Сохраним наше наследие
план-конспект урока по краеведению (7 класс) на тему

Предлагается план урока  по историческому краеведению для 7 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОХРАНИМ НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Карпушова В.С.

МБОУ Дивеевская средняя общеобразовательная школа,  Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево

Зовут к себе и города, и нивы, 
И шум лесов, и волны ковыля. 
Твои святыни вечно будут живы, 
Моя Нижегородская земля

В.А. Шамшурин

Краеведение сегодня – составная часть исторического образования.

Педагоги-историки отчетливо понимают, что единственно реальный путь выхода из кризиса – обращение к богатому духовно-нравственному наследию России, к основам нашей национальной культуры. Неотделима история края от истории страны.

Курс исторического краеведения регионального базисного плана Нижегородской области приобрел за последние годы первостепенное значение для духовно-нравственного воспитания будущих граждан на примерах жизни и подвигов сланных и великих земляков. Возрастает новизна и значение изучения исторического краеведения в Дивеевской средней школе. Курс помогает школьникам освоить возрождаемое культурно-духовное православное наследие родного края. В нашей школе особенный по сравнению с другими контингент учащихся и микроклимат: не прекращается поток прибывших на жительство семей в село,  которое является IV уделом Богородицы,  здесь покоятся мощи святого старца Серафима Саровского. [1], [2]

Своеобразие предмета требует специальной технологии изучения истории села, осознания его как духовного центра России. Разработана так же программа краеведческого кружка, которая получила лицензию в апреле 2011 года (№8532).

Главное – ориентация на усвоение и необходимого объема знаний по истории малой Родины, и духовно-нравственное воспитание. Мой девиз – каждый ученик знает историю родной школы и родного села, того уголка Земли, где он родился, где живет, где жили его предки.

Школьники участвуют в конкурсах, олимпиадах различного уровня, занимают призовые места; пишут социальные проекты; изучают историю семьи и свою родословную; выступают на районных научно-практических краеведческих конференциях; совершают экскурсии; проводят социологические опросы; готовят сообщения и презентации. Помогает ученикам литература по истории родного края, книги энтузиастов-краеведов В.И. Карпушова, супругов Шекуровых. [4];[5],[9]

Мы приглашаем ветеранов войны, тружеников тыла, сотрудников районной библиотеки, которые проводят увлекательные мероприятия по истории края, участников локальных войн В. Утина, А.Харитонова; собираем экспонаты для краеведческого уголка, для кабинета истории школы, созданного многолетними трудами Отличника  народного просвещения В.А Малышевой.

Наши дети  гордятся славной историей своей малой Родины – дивеевская земля дала России 5 Героев Советского Союза, 2 полных кавалера орденов Славы, военного советника Фиделя Кастро полковника В.В. Немировского, ученых, врачей, учителей, поэтов, писателей, летчиков, моряков; здесь начинал свой трудовой путь врач, академик Н.Н. Блохин, имя которого присвоено Центральной районной больнице; дивеевскую агитбригаду 60-х годов слышала Москва. Имя погибшего в бою десантника 6 роты Псковской дивизии, выпускника школы, 19-летнего Андрея Зайцева увековечено на памятной доске в школе.

Предлагаю вариативную разработку урока по краеведению в 7 классе (1-2 часа).

Тема урока: Дивеево – духовное наследие России.

Цель: раскрыть основные этапы истории Серафимо-Дивеевского женского монастыря и жития Серафима Саровского.

Задачи:

  • Формирование нравственных ценностей в личностных ценностях учащихся.
  • Воспитание любви к родному краю, гордости за свою малую Родину.
  • Привлечение внимания школьников к истории родного края, проблемам его развития.

Содержание урока

  • Звучит Колокольный звон. Начало урока. Оргмомент.

Эпиграфы к уроку:

  1. «Повествовать о преподобном Серафиме и умолчать о дивном Дивееве так же невозможно, как нельзя сказать об отце и опустить о детях. Дивеево после собственной души его есть главное детище святого старца, плод духовного рождения его, полное чудес». С.А.Нилус, духовный писатель н. ХХвека.
  2.  «Стяжи дух смирен и тысячи спасутся около тебя».  Серафим Саровский.
  3. «Любить Родину – вот истинный смысл жизни. Помни о своих корнях». Академик Д.С. Лихачёв.

На доске  - рисунки учащихся по теме урока. Выставка книг.

  • Звучит запись песни Жанны Бичевской.
  • Учитель: почему наше родное село стало центром массового паломничества людей?
  • Как вы понимаете выражение: «вечные святыни»?
  • Сообщения учащихся, электронные презентации по вопросам:
  1. История возникновения Серафимо-Дивеевского монастыря.
  2. Архитектурный комплекс монастыря.
  3. Святые источники на святой земле.
  4. Святая Канавка Богородицы.
  5. Жизнь и духовные подвиги саровского чудотворца Серафима и его пророчества.
  6. Посещение Сарова и Дивеева и императорской семьей в 1903 году.
  7.  Разгон и восстановление обители. Второе обретение святых мощей Преподобного Серафима.
  • Обсуждение анкетирования. Школьник опросили 200 человек разного возраста, пола, профессии. К проведению анкетирования были привлечены и учащиеся тех классов, где я работаю. Обсуждение итогов анкетирования  прошло оживлено, социальная роль журналиста научила общению. Учащиеся выразили желание продолжить этот вид учебной работы, сделать его более технологичным (например, отпечатать вопросы с вариантами ответов для быстроты подсчета мнений).

Выразим данные опроса в таблице.

Вопросы

2008 (%)

2013 (%)

Связывают свою жизнь с Дивеевом

60

85

Считают себя верующими

55

85

Отрицательно относятся к паломникам, приехавшим на жительство

8

2

Мало знаю об истории монастыря

79

20

Будущее села связывают с развитием монастыря

45

100

  • Закрепление. Викторина. Тестирование.

Викторина по теме: «Дивеево как духовное наследие России».

Впиши (скажи) нужное:

  1. Православные люди называют Дивеево…(Четвертый удел Богородицы на земле)
  2. Основателем Серафимо-Дивеевского монастыря является…(помещица Агафья Мельгунова)
  3. Серафима Саровского в детские годы звали…(Прохор)
  4. Он родился в …году в городе…(1 августа 1754г., Курск)
  5. Имя «Серафим» в переводе означает «пламенный».
  6. Серафим получил это имя  в …(Саровский мужской монастырь)
  7. Дата строительства Троицкого храма монастыря (1845 – 1875гг.)
  8. Архитектор Троицкого монастыря…(Константин Тон)
  9. Старец умер в …году(1833, 15 января)
  10. Когда Серафим Саровский был канонизирован – в …году(1903г.)
  11. Кто и когда из российских императоров  бывал в Сарове и Дивееве (Николай II с семьей в 1903 году)
  12. Святые источники - …(Казанский, матушки Александры, батюшки Серафима)

Тестирование.

Вопросы на экране и на партах.

  1. Основателем села Дивеева является царь: А) Иван III;     Б) Иван IV Грозный;   В) Серафим Саровский;
  2. Дата основания с. Дивеево: А) 1459;     Б) 1659;   В) 1559;
  3. Основателем Дивеевской обители является: А) о. Серафим; Б) Помещица А.С. Мельгунова;   В) Царь Иван IV Грозный;
  4. В 1775г. в дивеевской округе случился страшный голод. Как матушка Александра отнеслась к этому: А) Кормила дивеевцев;     Б) Платила детям, которые приносили кирпичи строителям Казанской церкви;   В) Равнодушно;
  5. Соотнесите даты и события:
  1. 1760г.                                    А) Устройство Дивеевской общины;
  2. 1767 – 1772 гг.                     Б) Прибытие в Дивеево А.С. Мельгуновой;
  3. 1789г.                                    В) Строительство Казанского храма в Дивееве;
  1. Виделась ли мать Александра с о. Серафимом?

  А) Неоднократно;     Б) За несколько дней до своей кончины;   В) Нет;

  1. При каком правителе России произошли данные события? Соотнесите события и имена.

        1) Основание Саровской пустыни; А) Император Николай I;        

        2) Преобразование общины в монастырь; Б) Император Александр II;

        3) Основание Мельничной девичьей общины в Дивееве; В) Император Петр I;

  1. Мирское имя о. Серафима - …
  2. Дивеево называют…
  3. Дивеевская обитель преобразована в Серафимо-Дивеевский монастырь. Когда? Кем? Выберите правильный ответ.
  1. Игумения М. Ушакова;                                 А) 1760г.;
  2.  о. Серафим;                                                    Б) 1861г.;
  3. Матушка Александра;                                    В) 1826г.
  1. Поставить в хронологическом порядке этапы жизни преподобного Серафима.
  1. Иночество в Саровской пустыни (жизнь послушника, инока, иеродиакона и иеромонаха);
  2.  Старчество – деятельное служение на душевную пользу ближним;
  3.  Детство, отрочество и юность;
  4. Затворничество: 15 лет, 6 месяцев, 16 дней;
  5.  Отшельничество, столпничество и молчальничество: 15 лет ,5 месяцев, 19 дней.
  1. Соотнесите имя архитектора и название здания.

1) А.Никитин                             А) Троицкий собор

2)К. Тон                                       Б) Колокольня

3) А.Антонов                              В) Преображенский собор

Ответы:

1 – Б; 2 – В; 3 – Б; 4 – Б; 5 – 1Б, 2В, 3А; 6 – Б; 7  - 1В, 2Б, 3А; 8  - Прохор Исидорович Мошнин; 9 – Четвертым и последним уделом Богородицы на земле после Иерусалима, Афона и Киева;10 – 1Б; 11 -  3, 1, 5, 4, 2; 12 – 1Б, 2А, 3В.

  • Выводы учащихся и учителя.

Благодарю учащихся за большую кропотливую работу. Вы многому научились, многое осознали. Дивеево становится центром всемирного покаяния. Будущее Дивеева – это будущее России. Что спасет Россию? Что в основе нашей национальной культуры?

Ответ – возрождение духовных народных традиций тысячелетней православной России. Приведу слова В.И. Лопаткина, главы Земского собрания района: «Я никогда не противопоставлял Дивеево монастырю. Считаю, что они должны быть едины, дополнять друг друга. Я верую, и всё буду делать для того, чтобы Дивеево стало федеральным центром  - Центром православного паломничества и светского туризма.

В заключение прочитаю стихотворение нашей выпускницы Анастасии Шохиной о Серафиме Саровском, которое она мне подарила.

В молчании его свершалось слово,

В молении он тайну прозревал.

И бор сосновый чутко укрывал его

От взгляда праздного людского.

Но разве скрыться на верху горы

Светильнику, горящему так ярко?

И кротко зверь выходит из норы,

Чтоб хлеб его из рук отведать сладкий.

Бежит толпа крестьянской ребятни,

Среди колосьев в поле кличет старца,

Он им навстречу: радости мои,

Ну как же мог я вам не отозваться?

…Да, времени прошло  тех дивных пор,

Должно быть, много.

Вера стал чудом и по-монашески суров

Саровский бор – хранит святыню памяти под спудом.

Но в храм войдя, умойся, отряхнись от сна житейского,

Ищи его как дети. средь колосков

Молитвою прорвись.

И он тебе таинственно ответит.

Всё будет просто, вера ведь проста.

И в темноте потрескивая

Свечка вдруг осветит лучистые глаза.

Святой помолится – и сразу станет легче.

  • Домашнее задание.
  1.  Напишите эссе на тему:

«Дивеево, Серафим Саровский в судьбе России, в истории моей семьи».

  1. Запишите 3-4 интервью с близкими, соседями, знакомыми, товарищами по теме урока (социологический опрос).

Литература

Источники

1.Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда. Составил Архимандрит Серафим (Чичагов) 1903 г. – Издательство Братства св. Александра Невского. – Н.Новгород, 2004.

Литература

2. Букова О. Женские обители преподобного Серафима Саровского. (серия «Нижегородские были»). – Нижний Новгород, И.: «Книги», 2003.

3. Институт этнологии и антропологии РАН, и др. Наследие Серафима Саровского и судьбы России. Материалы конференции. Москва – Саров 2004 год. – Н.Новгород, 2005.

4. Карпушов В.И. Православное Дивеево. Документальное издание. – Арзамас, АГПИ, 2003.

5. Карпушова В.С. Дивеево – центр православия России. – Историческое краеведение в школе. Материалы областной научно-практической конференции 14 ноября 2001 г. – Н.Новгород, 2002.

6. Подурец А.М. Саров: памятник истории, культуры, православия. Н.Новгород, ТОО «Образ», 1998.

7. Преподобный Серафим, Царь и народ: Чудо прославления. Саров - Дивеево, 1903 год. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2003.

8. Пять веков Дивеевской земли XVI-XX столетия. – Н.Новгород: «Штрих», 1998.

9. Шекуров В.А., Святой Серафим, Дивеево в судьбах России: 138 вопросов и ответов на заданную тему (В.А.Шекуров, Н.А.Шекурова; фото В.П.Зюзина, П.В.Сушкова; рис. Е.В.Мочкаевой). – Арзамас: Арзамасская типография, 2007 – 204 с.: ил. – (Дивеевские колокола).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон "Сохраним нашу Землю голубой и зеленой"

В методической разработке представлены насущные экологические проблемы современности и пути их решения....

литературный журнал "Наше наследие"

Наше наследие» - это глянцевый культурологический журнал, в котором мы стремимся увлекательно рассказывать о серьезных вещах....

Наше наследие -Московско -Сибирский тракт

Успешное  внедрение  более  эффективных  методов  и  новых  форм  деятельности  в нашей  организации,  а  также  различные  ...

Экологическая агитбригада "Сохраним природное наследие нации!"

Экологическая агитбригада содержит материал о памятниках природы Чамзинского района Республики Мордовия. В районе четыре водных памятника. Показано бережное отношение мордвы к воде в образе Ведявы, со...

Публикации для Всероссийского конкурса "Наша страна - наше наследие!"

Публикации  для пректа "Интерактивная карта легендарных и необычных мест России", материал можно посмотреть на сайте http://www.prosv.ru/umk/spotligHt  в разделе "Электронная брошюра "И...

Внеклассное мероприятие "Сохраняя родную природу, сохраним наше будущее"

Внеклассное мероприятие "Сохраняя родную природу, сохраним наше будущее"...