Выступление содокладчика на школьном педсовете «Культура отношений как залог благоприятного микроклимата образовательного процесса»
статья по теме

 

В выступлении говорится о том, что неотъемлемой частью культуры отношений является культура общения, которой, безусловно, должен владеть каждый педагог, ведь он – образец для подражания ребенка. Не зря известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Воспитатель, воспитай себя». Учитель должен помнить, что рядом с ним всегда находятся десятки любопытных детских глаз, которые всё видят, всё запоминают, всему учатся и подражают. Культура общения является неотъемлемой частью технологии сотрудничества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура отношений как залог благоприятного микроклимата образовательного процесса.

Культура общения является, безусловно, неотъемлемой частью культуры отношений в целом, которые  складываются между  учителями, учеником и родителями.

Культура общения – это тот показатель, который отличает цивилизованное общество от всех других, населяющих земной шар. Особенно важно владеть так называемым  «этикетом общения», в первую очередь, нашим педагогам. Ведь мы не только должны учить «азам» этого самого культурного общения наших учеников, но и быть для них примером своим собственным поведением и общением с ними, с другими педагогами, с их родителями. Мы не должны забывать о том, что хотим мы того, или не хотим, мы являемся, особенно для учащихся младших и средних классов, образцом для подражания. Каждый из нас, наверное, наблюдая, что младшие школьники, играя в школу, обязательно подражают своей учительнице. ( Так, и у меня в детстве  дочь подражала Ольге Петровне, а Саша старался быть Надеждой Дмитриевной.) Не зря известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Воспитатель, воспитай себе», Каждый из нас должен помнить о том, что рядом всегда десятки любопытных детских глаз, которые все видят, все запоминают, всему учатся и подражают.

Умение общаться - большое искусство и жизненно важная необходимость для всех люде, и в том числе для детей и подростков. Общение дает знания, радость от  контактов  и ощущение своей социальной полноценности . Преодоление робости, стеснительности, неуверенности в себе лучше всего достигается через общение. Поэтому очень важно владеть культурой общения, которая включает в себя, прежде всего культуру личности, т.е. культуру  речи человека, культуру мышления, культуру эмоций.

Общение посредством слова (речевое общение) закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к поколению, потому что язык – это орудие культуры.

Культура речи означает умелое, свободное использование всех, средств и выразительных возможностей литературного языка. Мы должны учить детей, что не только знание, а свободное, умелое владение навыками дает возможность овладеть  культуры речи.

Важно объяснить детям, что есть специальные «правила  этикета общения», которые, конечно, надо соблюдать и нам, взрослым: это,  прежде всего, доверие к тому, с кем ты общаешься, вера в то, что человек обязательно откликнется  на твою просьбу, это, во-вторых, уважение к тому, с кем говорить( будь собеседник взрослый, или ребенок) и признание того, что человек – высшая ценность и общаться с ним надо бережно и вежливо, как писал известный педагог В.А. Сухомлинский, :Люди- это самое интересное  и прекрасное, что есть в жизни. Чтобы общаться с ними, надо  научится делать шаг им навстречу, придавая  контакту все новые формы и  оттенки.

Подросток нередко, чувствует себя непонятным, заброшенным и несчастным. Но если он овладеет навыками красивого  и вежливого общения, то он не останется вне контактов с людьми, увидев, что и они думают о нем, что и на его долю может выпасть немало внимания, нежности тепла.

Умение общаться помогает перекинуть мостики между людьми, ведет к доброжелательным отношениям.

  1. Надо работать над поколением словарного запаса. Чем шире и богаче лексикон человека, тем легче выразить ему свои мысли, легче понять себя и других.
  2. Совокупность всех правил поведения и словесного обращения составляет то, что называется этикетом. Надо серьезно относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно просто: то, что может неприятно вам, неприятно и окружающим.

«Воспитание речи еще в большей мере, чем всякое другое воспитание, удается  не путем корректировки с позицией интеллектуального превосходства, а лишь благодаря образцовым примерам». (Г.Г. Гадамер).

  1. В нашей профессии огромное значение имеет постановка голоса очень важно, каким тоном говорится та или иначе фраза.

А.С. Макаренко вспоминал: « Я сделался настоящим мастером своего дела только тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голосв…».

Следует помнить, что важно не просто обратится к человеку, но сделать это так, чтобы не  только твои слова были доброжелательны и уместны, но чтобы и твой взгляд, и улыбка, и тон, и весь твой облик располагали этого человека в твою пользу. Когда разговариваешь с человеком, надо смотреть ему в глаза, причем твой взгляд должен быть доброжелательным и ясным. Уже само выражение глаз, манера смотреть не сверху вниз и не снизу вверх, а прямо, с уважением и искренней симпатией располагает нас в пользу человека. Приветливая, добрая улыбка располагает будущего собеседника в нашу пользу.

Она сама уже по себе налаживает контакт,  создает обстановку взаимопонимания и доверия. Психологи считают, что общение без улыбки, особенно в экстремальных условиях,- дело почти невозможное .

  1. Чтобы стать человеком, общение с которым  доставляет людям искреннее удовольствие, надо постоянно работать над собой, узнавать много нового, собирать факты, которые не оставят равнодушными слушателей, т.е. стать эрудитом и интересным собеседником.
  2. Нельзя забывать о могуществе слова, о его власти над людьми, над их судьбой и настроением. Не случайно известный русский поэт Н.С. Гумилев писал:

Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

Следует помнить, что успехи в учебе, работе, добрые отношения с друзьями и знакомыми, нежные и прочные контакты в семье возможны только при умении общаться. Чуткое, доброжелательное и уважительное общение – залог здорового микроклимата в школьном коллективе.

В одной старинной сказке говорится, что у бедной женщины было две дочери: одна - трудолюбива и добрая, другая - ленивая и злая. И вот фея щедро одарила добрую девушку. Она сделала так, что стоит той заговорить, как из ее рта вылетали цветы и самоцветы. Злая девушка, напротив откроет рот, из него выскакивали лягушки, жабы и прочие гады. Надо стремиться через всю жизнь принести способность дарить людям цветы своей доброты, своего ума и таланта. Жить так, чтоб общение с тобой было приятно и желательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в изучении иностранных языков – залог успеха в образовательном процессе

Инновация – это процесс улучшения путём внесения каких-либо новшеств или акт введения чего-либо. Инновации неотъемлемо связаны с образовательным процессом. Именно этот процесс является атрибутом любог...

Педсовет. Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательно-образовательного процесса

Форма проведения: интеллектуальное кафе.Формы организации коллектива: работа в больших и малых группах, индивидуальная работа.Педагогические методики и технологии: технология модерации, технология тво...

2015-2016 учебный год. Школьный педсовет. «Инновационная деятельность педагогов как важнейшее условие в процессе преобразования современной школы». Доклад.

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определени...

выступление на педагогическом совете: «Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса»

Статья, содержит информацию - обобщение опыта педагога об активных методах , используемых на уроках обществознания в основной и старшей школе...

Выступление по теме Посещение и анализ урока как форма оценки качества образовательного процесса.

Обеспечение качества образовательного процесса  является основной целью  деятельности управленческой  команды каждого образовательного учреждения. Главным ресурсом, позволяющим достичь ...

Выступление на педагогическом совете «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»

«Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»...