Использование музейных экспонатов при изучении чувашского языка
статья по краеведению по теме

Сусметова Татьяна Васильевна

Использование педагогами музейных материалов в учебном процессе делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование музейных экспонатов при изучении чувашского языка

        В МБОУ «СОШ №60» города Чебоксары есть этнографический музей. Школьный музей открыт 15 февраля 2000 года, а через два года получил статус этнографического музея.  Руководителем музея является заслуженный учитель ЧР Федотова Л.А. Она – инициатор и организатор создания школьного этнографического музея. Отличительная  черта Людмилы Аркадьевны – добросовестное отношение к делу, глубокие знания, серьезный подход к работе, трудолюбие. С целью сбора предметов старины были  организованы этнографические экспедиции в некоторые районы республики, в ходе которых были найдены уникальные экспонаты. Сталкиваясь со всевозможными трудностями, Людмила Аркадьевна искала и находила пути их преодоления. В фонде музея насчитывается более 1000 подлинных предметов старины.  Здесь собран достаточно богатый и  разнообразный этнографический материал, составляющий основной фонд музея.  Экспонаты школьного этнографического музея используются не только на школьных, районных, городских творческих конкурсах, но и на республиканских, всероссийских, международных мероприятиях. На базе школьного музея проводятся районные, городские, республиканские семинары учителей чувашского языка,  культуры родного края и начальных классов.

        Этнографические материалы широко используются в учебно-воспитательном процессе. Бесценно  значение музейных экспонатов в создании особого микроклимата на уроке, доброго настроя в душах воспитанников. Использование богатого этнографического материала  способствует повышению эффективности и результативности учебного процесса по чувашскому языку, литературе и культуре родного края.

        Материал, собранный в музее, остается не только достоянием музея. Его используют учителя чувашского языка и литературы, истории,  начальных классов на своих уроках. Они применяют разные методы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление с экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений и сочинений, экскурсии и т.д.

     

       Музей способствует формированию гражданско-патриотических качеств,  расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности. Со дня открытия музея проводится просветительская, поисково-исследовательская работа. В ходе урочных и внеурочных занятий Федотова Л.А. выявляет творческих и целеустремленных детей. Она их активно вовлекает в проектную и исследовательскую деятельность по изучению истории и культуры чувашского народа. Темы последних исследований учащихся: «Имена в «Словаре чувашского языка» Н.И.Ашмарина», «Элли Юрьев – автор символики города Чебоксары», «Топонимика малой родины», «Наследие купцов Ефремовых», «Пояс – древний элемент одежды» и другие. Людмила Аркадьевна учит детей самостоятельно пользоваться различными источниками  информации, развивает творческие способности с учетом их индивидуальных особенностей, вырабатывает устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать. Ее воспитанники – активные участники и победители республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных научно-практических конференций и конкурсов.

       Использование педагогами музейных материалов в учебном процессе делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее. В музее педагог опирается на музейный экспонат, который оказывает воздействие на эмоциональную сферу ученика. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать свою сопричастность с прошлым. Экспонат может вызвать эмоциональный всплеск, ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события. В нашем музее есть разнообразные источники, с помощью которых учащиеся могут пополнить и углубить знания по многим предметам. Это уроки, уроки-встречи, уроки-экскурсии, тематические экскурсии с использованием определенных музейных экспозиций.

       

Музей, хранящий историю, показывает жизнь предков в постоянном труде, развитии, совершенствовании, демонстрирует их необыкновенное трудолюбие, творчество, фантазию. На всех музейных уроках, экскурсиях,

обзорных выставках подчёркивается созидательность народа. Творчество учащихся показывает преемственность поколений. Всё это вместе с формированием вышеуказанных ценностей направлено на развитие потребности и способности учащихся к преобразовательской деятельности с целью сделать окружающий мир лучше. В музее дети знакомятся с различными промыслами, со способами изготовления посуды (керамика, деревянные изделия, плетеная посуда), с ткачеством и вышивкой в быту, орнаментальным искусством, украшением изделий вышивкой, изготовлением женских головных уборов. Приобщение к народной культуре во всех её проявлениях (устройство крестьянской избы, домашняя утварь, одежда, рукотворное творчество, фольклор, богатый местный говор, традиции и праздники) способствует выработке идеалов подлинной красоты, культурных навыков, вызывает стремление к  эстетической деятельности.

        Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных

 методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы. Музей является одной из форм работы по развитию творческой деятельности и общественной активности учащихся. В музее  проводятся и внеклассные мероприятия. Внеклассная работа по чувашскому языку, литературе и культуре родного края связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету,  но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

       

         В фондах музея имеются украшенные вышивкой полотенца, сурбаны, масмаки, платки, фартуки… Красоту вышивкам придают  не только оригинальные и талантливо выполненные рисунки, но и богатая расцветка, характерная для национальной вышивки. Это можно использовать при изучении чувашской вышивки. Использование материалов музея на уроках и внеклассных занятиях состоит и в работе с вещественными и письменными источниками непосредственно через анализ источников и игровую деятельность. Игровые формы используются в основном в начальном и среднем звене. Например, для учащихся 6-ых классов  был проведен КВН «Из бабушкиного сундука». “Бабушкин сундук” – изучение содержимого сундука, предназначения каждой вещи.  Именно на основе непосредственного восприятия предметов  у учащихся и формируются образные представления и понятия о прошлом.

        Ежегодно учащиеся школы принимают активное участие в конкурсах ООО "Фирма художественных промыслов "Паха тӗрӗ"  и БУК Чебоксарского

района «Музей «Бичурин и современность». Учащиеся сначала изучают и исследуют этнографический материал, а потом  на материалах музея пишут

конкурсные работы.  По итогам конкурсов учащиеся часто занимают призовые места.  В  2010  году  Соколова  Дарья  (руководитель

Александрова Н.В.)  в конкурсе «Чувашская вышивка – бренд республики»  заняла 3 место, в 2011 году  Чернова Олеся (руководитель Сусметова Т.В.) в конкурсе «Чувашский костюм: вчера, сегодня, завтра» – 2 место, в 2012 году Казакова Оксана (руководитель Сусметова Т.В.)  – 3 место в конкурсе «Чувашская вышивка в моем доме» в номинации «Сочинение», а 2013 году Маркова Ольга (руководитель Сусметова Т.В.) –  2 место в конкурсе «Паха тӗрӗ» – народные мотивы на века» в номинации «Стихотворение»,  Клементьев Лев (руководитель Кузнецова Н.М.) – 2 место в номинации «Декоративно-прикладное искусство». Ученица 7 в класса  Медяева Ксения (руководитель Федотова Л.А.) с работой «Чувашская вышивка» участвовала в городской научно-практической конференции «Открытие юных». Ефимова Анастасия (руководитель Федотова Л.А.), ученица 9а класса, заняла 3 место в

республиканском конкурсе «Школьное музееведение». Все это – результат тщательной индивидуальной работы с учащимися.

        С 2013 года в школе начал  работать кружок для желающих изучить секреты чувашской вышивки. Кружок ведет творческий, эрудированный педагог Кузнецова Надежда Михайловна. Дети с радостью посещают занятия

кружка.  Надежда Михайловна со своими  воспитанниками на различных семинарах показывает мастер класс по чувашской вышивке.

        Учащиеся 8а класса вместе с учителями чувашского языка 28 февраля  2013 года показали «Посиделки» (Улах) для учителей чувашского языка и  литературы мастерской «ИКТ во внеклассной работе»  ОО «Ассоциация педагогических работников «XXI век» г.Чебоксары.  Участники семинара дали высокую оценку совместной работе школы и музея по воспитанию подрастающего поколения. Практически ни одно мероприятие школьного методического объединения учителей чувашского языка, литературы и КРК не обходится без привлечения музейных материалов, экспонатов. 

         Этнографический музей наглядно демонстрирует  молодому поколению  «дела давно минувших дней», быт и занятия предков.  Учащиеся школы уверены в том, что без знания прошлого нет будущего. Именно использование материалов школьного музея на уроках и во внеклассной работе помогает воспитывать в ребятах любознательность, желание глубоко почитать своих предков,  знать об их обычаях и обрядах. Такая работа помогает воспитывать в детях бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку в изучении чувашского языка

Чувашский легко выучить если есть желание. Вашему ребенку крупно повезло, если вы владеете хотя бы основами чувашского языка, который ему предстоит изучать. Но что делать, если нет?   В...

Доклад на тему: «Использование музейных экспонатов при изучении родного языка и литературы».

Познакомить детей с экспонатами школьного музея «Юные следопыты», с историей появления народных  игрушек, технологией изготовления игрушек, с коллекцией значков и нумизматикой, собранной в музее....

Музейная технология для изучения английского языка

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПЕТЕРБУРГHTTP://WWW.EUGENE-CENTER.RU/SCHOOL_LIFE/PHOTO/344/.../29 Октября 2019Вчера мы, путешественники из «Юджина», вернулись из северной столицы России — Санкт-...

Использование приёмов мнемотехники при изучении иностранного языка (второго иностранного языка)

В этом материале представлены мнемотехнические приёмы, которые можно использовать на уроке иностраннного языка (немецкого) при изучении новых лексических единиц....

Использование словаря концептов на уроках чувашского языка и литературы

Аннотация. В статье рассматривается концептология чувашской культуры, ее генезис и современное состояние, а также выявляется связь актуальных категорий. Результаты исследования, положенные в основу да...