Как говорил известный советский математик А.Н.Колмогоров, «не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». В учебной деятельности школьники осваивают предметные способы деятельности, способы работы с отобранным учебным содержанием без «привязки» к реальным ситуациям жизни. Очень важно, чтобы учебные предметы в школе имели прикладное значение. Если ученик знает, где и когда он сможет применить полученные на уроке знания, то его не надо будет заставлять учиться. В современном мире традиционные ценности образования – академизм и фундаментальность уходят на второй план. Новый приоритет – способность самостоятельно искать средства решения новых задач, актуальных для человека. Школа может и должна создать условия для развития таких способностей на материале учебных предметов в форме проектной и исследовательской деятельности. Ценность проектной деятельности в том, что школьники сами ставят, формулируют цели своего проектирования. Любой проект – это практическая деятельность. Готовит ли школа детей к жизни в реальном мире? «Прилежно учись, получай хорошие отметки – и ты найдешь высокооплачиваемую работу с большими льготами» - учили нас родители. Но отличные отметки уже не гарантируют успеха. Мир вокруг нас изменился, а советы остались прежними. Академическая успешность не гарантирует человеку способности адаптироваться к требованиям меняющегося мира. Для себя, как учителя обществознания, считаю наиболее важным воспитание граждан, реально соотносящих материальные, духовные и социальные потребности со своими возможностями и способностями, осознающих жизненную важность экономических, политических, социальных знаний «Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, - размышление; второй, самый легкий, - подражание; третий, самый горький, - опыт» (Конфуций, китайский философ, около 5 в. до н. э.) 21 век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные и активные методы сполна отвечают данным требованиям. Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить. В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода: 1) пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем - источником знаний. Основные методы -это лекция, чтение, опрос.
2) активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. 3) интерактивные: от англ. (inter - “между”; act – “действие”), таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. Умелое сочетание данных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования. Использование активных и интерактивных методов в учебном процессе способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся, формированию и развитию интеллектуальной деятельности, раскрытию практической ценности знаний и повышению успеваемости. Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной. Такие методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде. Меня, как учителя, волнует проблема, как построить урок так, чтобы не осталось равнодушных и пассивных учеников, мне эта форма работы интересна самой и поэтому, конечно, я стараюсь внедрять в преподавание обществознания интерактивное обучение. Далее я приведу некоторые примеры из своей практики: 1. интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное на уроке; взаимопроверка, например, знания понятий (устный опрос или письменный), затем учащиеся оценивают друг друга; 2. проверка усвоенного учеником материла (изучения новой темы, домашнего чтения) может быть организована в форме игры «Хочу спросить» или «Перестрелка вопросами»: ученик задает любому из класса свой вопрос со словами «хочу спросить (кого-то)», если он правильно отвечает, то вопрос задает ответивший, ученик, не давший правильного ответа, выбывает из игры, игра детям очень нравится, полезна при проверке домашнего задания; 3.создание ситуации выбора, дискуссия в аквариуме: в 6 классе по теме «Отрочество» можно устроить диспут или дебаты по проблеме « Кто я - взрослый или ребёнок?»… какой точке зрения вы отдаете предпочтение? Почему?; 4.проблемно-познавательные, логические задания: например, в 6 классе по теме «Труд – основа жизни» формулируется проблемные вопросы, познавательные задачи могут способствовать становлению различных мыслительных умений: - Что бы случилось, если бы..? - Какой труд называется простым..? - Что было бы, если не …? 5.сочинение стихов, синквейна. Этот вид работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания или закрепления изученного «Бизнес», « Дружба, сверстники, ровесники», « Семья» и т.п; 6. урок – экскурсия или приглашение: при изучении темы «Местное самоуправление» были приглашены представители местной администрацию, учащиеся встречались с заместителем главы городского поселения, предварительно они получили задание узнать, что такое местное самоуправление, какова структура органов местного самоуправления и их функции, что положительного и отрицательного в работе органов местного самоуправления. Урок «Гражданство» 9 класс - учащиеся готовят презентации о подданстве и гражданстве, гражданстве РФ и особенностях получения его, о получении гражданства в других странах – свои мини проекты защищают на уроке. 7.ролевые и деловые игры на уроках обществознания, например, в 6 классе при изучении темы «Деятельность человека» провожу игру «Три судьбы» (трое желающих учеников выходят за дверь, в это время они выбирают себе судьбу «человека - лентяя», «труженика» и «карьериста», а класс готовит вопросы для разговора во время беседы с этими уважаемыми пожилыми гостями в классе; трое участников заходят в класс, представляются, но не называют своей линии жизни или судьбы, ребята, задавая им отвлеченные вопросы, узнают, кто из них кто, у кого какая судьба сложилась), далее обсуждение вопроса «Чья судьба интересней? Какая линия жизни для вас ближе?»; при изучении темы «Общение» в 6 классе вначале урока провожу упражнение «Белая ворона» (группа учащихся обсуждает ситуацию с белыми воронами в природе и в обществе (групповая работа, обсуждение, спор), учитель наблюдает за происходящим: переход к изучению темы – «Что сейчас в ваших происходит? Почему? А дальше переход к теме и целям урока; 7. Дебаты: одна команда высказывает свое мнение о путях решения проблемы, другая команда приводит доводы в противовес сказанному ранее, Темы дебатов по обществознанию: - Подростки должны нести такую же ответственность за преступления, как и взрослые - .7 класс - ЕГЭ. За и против -11 класс - Обучение в школе следует продлить. - 10 класс - Права и обязанности человека. - 9 класс - Алкоголь, наркомания – это отклоняющееся поведение молодежи? - 11 класс 8. Групповая лабораторная работа по темам: Права гражданина РФ, Способности и потребности, Налоги и бюджет и т.д. Работа проводится с другими учебниками, документами. Основные характеристики интерактивного обучения: - комфортные условия, при которых ученик чувствует свою успешность; - идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности; - стоит задача – не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность; - все участники должны проявлять терпимость к любой точке зрения; - развиваются коммуникативные умения и навыки; - применяется индивидуальная, парная и групповая работа и разнообразные приемы деятельности; - обсуждаемые темы неоднозначны. Через интерактивное обучение выхожу на решение следующих задач: практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.
Вот некоторые правила, которые полезно учесть, приступая к организации интерактивного обучения на уроках: 1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики. 2. Надо позаботиться о психологической подготовке учеников. Полезны разминки, постоянные поощрение учеников за активное участие в работе. 3. Количество учащихся не должно быть большим (не более 25). Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность участия в решении проблемы. 4. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. 5. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения. 6. Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности. Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии: Положительные стороны | Отрицательные стороны | Расширение ресурсной базы | Первоначально сформулированная тема может быть рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся | Высокая степень мотивации
| Трудности установления дисциплиныы и ее поддержания | Максимальная индивидуализация обучения
| Строгий лимит обучающихся
| Акцент на деятельность, практику | Объем изучаемого материала небольшой | Широкие возможности для творчества | Требуется большое количество времени | Прочность усвоения материала
| Сложность индивидуального оценивания
|
В заключении хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.
Список использованной литературы. - Короткова М. В.“Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников” М., 2003г.
- Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2003г.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998г.
- Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2000, №1
|