Организация проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал на тему

Ахмина Наталья Владимировна

Содержание работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы метода проекта.

   1. История проектного обучения ( метода проектов).

2.Суть и диапазон метода проектов.

3Статус метода проектов

4.Типология метода проектов.

5.Этапы работы над проектом.

6.Тематика проектов.

7.Деятельность обучающихся в работе над проектом.

8.Пошаговая работа над проектом.

9.Основные требования к оформлению проектов.

10. Ожидаемые результаты.

ГЛАВА 2. Организация проекта «Лепбук «Зима»»

   1.   Тип проекта……………………………………………………..

2.      Актуальность ……………………………………………….......

3.      Цель ……………………………………………………………..

4.      Задачи …………………………………………………………...

5.      Ожидаемый результат: ………………………………..……….

6.      Первый этап …………………………………………….…..….

7.      Второй этап …………………………………………………….

8.      Третий этап……………………………………………………...

9.      Результаты проекта……………………………………………..

10.    Приложение

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

                   

Организация   проектной деятельности

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

           

                                     

Челябинск 2016

Содержание работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы метода проекта.

   1. История проектного обучения ( метода проектов).

2.Суть и диапазон метода проектов.

3Статус метода проектов

4.Типология метода проектов.

5.Этапы работы над проектом.

6.Тематика проектов.

7.Деятельность обучающихся в работе над проектом.

8.Пошаговая работа над проектом.

9.Основные требования к оформлению проектов.

10. Ожидаемые результаты.

ГЛАВА 2. Организация проекта «Лепбук «Зима»»

   1.        Тип проекта……………………………………………………..

2.        Актуальность ……………………………………………….......

3.        Цель ……………………………………………………………..

4.        Задачи …………………………………………………………...

5.        Ожидаемый результат: ………………………………..……….

6.        Первый этап …………………………………………….…..….

7.        Второй этап …………………………………………………….

8.        Третий этап……………………………………………………...

9.        Результаты проекта……………………………………………..

10.        Приложение

Литература

История метода проектов

«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».

«Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике» [Полат Е.С. Метод проектов]

Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов» [Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – с. 206]

  Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Cуть метода проекта

 стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Диапазон учебных целей метода проектов: «развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления»

Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей и, во-вторых, направлен на получение результата.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Метод проектов… способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.… В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.»  (на уроке, в школе, в реальной жизни).» [Полат Е.С. Метод проектов,2002]

Статус метода проектов (в сравнении с иными методами и технологиями)

«Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [Полат Е.С. Метод проектов,2002]

«Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования)». [Метод проектов в образовательной области "Технология"]

«Метод проектов становится «интегрированным компонентом  вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.  “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями» [Полат Е.С. Метод проектов] .

«Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения». [Метод проектов в образовательной области "Технология"]

Типология проектов

В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта. Одна из возможных типологизаций проектов строится по следующим критериям:

1. «Доминирующая в проекте деятельность:  исследовательская,  поисковая, творческая, ролевая, прикладная  (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект,  игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта». [Полат Е.С. Метод проектов]

«Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным)

Если проект монопредметный «он вполне «вкладывается» в классно-урочную систему Другие виды проектов чаще используются как дополнения к урочной деятельности… Межпредметные проекты могут стать интегрирующими факторами в альтернативной школе, преодолевающих традиционную дробность и обрывочность нашего образования». [Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – 198-200 с. ]

Этапы работы над проектом (возможные варианты описания)

         В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный.

«Поисковый этап.

Поиск и анализ проблемы.

Выбор темы проекта.

Планирование проектной деятельности по этапам.

Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.

Конструкторский этап.

1. Поиск оптимального решения задачи проекта.

1.1 исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна.

1.2 выбор технологии изготовления

1.3 экономическая оценка,

1.4. экологическая экспертиза.

2. Составление конструкторской и технологической документации.

Технологический этап.

1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.

2. Выполнение запланированных технологических операций.

3. Текущий контроль качества.

4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

Заключительный этап.

1. Оценка качества выполнения проекта.

2. Анализ результатов выполнения проекта.

3. Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация)» [Метод проектов в образовательной области "Технология"] .

Для начальной школы существуют несколько упрощённые этапы проекта.

«Этапы работы над проектом: выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая иди индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта.

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

Защита проектов, оппонирование.

Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы». [Полат Е.С. Метод проектов]

Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты и/или вывод, оценка результатов и процесса.

1) Подготовка

а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;

б) выдвижение гипотезы их решения;

в) обсуждение методов исследования;

2) Планирование

а) определение источников информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) определение способа представления результатов;

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.

3) Исследование

а) сбор информации;

б) решение промежуточных задач.

4) Результаты и/или выводы.

а) анализ полученных данных;

б) формулирование выводов.

5) Оценка результатов и процесса;

а) оформление конечных результатов;

б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

[Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. - с.194-197]

Пошаговая работа над проектом

ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии  проблемы в данное время.

ШАГ №2. Формулировка  проблемы, её актуальность.

ШАГ №3. Определение целей и задач  проекта.

ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.

ШАГ №5. Составление детального плана работы.

ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.

ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.

ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.

ШАГ №9. Составления бюджета проекта.

ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.

ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.

ШАГ №12. Формирование общественного мнения .

Последовательность шагов №№1-12 – это разработка  проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся.

Дальнейшие шаги №№ 13-19 – это реализация разработанного проекта силами инициативной группы воспитанников.

ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.

ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.

ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.

ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.

ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.

ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.

ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.

Два последних шага №№20, 21 – это подведение итогов работы над социальным проектом.

ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.ШАГ №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта .

]

Основные требования к проекту

1.         Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные и измеряемые результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея  проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

5. Компетентность автора и группы – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение группытехнологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Требования к оформлению проекта

1.  Проект отпечатан, аккуратно оформлен.

2.  Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность учреждению/организации, год и место составления.

3.  Если проект больше пяти страницу по объёму, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.

4.   Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце приложён библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.

5.   Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.

6.    Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.

7.    Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.

8.    Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта.  

Ожидаемые результаты.

1.  Повышение активности учащихся, их готовность принять личное практическое участие в  решении данной проблемы.

2.  Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры .

3.  Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального  дела.

4.Обучение навыкам работы с компьютером.

5. Формирование навыков общения с людьми разного возраста, разных социальных групп.

6. Формирование условия для высказывания своего мнения, его защиты, аргументирования.

Характер педагогической деятельности в методе проектов

«Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера» [Полат Е.С. Метод проектов]

«Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта»

«Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся “идут не туда”. Возможно проведение консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников». [Метод проектов в образовательной области "Технология"]

 «Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности» [Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности /]

«У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив». [Метод проектов в образовательной области "Технология"]

ГЛАВА 2.  Методические рекомендации по применению метода проектов  в начальной школе

Проектная деятельность учащихся

на уроке « Окружающий мир»  и во внеклассной работе

2 класс. УМК « ГАРМОНИЯ» 2-3 четверть

Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

 Оглавление

1.Ведение

II. Проектная деятельность учащихся.

Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического дерева»

III.Заключение

IV. Приложение

         1.Анкета для родителей.

         2.Составление генеалогического древа

         3.Презентация проекта «Заседание семейной гостиной»,

V.Литература

  I.Введение

          Метод проекта не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться изменившимся мире постиндустриального общества. Основные условия применения метода проекта сводятся к следующему:

  • Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского(творческого) поиска и применения интегрированного знания;
  • Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
  • Применение исследовательских (творческих) методов  проектирования;
  • Структурирование этапов выполнения проекта;
  • Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

- содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;

- навыками, которые развивает в ученике  работа над данным проектом;

-заинтересованностью ученика в работе.

Этапы исследования:

  1. Рождение идеи (постановка проблемы)
  2. Выбор методов исследования
  3. Сбор материала
  4. Подготовка проекта
  5. Защита проекта

II.  Проект  «Моя родословная. Создание генеалогического дерева»

    Тип проекта:

-информационно- исследовательский, по содержанию «ребенок и его семья», ребенок- субъект проектирования;

 -внутри школы – дома;

-при участии детей и взрослых;

-коллективный, долгосрочный.

    Цель проекта «Моя родословная»: развивать творческие и коммуникативные способности ребенка; активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи; привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить ее для выполнения проекта, воспитывать  чувства гордости за свою семью.

Проблема

              На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически  каждый знатный род имел свой родовой герб.

Изучая на уроках окружающего мира, дети сталкиваются с социальной проблемой: они  не знают своего генеалогического дерева. Эта тема становится актуальной. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении. Темой для исследования можно выбрать «Моя родословная»

Объектом исследования  дети  класса и их семьи.

Предметом исследования – является родословная каждого ученика в отдельности. Целью исследования – создание генеалогического дерева каждого ученика, в форме семейной книги

Задачи:- определить понятийный аппарат используемых терминов;

-познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;

-изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.

Гипотеза исследования: Предположить  о том, что в результате изучения родословного  дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.

Использовать следующие методы исследования:

- теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

-эмпирические: опросно-диагностические методы( анкетирование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения,.

 - статистические: оценка статистической значимости  гипотезы.

 В исследование включить три этапа:

  1. В начале учебного года необходимо:

1. Предложить детям написать сочинения «Моя семья», «Традиции моей семьи»,  «Имена, которыми я горжусь»

2.Провести собрание на тему «Уроки семейной любви» с родителями и их детьми. На собрании предложить родителям разыграть несколько семейных сцен. Родители выступают в роли детей, а дети в роли родителей. В результате этой игры выйти на понятие «семья» и «традиции семьи».

3.Запланировать классный час   «Семейная  гостиная».

4.Для дискуссии родителям предложить анкету  «Ваша семья и ее традиции» (См. приложение)

2)Учащиеся вместе с родителями составляют генеалогическое дерево своей семьи (выставка  «Кто я? Откуда я»)

1.Консультации для родителей «Источники информации для построения генеалогического древа семей»

2.Классный час для детей «Составление генеалогического древа» и «Способы изображения родословной» (См. приложение)

 Сроки этой работы два месяца.

3)Презентации  проекта. Праздник на тему «Моя родословная» (См. приложение)                            

   III.  Заключение

            В результате такой работы      взрослые  пополнят свои знания по истории геральдике, этнографии. Работа в этом направлении будет способствовать активному сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей.

Дети научатся вести поиск своих предков (их родственные связи, занятия, годы жизни, имена фамилии).

Будут знать   и продолжать семейные традиции.

          Дети будут уметь общаться со взрослыми; записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями. Оформлять специальные альбомы «Моя родословная» составлять сводную таблицу с информацией обо всех родственниках, освоят способы изображения генеалогического древа.

            Дети расширят  свой кругозор. Работа способствует  также воспитанию чувства гордости за семью, любовь  и уважение к родителям. Кроме того, дети в классе станут более дружными и получат  навыки бесконфликтного общения.

IV. Приложение

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Отвечая их, Вы сможете осмыслить традиции вашей семьи и подготовиться к участию в дискуссиях на  занятиях «семейной гостиной». Описание желательно сделать в отдельной большой тетради или альбоме.

Вопросы: 1. Генеалогия.

1. Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам родных и близких)? Если мало, то почему?

2. Сколько поколений знаете? Можете ли нарисовать генеалогическое древо?

3. Знаете ли Вы о происхождении Вышей фамилии?

4. Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?

5. Есть ли (была ли) традиция переписки между родственниками в роду, семье?

2. Семейные рассказы.

1. Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (интересные, смешные, любопытные)? Расскажите некоторые из них.

2. Считали (считают) ли кого-то в Вашем роду неординарной, интересной личностью? Почему? Что Вы знаете об этом человеке?

3. Были ли (есть ли) в Вашем роду особо добрые, отзывчивые, милосердные люди?

4. Сохранились ли предания о жизни семьи в различные исторические периоды? О чем больше любят вспоминать и рассказывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?

5. Есть ли в истории семьи (рода) интересные, памятные случаи, биографические факты, о которых рассказывают дестям, вспоминают, когда родственники собираются вместе?

6. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиональной деятельностью?

7. Есть ли семейные рассказы о детях, о Вашем детстве (со слов старших)?

8. Есть ли семейные рассказы о домашних животных, растениях?

9. При каких обстоятельствах в семье чаще вспоминается прошлое или рассказываются истории?

3. Наследственность и связи родственников.

1. Есть ли в истории Вашего рода (семьи) закономерности, повторяющиеся события?

2. Передаются ли в Вашем роду по наследству личные качества, способности, интересы, профессиональные склонности?

3. На кого из родственников Вы похожи или хотели бы быть похожи?

4. Хотели бы Вы воспитать своего ребенка, похожим на кого-то из родственников? На кого?

5. Любовь и заботу кого из родственников Вы ощущаете на себе больше всего?

6. Есть ли у Вас в семье традиция хранения памяти об умерших родственниках?

4. События жизни семьи

1. Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

2. Сохранились ли в семье знаменательные случаи, связанные со свадьбой бабушки и дедушки, родителей?

3. Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?

4. Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?

5. Почему (в честь кого) Вам дали Ваше имя? Есть ли особые истории, связанны с именами других членов семьи?

6. Почему вы назвали определенным именем (именами) Вашего ребенка (детей)?

5. Семейные реликвии

1. Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они

связаны?

2. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий Вам особенно дороги? Есть ли интересные подписи на фотографиях?

3. К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?

4. Есть ли домашний архив? Что в него входит?

5. Какие документы семейного архива представляют наибольшую, на Ваш взгляд, ценность?

6. Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

7. Есть ли домашние альбомы о каких-либо событиях, периодах жизни?

8. Была ли (есть ли) в семье «книга рода»?

Составление генеалогического древа . ( Начнётся после изучения темы

 2 класса « Семья. Родственники. Моя родословная» на уроке

« Окружающего мира» )

1. Беседа.  Итак, ты узнал много интересного о своих родственниках, выяснил их «звания» и «титулы», нашел фотографии, нарисовал портреты...

Теперь ты можешь приступать к составлению родословной и рисованию

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДРЕВА.

На нем нарисовано много прямоугольников, расположенных в 4 ряда. Каждый ряд - это одно поколение, или, другими словами, колено твоего рода.        

2. Практическое задание. Итак, за работу! Начнем с верхнего ряда. В нем нарисовано 3 прямоугольника. Заполните средний из них (с цифрой 1) сведениями о себе: запишите полное имя и дату рождения. Если есть братья или сестры, то сведения о них поместите в прямоугольниках справа или слева.

Во втором ряду нужно сделать записи о своих родителях и их братьях и сестрах, причем о родственниках по папиной линии запишите с левой стороны, а по маминой - с правой.

Третий ряд будет содержать информацию о бабушках и дедушках и так далее...

                                                                             

                                                                           

                     

Заседание семейной гостиной, посвященное презентации проекта

«Моя родословная»

Оформление  зала:

1.Выставка «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине» -генеалогические древа семей учащихся.

2. Выставка «С ремеслом весь свет пройдешь - не пропадешь» - поделки учащихся и их родителей.

4. Старинные семейные вещи.

5. Сундук

6. Фотовыставка «Загляни в семейный альбом» - старинные  фотографии.

7. Семейные газеты «Вместе - дружная семья».

8. Книжка-раскладушка «Семью семь».

9. Реквизит для проведения игр «Семеро одного не ждут», «Мой дом - моя крепость».

Ход мероприятия

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители и гости! Приветствую вас в нашей семейной гостиной. Наша встреча сегодня посвящена подведению итогов работы над проектом «Моя родословная». Мы с вами очень долго и много готовились и хорошо поработали. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени! Мы составляли свои родословные - выступали в роли историков. Были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семенные вещи. Журналистами и репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Мы узнали с вами много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям. Думаю, что и им тоже будет интересно.

Когда же появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля...

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

 И Ева покорно ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я».

- Кто платье сошьет, постирает белье,

 Меня приласкает, украсит жилье?

 «Я, я, - тихо молвила Ева. - Я, я».

 Сказала она знаменитых семь «я»...

 Вот так на Земле появилась семья.

О каждой семье можно написать интересную книгу. Представьте, что такая книга есть и у нас. Называется она «Семью семь», потому что в ней семь страниц, и каждая страница имеет в своем названии цифру 7. Ведь семья - это семь «я». Давайте полистаем страницы нашей книги.

Первая страница -«Седьмое колено».

Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда  мои  корни? Замечательная  русская  пословица  гласит: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи. И вот мы с вами попытались составить свои родословные. (Учащиеся вместе с родителями защищают свои родословные.)

Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое древо, узнавайте о своих родственниках, передавайте из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Вторая страница нашей книги - «Семь цветов радуги». Дети - цветы жизни. Рождается человек, получает имя. Оно дается или по святцам - церковным книгам - в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или же родители дают ребенку имя, которое им нравится, или модное в данный период, а в некоторых семьях есть традиция называть ребенка в честь кого-то из членов семьи.

Что имя: звук, оброненный случайно, В котором нет ни смысла, ни значенья? Конечно, нет. И в именах есть тайна, И таинство есть имя нареченье. И вот мы сами, силами своими, Осознаем в начале века: Не человек себе находит имя, А имя выбирает человека.

- Что вы знаете о происхождении вашего имени?  Что оно означает?

Учащиеся рассказывают о своих именах.

Ведущий. Какие красивые у вас имена! А вы умеете их красиво произносить? Не торопиться, не «жевать» имя, а произнесите  его так, чтобы все видели: вы им гордитесь! Давайте попробуем. Пусть каждый встанет и красиво, громко, звучно произнесет свое полное имя.

Третья страница— «Семь нот». (Музыкальный номер представляют родители и дети.)

Наши семьи не только музыкальны, но могут похвастаться своим рукоделием, умением создавать красивые и полезные вещи, необходимые в хозяйстве или просто приносящие в наш дом тепло.

«Семь раз отмерь» - четвертая страничка нашей книги. (Родители вместе с детьми представляют выставку поделок «С ремеслом весъ свет пройдешь - не пропадешь».)

        В каждом доме: в гараже, чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче - хранится много старинных вещей. А как смогли бы до нас дойти эти вещи, если бы их не держали за семью печатями?

Пятая страница нашей книги - «За семью печатями». Старинные вещи хранят в бабушкином сундуке. Вот он у нас, такой большой, расписной. Какие же тайны хранит бабушкин сундук? (Ведущий достает из сундука предметы.) Кто узнал свою вещь, должен кратко о ней рассказать, кому она принадлежала, для чего служила.

Шестая страница- «Заглянете в семейный альбом». Ребята, здесь у нас фотовыставка. Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией?

Д е т и, Собирать и хранить семейные фотографии.

Учащиеся рассказывают о старинных. семейных фотографиях.

Ведущий. Почему же мы храним вещи, фотографии? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старинны, культуры, быта, но они дороги и как память о наших предках. История вещи - история человека, история семьи. Эта замечательная традиция есть во многих семьях. Думаю, что со мною все согласятся, что ее нужно продолжать. А сейчас давайте вернемся к нашей странице «Семь нот».

Семьи представляют музыкальный номер.

Ведущий. Тепло и уют в наших домах, в наших семьях создают не только вещи, окружающие нас. Ведь главное в семье -это взаимопонимание, уважение, любовь, терпение, увлеченность общим делом.

Седьмая страничка нашей книги - «Семь верст до небес». Ребята вместе с родителями приготовили герб и девиз своей семьи. Давайте посмотрим, что объединяет наши семьи, к чему они стремятся.

Учащиеся вместе с родителями представляют герб и девиз своей семьи.

Ведущий. Вот и прочитана последняя страница нашей книги. Осталось только поблагодарить тех, кто помог нам ее прочитать. Вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые взрослые! До новых встреч!

Модель учебного занятия          по технологии во 2 классе

                                Проект «Мое имя»

Проектный урок представляет собой решение одной информационной задачи- практической или прикладной. Авторские идеи, заложенные в основу курса, а именно реализация проектной деятельности требует необычной для младших школьников организации уроков. Свобода самостоятельной работы, самостоятельные исследования позволяют детям учиться и развивать свои способности более  мотивированно и эффективно. Важной частью проектной работы для ребенка становится необходимость организации собственной и групповой работы, коммуникация с другими участниками, умение правильно оценить и применить результат работы.

Тема урока: Проект «Мое имя »

Программа: УМК « ГАРМОНИЯ» 2 класс

Тип урока: урок-проект

Цели урока:

  • Познакомиться с клавиатурой компьютера (поиск нужной буквы, использование клавиши Shift для ввода заглавных букв);
  • Изготовить нагрудную визитную карточку (бейдж);
  • Развивать умение организации собственной работы при выполнении проекта.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Обеспечение:

  1.  компьютеры  для парной работы
  2. карты-инструкции для поэтапной работы в группах
  3. аудиосопровождение поэтапной работы
  4. Пластиковые держатели  бейджей для каждого ученика

План урока:

1. Вводно-мотивационный этап

2.Выполнение проекта: изготовление учащимися компьютерного варианта бейджа.

3.Подведение итогов работы

Этап урока, цель

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Вводно-мотивационный.

Цель:обеспечить благоприятную атмосферу на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию;

подготовить учащихся к выполнению проекта, показать его практическую значимость.

Закрепить умения набирать слово, ориентироваться в клавиатуре компьютера.

2. Этап собственно-учебной деятельности.

Цель :изготовление нагрудной  визитной карточки (бейджа)

3.Заключительный этап изготовления визитной карточки

4. Подведение итога урока.

Цель: подвести итог урока, оценить работу учащихся

Вводная беседа:

  •  Сегодня нам предстоит выполнить очень важное дело. Мы будем изготавливать бейдж.
  • Кто из вас знает, что обозначает слово «бейдж»?

  • Как вы думаете для чего люди используют бейджи?

  • Для чего бейджи нужны школьникам?

  • Что можно указать на бйдже школьника?

 

Итак, результат нашей работы - бейдж. Чтобы он получился у каждого красивым, аккуратным в этом нам поможет компьютер.

Руководство практической работой учащихся:

  • На главном экране курса найдите проект «Мое имя». Кликните мышкой на название проекта. На экране появился бейдж увеличенного размера, на котором расположены:

1.картинка (если картинка выбрана заранее или пустое место и слева меню с прокруткой для выбора картинки)

2.четыре окна для ввода текста: название и номер школы, номера и буквы класса, имени учащегося, фамилии учащегося.

3.Кнопки «Печать», «Сохранить», «Сохранить и выйти».

На каждом окне серым цветом дана подсказка, что нужно печатать в этом окне. Если щелкнуть мышкой на текстовое окно подсказка пропадет и появится текстовый курсор, т. е. можно печатать.

Обратите внимание на кнопки «Печать», «Сохранить», «Сохранить и выйти».

Кнопку «Печать» нужно нажимать только в самом конце работы, когда бейдж готов и ошибки проверены.

 Кнопку «Сохранить» нужно нажимать чаще в процессе работы, чтобы сохранять каждую небольшую часть работы. Это действие называется « промежуточное сохранение»

Кнопку «Сохранить и выйти» нужно нажимать, чтобы закончить работу и сохранить ее.

Индивидуальная помощь ученикам, испытывающим трудности.

(В процессе работы ребенок столкнется с необходимостью вводить заглавные буквы, удалить неправильно введенный текст.)

Ребята, посмотрите какие замечательные бейджи у каждого из вас получились. Как порадуются за вас ваши родители, что вы сами смогли сделать такую нужную вещь. Ребята, чему вы сегодня научились?

Да, все вы сегодня молодцы!

А впереди столько интересного и важного нам предстоит узнать

 Ответы на вопросы учителя

(-нагрудная визитная карточка человека, где указывается фамилия, имя и дополнительные сведения: должность, место работы)

(-для удобства в общении, для быстрого знакомства)

 (-чтобы одноклассники, учителя быстрее запомнили фамилию, имя  на конкурсах, олимпиадах, в школе)

(-фамилию, имя, класс, школу)

Дети рассаживаются за свои персональные компьютеры.

Открывают проект «Мое имя».

Рассматривают условные части бейджа.

Слушают озвученный текст задания.

Знакомятся с интерфейсом этого проекта.

Дети выполняют проект

Дети исправляют все ошибки.

С помощью учителя

распечатывают визитную карточку.

Вырезают по контуру и вкладывают в пластиковый держатель.

Дети встали в круг. На груди у каждого бейдж.

(-вводить заглавные буквы, удалять неправильно введенный текст, вставлять картинку, набирать слова)

Рекомендация по оформлению проектной работы

Шаблон для представления выполненного  ПРОЕКТА

Название:

<дать название проекту>

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА  

ФИО руководителя проекта

< заполните >

Место работы, должность

< заполните >

ФИ учащихся

< заполните >

Место учебы, класс

< заполните >

Предметный раздел

< заполните >

Межпредметные связи

< заполните >

Уровень владения учениками проектной технологией

- начальный (ученики выполняли подобную работу первый раз)

-средний (у учащихся уже имелся небольшой опыт выполнения проекта)

-высокий (учащиеся неоднократно и успешно выполняли проекты)

Тема проекта

Тема уже предполагает конечный результат

(мы проектируем, предполагая итоговый образ)

Допускается формулировка названия в свободном стиле

Вид проекта

(Указать вид проекта, оставив необходимое из предложенного списка, либо вписать свое, если Вы используете другую классификацию)

<оставить необходимое>

«Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

-практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России);

-исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

-информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

-творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, видеоматериалы, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п.

-ролевой проект – литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца».

По комплексности:

  • Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
  • Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из  

      разных областей знания.

По характеру контактов:

— внутриклассный

- внутришкольный

- региональный

- международный.

По продолжительности различают:

  • мини-проекты — укладываются в один урок или даже его часть;
  • краткосрочные — на 4—6 уроков;
  • недельные, требующие 30-40 часов;
  • долгосрочные  проекты, как индивидуальные, так и групповые, выполняются, как правило, во внеурочное время.

Проект был представлен на конкурсе

(заполняется по желанию автора)

< заполните >

Цель проекта

< заполните >

Целью является конкретный продукт

Задачи

< заполните >

Этапы работы (перечень из содержания)

Этапы работы могут не включать экспериментальную часть.

Содержит творческую часть в свободной форме.

Реальность реализации и практическая ценность проекта

< заполните >

Краткое описание выполненного проекта

(2-4 предложения)

<Суть выполненного проекта в 2-4 предложениях>

Акцент на практическом результате, формах подачи, презентации материала

Презентация проекта

Где и когда проходила защита проекта?

Партнерство

Если при разработки и реализации проекта осуществлялось привлечение консультантов, использование материальной базы других образовательных учреждений

 

 

Особенности реализации проекта

Постановка задачи ученикам

(Методы, приемы, средства, использованные учителем в работе с учениками)

< заполните – как формулировалось задание, которое получили ученики>

Ход выполнения проекта
(Последовательные этапы, шаги, занятия с указанием их продолжительности.

Методы, приемы, средства, использованные учителем в работе с учениками).

< заполните >

1.Исходный. Разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы

2.        Этап разработки. Выбор исполнителя (одного или нескольких), формирование команды, распределение обязанностей, планирование работы, разработка содержания этапов,

определение форм и методов управления и контроля, коррекция

 со стороны педагога.

3.        Этап реализации проекта .Интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели. Подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видеоряда проекта. Контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение

их с целью, руководство, координация работы учащихся.

  1. Завершение проекта. Представление и защита проекта в
  2. классе, на конференции, внутришкольной параллели и т.д. Сопоставление первоначальных целей и результатов исследования. Оценка и подведение итогов. Расформирование команды. Обсуждение результатов проекта, какие познавательные и нравственные находки были найдены.

Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом

<заполните >

Анализ литературы и существующих практик, моделирование, экспертная оценка существующей реальности, конструирование, рефлексивный анализ собственной деятельности и т.д.

Приемы умственной деятельности:

анализ, синтез, конкретизация, обобщение, абстрагирование, сравнение, выявление существенного, доказательство…

Приемы работы:

-консультации с..

-изучение различных источников;

-работа с фотоматериалами, репродукциями, документами;

-подбор текстов;

-персонификация;

-интервьюирование;

-составление каталогов;

-выполнение рисунков, макетов, моделей, таблиц, схем, карт;

-драматизация;

-работа в  сети Интернет;

Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения

 (указывается этап работы, характеристика затруднения (учителя, учеников), каким образом преодолевалось затруднение

Прилагаемый готовый раздаточный материал (разработанный руководителем проекта)

< вложите материалы, которые вы подготовили для проведения этого проекта>  

для учителя
(для подготовки к проекту)

< вложите материалы, которые помогли вам в проведении проекта >

для учеников
(задание, др. раздаточный материал)

< вложите материалы, которые вы раздавали ученикам >

Требуемое оборудование для проведения проекта
(в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)

<заполните >

Принципы оценивания работ при проведении данного проекта

< заполните >

Примеры работ

Пример(ы) ученических работ

< вложите 2-3 ученические работы в качестве примера того, что получилось в результате выполнения проекта >  

Для того, чтобы вложить материалы в виде вложенных файлов выберите из пункта меню Вставка (Insert) пункт меню Объект (Object), выберите вкладку Создать из файла (Create From File), поставьте флажок (галочку) в окошке Показать в виде значка (Display as icon), найдите нужный файл на диске с помощью кнопки Просмотр (Browse) и нажмите кнопку OK.

Рефлексия по итогам работы

Отклики учеников

< впишите 2-4 цитаты (или примерные отклики)  учеников в отношении проекта>

Перспективы развитие проекта

Впишите какие возможные изменения темы, проблемы проекта (сужение, расширение темы, интеграция с другими предметами) предложили ученики (даже если подобное продолжение не планируется)

Мнение учителя (руководителя проекта)

На что следует обратить внимание при проведении проекта

< заполните >

Что можно улучшить при проведении подобного проекта

< заполните >

Оформление   итоговой страницы проекта  « Оставить след на много лет»

Шаблон для представления выполненного  ПРОЕКТА

в раздел библиотеки «Архив работ учащихся» сообщества «НОУ-ХАУ»

Название:

Оставить след на много лет

СОБЛЮДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

(Поставив свою фамилию в указанный пробел, Вы тем самым подтверждаете соблюдение Вами авторских прав)

Я, (Денисенко Марина Ивановна), подтверждаю, что
- все цитирования, приведенные в работе имеют ссылки на библиографические источники;
- иллюстрации, фото-, видео- и графические материалы содержат указание первоисточника;
- материалы, не имеющие ссылок на какие-либо источники - являются авторскими;
- фотографии и авторские работы моих учеников размещены с согласия их родителей.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА  

ФИО руководителя проекта

Денисенко Марина Ивановна

Место работы, должность

МОУ СОШ № 31, учитель начальных классов

ФИ учащихся

Исаев И, Головач Э, Рыбалкин К, Якушева А., Попов Г, Галанин А

Место учебы, класс

 МОУ СОШ № 31 4 класс

Предметный раздел

изо

Межпредметные связи

изо, литература, социология

Уровень владения учениками проектной технологией

- начальный (ученики выполняли подобную работу первый раз)

-

Тема проекта

 Оставить след на много лет. Социальный проект . Школьный двор- моя страна»

Вид проекта

(Указать вид проекта, оставив необходимое из предложенного списка, либо вписать свое, если Вы используете другую классификацию)

-практико-ориентированный проект  

-социальный проект

По комплексности

  • Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из  

      разных областей знания.

По характеру контактов:

— внутриклассный

- внутришкольный

По продолжительности 

 

  • долгосрочные (годичные) проекты, как индивидуальные, так
  • и групповые, выполняются, как правило, во внеурочное время.

Проект был представлен на конкурсе

(заполняется по желанию автора)

-2 дистанционная  городская конференция школьных проектов ( 1 место

в номинации Социология)

-Конкурс творческих работ к 55-летию города ( приз в номинации Мультимедийный проект)

- городской конкурс в Институте строительства и технологий  « Я б в строители пошёл» Номинация « Школьный двор». Приз « Золотой мастерок»

Цель проекта

Создание клумбы в школе

Задачи

Научить детей работать в новой для них форме проектов, распределять роли, пользоваться дополнительной литературой, Интернетом, научной литературой, находить контакты с разными людьми, проводить мини-исследование

Этапы работы (перечень из содержания)

 1.Постановка проблемы

2.Мини-исследование

3.Изучение территории, составление проекта на бумаге, в компьютерном варианте

4. Обсуждение собственных проектов, защита перед одноклассниками, директором, 11 классом

5. Внесение изменений

6. Подготовка защиты для конференции

7. Работа на форуме

8.Посадка клумбы

9. Уход за клумбой

Реальность реализации и практическая ценность проекта

Клумбу посадили в мае(можем прислать фото).

Идею поддержала вся школа. Вместо одной клумбы « выросло»

больше 10

Краткое описание выполненного проекта

(2-4 предложения)

На уроках изо создавались проекты. Обсуждали их. Весной посадили цветы и теперь ухаживаем за ними.

Подача проекта- презентация

Презентация проекта

С 16 .02.2009 по 13.03.2009 проходила дистанционная конференция, где на форуме обсуждалась работа  1 месть в разделе СОЦИОЛОГИЯ

23.03- в МОУ СОШ № 18 – Фестиваль творческих работ- устная защита с показом слайдов – победитель в номинации « Лучший мультимедийный проект»

24.04 2009- устная защита группой уч-ся с показом презентации в ВИСТехе . Приз « Золотой мастерок»

Партнерство

 

 

 

Особенности реализации проекта

Постановка задачи ученикам

(Методы, приемы, средства, использованные учителем в работе с учениками)

Ученики сами поставили проблему о том, какую память можно оставить

 о себе в выпускном классе

Ход выполнения проекта
(Последовательные этапы, шаги, занятия с указанием их продолжительности.

Методы, приемы, средства, использованные учителем в работе с учениками).

1.Исходный.  После постановки проблемы, выяснили мнение

 людей микрорайона, класса, школы. Обработав данные и , решив

, что это под силу нам, решили создать проект клумбы. Тем

более на территории школы она была всего 1. ( 1 неделя)

2.        Этап разработки. Участвовать захотели все.

Распределились на группы  по интересам .распределение

обязанностей, происходило и учётом реальных возможностей

детей. Учитель помогал согласовать даты встреч,

 консультировал при работе с компьютером, форме подачи

материала, продумывании вопросов для защиты

 ( 1 месяц)

3.        Этап реализации проекта .  ( в настоящее время)

4.        Завершение проекта. Представление и защита проекта в

классе, на конференции в школе № 32, внутришкольной

параллели  и институте строительстваи т.д.  Цели проекта были

достигнуты полностью. Оценка- высокая со стороны детей,

 жителей, участников конференции, конкурса и фестиваля.

Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом

Анализ литературы , проектирование, экспертная оценка

существующей реальности, , рефлексивный анализ собственной

 деятельности

Приемы умственной деятельности:

анализ, синтез, конкретизация, обобщение, , сравнение, выявление

 существенного, доказательство…

Приемы работы:

-консультации с..

-изучение различных источников;

-работа с фотоматериалами, репродукциями, документами;

-подбор текстов;

-интервьюирование;

-выполнение рисунков, макетов, ;

-работа в  сети Интернет;

Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения

 Этап разработки- не могли создавать Презентации. Приглашали

 педагога организатора.

защита проекта- терялись при необходимости быстро ответить на

вопрос.Т. К. Это было дистанционно, то составляли ответ  командой.

Медленно печатают на компьютере, поэтому много времени уходило

 на ответы.Наметили провести несколько  уроков по освоению методов

 быстрого печатания

Прилагаемый готовый раздаточный материал (разработанный руководителем проекта)

 

для учителя
(для подготовки к проекту)

для учеников
(задание, др. раздаточный материал)

Требуемое оборудование для проведения проекта
(в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)

Компьютеры для индивидуальной и групповой работы, фотоаппарат,

 Интернет,

Принципы оценивания работ при проведении данного проекта

-Практичность, актуальность, реальность, подача материала, слаженность в работе

Примеры работ

Пример(ы) ученических работ

Рисунки и работы уже забрали на стенд в школу. Но некоторые работы

детей представлены в самом проекте на слайде.  

Рефлексия по итогам работы

Отклики учеников

А я буду участвовать в  защите?   Когда начнём сажать? Правда, директор тоже будет сажать цветы? А какой проект будем делать в 5 классе?

Перспективы развитие проекта

Планировали  в следующем году сделать проект площадки отдыха для ребят, посещающих ГПД

Мнение учителя (руководителя проекта)

На что следует обратить внимание при проведении проекта

Научиться самой быстрее и точнее работать с компьютером. Продумать алгоритм  для групповой работы. Учить детей продумывать план обсуждения других работ, задавать корректные вопросы и по существу.

Что можно улучшить при проведении подобного проекта

Не « разбрасываться» одномоментно на 2 задачи: клумба получилась, а аллея « отошла в сторону»

Практический материал  , опубликованный Денисенко М, И. по данной проблеме  ( работа над проектом « Оставить след…»)

1. http://www.4stupeni.ru/stady/metod/1573-ostavit-sled-na-mnogo-let.html

Проект учащихся 4 класса. Оставить след на много лет. Презентация.

2. http://www.4stupeni.ru/stady/metod/1572-model-uchebnogo-zanyatiya-v-rezhime-proektnoj.html

Тезисы выступления на педсовете « Модель учебного занятия в режиме проектной деятельности». Презентация.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Господинова, М.К., Полянина, Н.Б. Проектная  деятельность в начальной школе: Пособие для учителя начальных классов. -  Волгоград: Учитель, 2009. – 131 с.

2.Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – 240 с.

3.Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. -- Мн., Пропилен, 2001. -- с. 121-141.

4.Левина Т.Ф.Метод проектов в образовательной области "Технология

5.Полат Е.С. Метод проектов. ,2002

".

6.Тимарцева, А.В. Тематическое планирование классных часов по программе «Моя родословная» (Текст)  //Завуч. Начальная школа 2007г. -№3- С. 94-124

7.Хуторской, А.В. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. М : Владос , 2000. -319 с.

Интернет ресурсы

http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html -Современные образовательные технологии

Принципы социального проектирования:

 www.aspr.ru/page.php?id

Социальное проектирование школьников deptno.lipetsk.ru/eduportal/

При составлении шаблона использовались следующие материалы:

1.Шаблон VCT –проекта  портала Сеть Творческих Учителей

  2.Классификация проектных работ: Кукушин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на-  

    Дону,  2005, С.241.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - пример силы духа, неиссякаемого оптимизма и утверждение безграничности человеческих возсожностей....

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....

Мой мастер-класс "Организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочной работе по географии."

P { margin-bottom: 0.21cm; } Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках географии во внеурочной деятельности, выявление положительных резуль...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся  с ограниченными возможностями здоровьяНекрасов Антон СергеевичМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя обще...

"Педагогические условия организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами на уроках музыки"

Выступление на методическом объединении учителей предметов эстетического направления ГБОУ Школа № 2083 г. Москвы 12 апреля 2019 г....

СТАТЬЯ Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии

СТАТЬЯ Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии...

Тема. «Коррекционно-педагогические технологии в организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Коррекционно-развивающая работа направлена на социальную адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к реалиям окружающего мира....