АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ТЕХНИКУМЕ
статья по информатике и икт

Левашова Людмила Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_obucheniya_kak_sposob_effektivnosti.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ТЕХНИКУМЕ

Левашова Л.Н.

Россия, Санкт-Петербург, СПбБГПОУ

«Многофункциональный региональный

центр прикладных квалификаций

«Техникум энергомашиностроения

и металлообработки»

Преподаватель сейчас работает в качественно новой социальной и психологической среде. На наш взгляд необходимо усилить применение активных методов в обучении. Молодые люди должны сами говорить на занятии, придумывать и решать задачи, рассматривать критически поданный педагогом учебный материал. Они должны быть не ведомыми, а равноправными участниками учебного процесса. На это, в том числе, и направлена реформа образования. Можно предложить несколько методов активного включения в занятия – такие как: добровольное выступление и объяснение пройденного материала тем, кто не понял и не усвоил его на предыдущем уроке. Игра в «запланированные ошибки», при которой активируется внимание и при соревновательном посыле резко повышается мотивация и уровень усвоения материала. Этим можно пользоваться, когда на последних в этот день занятиях происходит понижение концентрация внимания у группы.

Активных методов обучения много, они общеизвестны. И на наш взгляд сегодня им надо отдавать предпочтение, потому что это является более грамотным подходом для проведения эффективного занятия.

На сегодняшний день, когда среднее профессиональное образование является не престижным, важной проблемой стало повышение мотивации к обучению, с тем, что бы выпустить в профессиональную жизнь квалифицированного специалиста, обладающего навыками и компетентного в своем деле. Но наряду с этим средние профессиональные учебные заведения должны давать общее образование, которое складывается из предметов напрямую не связанных с профессиональными дисциплинами. И это является спецификой обучения в техникуме. И должно нести в себе определенные подходы к проведению общеобразовательных занятий.

По нашим наблюдениям сегодняшний обучающийся в техникуме качественно отличен от обучающегося в 70ые и 90ые годы прошлого столетия.

Поэтому в данной работе сделана попытка сравнить психологические характеристики членов двух групп первокурсников: 1987 и 2020 годов обучения и определить специфику проведения общеобразовательного занятия.

Обучающиеся в 1987 году. Молодые люди шли на занятия с интересом. Они были дисциплинированы, преподаватель пользовался авторитетом, так как существовали механизмы воздействия на студента. Обучение в среднем профессиональном заведении считалось или возможностью самостоятельно строить свою жизнь или ступенькой к дальнейшему профессиональному росту. Молодые люди и девушки того периода времени, когда в стране складывалась сложная политическая обстановка, были настроены на работу по профессии. Если говорить об их психологических особенностях, то они были сдержаны в проявлениях чувств перед педагогом, но как группа достаточно сплоченными и открытыми друг перед другом. Занятия проходили в традиционной форме, компьютерные технологии не применялись, мобильные телефоны не отвлекали их на занятии. Поэтому меньше применялось активных методов обучения: студенты были внимательны и сосредоточены, хорошо мотивированы и послушны преподавателю. В своем стремлении к получению знаний они хотели докопаться до сути вещей, построить алгоритм деятельности, приводящей к практическому результату.

Необходимо отметить, что период перестройки являлся для поступающих в среднее профессиональное заведение надеждой на материально стабильное будущее, что качественно отличало их от обучающихся 70-х годов прошлого времени и от обучающихся сегодняшнего времени.

В 2020 году у студента много прав, преподавание превратилось в услугу. По своей сути это верное решение, но тут требуются другие подходы к проведению занятий. Особенно занятий по общеобразовательным дисциплинам, об отличии этого уже было сказано выше. Поэтому необходимо проговаривать правила поведения на занятии. Необходимо заработать авторитет, чего не было в 20 веке. Непрестижность образовательного учреждения стало накладывать отпечаток на личность обучающегося – включаются социальные и поведенческие защиты, которые могут закрепиться, деформируя личность. Это может привести к будущим (взрослым) проблемам социализации. Сегодня обучающемуся важен не процесс деятельности, а результат. Многие из них не понимают радости «процесса творческого созидания», предпочитают «готовый продукт», не могут провести логическую цепочку причины и следствия. Не надо винить в этом современную молодежь. Изменилась окружающая среда, изменилась резко и качественно. По данным российских ученых замедлились мыслительные процессы, стало невозможным долго удерживать произвольное внимание (это опосредовано клиповостью информации из-за прерывания ее рекламными роликами), информационная среда перенасыщена, в моде такие технологии, которые пагубно влияют на функцию анализаторского аппарата и высшие психические функции.

Преподаватель сейчас работает в качественно новой социальной и психологической среде. На наш взгляд необходимо усилить применение активных методов в обучении. Молодые люди должны сами говорить на занятии, придумывать и решать задачи, рассматривать критически поданный педагогом учебный материал. Они должны быть не ведомыми, а равноправными участниками учебного процесса. На это, в том числе, и направлена реформа образования.

Можно предложить несколько методов активного включения в занятия — такие как: добровольное выступление и объяснение пройденного материала тем, кто не понял и не усвоил его на предыдущем уроке. Игра в «запланированные ошибки», при которой активируется внимание и при соревновательном посыле резко повышается мотивация и уровень усвоения материала. Этим можно пользоваться, когда на последних в этот день занятиях происходит понижение концентрация внимания у группы.

Активных методов обучения много, они общеизвестны. И на наш взгляд сегодня им надо отдавать предпочтение, потому что это является более грамотным подходом для проведения эффективного занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активные методы обучения и воспитания как способ эффективности образовательного процесса"

Активные методы обучения и воспитания как способ эффективности образовательного процесса.В материале представлена информация по указанной теме. Мной рассмотрены различные методы обучения.Проведена кла...

выступление на педагогическом совете: «Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса»

Статья, содержит информацию - обобщение опыта педагога об активных методах , используемых на уроках обществознания в основной и старшей школе...

«Технология активных методов обучения как способ организации образовательного процесса»

В данной статье рассматриваются активные методы обучения и их применение в образоватлеьном процессе....

Активные методы обучения как способ повышения эффективности преподавания предметов

Активные методы обучения — (АМО) методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития лич...

"Активные методы обучения как способ формирования компетенций учащихся"

Презентация  для учителей иностранного языка  к методическому материалу по теме "Активные методы обучения"...

Активные методы обучения как способ формирования компетенций учащихся

Методический материал для учителей иностранного языка , можно применять в урочной и внеурочной деятельности...