Знатоки Омского Прииртышья
рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме

Безбородова Татьяна Борисовна

Дополнительная общеобразовательная программа, рассчитана на обучающихся  6-7 класса, срок реализации 2 года.

Изучение природного краеведения является одним из элементов краеведческого образования в гимназии. Это источник  обогащения воспитанников данного кружка знаниями родного края, воспитания любви к нему.

Актуальность дополнительно-образовательной программы в том, что она  помогает уяснить неразрывную связь, единство истории малой родины с историей страны, признать своим долгом и честью быть достойным наследником лучших традиций родного края. Программой кружка также предусмотрено практико-ориентированное обучение, широкое использование проектной деятельности и организация образовательного процесса в интерактивном режиме.Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования и типовой программы для общеобразовательных учреждений «Омское Прииртышье» для  1-11 классов, под общей редакцией Н.А. Ждан  (см. список литературы).

Новизна программы определена  двумя существенными признаками:

а) локальность исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках природы, истории и культуры;

б) деятельностный подход, предполагающий осуществление не только научного природоведческого и исторического познания, но и активной практической краеведческой деятельности.

Программа рассчитана на 144 час –  первый год обучения и 216 часов – второй год обучения и предназначена для обучающихся 6-7 классов.

Программа предполагает высокую вариативность, выражающуюся в выборе форм проведения занятий:  занятие-путешествие, конференции, экскурсии и другие.

Цель программы: формирование у обучающихся историко-краеведческих знаний и умений с целью эмоционально-нравственного самоопределения в деятельности и общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glavnaya_programma.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 12»

Знатоки Омского Прииртышья

Дополнительная общеобразовательная программа

рассчитана на обучающихся 6-7 класса, срок реализации 2 года

Автор программы: Безбородова Татьяна Борисовна,

                                учитель географии и биологии

     БОУ г. Омска «Гимназия № 12»

Омск, 2013 г.

Пояснительная записка

Изучение природного краеведения является одним из элементов краеведческого образования в гимназии. Это источник  обогащения воспитанников данного кружка знаниями родного края, воспитания любви к нему.

Актуальность дополнительно-образовательной программы в том, что она  помогает уяснить неразрывную связь, единство истории малой родины с историей страны, признать своим долгом и честью быть достойным наследником лучших традиций родного края. Программой кружка также предусмотрено практико-ориентированное обучение, широкое использование проектной деятельности и организация образовательного процесса в интерактивном режиме.

Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования и типовой программы для общеобразовательных учреждений «Омское Прииртышье» для  1-11 классов, под общей редакцией Н.А. Ждан  (см. список литературы).

Новизна программы определена  двумя существенными признаками:

а) локальность исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках природы, истории и культуры;

б) деятельностный подход, предполагающий осуществление не только научного природоведческого и исторического познания, но и активной практической краеведческой деятельности.

Программа рассчитана на 144 час –  первый год обучения и 216 часов – второй год обучения и предназначена для обучающихся 6-7 классов.

Программа предполагает высокую вариативность, выражающуюся в выборе форм проведения занятий:  занятие-путешествие, конференции, экскурсии и другие.

Цель программы: формирование у обучающихся историко-краеведческих знаний и умений с целью эмоционально-нравственного самоопределения в деятельности и общении.

Задачи программы:

  1. Систематизировать знания о природе, населении, хозяйстве, определенных исторических фактах, событиях города Омска.
  2. Показать особенности взаимодействия человека и природы на современном этапе развития общества с учетом исторических и других факторов своей местности.
  3. Формирование историко-краеведческих и поисковых умений и навыков (анализ местной периодической печати, проведение опросов и бесед со старожилами, обработке полученных материалов, работа в музеях).
  4. Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе, истории и культуре края, осознание и стремление к сохранению исторических и культурных традиций.

Программа нацеливает на поэтапную систематизацию и обобщение материала. При этом возможно расширение и углубление сформированных ранее знаний, ознакомление учащихся с новыми проблемами. На протяжении всего курса учащиеся овладевают умениями читать новые для них виды тематических карт физико-географического содержания, анализировать статистические данные, работать с материалами периодической печати.  Способы проверки знаний планируется осуществлять в виде уроков-конференций, деловых игр, самостоятельных и практических работ.

Результативность программы предусматривает:

  1. Освоение базовых понятий и терминов курса.
  2. Проведение исследований, происходящих событий и поведения людей в хозяйственной жизни края.
  3. Воспитание ответственности за принятые решения и за свое поведение, участвуя в изучении курса.

Формы подведения итогов разнообразны; участие в телекоммуникационных проектах, краеведческой направленности; участие в научно-практической конференции «Путь к успеху»; в ежегодном фестивале «Сто чудес Омского Прииртыщья»;  в городском фестивале «Держава», «Белая береза»; участие в экологических акциях: «Трудовой десант», «Зеленый патруль».

Данная программа предполагает, что дальнейшим продолжением обучения воспитанников будет курс «Омсковедение» (автор: Бондаренко Л.Д., педагог дополнительного образования), так как в данных программах существует преемственность.

Учебно-тематический план – 2 год обучения

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

теорет.

практич.

Введение

4

2

2

Раздел I

Природоведение Омского Прииртышья

78

28

50

1

Геологическая история Прииртышья. Рельеф

16

6

10

2

Климатические условия и агроклиматические ресурсы

16

6

10

3

Внутренние воды региона

16

6

10

4

Природно-хозяйственные зоны Прииртышья

16

6

10

5

Рекреационные ресурсы Прииртышья

14

4

10

Раздел II

Население Омского Прииртышья

30

12

18

1

Население Омска и Омской области. Омские династии

18

8

10

2

Жилища разных народов Прииртышья

12

4

8

Раздел III

Культуроведение Омского Прииртышья

104

34

70

1

Архитектурный облик города Омска

18

8

10

2

Художники и художественные объекты Омской области

22

6

16

3

Музыкальная жизнь города Омска и Омской области

18

6

12

4

Музеи города Омска и Омской области

22

6

16

5

Театральная жизнь города Омска и Омской области

24

8

16

ИТОГО

216

76

140

Учебно-тематический план – 1 год обучения

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

теорет.

практич.

Введение

4

2

2

Раздел I  Музееведение

74

38

36

1

Наш край в древности

8

4

4

2

Из истории освоения и заселения края. Омская крепость

12

4

8

3

Археологические находки Сибири

8

4

4

4

Язык и речь жителей Омского Прииртышья

12

8

4

5

Быт и прикладное творчество народов Омского Прииртышья

12

8

4

6

Из истории просвещения в Омске

12

8

4

7

Храмы над Иртышом

10

2

8

Раздел II Картоведение

22

8

14

1

Источники по истории нашего края: первые карты региона

4

2

2

2

Положение Омской области на карте

4

2

2

3

Природные богатства Омской области

8

2

6

4

Особо охраняемые территории и памятники природы Омской области

6

2

4

Раздел III

Природное краеведение

44

16

28

1

Современные геогра-фические исследования Омского Прииртышья

8

4

4

2

Географические особен-ности Омского Прииртышья

12

4

8

3

Природа Омского Прииртышья

12

4

8

4

Особенности населения области

12

4

8

ИТОГО

144

64

80

Содержание программы

1 год обучения

Введение.

Раздел I

Музееведение

Тема 1 Наш край в древности

Природа нашего края в эпоху Великого Оледенения. Экскурсия-игра в ОГИК на тему: «Изобретатели далекого прошлого». Наш край в эпоху Великого переселения народов.

Воспитанники должны знать: природные условия нашего края в древности.

Воспитанники должны уметь: анализировать исторические события, происходившие в регионе; изучать исторические источники: летопись «Описание новой земли Сибирского государства, энциклопедии.

Форма подведения итогов: отчет об экскурсии

Тема 2 Из истории освоения и заселения края. Омская крепость.

Первое проникновение русских в Сибирь. Формирование коренных народов Западной Сибири.  Сибирские летописи о походе  Ермака. Омская крепость

Воспитанники должны знать: историческую связь поколений: этапы заселения и освоения территории, значение истории края для современности

Воспитанники должны уметь: пользоваться справочными источниками, дополнительной литературой  по истории региона

Форма подведения итогов: составить историческую ретроспективу по теме в виде презентации, реферата, устного доклада

Тема 3 Археологические находки Сибири

«История, вооруженная лопатой», или что и как изучает археология. Археологические древности на территории Среднего Прииртышья. Экскурсия в ОГИК на тему: «Археологические памятники на территории Среднего Прииртышья»

Воспитанники должны знать: что такое «археология» как наука, местонахождения археологических памятников на территории Омского Прииртышья

Воспитанники должны уметь: называть простейшие археологические древности

Форма подведения итогов: отчет об экскурсии

Тема 4  Язык и речь жителей Омского Прииртышья.

Языки и народы на территории Омской области. Мысли о Сибири, родном крае в текстах омских авторов. Русский язык как государственный язык на территории Омской области. «Семья» языков на территории Омской области.

Воспитанники должны знать: общие сведения о языке и речи жителей Омской области, основные черты народно-разговорной речи г. Омска

Воспитанники должны уметь: работать с текстами разных стилей, типов и жанров

Форма подведения итогов: урок-конференция: «Слушание текстов о коренных народах Западной Сибири» («О тюрках в Прииртышье», Л.Мартынов «Здравствуй, Северная Русь!», легенды Б. Гроздева «Спаситель Ир-тыз», «Богатое наследство», татарские, казахские сказки и др.)

Тема 5 Быт и прикладное творчество народов Омского Прииртышья.

Сибирская кухня. Особенности интерьера домов жителей Омской области. Одежда жителей Омского региона. Рукоделие жителей Омского Прииртышья.

Воспитанники должны знать: особенности быта и прикладного творчества населения омского региона, генеалогическое древо своей семьи

Воспитанники должны уметь: отличать национальные костюмы народов края, называть национальные виды рукоделия народов Западной Сибири, исследовать национальные традиции народов Сибири

Форма подведения итогов: участие  с проектом «Я и моя семья» в городском фестивале творческих проектов «Держава»

Тема 6 Из истории просвещения в Омске.

Летописи и устное народное творчество Омского Прииртышья. Поэты Омского Прииртышья. Сибирь в произведениях известных русских писателей.

Воспитанники должны знать: фольклорную литературу края, легенды, мифы и предания Сибири, литературные тексты лучших сибирских авторов.

Воспитанники должны уметь: целостно воспринимать литературу родного края с учетом ее своеобразия и культурной значимости

Форма подведения итогов: встреча с омским писателем-краеведом В.П. Новиковым

Тема 7 Храмы над Иртышом.

Для чего строят храмы. Знакомство с храмами Омска. Ачаирский женский крестовый монастырь. Экскурсия к Успенскому кафедральному собору. Религиозные праздники в моей жизни.

Воспитанники должны знать: отличие культовых сооружений: церковь, собор, мечеть, синагога, кирха

Воспитанники должны уметь: высказать отношение к религиозным праздникам

Форма подведения итогов: отчет по экскурсии

Раздел II

Картоведение

Тема 1 Источники по истории нашего края: первые карты региона.

Знакомство с различными источниками по истории нашего края: первые карты региона. Роль и место края в истории Российского государства

Воспитанники должны знать: историческое развитие Омского Прииртышья, роль и место региона в истории России

Воспитанники должны уметь: работать с различными источниками дополнительной информации: справочники, художественная литература, энциклопедии

Форма подведения итогов: заполнить таблицу: « Формирование территории Омской области»

Тема 2 Положение Омской области на карте

Место Омской области на карте России. Определение географических координат  и расстояний.

Воспитанники должны знать: «соседей» Омской области

Воспитанники должны уметь: определять географические координаты Омска и показывать его местоположение; измерять расстояние в градусах и километрах; работать с контурной картой.

Форма подведения итогов: практическая работа по контурной карте.

Тема 3 Природные богатства Омской области

Горные породы, слагающие территорию Омской области. Полезные ископаемые, их использование человеком. Геологические памятники природы на территории области.

Воспитанники должны знать: минеральные ресурсы Омской области.

Воспитанники должны уметь: распознавать горные породы и полезные ископаемые по образцам; работать с контурной картой.

Форма подведения итогов: практическая работа по контурной карте «Полезные ископаемые Омской области»

Тема 4 Особо охраняемые территории и памятники природы Омской области

Особо охраняемые природные территории Омской области. Красная книга Омской области. Просмотр мультимедийной презентации «Памятники природы Омского Прииртышья»

Воспитанники должны знать: особо охраняемые природные территории и памятники природы нашего края.

Воспитанники должны уметь: отличать ООПТ (заказники, заповедники, природные парки); работать с Красной книгой Омской области

Форма подведения итогов: практическая работа по контурной карте «Заповедники и заказники Омской области.

Раздел III

 Природное краеведение

Тема 1 Современные географические исследования Омского Прииртышья

Омск – известный центр и отправная база многих дальних путешествий. Имена путешественников и ученых Омской области. Современные географические исследования и наблюдения на территории региона.

Воспитанники должны знать: современные географические исследования Омской области.

Воспитанники должны уметь: работать с дополнительными источниками информации по теме: « Судьбы, связанные с родным краем».

Форма подведения итогов: заполнение таблицы «Путешественники и исследователи Омской области»

Тема 2 Географические особенности Омского Прииртышья

Особенности географического положения Омской области. Географический центр Омской области.  Влияние географического положения Омской области на климат. Особенности климата. Положение региона в поясе освещенности. Стихийные атмосферные природные явления.

Воспитанники должны знать: площадь территории Омского Прииртышья, особенности климата, местоположение области в поясе освещенности.

Воспитанники должны уметь: оценивать особенности географического положения Омской области и влияние его на природные условия территории; вести наблюдения за погодными явлениями и оформлять результаты наблюдений.

Форма подведения итогов: практическая работа «Описание географического положения Омской области», вычерчивание столбиковой диаграммы «Типы погоды за месяц», составление розы ветров.

Тема 3 Природа Омского Прииртышья

Особенности рельефа Омской области. Водные ресурсы Омской области. Экологический портрет Иртыша. Почвы Омской области и их свойства. Животный и растительный мир Омского Прииртышья. Разнообразие растений и животных, населяющих Омскую область.

Воспитанники должны знать: особенности рельефа, вод, почвы  Омской области,

Воспитанники должны уметь: описывать рельеф по типовому плану, характеризовать внутренние воды своей местности (речную систему Иртыш – по плану); определять типичных представителей растительного и животного мира области.

Форма подведения итогов: изготовление книжки-малышки о редких и исчезающих растениях и животных Омской области.

Тема 4 Особенности населения области

Численность и плотность населения области и Омска. Населенные пункты. Основные виды хозяйственной деятельности и быт населения Омской области

Воспитанники должны знать: численность и плотность населения области и Омска, населенные пункты Омской области.

Воспитанники должны уметь: определять плотность населения области, называть основные виды хозяйственной деятельности на территории края и характеризовать быт своей местности.

Форма подведения итогов: топонимическое исследование, викторина «Города Омской области».

Содержание программа

2 год обучения

Введение

Раздел I

Природоведение Омского Прииртышья

Тема 1 Геологическая история Прииртышья. Рельеф

Геологическое строение Омской области. Формы и типы рельефа. Рельефообразующие процессы на территории Омской области. Овраги. Влияние рельефа на жизнь и деятельность населения. Геологический фонд Омской области. Экскурсия на местность

Воспитанники должны знать: особенности рельефа Омской области, основные формы: гривы, западины

Воспитанники должны уметь: сравнивать формы поверхности, называть геологические периоды

Форма подведения итогов: практическая работа «Описание форм рельефа» по плану.

Тема 2 Климатические условия и агроклиматические ресурсы

Основные показатели климата Омской области. Местные признаки погоды. Влияние климатических условий на здоровье человека. Климатические рекорды Омской области. Стихийные атмосферные природные явления Омского Прииртышья. Агроклиматические ресурсы

Воспитанники должны знать: тип климата и агроклиматические ресурсы Омской области

Воспитанники должны уметь: составлять цепочку причинно-следственных связей, от которых зависит климат области, составлять характеристику климата своей местности, вести наблюдения за изменениями погоды

Форма подведения итогов: составить календарь погоды за месяц

Тема 3 Внутренние воды региона

Разнообразие внутренних вод области. Реки Омской области: Иртыш, Омь, Тара, Шиш, Уй, Оша, Туй, Ишим. Питание, характер течения и режим рек. Экологический портрет Иртыша. Озера омской области. Болота Омской области. Водно-экологические проблемы, их решение

Воспитанники должны знать: особенности вод Омской области, их хозяйственное значение

Воспитанники должны уметь: характеризовать различные водоемы, давать оценку их использования и охраны; описывать речную систему Иртыш (по плану)

Форма подведения итогов: практическая работа «Характеристика Иртыша в пределах  Омской области» по плану, составить кроссворд «Озера Омской области»

Тема 4 Природно-хозяйственные зоны Прииртышья

Почвенные ресурсы Омской области. Разнообразие растительного мира. Разнообразие животного мира. Природные зоны Прииртышья, их хозяйственное использование

Воспитанники должны знать: основные типы почв, наиболее распространенные растения и животные области

Воспитанники должны уметь: распознавать и описывать типичных представителей Омской области; называть и показывать на карте природные зоны области

Форма подведения итогов: заполнить таблицу « Растительный и животный мир Омской области»

Тема 5 Рекреационные ресурсы Прииртышья

Особо охраняемые природные территории: «Птичья гавань», Омский городской дендрологический парк, «Шмелиные холмы». Заказники. Экскурсия в дендрологический парк имени П.С. Комиссарова. Чудеса Омского Прииртышья: урочище «Провал земли», пик «Чертов палец», «Муромцевские озера» и др. Культурно-исторические достопримечательности: Тарские ворота, Арена-Омск, Театр «Арлекин», площадь Бухольца

Воспитанники должны знать: культурно-исторические и рекреационные памятники  Омской области

Воспитанники должны уметь: приводить примеры использования и охраны природных объектов Омского региона

Форма подведения итогов: создание индивидуальных презентаций на тему: «Чудеса Омского Прииртышья»

Раздел II

Население Омского Прииртышья

Тема 1 Население Омска и Омской области. Омские династии

Численность и плотность населения области. Национальный состав. Омские династии

Воспитанники должны знать: особенности населения Омской области, города, географический центр  

Воспитанники должны уметь: составлять краткую характеристику населения Омской области на основе разнообразных источников информации

Форма подведения итогов: творческая работа – защита проекта «Мой город»

Тема 2 Жилища разных народов Прииртышья

В русской избе. Об особенностях культуры  и быта крестьян.  Жилище кочевых народов: юрта. О бытовом укладе и национальной одежде татар. Экскурсия в ОмГИК музей на тему: «Азиатская Россия»

Воспитанники должны знать: особенности жилища разных народов Прииртышья

Воспитанники должны уметь: отличать жилища разных народов на территории области

Форма подведения итогов: отчет по экскурсии

Раздел III

Культуроведение Омского Прииртышья

Тема 1 Архитектурный облик города Омска

Виды Омской архитектуры: от ворот Омской крепости до метромоста. Выразительные средства архитектуры. Памятники деревянного зодчества XIX века. Архитектура XX века.  

Воспитанники должны знать: виды, выразительные средства Омской архитектуры; основные архитектурные памятники города; значение искусства дизайна для формирования облика города Омска

Воспитанники должны уметь: отличать виды Омской архитектуры: барокко, классицизм, модерн

Форма подведения итогов: защита индивидуальной презентации на тему: «Архитектурный облик города Омска»

Тема 2 Художники и художественные объекты Омской области

Роль изобразительного искусства в жизни города. Богатство и разнообразие художественной культуры Омского Прииртышья. Фотохудожники города Омска

Воспитанники должны знать: ведущих представителей искусства; художественные музеи города

Воспитанники должны уметь: осознавать важность произведения искусства в культурном пространстве региона

Форма подведения итогов: защита проекта  на тему: «Мой любимый город Омск»

Тема 3 Музыкальная жизнь города Омска и Омской области

Музыкальный язык фольклора: звучащий образ Сибири на примере исполнения сибирских частушек, прибауток, колыбельных. История Омского органа. Улицы Омска, названные именами выдающихся композиторов (Чайковского П., Бетховена Л., Бородина А., Глинки М.). Песенный жанр в творчестве омских коллективов. Русская, татарская, казахская, немецкая народная музыка. Образы Омска в музыкальных произведениях

Воспитанники должны знать: омских композиторов

Воспитанники должны уметь: давать доказательную оценку произведениям музыкального искусства

Форма подведения итогов: выполнение зарисовок под звучание песен об Омске

Тема 4 Музеи города Омска и Омской области

Разнообразие деятельности музеев (экскурсионная, реставрационная, просветительская и др.). Формы деятельности музеев (экскурсии, выездные беседы, концертные программы, видеолектории и др.). Музеи и галереи города Омска и Омской области.  Экскурсия в музей имени К. Белова

Воспитанники должны знать: художественные музеи Омска и области

Воспитанники должны уметь: ориентироваться в художественной жизни города

Форма подведения итогов: отчет по экскурсии

Тема 5 Театральная жизнь города Омска и Омской области

История создания и развития театра в городе Омске. Жанры театра: оперы, оперетты, балет. Посещение омского музыкального театра

Воспитанники должны знать: специфику репертуаров омских театров

Воспитанники должны уметь: ориентироваться в жанрах театральных постановок

Форма подведения итогов: инсценировка пьесы-сказки

Методическое обеспечение

Методологической основой курса является деятельностный подход. Данный подход определил выбор способов организации образовательного процесса в кружке. Это игровая технология, а также  проблемного и исследовательского характера обучения; методы применения полученных знаний, умений и навыков.

На занятиях широко используются активные и интерактивные формы обучения. Занятия проводятся в форме дискуссий, конференций, экскурсий, практикумов, защиты проектов, выполнение презентаций на тему. Для активизации деятельности воспитанников используются на занятиях игровые элементы: конкурсы, турниры, ролевые игры. Это особенно эффективно, так как открывает разнообразные воспитательные возможности, развивает у воспитанников воображение, мышление, способствует вовлечению их в творческую деятельность и общение, стимулирует познавательную активность.

На занятиях используется фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации учебно-познавательной деятельности воспитанников.

Для реализации программы понадобятся образовательные средства: карточки с индивидуальными заданиями, тестовые задания по разделам, мультимедиа

Итоги реализации образовательной программы «Знатоки Омского Прииртышья» подводятся по каждому разделу содержания курса. В программе предусмотрено использование таких форм оценивания и учета достижений учащихся, как тестирование, работа в контурных картах, выполнение практических и творческих заданий.

Результаты освоения программы воспитанниками кружка отслеживаются через их участие в массовых интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня: интеллектуальные марафоны, учебно-исследовательские конференции, городской фестиваль творческих проектов «Держава», этические чтения.

Список литературы:

Для педагога:

  1. Азарова Л.В. Изучение родного края: учебное пособие. – Омск: ФГОУ ВПО ОмГПУ, 2003.
  2. Азарова Л.В. География Омской области. – Омск: БОУДПО ИРООО, 2008 г.
  3. Ачаирский Крестовый монастырь. – Омск: «Омский дом печати», 2000 г
  4. Бородина А.В. Основы православной культуры. – М: «Покров», 2003 г.
  5. Воробьева З.В. Храм над Иртышом. – Омск: ОмГПУ, 2005 г.
  6. Данилов В.А., Жук А.В. Краткая история православия и ислама на территории Западной Сибири: учебное пособие. – Омск: ОмГПУ, 2007 г.
  7. Земля на которой мы живем. Природа и природопользование Омского Прииртышья. – Омск, 2002 г.
  8. Изучение природного краеведения в 5-10 классах общеобразовательных учреждений.– Омск, 2003 г.
  9. Изучение исторического краеведения в 5-9 классах общеобразовательных учреждений.– Омск, 2003 г.
  10. Кожухарь А.А. Занимательная география Омской области. – Омск: ОМГПУ, 1995 г.
  11. Коников Б.А. Омское Прииртышье в древности. – Омск: ОмГПУ, 2001 г.
  12. Лебедева Н.И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. – Омск: ОмГПУ.  «Издатель-полиграфист», 2003 г.
  13. Лыхенко С.А. Историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья. – Омск: ОмГПУ, 2001 г.
  14. Миненков Н.А. История: Омск их XVIII века в век XXI. – С-Петербург «Русь», 2008 г.
  15. Омское Прииртышье: история Омского Прииртышья: XX век. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
  16. Омское Прииртышье: история Омского Прииртышья с древнейших времен и до конца XIX. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
  17. Омское Прииртышье: культура Омского Прииртышья: быт и прикладное творчество, хрестоматия для учителей. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
  18. Омское Прииртышье: культура Омского Прииртышья: язык и речь жителей Омского Прииртышья. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
  19. Омское Прииртышье: природа и экология Омского Прииртышья: хрестоматия. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
  20. Омская область: путеводитель, 1 издание. – М:»Авангард», 2006 г.
  21. Прошлое Омского Прииртышья. – Омск: ОмГИК, 2005 г.
  22. Программы элективных курсов предпрофильной подготовки: химия, география, биология. – Омск: ООИПКРО, 2004 г.
  23. Программа общеобразовательных учреждений «Омское Прииртышье»: 1-11 классы. – Омск: ГОУДПО ИРООО, 2007 г.
  24. Саренко Г.И. Регионоведение: география Омской области. – Омск: ООИПКРО, 2010 г.
  25. Сибирская голгофа. Омско-Тарская епархия. – Омск: «Издательский дом печати», 2009 г.
  26. Соловьев С.А. Птицы Омска и его окрестностей. – Новосибирск: «Наука» , 2005 г.
  27. Успенский Кафедральный собор. Омская святыня. – Омск, 2009 г.
  28. Чащин В.П. Природопользование и охрана природы на территории Омской области: Книга для учителя. Ч.1. – Омск: ОмГПУ, 2006 г.
  29. Чащин В.П. Природопользование и охрана природы на территории Омской области: Книга для учителя. Ч.2. – Омск: ОмГПУ, 2006 г.
  30. http: // www.omsktfi/ru   – Территориальный фонд информации по Омской области
  31. www.omskportal.ru/ Омская губерния/ Информационный портал

Для воспитанников

  1. Бородин М.И. На тихом бреге. – Омск: РИО Упрполиграфиздат, 2006 г.
  2. Гончаренко А.А. Всемирная история для школьников: краеведение. – Омск: ОмГПУ, 2009 г.
  3. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М: «Олимп», 1998 г.
  4. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Религии. – М: «Олимп», 1998 г.
  5. Красная книга Омской области/ Правительство Омской области. – Омск:ОмГПУ, 2010 г.
  6. Колесников А.Д. Памятники и памятные места Омской области. – Омск: Омское книжное изд-во, 2009 г.
  7. Кудринский В. Я вижу Сибирь. – Омск: Издательский дом «ЛЕО», 2009 г.
  8. Сибирский миф: голоса территорий. – Омск: НП Творческая студия «Экипаж», 2009 г.
  9. Шевченко Л.Л. Православная культура. – М: «Покров», 2009 г.
  10. Энциклопедия для детей. – М: «Аванта», 2002 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Галерея Красной книги" - экскурсия по страницам Красной книги Омской области

Цель: показать необходимость бережного отношения, охраны редких видов растений и животных. Задачи:  Развитие творческих способностей, через фантазию и выдумку;  Воспитание и пропаганда разумного...

Презентация "Географическое положение и природа Омской области"

Работа выполнена в виде игры "Кто хочет стать миллионером". Отвечая на вопросы, надо набирать "знаки". Интересно проходит с учащимися 8 класса при обобщении знаний о своей территории. Используя данный...

Научно- исследовательская работа по теме: «Календарные праздники и традиционная обрядность российских немцев Омского Прииртышья в сохранении календарной обрядности российскими немцами села Солнцевки Исилькульского района Омской области ».

Календарные обрядности и связанные с ними обряды являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры. Календарь как организующая сила хозяйственной, культурной, обрядовой жизн...

НОУ – КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Бочкарева Татьяна Валентиновна Учитель математики, БОУ г.Омска «Гимназия №159», г. Омск

НОУ – КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЁННЫХДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Бочкарева Татьяна ВалентиновнаУчитель математики, БОУ г.Омска «Гимназия №159», г. Омск...

Герб Омска и Омской области

Презентация с описанием герба города Омска и Омской области...

Программа дополнительного образования «Искусство Омска и Усть- Ишима (Омской области)»

                   Создание данной программы  вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру региона и необ...

Храмы Омска и Омской области

храмы Омска и Омской области...