Выступление на семинаре "Санкт-Петербург - синтез культур"
методическая разработка по краеведению (5 класс) по теме
Тема выступления "Синтез культур петровской эпохи. Изучение первых музейных коллекций в Петербурге во внеурочной деятельности".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема семинара: «Санкт-Петербург – синтез культур»
Тема выступления:
«Синтез культур петровской эпохи. Изучение первых музейных коллекций в Петербурге во внеурочной деятельности»
Посвящается 300-летию Кунсткамеры
Если говорить о синтезе культур петровской эпохи (т.е. первых 3-х десятилетий нашего города), то следует признать, что «главным специалистом» в той области является конечно же сам Петр Великий. Его пытливый ум, ярко проявившийся еще в детстве, личный интерес ко всему новому, неукротимая энергия – все это способствовало формированию неординарной личности.
Еще до основания Петербурга, в конце XVII века в составе Великого Посольства царь совершает поездку по странам Европы. Результат этого вояжа – кардинальные реформы во всех областях российской жизни. И прежде всего – это петровские культурные преобразования.
В ходе Северной войны, освобождая приневский край, начав строительство нового города в Невской дельте, Петр I не забывал вести активную, и часто остро принудительную работу в культурной сфере. Мне кажется, что название нашего семинара «Санкт-Петербург – синтез культур» - это с нами теперь уже навсегда. Главное в этом петровском наследии – стараться не снижать планку.
Тут, думаю, будет уместным привести слова русского поэта Максимилиана Волошина:
Царь Петр был первый большевик,
Замысливший Россию перебросить,
Склонениям и нравам вопреки
За сотни лет, к ее грядущим далям…
- 2 -
Он, как и мы, не знал иных путей,
Опричь указа, казни и застенка…
Конечно, как и сегодня, культурные преобразования петровской эпохи продвигались с большим трудом. И стоило большого терпения, последовательной деятельности, принуждений и угроз, наград и поощрений, чтобы сдвинуть российскую слабообразованную народную глыбу в сторону изучения наук и искусств. И для достижения этой цели для царя Петра все средства были хороши. Как говориться - «кнутом и пряником».
Надо признать, что практически все наши петербургские музеи «вышли из петровской Кунсткамеры».
Первые его коллекции складывались по образцам «кабинетов редкостей» европейских монархов и знати, что вошло в моду во второй половине XVII века. Постигая корабельное искусство в Голландии, Петр в свободное время с интересом посещал картинные галереи, анатомические театры, частные собрания различных коллекционеров, обсерватории. Привезенные из Европы коллекции картин, часов, книги, оружие, мелкая пластика, фарфоровая посуда и пр. нашли себе место в Кремлевских дворцах и подмосковных царских селах.
В январе 1714 года часть коллекций Петра была перевезена в Летний дворец царя и расположилась на втором этаже в Зеленом кабинете. Эта дата считается основанием первого в России естественно-научного музея – Кунсткамеры.
Современник Петра I, английский поэт Александр Поп говорил: «Первая наука для человека есть изучение самого человека». Самая впечатляющая коллекция нашего царя – это купленные в Голландии за огромные деньги два полных собрания местных анатомов Рюйша и Себы. По замыслу царя этой коллекцией можно было пользоваться как учебным пособием при обучении российских медиков.
- 3 -
В 1718 году, после казни адмиралтейств-советника Кикина, его великолепный каменный двухэтажный дом на Шпалерной улице был выкуплен в казну. Надстроив третий этаж и осуществив перепланировку, по указу царя здесь разместили вторую по счету петровскую Кунсткамеру. Бесплатную для посетителей, получавших после просмотра музейных экспозиций еще и угощение. Но коллекции разрастались так быстро, что в этом же году было решено на Васильевском острове начать строительство нового специального музейного здания, в которое с удовольствием мы и сегодня приводим наших школьников, практически всех возрастов.
Хочу напомнить, что это здание, пережившее и наводнения, и пожар, и перестройку, и восстановление со временем потеряло свое первоначальное название. У нас в городе нет музея с названием «Кунсткамера». Так мы его называем лишь отдавая дань памяти его основателя, не дожившего до окончания строительства музея.
Дело в том, что «Кунсткамера», задуманная первоначально как музей, в дальнейшем превратилась в научный комплекс. Здесь размещалась огромная библиотека с редкими книгами, химическая лаборатория, монеты и медали, необыкновенные камни, археологические находки. В музее было собрано большое количество удивительных анатомических препаратов, зоологических и ботанических диковинок. Особенностью музея было то, что посетителям показывали живых людей-уродов, монстров. Тут жили карлик, великан, существа с необычайными отклонениями в анатомическом строении и развитии.
Именно в здании Кунсткамеры в XVIII – XIX вв. располагалась основанная Петром Великим Санкт-Петербургская академия наук, которая стала колыбелью современной Российской академии наук, Санкт-Петербургского государственного университета, Библиотеки
- 4 -
Академии наук, Главной астрономической обсерватории и еще десятков других современных российских научных и музейных учреждений. Недаром изображения здания Кунсткамеры являются логотипами не только этого Музея, но и Российской академии наук в целом.
В 1830-х гг. из Кунсткамеры образовалось семь самостоятельных музеев – Зоологический, Ботанический, Минералогический. В 1879 г. два из них - Этнографический и Анатомический - были объединены в Музей антропологии и этнографии, который с 1903 г. носит имя Петра Великого. Экспонатами петровских коллекций пополнилась эрмитажная «Золотая кладовая» - это так называемые Сибирские коллекции – золото из курганов. Книги из личной петровской библиотеки можно увидеть и в Пушкинском Доме, и в Летнем дворце, в петергофском Монплезире, и в Домике Петра. Его собрание русского и европейского оружия представлено Эрмитаже, Артиллерийском музее. Макеты кораблей – в Военно-Морском музее.
Словом, культурное наследие петровской эпохи в своем соединении, сочетании и составлении (что, собственно и означает слово «синтез») продолжают начатое основателем города дело по просвещению, интеллектуальному обогащению молодого поколения во многих областях науки и культуры.
Вариантов возможного изучения первых музейных коллекций в Петербурге во внеурочной деятельности достаточно много. Это:
- Организация тематических классных часов;
- Совершение образовательного путешествия по городу к намеченному объекту (в данном случае к одному из вышеперечисленных музеев), предварительно разработав несколько маршрутов и с привлечением родителей к образовательному процессу;
- 5 -
- Проведение тематических конференций (в ГБОУ школе № 536 им. Т.И. Гончаровой была проведена детская конференция, посвященная 300-летию М.В.Ломоносова, Мемориальный музей которого располагается в здании бывшей петровской Кунсткамеры);
- Участие в районных играх и конкурсах (в декабре 2013 года на базе ДД(Ю)Т Московского района проведена игра-конкурс «Петровский Петербург» подготовленная и проведенная учителем истории и культуры Санкт-Петербурга ГБОУ школы № 536);
- Организация экскурсионного посещения учащимися музея, опять же с привлечением родителей и подготовкой их совместных творческих отчетов об увиденном;
- Для учащихся среднего звена и старшеклассников могут быть разработаны рекомендации по самостоятельной исследовательской деятельности на базе музея.
Результатами такого освоения учащимися культурного наследия Петербурга являются :
- получение лично приобретенного опыта общения с подлинными произведениями отечественной и зарубежной культуры,
- эмоциональное впечатление, побуждающее детей к размышлениям, новым вопросам;
- добывание интересующей информации непосредственно в городской среде или из музейной экспозиции;
- формирование исчезающих сегодня навыков воспринимать информацию непосредственно от экскурсовода;
- умение высказывать свое личное мнение по результатам увиденного и услышанного, с уважением выслушивать других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление содокладчика на школьном педсовете «Культура отношений как залог благоприятного микроклимата образовательного процесса»
В выступлении говорится о том, что неотъемлемой частью культуры отношений является культура общения, которой, безусловно, должен владеть каждый педагог, ведь он – образец для подражания ребенка....
Выступление на общешкольном родительском собрании «Культура поведения закладывается в семье»
Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей: — воспитание уважения к людям и результа...
Материалы выступления на заседании кафедры физической культуры
Материалы выступления на заседании кафедры физической культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/30/picture-871740-1483124081.jpg)
Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта
В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового...
Выступление на ГМО учителей физической культуры "Формирование культуры здорового образа жизни"
Материал выступления содержит сведения из опыта работы по формированию здорового образа жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1100912-1547223651.jpg)
Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта
В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соотвествии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового ...