Выступление на семинаре "Санкт-Петербург - синтез культур"
методическая разработка по краеведению (5 класс) по теме

Сидорина Наталья Павловна

Тема выступления "Синтез культур петровской эпохи. Изучение первых музейных коллекций в Петербурге во внеурочной деятельности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Тема семинара: «Санкт-Петербург – синтез культур»

Тема выступления:    

«Синтез культур петровской эпохи.  Изучение   первых музейных коллекций в Петербурге во внеурочной деятельности»

       

                                                         Посвящается 300-летию Кунсткамеры

       Если говорить о синтезе культур петровской эпохи (т.е. первых 3-х десятилетий нашего города), то следует признать, что «главным специалистом» в той области является конечно же сам Петр Великий.          Его пытливый ум, ярко проявившийся еще в детстве, личный интерес ко всему новому, неукротимая энергия – все это способствовало формированию неординарной личности.

       Еще до основания Петербурга, в конце XVII века в составе Великого Посольства царь совершает поездку по странам Европы. Результат этого вояжа – кардинальные реформы во всех областях российской жизни. И прежде всего – это петровские культурные преобразования.

        В ходе Северной войны, освобождая приневский край, начав строительство нового города в Невской дельте, Петр I не забывал   вести активную, и часто остро принудительную работу в культурной сфере. Мне кажется, что название нашего семинара «Санкт-Петербург – синтез культур» - это с нами теперь уже навсегда. Главное в этом петровском наследии – стараться не снижать планку.

       Тут, думаю, будет уместным привести слова русского поэта Максимилиана Волошина:

Царь Петр был первый большевик,

Замысливший Россию перебросить,

Склонениям и нравам вопреки

За сотни лет, к ее грядущим далям…

                                                              - 2 -

Он, как и мы, не знал иных путей,

Опричь указа, казни и застенка…

       Конечно, как и сегодня, культурные преобразования петровской эпохи продвигались с большим трудом. И стоило большого терпения, последовательной деятельности, принуждений и угроз, наград и поощрений, чтобы сдвинуть российскую слабообразованную народную глыбу в сторону изучения наук и искусств. И для достижения этой цели для царя Петра все средства были хороши. Как говориться - «кнутом и пряником».

          Надо признать, что практически все наши петербургские музеи «вышли из петровской Кунсткамеры».

          Первые его коллекции складывались по образцам «кабинетов редкостей» европейских монархов и знати, что вошло в моду во второй половине XVII века. Постигая корабельное искусство в Голландии, Петр в свободное время с интересом посещал картинные галереи, анатомические театры, частные собрания различных коллекционеров, обсерватории. Привезенные из Европы коллекции картин, часов, книги, оружие, мелкая пластика, фарфоровая посуда и пр. нашли себе место в Кремлевских дворцах и подмосковных царских селах.

         В январе 1714  года  часть  коллекций  Петра  была перевезена в Летний дворец царя и расположилась на втором этаже в Зеленом кабинете. Эта дата считается основанием первого в России естественно-научного музея – Кунсткамеры.

        Современник Петра I, английский поэт Александр Поп говорил: «Первая наука для человека есть изучение самого человека». Самая впечатляющая коллекция нашего царя – это купленные в Голландии за огромные деньги два полных   собрания местных анатомов Рюйша и Себы. По замыслу царя этой коллекцией можно было пользоваться как учебным пособием при обучении российских медиков.

                                                           - 3 -

         

        В 1718 году, после казни адмиралтейств-советника Кикина, его великолепный каменный двухэтажный дом на Шпалерной улице был выкуплен в казну. Надстроив третий этаж и осуществив перепланировку, по указу царя здесь разместили вторую по счету петровскую Кунсткамеру. Бесплатную для посетителей, получавших после просмотра музейных экспозиций еще и угощение. Но коллекции разрастались так быстро, что в этом же году было решено на Васильевском острове начать строительство нового специального музейного здания, в которое с удовольствием мы и сегодня приводим наших школьников, практически всех возрастов.

        Хочу напомнить, что это здание, пережившее и наводнения, и пожар, и перестройку, и восстановление со временем потеряло свое первоначальное название. У нас в городе нет музея с названием «Кунсткамера».  Так мы его называем лишь отдавая дань памяти его основателя, не дожившего до окончания строительства музея.

         Дело в том, что «Кунсткамера», задуманная первоначально как музей, в дальнейшем превратилась в научный комплекс. Здесь размещалась огромная библиотека с редкими книгами, химическая лаборатория, монеты и медали, необыкновенные камни, археологические находки. В музее было собрано большое количество удивительных анатомических препаратов, зоологических и ботанических диковинок. Особенностью музея было то, что посетителям показывали живых людей-уродов, монстров. Тут жили карлик, великан, существа с необычайными отклонениями в анатомическом строении и развитии.

  Именно в здании Кунсткамеры в XVIII – XIX вв. располагалась основанная Петром Великим Санкт-Петербургская академия наук, которая стала колыбелью современной Российской академии наук, Санкт-Петербургского государственного университета, Библиотеки

                                                       - 4 -

Академии наук, Главной астрономической обсерватории и еще десятков других современных российских научных и музейных учреждений. Недаром изображения здания Кунсткамеры являются логотипами не только этого Музея, но и Российской академии наук в целом.

        В 1830-х гг. из Кунсткамеры образовалось семь самостоятельных музеев – Зоологический, Ботанический, Минералогический. В 1879 г. два из них - Этнографический и Анатомический - были объединены в Музей антропологии и этнографии, который с 1903 г. носит имя Петра Великого. Экспонатами петровских коллекций пополнилась эрмитажная «Золотая кладовая» - это так называемые Сибирские коллекции – золото из курганов. Книги из личной петровской библиотеки можно увидеть и в Пушкинском Доме, и в Летнем дворце, в петергофском Монплезире, и в Домике Петра. Его собрание русского и европейского оружия представлено Эрмитаже, Артиллерийском музее. Макеты кораблей – в Военно-Морском музее.

       Словом, культурное наследие петровской эпохи в своем соединении, сочетании и составлении (что, собственно и означает слово «синтез») продолжают начатое основателем города дело по просвещению, интеллектуальному обогащению молодого поколения во многих  областях  науки  и  культуры.

Вариантов возможного изучения первых музейных коллекций в Петербурге во внеурочной деятельности достаточно много. Это:

  • Организация тематических классных часов;
  • Совершение образовательного путешествия по городу к намеченному объекту (в данном случае к одному из вышеперечисленных музеев), предварительно разработав несколько маршрутов и с привлечением родителей к образовательному процессу;

                                                     - 5 -

  • Проведение тематических конференций (в ГБОУ школе № 536 им. Т.И. Гончаровой была проведена детская конференция, посвященная 300-летию М.В.Ломоносова, Мемориальный музей которого располагается  в  здании бывшей петровской Кунсткамеры);
  • Участие в районных играх и конкурсах (в декабре 2013 года на базе ДД(Ю)Т Московского района проведена игра-конкурс «Петровский Петербург» подготовленная и проведенная учителем истории и культуры Санкт-Петербурга ГБОУ школы № 536);
  • Организация экскурсионного посещения учащимися музея, опять же с привлечением родителей и подготовкой их совместных творческих отчетов об увиденном;
  • Для учащихся среднего звена и старшеклассников могут быть разработаны рекомендации по самостоятельной исследовательской деятельности на базе музея.

Результатами такого освоения учащимися культурного   наследия   Петербурга  являются :

  • получение лично приобретенного опыта общения с подлинными произведениями отечественной и зарубежной культуры,
  •  эмоциональное впечатление, побуждающее детей к размышлениям, новым вопросам;
  • добывание интересующей информации непосредственно в городской среде или из музейной экспозиции;
  • формирование исчезающих сегодня навыков воспринимать информацию непосредственно от экскурсовода;
  • умение высказывать свое личное мнение по результатам увиденного и  услышанного,  с уважением выслушивать других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление содокладчика на школьном педсовете «Культура отношений как залог благоприятного микроклимата образовательного процесса»

В выступлении говорится о том, что неотъемлемой частью культуры отношений является культура общения, которой, безусловно, должен владеть каждый педагог, ведь он – образец для подражания ребенка....

Выступление на общешкольном родительском собрании «Культура поведения закладывается в семье»

Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей:                 — воспитание уважения к людям и результа...

Материалы выступления на заседании кафедры физической культуры

Материалы выступления на заседании кафедры физической культуры...

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта

В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового...

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Формирование культуры здорового образа жизни"

Материал выступления содержит сведения из опыта работы по формированию здорового образа жизни...

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта

В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соотвествии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового ...