Программа дополнительного образования «Искусство Омска и Усть- Ишима (Омской области)»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Тетерина Ольга Ивановна

                     Создание данной программы  вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру региона и необходимости включения учащихся в современное информационное социокультурное  пространство малой Родины. Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, учатся понимать роль традиций и новаторства. И в этом помогает культура и искусство малой Родины, то, что находится рядом, с которым учащиеся могут соприкасаться ежедневно. Омская культура разнообразна. В Омске представлена архитектура разных эпох и стилей. Омск город театральный. Знаменитый Омский русский народный хор и другие исполнители внесли лепту в музыкальное творчество Омска. Изобразительное искусство представлено знаменитыми художниками.  Усть-Ишим занимает достаточно скромное место в культуре омской области. Но при этом,  к талантам Усть-Ишима можно отнести многие самодеятельные коллективы.

                     Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству Омска и Усть-Ишима (омской области), как ступеньки социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Цель реализуется в ходе решения следующих задач:

-формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития малой родины как ступеньки понимания культуры в целом;

-воспитание художественного вкуса, через знакомство с искусством Омска и Усть-Ишима (Омской области);

-обобщение основных понятий в процессе актуализации имеющегося у учащихся опыта общения с искусством, через знакомство с искусством Омска и Усть-Ишима (Омской области);

-приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности, через знакомство с искусством Омска и Усть-Ишима (Омской области);

-культурная адаптация учащихся в современном информационном пространстве;

- углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественному самообразованию и художественно-творческой деятельности в каком-либо  виде искусстве.

 Особенность программы в том что на раскрывает особенности культуры нашего края, знакомит с талантливыми людьми малой Родины.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИСКУССТВО ОМСКА И  УСТЬ-ИШИМА (ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Программная линия «Искусство» под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа дополнительного образования «Искусство Омска и  Усть-Ишима (Омской области)» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, программе «Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России», стандартам программам образовательной области «Искусство» для основного общего образования и составлена в соответствии с целями и задачами предмета «Искусство» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критской. Программа учитывает логику изучения предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Искусство», отражает специфику духовного, нравственно-эстетического опыта человечества, содержательно обобщает представление школьников о различных видах искусства и их роли в жизни человека и общества.

Цель общего художественного образования и воспитания – развитие эстетической культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры – наиболее полно отражает внимание современного общества к возрождению духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, умение ориентироваться в современном информационном пространстве.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Создание данной программы  вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру региона и необходимости включения учащихся в современное информационное социокультурное  пространство малой Родины. Содержание  программы обеспечит понимание школьниками значение искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации и жизни отдельного человека, окажет позитивное воздействие на его духовный мир, формирование ценностных ориентаций не только в глобальном понимании, но с учетом искусства малой Родины.

В курсе рассматриваются  разные виды искусства, такие как музыка, изобразительное искусство, театр хореография, архитектура Омска и Усть-Ишима. Как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного, общего художественно-творческой деятельности.

Культура Омска и области многообразна и имеет богатейшую историю. Архитектура, театр, музыка, изобразительное искусство широко представлено в палитре искусства малой родины. Поэтому ориентируясь на цель художественного образования, определяем цель программы дополнительного образования.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству Омска и Усть-Ишима (омской области), как ступеньки социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Цель реализуется в ходе решения следующих задач:

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития малой родины как ступеньки понимания культуры в целом;

- воспитание художественного вкуса, через знакомство с искусством Омска и Усть-Ишима (Омской области);

- обобщение основных понятий в процессе актуализации имеющегося у учащихся опыта общения с искусством, через знакомство с искусством Омска и Усть-Ишима (Омской области);

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности, через знакомство с искусством Омска и Усть-Ишима (Омской области);

-  культурная адаптация учащихся в современном информационном пространстве;

- углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию и художественному самообразованию и художественно-творческой деятельности в каком-либо  виде искусстве;

Методологической основой программы, как и программы «Искусства» являются современные концепции в области эстетики (Ю.Б.Борев, Н.И.Киященко, Л.Н.Столович, Б.А.Эренгросс и др.), культурологи (А.И.Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С.Библер, Ю.М.Лотман, А.Ф.Лосев и др.) психологии художественного творчества (Л.С.Выготский, Д.К.Кирнарская, А.А.Мелик-Пашаев, В.Г.Ражников, С.Л.Рубинштейн и др.)  художественного образования (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, Л.М.Предтечинская, Б.П.Юсов и др.) развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльнонин).

Программа основана на идее знакомства с искусством малой родины  как ступенькой к пониманию искусства в целом. Концептуальной идеей «от малого к большому» и «от большого к малому». То есть изучение культуры малой родины дает понимание культуры России и мира, и наоборот культура России и мира  переосмысливает культуру родного края. Любое явление искусства должно   быть прочувствованно, познано, личностно присвоено через художественный образ. Особое значение приобретают информационные и компьютерные технологии, аудио- видеоматериалы.

При отборе художественного материала учитываются положения программы области «Искусство», и  критерии такие как, художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность в современных условиях.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство региона, помогает освоить его, понять природу явлений массовой культуры региона и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируются установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства. Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные явления современной жизни.

              Программа направлена в первую очередь на развитие личности и достижения личностных результатов, как основы программы духовно-нравственного развития школьника.

Данная программа составлена в соответствии со следующими принципами:

Принцип непрерывности  и преемственности. Исторический и тематический подход к изучению обеспечивает преемственность этапов изучения материала. Художественный материал раскрывается и обобщается на другом качественном уровне и учитывает ранее изученный материал.

Принцип интеграции. Учитывая, системообразующий принцип дидактики, данная программа закономерно и логически рассматривает предметы области «Искусства». При изучении образовательного материала учащиеся могут рассмотреть изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, применять инструментарий и понятийный аппарат данных областей. Учащиеся продолжают учиться сравнивать, сопоставлять факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные в ходе занятий знания, развивать критическое мышление. Использование межпредметных и внутрипредметных связей помогают в дальнейшем развитии проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Принцип вариативности. Данная программа составлена так, что позволяет учителю в зависимости от условий вносить изменения. Отдавать предпочтения тем или иным темам, изменять тематику исследовательских работ с учетом интересов учащихся и социальными потребностями окружающего социума.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Как известно изучение искусства процесс глубоко личностный и индивидуальный. Именно на занятиях образовательной области «Искусства» учитель обращает внимание и осуществляет как приоритет получение личностных результатов. В результате направленности этих принципов идет формирование нравственных основ личности.    Программа направлена в первую очередь на развитие личности и достижения личностных результатов, как основы программы духовно-нравственного развития школьника.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа дополнительного образования «Искусство Омска и Усть-Ишима (омской области) составлена в соответствии с количеством часов, указанном в учебном плане для курсов дополнительного образования и внеурочной деятельности. Данная программа составлена на 70 учебных часов. Из них 35часов отдано на теоретические занятия и 35 часов исследовательской деятельности учащихся.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Постижение искусства направлено на эмоционально-ценностное освоение мира и происходящих в нем явлений в различных художественно-образных формах творческой деятельности человека.

При изучении предметов «Изобразительное искусство», «Музыки», «Литературы», «Искусство» учащиеся получили некоторые представления о выразительных средствах искусства, об образном языке искусства, об особенностях искусства. На данном этапе формируется полная картина мира понимания эстетических основ и значение роли искусства в жизни человека и общества.

Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, учатся понимать роль традиций и новаторства. И в этом помогает культура и искусство малой Родины, то, что находится рядом, с которым учащиеся могут соприкасаться ежедневно. Омская культура разнообразна. В Омске представлена архитектура разных эпох и стилей, от классицизма и модерна до сталинского ампира и современного архитектурного облика города. Омск город театральный. Знаменитые актеры М.Ульянов,  Л.Полищук, актерские династии Дворжецких и Чонишвили прославили Омск - театральный. В.Шабалин и знаменитый Омский русский народный хор внесли лепту в музыкальное творчество Омска. Изобразительное искусство представлено знаменитыми художниками М.Врубель, К.Белов, М.Разумов, И.Солодухин, и другие.  Усть-Ишим занимает достаточно скромное место в культуре омской области. Но при этом,  к талантам Усть-Ишима можно отнести: Т.Баланчивадзе, одну из солисток Омского русского народного хора, Н.Оперман, Е.Матвееву, Д.Самуляка и Е.Волохову имеющих звание «заслуженный артист Усть-Ишимского района» и коллективы имеющие звание «Народный» танцевальный ансамбль «Туесок» основатель Л.Епанчинцева, руководитель В.Рассказов, вокальные ансамбли «Вдохновение» основатель О.Медведева, руководитель Л.Мокринская, «Чешме», «Реченька», «Аккош», театр имени Л.Фатеевой руководитель Е.Карзунина.

Эмоциональное восприятие духовного наследия малой Родины, умение оценивать произведения искусства и высказывать собственное мнение о сущности культуры Омска и Усть-Ишима, участие в художественном творчестве включают учащихся в процесс освоения мира в целом.

ЛИЧНОСТНЫЕ. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты: в  соответствии  с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, программе «Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России», стандартам программам образовательной области «Искусство» для основного общего образования и программе  «Искусство» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критской. проявляются в формировании и развитии индивидуальных особенностях личности, которые развиваются в процессе художественно-творческой деятельности обучающихся на занятиях по данной программе:

-формирование чувства гордости за свою малую Родину,  ее культуру и искусство, знания исторических истоков, основных направлений и этапов развития культуры и искусства Омска и Усть-Ишима; понимание ценности культурного наследия народов населяющую нашу область; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества через понимание культуры и искусства Омска и Усть-Ишима.

-присвоение художественного опыта народа населяющего  омскую область в его органичном единстве и разнообразии; понимание природы культур и религий народов, населяющих омскую область, обогащение на  основе полученных знаний собственного духовного мира;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Омска и Усть-Ишима в процессе творческой деятельности учащихся;

- обогащение собственного опыта духовного мира через понимание культуры и искусства Омска и Усть-Ишима.

-наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на произведение искусства через понимание культуры и искусства Омска и Усть-Ишима.

-ответственное отношение, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

-уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания для решения задач творческой деятельности учащихся;

-наличие художественных предпочтении, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству, через понимание культуры и искусства Омска и Усть-Ишима.

-освоение ролей и форм социальной жизни в группе и в сообществах; участие в общественной жизни лицея с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностях;

- коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

- навыки проектирования индивидуальной  художественно-творческой деятельности и понимании своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты: соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, программе «Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России», стандартам программам образовательной области «Искусство» для основного общего образования и программе предмета «Искусство» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критской, характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения;

-самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

-адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности их решения;

-осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;

-устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установление ассоциаций, аналогий и классификаций;

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;

-осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаций для выражений своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-пользоваться информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ-компетентности0;

-понимать многофункциональность искусства и  его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционирования современного социума;

-эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.

Предметные результаты соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, программе «Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России», стандартам программам образовательной области «Искусство» для основного общего образования и программе предмета «Искусство» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критской, включают:

-расширение сферы познавательных интересов, гармоничное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;

-присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства через понимание культуры и искусства Омска и Усть-Ишима; понимания и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии, через понимание культуры и искусства Омска и Усть-Ишима;

-общее представления о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений  культуры и искусства Омска и Усть-Ишима;

-развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;

-осознанное применения специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления культуры и искусства Омска и Усть-Ишима;

- умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства Омска и Усть-Ишима (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);

- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;

- иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства через понимание культуры и искусства Омска и Усть-Ишима в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни.

-использование знаний, умений навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

        ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании курса учащиеся научатся, в соответствии Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, программе «Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России», стандартам программам образовательной области «Искусство» для основного общего образования и программе предмета «Искусство» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критской:

- понимать значимость искусства малой Родины, его место и роль в жизни человека, уважать культуру другого народа;

- воспринимать явления культуры малой Родины  ее значение и место в культуре нашей страны;

- личностно интерпретировать художественные образы, делать выводы и умозаключения;

- описывать и давать оценку явлениям художественной культуры Омска и Усть-Ишима;

- осуществлять самооценку художественно- творческих возможностей;

- структурировать изученный материал, полученный из разных источников, в том числе в интернете, применять информационно-коммуникативные технологии в индивидуальной и коллективной проектной деятельности;

СОДЕРЖАНИЕ  И СТРУКТУРА КУРСА

Основное содержание представлено следующими разделами 1.Исторический облик Омска и области. (1час) 2.Архитектура Омска и области (9 часов) 3.Изобразительное искусство  Омска (8 часов) 4.Музыкальная культура Омска (9 часов) 5.Омск театральный (8 часов). В  программных разделах представлены художественные особенности  искусства города Омска и культуры Усть-Ишимского района.

Примерные темы исследований по изучаемому курсу: «Усть-Ишимский храм», «Ансамбли «Вдохновение», «Реченька»,  «Чешме», «Заслуженные артисты района Н. Оперман, Е. Матвеева, Д. Самуляк». «Народный ансамбль танца «Туесок»,  «Народный театр имени Л.Фатеевой».

1.Исторический облик Омска и области. Вводное занятие. Исторические особенности основания Омска и Усть-Ишима. Изменение социо-культурного пространства от основания до наших дней. Культурные особенности региона.

2.Архитектура Омска и области. Омская крепость. Памятники архитектуры крепости. Тарские, Тобольские ворота, постройки омской крепости. Деятельность омских архитекторов. Исторический центр. Вклад архитекторов И.Г.Хворинова, В.П.Стасова, Э.Ф.Вирриха в архитектурный облик Омска. Храмовая архитектура. Успенский собор, Кресто-Воздвиженский кафедральный собор, Казачий Свято-Никольский собор Архитектура XIX- XX. Улица Ленина (Любинский проспект). Омский модерн. Памятники деревянной архитектуры. Сталинский ампир. Конструктивизм, функционализм. Современный облик города. Экскурсия в Усть-Ишимский храм. История создания храма. Особенности постройки. История села-история храма.

3.Изобразительное искусство  Омска. Изобразительное искусство Омска. Особенности школы изобразительного искусства Омска. К.Белов и А.Либеров – вклад художников в развитие изобразительного искусства города. Художники  соцреализма. Омский пейзаж. Омский портрет. Омские музеи изобразительного искусства. История создания музея изобразительных искусств имени М.Врубеля, музей К.Белова. Либеров-центр.

4.Музыкальная культура Омска В.Шабалин. У истоков омского музыкального общества. Омская филармония прошлое и настоящее. Государственный Омский русский народный хор. Усть-Ишимские гастроли коллектива. Ансамбли «Вдохновение», «Реченька», «Чешем» заслуженные артисты района Н. Оперман, Е. Матвеева, Д. Самуляк. Певческие коллективы Усть-Ишима. Танцевальная мозаика. Хореографический ансамбль «Солнышко». Пути сотрудничества. Народный ансамбль танца «Туесок».

5.Омск театральный. Омские театры. Омский драматический театр. Музыкальный театр. «Галерка». Пятый театр. Лицейский театр. Студия Любови Ермолаевой, Театр кукол. Народный театр имени Л.Фатеевой Усть-Ишима. История и современность. Великие люди Омска. М.Ульянов, В.Талызина, Л. Полищук. С.Чонишвили. Театральные династии Дворжецкие, Чонишвили.

6. Исследовательская деятельность. Выбор  темы исследования. Определение целей и задач работы. («Усть-Ишимский храм», «Ансамбли «Вдохновение», «Реченька»,  «Чешме», «Заслуженные артисты района Н. Оперман, Е. Матвеева, Д. Самуляк». «Народный ансамбль танца «Туесок»,  «Народный театр имени Л.Фатеевой».) Работа с архивными материалами музея, дома культуры МЦКД. Интервью с руководителями коллективов, с участниками, в том числе первых составов по возможности. Посещение репетиций и выступлений коллективов. Анкетирование школьников и родителей. Их отношение к коллективам, участникам. Обработка и систематизация полученной информации. Создание презентаций, видеофильмов, письменное оформление работ. Защита проектов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Для учащихся:

1. М.А.Гузик, Н.В.Зеликова «Учебный путеводитель по художественной культуре

 России » М.»Просвещение»2002.

2. Г.И.Данилова Мировая художественная культура 10-11 класс. М.Дрофа 2006 (учебник).

3. Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова Е.Д.Критская «Искусство 8-9 классы» М «Просвещение» 2011.(учебник).

4. Культура Омского прииртышья: театр, музыка, изобразительное искусство Хрестоматия Омск 2007.

Для учителя:

1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам Искусство 5-9 классы М. «Просвещение» 2010.

2. Сборник рабочих программ «Музыка  Искусство» Предметная линия учебников

 Г.П.Сергеевой Е.Д.Критской М «Просвещение» 2011.

3.Методическое пособие Рекомендации по составлению рабочих программ Искусство 5-11 классы М. «Дрофа» 2014.

4.Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации 5-9 классы М. «Просвещение»2014.

5. Т.В.Бабикова «Изобразительное искусство Омска»  Омск 2006.

6. М.А.Гузик, Н.В.Зеликова «Учебный путеводитель по художественной культуре

 России » М.»Просвещение»2002.

7. Г.И.Данилова «Мировая художественная культура 10-11 класс». М.Дрофа 2006 (учебник).

8. Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова Е.Д.Критская «Искусство 8-9 классы» М «Просвещение» 2011. (учебник).

9.Культура Омского прииртышья: театр, музыка, изобразительное искусство Хрестоматия Омск 2007.

10. М.А.Гузик, Н.В.Зеликова «Учебный путеводитель по художественной культуре

 России » М.»Просвещение» 2002.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование объектов

Кол-во

примечание

Библиотечный фонд

1

Стандарт основного общего образования области «Искусства», программа «Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России»,

примерная программа «Искусство»,

рабочие программы по искусству,

Д

2

Методические пособия

Д

3

Альбомы по искусству, репродукции

Д

4

Учебно-методические комплекты

К

5

Книги о музыке и музыкантах

П

6

Справочные пособия, энциклопедии по искусству, словари искусствоведческих терминов

Д

Печатные пособия

7

Учебно-наглядные пособия: таблицы, схемы

Д

8

Портреты выдающихся людей искусства.

Д

9

Альбомы с демонстрационным материалом

Д

10

Дидактический раздаточный материал.

К

Информационно-коммуникационные средства

11

Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением

Д

12

Мультимедийный проектор

Д

13

Видеоплеер

Д

14

Мультимедийные обучающие художественные программы

Д

15

Электронные библиотеки по искусству

Д

16

Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке

Д.

Технические средства обучения

17

Музыкальный центр

Д

18

CD/ DVD проигрыватели

Д

19

Телевизор

Д

20

Аудиторная доска

Д

Экранно-звуковые пособия

21

Аудиозаписи по различным видам искусства

Д

22

DVD фильмы по различным видам искусства, записи спектаклей и выступлений артистов.

Д

Учебно-практическое оборудование

23

Музыкальные инструменты

Д

24

Мольберты

К

25

Краски акварельные, гуашевые, тушь, фломастеры, сангина, уголь, пастель, пластилин.

К

26

Бумага А3,А4.

К

27

Кисти беличьи, щетина, емкости для воды.

К

28

Клей, ножницы.

К

Специализированная учебная мебель

29

Столы

К

30

Стулья

К

31

Стеллажи для книг и оборудования

Д

32

Мебель для проекционного оборудования

Д

33

Мебель для хранения таблиц и плакатов

Д

Д - демонстрационный материал

К- полный комплект

Ф- комплект для фронтальной работы

П – комплект необходимый для практической работы

 

Поурочное планирование по курсу

Искусство  Омска и Омской области

8 класса (70 часов) в соответствии с программой

«Искусство» Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.

дата

Тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1 Исторический облик Омска и области. (1час)

1

Вводное занятие

1

Раздел 2 Архитектура Омска и области (9 часов)

2

Омская крепость

1

3-4

Исторический центр

2

5-6

Храмовая архитектура

2

7-8

Архитектура XIX- XX

2

9-10

Экскурсия в Усть-Ишимский храм

2

Раздел 3 Изобразительное искусство  Омска (8 часов)

11

Изобразительное искусство Омска

1

12

К.Белов и А.Либеров

1

13

Художники  соцреализма

1

14

Омский пейзаж

1

15

Омский портрет

1

16-18

Омские музеи изобразительного искусства

2

Раздел 4 Музыкальная культура Омска (9часов)

19

В.Шабалин. У истоков омского музыкального общества

1

20

Омская филармония прошлое и настоящее

1

21-22

Государственный Омский русский народный хор

2

23

Ансамбли «Вдохновение», «Реченька», «Чешем» заслуженные артисты района Н. Оперман, Е. Матвеева, Д. Самуляк.

1

24

Танцевальная мозаика

1

25

«Солнышко»

1

26

Народный ансамбль танца «Туесок»

1

Раздел 5 Омск театральный (8 часов)

27-28

Омские театры.

2

29-30

Народный театр имени Л.Фатеевой.

2

31-32

Великие люди Омска. М.Ульянов

2

34-35

Великие люди Омска. В.Талызина, Л. Полищук. С.Чонишвили.

2

Раздел 6 Исследовательская деятельность (35 часов)

36-37

Выбор  темы исследования. Определение целей и задач работы.

2

38-49

Работа с архивными материалами музея, дома культуры МЦКД.

12

41-43

Интервью с руководителями коллективов, с участниками, в том числе первых составов по возможности.

3

44-46

Посещение репетиций и выступлений коллективов.

3

47

Анкетирование школьников и родителей. Их отношение к коллективам, участникам.

1

48-60

Обработка и систематизация полученной информации.

13

61-68

Создание презентаций, видеофильмов, письменное оформление работ

8

69-70

Защита проектов.

2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Примерные программы основного общего образования Искусство. М. «Просвещение» 2010.

2. Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5-9 классы М. «Просвещение» 2010.

3. Искусство. Планируемые результаты. Система заданий 8-9 классы. М. «Просвещение» 2013.

4. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации 5-9 классы М. «Просвещение» 2014.

5. Сборник рабочих программ. Музыка. Искусство. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. 5-9 классы М. «Просвещение» 2011.

6. Методическое пособие. Рекомендации по составлению рабочих программ. Искусство 5-11 классы М. «Дрофа» 2014.