

                                                   Тольятти, 2013 г.

                                           

                                                      Содержание:

1.Введение                                                                                              3с

2    Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения дистанционных технологий на уроках русского языка

  1. Проблематика организации образовательного процесса на основе дистанционных технологий на уроках русского языка.    4-5с
  2. Использование Интернет – ресурсов в дистанционном обучении детей-инвалидов                                                                6-9с
  3. Дистанционные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями                                                  10-12с

3.  Заключение                                                                                     13с

4.Список используемой литературы                                                  14с

                                                   

                                                   Введение

Необходимо, чтобы целью общего образования признавалось достижение всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости. Основной проблемой в рамках модернизации общего образования является организация образовательного процесса таким образом, чтобы придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями, тем самым, мотивируя их учиться в школе вместе с другими детьми, друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе вместе со всеми. На сегодняшний день актуальной остается   организация образовательного процесса на основе  дистанционных технологий. В настоящее время использование дистанционных технологий позволяет не только обеспечить ребенка-инвалида качественным образованием, но и дать ему общение со сверстниками (окно в мир), столь необходимое для социализации, реабилитации и адаптации. Так как дистанционное обучение невозможно без знания компьютера и использования современных информационных технологий, ребенок-инвалид уже фактически получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем могут обеспечить ему работу и независимую жизнь. Целью данного исследования является рассмотрение способов организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения дистанционных технологий на уроках русского языка. Для достижения поставленной цели нужно решить несколько задач:

1.Выявить ряд проблем, которые обуславливали бы необходимость организации образовательного процесса на основе дистанционных технологий на уроках русского языка.

2.Уметь использовать Интернет-ресурсы в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка

3.Организовать процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка, используя дистанционные технологии.

Проблематика организации образовательного процесса на основе дистанционных технологий на уроках русского языка.

Однако качественное образование для детей-инвалидов может быть обеспечено только при условии решения проблем, свойственных как дистанционным технологиям, так и в целом обучению детей-инвалидов. В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Помимо этого, не менее важной целью является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Проблема обратной связи. Необходимо обеспечить оперативное получение необходимой информации о состоянии каждого ребенка, успешности его обучения (различные формы тестирования, косвенные методы, телефон доверия), создать механизмы коррекции форм и технологий образования.

Проблема общения - одна из главных причин, почему процесс обучения инвалидов так мало успешен. Именно коллективные установки, непосредственно задаваемые более лидерами самих детей, чем воспитателями, определяют дух и настрой учащихся на учебу. Дистанционные методы общения (телефон, электронная почта, чат) популярны среди детей и подростков и способны удовлетворять их потребность в общении в гораздо большей мере, чем у людей старшего поколения. В любом случае, коллектив учащихся должен быть создан (виртуальный класс), процесс общения учащихся должен инициироваться, поддерживаться и направляться опытным педагогом-энтузиастом или психологом.

Проблема развития интереса к изучаемым предметам может быть решена за счет:

- организации процесса общения в виртуальном классе;

- дифференциации и индивидуализации обучения;

-включения в обучение игровой, моделирующей компоненты;

- максимально раннего начала обучения.

Проблема сроков обучения. В каждом ребенке от рождения заложен огромный потенциал, в том числе способность познавать мир, учиться и огромный интерес к этому процессу. За 2-3 первых года жизни он без труда усваивает объем знаний и умений, существенно превышающий школьную программу. Способности к обучению у детей-инвалидов в ряде случаев деградируют гораздо быстрее, чем у здоровых, - следовательно, процесс будет успешным только в том случае, если обучение начать в самые ранние сроки и в него будут включены родители.

В настоящее время использование дистанционных технологий в организации учебного процесса регулируется федеральными нормативными актами. Дистанционные технологии в организации образовательного процесса системы общего, профессионального и дополнительного образования в настоящее время  регламентируют два документа: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» и Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.06.2008 г. № 01-17/05-01 «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования».

Использование Интернет – ресурсов в дистанционном обучении детей-инвалидов 

Обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможность:

- чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);

- хранения информации в памяти компьютера (электронная почта) нужное количество времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки;

- интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи с преподавателем или с другими участниками обучающего курса;

- доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet, работы с этой информацией;

- организации совместных телекоммуникационных проектов, электронных конференций, компьютерных аудио- и видеоконференций.

Основные задачи дистанционного образования можно свести к следующим.

1. Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ, в том числе и при изучении иностранных языков.

2. Дать аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат).

3. Дать качественное образование по различным направлениям школьных  программ.

1. Основные правила грамматики русского языка (http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html). 
Готовые таблицы на все правила орфографии и пунктуации, от безударных гласных в чередующихся корнях до оформления на письме прямой речи. Коротко, понятно, доступно. Учитель может распечатать эти материалы и предложить их ученикам как конспекты, а ленивые школяры, если набредут в Интернете на этот сайт, получат готовые шпаргалки по всему курсу. 
Комментарий практикующего учителя 
В данном ресурсе в сжатой, наглядной форме содержится весь материал школьного курса, что очень ценно при подготовке ученика к контрольной работе или зачету. 

2. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (
http://urok.hut.ru/). 
Идея дистанционной школы хороша сама по себе: сайт дает возможность выполнить тест, отправить его преподавателю и получить оценку. Очень удобна возможность интерактивно проверить написание любого слова. Полезная доска объявлений: репетиторы ищут учеников, ученики — репетиторов, работа — преподавателей; Юмор: смешные фразы из сочинений, с уроков, с военной кафедры. Удобен выход на сайты со словарями, на сайты со статьями о реформе русского языка, с интересными материалами для эрудитов, сведениями о русских именах и фамилиях. Материалы учителям: поурочное планирование, статья о развитии орфографической зоркости. Материалы школьникам: темы сочинений, каталог сайтов с готовыми сочинениями (в сочинениях, кстати, встречаются орфографические, пунктуационные и речевые ошибки, будьте внимательны), каталог библиотек on-line с текстами произведений школьной программы. 
Комментарий практикующего учителя 
Такой образовательный ресурс может служить образцом для остальных ресурсов. Он объединяет в себе различные классы: словарь и справочное пособие, методическое пособие для учителя и учебное пособие для учащихся, представлена тестовая система. Такой ресурс целесообразно применять для разных типов урока. На мой взгляд работа заслуживает отличной оценки.  

3. Культура письменной речи (
http://www.gramma.ru/). 
Здесь преподаватель словесник найдет по своему предмету самую разнообразную информацию, которую он может использовать на уроке в качестве дополнительной, чтобы оживить занятие и заинтересовать учеников. Например, в разделе «А вы знаете...» содержатся интересные сведения по этимологии отдельных слов и выражений. Современные подростки в речи то и дело переходят на сленг, или жаргон, — так почему бы не предложить им, к примеру, разобраться в происхождении популярного сленгового словца «лажа» или даже в этимологии слова «дурак» и родственных ему? Равнодушных в классе не будет! Если аудитория «слабая», нелишними будут рекомендации о том, как организовать чтение наизусть, если ребята не хотят или не могут учить стихотворения. 
Для желающих проверить свои знания на сайте есть пробные тестирования по русскому языку и литературе (раздел «Экзамены» и «Проверь себя»). Есть даже шуточный тест по литературе, составленный Андреем Кнышевым. Он наверняка повеселит и учителей, и учеников. 
В разделе «Нормы русского языка», помимо самих норм, собрана и коллекция типичных речевых ошибок с примерами.

4. «Словесник» (
http://slovesnik-oka.narod.ru). 
Сайт адресован тем, кто преподает русский язык. Знакомит с ресурсами Интернета в области преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотек. (Хорошая идея! Это было бы полезно и удобно, однако значительная часть этих страниц не загружается.) Студенты и аспиранты могут пользоваться электронным каталогом Российской государственной библиотеки, чтобы найти нужные книги и диссертации. Специальный раздел посвящен проблеме дистанционного тестирования. Сайт обещает знакомить с учеными-методистами России, которые являются авторами школьных и вузовских учебников (сейчас страница на реконструкции). 

5. «Виртуальная школа» (
http://vschool.km.ru/). 
Кроме материалов по прочим предметам, здесь представлен интерактивный русский язык (5-6 класс): теоретические сведения, вопросы и упражнения. 
Участие (выполнение упражнений) требует регистрации на сайте. 
Здесь же — чат, доска объявлений, мегаэнциклопедия (содержит более 130 статей), «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (обновленный), коллекция дипломов, рефератов, курсовых, докладов, сочинений. Сведения о библиотеках, школах и гимназиях, о дополнительном образовании, обучении за рубежом. 

6. «Тесты по русскому языку» (
http://likbez.spb.ru/tests/). 
Хороший, полезный сайт. Поможет школьникам и всем желающим повысить свою грамотность. Предлагаемые виды тестов: контрольные работы и упражнения. Чтобы выполнить тесты, не надо быть где-либо зарегистрированным. Это очень удобно. 
В контрольной работе предлагается расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, выбрать слитное или раздельное написание. В упражнениях нужно выбрать правило, на которое нужно тестироваться. После выполнения каждого теста сразу сообщается количество ошибок, ошибки показываются. 
А еще тут можно добавить свои тесты в базу сайта, отправив письмо. 

7. Тесты по пунктуации (
http://repetitor.lc.ru/onliiie/disp.asp?2). 
Тесты помогут школьникам, проверить свое умение правильно ставить запятые, тире, двоеточия и другие знаки препинания в простом предложении, в сложном предложении, а также знаки в конце предложения. Удобный каталог поможет найти нужную тему. Однако воспользоваться тестами может только тот, кто зарегистрировался на сайте. 

Модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу. Участие в телеконференциях, обмениваясь мнениями, информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами через сеть Internet.

В самое последнее время для таких целей все больше используются специальные Web-страницы, которые может организовать для себя каждый обучаемый или группа сотрудничества. Работа с такими страницами значительно облегчает весь процесс взаимодействия.

Дистанционные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями

Дистанционные технологии обучения (образовательного процесса) представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Использование дистанционных технологий предполагает специальную организацию образовательного процесса, базирующуюся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучение использует современные интерактивные информационные технологии: модульные, сетевые, ТВ, кейс-технологии.  В настоящее время все большую популярность завоевывает дистанционное обучение на базе Интернет-технологий. Телекоммуникационная среда Интернет обладает рядом специфических особенностей (открытость, доступность, вариативность, интерактивность и т.д.), которые необходимо учитывать при проектировании, создании и проведении дистанционных учебных курсов. Опыт организации дистанционного обучения для людей с ограниченными возможностями показывает успешность этой идеи, и на сегодняшний день в таком режиме обучается достаточно большое количество инвалидов.  

При этом следует отметить, что новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями именно в рамках общего образования.

Во-первых, предоставляется возможность выстроить индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития. Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени

В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п.).

Отличительной чертой дистанционного обучения детей с особыми потребностями являются электронно-коммуникативных системы:  прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение общегрупповых занятий в режиме виртуальный класс, использование «интерактивной доски», консультирование в режиме on-line.

В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются  возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.

В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.

В-шестых, повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.

Основными целями дистанционного образования на уроках русского языка с детьми с ОВЗ являются

совершенствование речемыслительной деятельности; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

освоение знаний о русском языке, его устройстве; об основных нормах русского литературного языка;

формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.,

Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для детей с особыми потребностями. Благодаря достаточно развитым техническим возможностям современных компьютеров, а также программного обеспечения, позволяющим, к примеру, вводить информацию с голоса, в дистанционное обучение могут быть вовлечены разные категории детей-инвалидов, и не только с проблемами опорно-двигательного аппарата. Тем более что существуют специализированные технические средства адаптации, позволяющие детям с различными ограничениями полноценно взаимодействовать с компьютером

   

                                            Заключение

В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Помимо этого, не менее важной целью является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности.  Организация образовательного процесса должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

     Таким образом, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями представляется в качестве основы новой парадигмы образовательного процесса, ибо в центре его становятся не содержание учебного материала, предметы, формы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе. Подобный личностный подход связан и с индивидуализацией обучения, поскольку предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка.

Итак, организация образовательного процесса на основе дистанционных технологий подтверждают целесообразность вовлечения особых детей в данный вид обучения с целью оказания помощи в получении ими полноценного образования и успешной социальной адаптации.

                                           

                                               Литература

1.  Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. – М.: МИЭП, 2008.

2. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2007.

3. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009.

4. Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 2007.

5.  Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008.

6.  Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д., 2007.

7. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. – М.: ИНФО,  2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация пикника для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение пикника на природе способно принести массу положительных впечатлений от окружающей природы и общения детей друг с другом за пределами школы. Особенно это важно для детей с ограниченными воз...

Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация интегрированного образования ребенка с ОВЗ педагогами, не прошедшими специальной переподготовки и не обладающими соответствующими компетенциями, приведет к отрицательным результатам: экспер...

Доклад на педагогическом совете по теме "Особенности организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной...

Методические основы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде вс...

Тема. «Коррекционно-педагогические технологии в организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Коррекционно-развивающая работа направлена на социальную адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к реалиям окружающего мира....

Проект «Выставочная деятельность как форма воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья».

Детям с ОВЗ,  как и любым другим детям необходима возможность творческого самовыражения,   поэтому они нуждаются в организации такой деятельности, где бы они могли проявить свои творчес...