Активные методы обучения как способ повышения эффективности преподавания предметов
статья по алгебре

Борщева Галина Сергеевна

Активные методы обучения — (АМО) методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей.

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx107.94 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Активные методы обучения как способ повышения эффективности преподавания предметов»

 

 

 

Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения — (АМО) методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей.

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Признаки активных методов обучения

  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.

Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы:

индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

  • Дискуссионные.
  • Игровые.
  • Тренинговые.
  • Рейтинговые.

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач. Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

  • Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
  • Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов.

Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.

  • Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
  • Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН

— это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.

  • Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

 

Исследования доказали, что человек запоминает: только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит;

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.  

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.

 

АМ начала образовательного мероприятия (ИНИЦИАЦИЯ)

«ПОЗДОРОВАЙСЯ ГЛАЗАМИ»

Учитель предлагает поздороваться друг с другом не словами, а молча - глазами. Нужно постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение

«ПОЗДОРОВАЙСЯ ЛОКТЯМИ»

1 ряд положите руки на талию, 2-ой -руки за голову, 3-й - одна рука на талии, другая за головой. Теперь поздоровайтесь локтями друг с другом.

«ПОДАРИ ПОДАРОК ДРУГУ»

Учащиеся под музыку передают (дарят) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.

Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: «Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»

«КАРАНДАШ»

Взять карандаш и в парах указательными пальцами его удержать, поднять руки вверх, опустить вниз, выполнить круговые движения.

«ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Скажем: «Здравствуйте!»  руками (участникам игры нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих). Скажем: «Здравствуйте!» глазами (игрокам можно встретиться взглядом с тем, с кем хочется). Скажем: «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом (все участники игры произносят хором слово здравствуйте).  

ЭПИГРАФ К УРОКУ. ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ.

«ПОЖЕЛАНИЕ УДАЧИ»

«КОМПЛИМЕНТ»  

 по команде, поворачиваясь друг к другу, говорят комплимент  

«ЛЕТАЮЩИЕ ИМЕНА»

Ребята называют имена друг друга: тот, кто услышал свое имя- называет другое имя. Итак, громко и радостно произносят имена всех ребят.

«ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ ПО ОБЩЕМУ ПРИЗНАКУ»

 заранее планируется учителем, в группах 6-8 человек

«САМОЛЕТ»  

Учащиеся должны в группах из листка бумаги сделать бумажный самолет. При этом каждый может работать только одной рукой.

«КЛУБОК»  

 Передают друг другу клубок, смотрят на получившийся узор.

 

АМ начала образовательного мероприятия (вхождение или погружение в тему)              

«ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

  • Самостоятельное решение
  • Коллективная проверка результатов
  • Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

«ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ФАКТ», который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.  

«РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ»  

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре".  

«СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА»  

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание

концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина

обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.                                                                  

 

«ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ»

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

«ГРУППИРОВКА»

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут

внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.                                                                        

«ИСКЛЮЧЕНИЕ»

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае учащимся необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Формулируется учебная цель.

«ТЕМА-ВОПРОС»

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа

«ПАЗЛ»  

В группе дети составляют пазл, на котором имеется изображение. В каждой группе свое, например, квадрат, прямоугольник, трапеция, дети догадываются, что тема урока - четырехугольники

«КРОССВОРД»

Учащиеся разгадывают кроссворд по теме повторения пройденного материала, в итоге получая новое слово. Далее формулируется тема и цели урока.  

                                                       

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников…

«ФРУКТОВЫЙ САД»

Учащимся раздаются вырезанные из бумаги яблоки (ожидания) и лимоны

(опасения) и предлагается попробовать   определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, чего опасаются, записать и прикрепить на определенное дерево: яблоня и лимонное дерево. После выполнения подводятся итоги выяснения ожиданий и опасений.

 «ДЕРЕВО ОЖИДАНИЙ»

В начале занятия раздаются заранее заготовленные яблоки. На них ученики пишут свои ожидания и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзину. Этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед

«ПОЛЯНА ГРИБОВ»  

Нарисовать на листе ватмана лесную поляну и приготовить корзинку для грибов. На поляне написать «МОИ ОПАСЕНИЯ», а на корзинке «МОИ ОЖИДАНИЯ». На приготовленных шаблонах грибов (каждому по 2) обучающиеся пишут: на одном свои опасения и помещают на полянку, а на другом свои ожидания и помещают в корзинку. (Можно предположить, что грибов на поляне будет больше, чем в корзине). На полученные ожидания, а особенно опасения учителю необходимо обратить особое внимание на уроке

«ЧТО У МЕНЯ НА СЕРДЦЕ»

Ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

«ПРОГНОЗ ПОГОДЫ».  

Заранее готовятся два плаката: на одном нарисовано яркое красивое улыбающееся Солнышко, на другом мрачная серая Туча. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги желтые солнышки и серые тучки. Учитель предлагает обучающимся определить, что они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько.  «ЛЮБИТ- НЕ ЛЮБИТ»

Каждый участник должен сообщить группе, что он/она ЛЮБИТ делать, а что НЕ ЛЮБИТ и написать это на соответственно белых или серых лепестках. После ответа приклеить это к желтой серединке ромашки «ожидания» и черной серединке ромашки «опасения». Тем самым у модератора появятся представления о том, какие могут быть опасения и ожидания

 

АМ презентации учебного материала

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

  1. этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.  

  1. этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.
  2. этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

 «ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ» или «ИНСЕРТ».

V           +                           -                          ?                 !

Знаю Новое         Иначе думал         Не знаю         Ответ готов

Знаком галочка отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику  и т.д.

  «СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА»

  Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие.  

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

«ИНФО_УГАДАЙКА»

Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее

«КОВЕР ИДЕЙ»

Один из методов решения проблемы.  Учащиеся делятся на 3-4 группы.          1 этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».

  1. этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
  2. этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
  3. этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

 

АМ организации самостоятельной работы над темой

 «АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

 Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

«ИНФО-КАРУСЕЛЬ»                                                                                            

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.

«КАРУСЕЛЬ»

Каждая группа отвечает на поставленные вопросы. Одна группа слушает аудиозапись, находит ответ, другая группа находит ответ из текста, третья через интернет, четвертая - из видеофрагмента. Все ответы записываются на доске, дополняются другими. Полученные результаты озвучиваются и подводятся итоги.

«ЭКСПРЕСС- ПОРТРЕТ»»

Каждый ученик в группе получает карточку с названием животного или растения. Перед группой стоит коробочка с набором картинок с изображением животных и растений. В течение 3 минут на листочке должен написать «портрет» этого животного (растения). Затем каждый в группе представляет свою работу, начиная со слов: «Я хочу представить вам зверя (птицу, насекомое…), он выглядит так…» и зачитывает «портрет». Ученики в группе отгадывают, чей «портрет» описан, находят в коробочке картинку с изображением.

«РАБОТА В ПАРАХ СМЕННОГО СОСТАВА»

 

АМ подведения итогов

«РОМАШКА»  

1. Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

 

«МУДРЫЙ СОВЕТ»»  

Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группойсоседкой.

«ИТОГОВЫЙ КРУГ»  

Учитель дает минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

«СВЕТОФОР».

Материал: карточки красного, зеленого и желтого цвета, на каждого участника. Участники выбирают карточку того цвета, который, по их мнению соответствует их оценки семинара.Зеленый – позитивно, желтый – нейтрально, красный – негативно.

«СИНКВЕЙН»

  1. строка- название синквейна
  2. строка- 2 прилагательных
  3. строка- 3 глагола
  4. строка- фраза на эту тему
  5. строка- существительное-синоним

 

АМ  релаксации

“КУЛАК_ РЕБРО_ ЛАДОНЬ»”

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 3-5 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе

«ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА И СОЛДАТ»

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла.. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева

«СТРЯХИВАЕМ ВОДУ С ПАЛЬЦЕВ»

  • Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.
  • Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

 «ЗАДУЙ СВЕЧУ»

  • Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.
  • Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у». Повторите упражнение 5-6 раз.

 «ЛЕНИВАЯ КОШЕЧКА»

  • Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.
  • Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!». Также повторите упражнение несколько раз

 «ЛИМОН»

  • Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.
  • Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.
  • Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.

Выполните это же упражнение левой рукой.

«ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ, ОГОНЬ И ВОДА    

 Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно, стараются услышать, как воздух входит наполняет все органы Земля. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, почувствовать большую стабильность и уверенность.

  • Огонь. Активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
  • Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

 

 

Как люди создали школу (притча)

Ребенок любит природу, поэтому его заперли в четырех стенах.

Ребенку нравится осознавать, что его работа имеет определенный смысл, поэтому все построили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы.

Ребенок не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности.

Ребенок любит работать руками, а его заставили учить теории и идеи.

Ребенок любит говорить - ему приказали молчать.

Ребенок стремится понять - его заставили учить наизусть.

Ребенок хотел бы сам искать знания - ему все дают в готовом виде ...

 

Фарьер, швейцарский педагог (1879-1960)

На уроке использованы АМО:

  1. Поздоровайся локтями
  2. Яркое пятно
  3. Подводящий диалог
  4. Знаю-не знаю-хочу узнать
  5. Пяточка-носочек

 

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Использование технологии АМО позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности учителя, соответствие результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активные формы и методы обучения как средство повышения эффективности урока физики»

Моя курсовая работа на курсах повышения калификации. Представлен теоретический материал по активным формам обучения и примеры уроков подкрепляющих теоретический метериал....

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС

Включение активных методов обучения в учебный процесс повышает познавательную активность учащихся, повышает мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает обратную связь ме...

«Применение АМО (активных методов обучения) в целях совершенствования методики преподавания предмета «Информатика» в условиях реализации ФГОС, уровня педагогического мастерства педагога и формирование творческой инициативы учащихся».

Индивидуальный план самообразованияучителя «Информатики»   «Применение АМО (активных методов обучения) в целяхсовершенствования  методики преподавания предмета &l...

выступление на педагогическом совете: «Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса»

Статья, содержит информацию - обобщение опыта педагога об активных методах , используемых на уроках обществознания в основной и старшей школе...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Активные методы обучения как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока физической культуры

Описание педагогического опыта Поповой  Елены Викторовны, учителя физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»...