Рабочая программа по историческому краеведению
рабочая программа по краеведению (8 класс) по теме

Рабочая программа по историческому краеведению Воронежского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._prog._po_ist._kraev.8-9.docx58.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа регионального курса «Историческое краеведение» составлена на основе Федерального базисного плана и федерального

компонента государственного стандарта среднего образования на базовом уровне

Важная роль в процессе обучения и воспитания в современной школе отводится национально-региональному компоненту содержания.

Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как

основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.

Нормативными основаниями изучения курса «Краеведение» являются Федеральный закон «Об образовании», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, делегировавшие право разработки национально-регионального компонента субъектам федеративного государства. В соответствии с приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 19 декабря 2012 г. № 1067 в региональном базисном учебном плане часы регионального компонента рекомендуется использовать на введение учебного курса  «Краеведение» в 8-9  классах в объеме 1 час в неделю  «Историческое краеведение»..

Изучение регионального курса «Историческое краеведение» предусматривает взаимосвязь с общим курсом истории России и всеобщей истории в качестве основы формирования представлений об окружающем мире как единого целого. Методологической основой содержания курса является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины. Содержание курса «Историческое краеведение» нацеливает на использование предметных, межпредметных, метапредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью.

Курс «Историческое краеведение» позволяет углубить знания по истории, конкретизируя общеисторические события, процессы на краеведческом материале, приблизиться к прошлому через историю родного края, помогает стимулировать познавательный интерес школьников и воспитывать наследием предков.

Актуальность изучения истории края определяется государственным и региональным заказом на реализацию патриотических традиций граждан России, родного края.

Главная цель изучения курса «Историческое краеведение» - развитие, образование и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения курса «Историческое краеведение»:

  • формирование знаний об основных событиях, явлениях, процессах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;
  • развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;
  • воспитание ценностных подходов к усвоению культурного наследия родного края, традиций жителей своего региона;
  • развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся на основе анализа информации из различных источников,
  • организации исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимо
  • действия и участия в решении проблем окружающего социума.

Общая характеристика программы курса «Историческое краеведение»

Содержание программы курса «Историческое краеведение» построено на основе проблемно-хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного и многофакторного подходов. Логика построения курса позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач.

   Изучение курса «Историческое краеведение» в 8-9 класса в объеме 69 часов (по 1часу в неделю) предусмотрено в региональном компонен   те базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области. В 8 классе изучается история Воронежского края с древности до середины XIX в., в 9 классе - со второй половины XIX в до современности. Преподавание курса целесообразно вести синхронно - параллельно с историей России. В предлагаемом тематическом планировании представлен примерный вариант распределения учебного материала по темам и урокам.

Однако, с учетом авторских подходов учителя, возможны другие варианты распределения часов. В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образовательным эффектом, не разрушать общей логики программы.

Практико-ориентированная составляющая содержания программы может быть реализована через тематические экскурсии по Воронежскому краю, посещения архивов и музеев (приложение 3). Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисково-исследовательских, проектных методах во взаимосвязи со словесными и вещественными методами изучения исторического краеведения (приложение 1).

Ожидаемые результаты

В результате изучения истории края ученик должен:

знать (понимать):

  • основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства            

             разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических        

            событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов;  

      -    давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,              

          фрагментов исторических источников;

   - использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

           соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и со-

           бытий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терми

            нов, выявлять

        -    общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и

              следствия важнейших  исторических событий;

  •   объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

          -  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

   -  понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  -   высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;

  -   объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

   -  использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и  

      религиозной  принадлежности.

        -    искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интернете, брать интервью;

  •  использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов,                                                            

проектов.

Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познаватель-     ной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

Учащиеся в процессе урочной и внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).

Систематизации краеведческого образования способствует участие в туристско-краеведческом движении школьников Воронежской области и реализации программы «Край родной» на 2012-16 гг., разработанной Областным центром дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания и утвержденной Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области приказом от 27.04.2012 г. № 420 (приложение 2).

Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

8 КЛАСС (35 ч)

Тема 1. История Воронежского края в истории России.

История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники - хранилища исторической памяти.

Развитие воронежского краеведения. Ученые-краеведы Воронежской области. Исследования по истории края.

Тема 2. Воронежский край в древности.

Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костёнки - уникальный памятник, «жемчужина палеолита».        „

Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства. Памятники древности на территории края (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенскии лабиринт и Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Частые курганы на окраине Воронежа, Чертовицкие могильники в Рамонском районе, Маяцкое городище в Лискинском районе и др. - по выбору учителя).

Тема 3. Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств.

Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край - окраина Древней Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в Х1У-ХУ вв «Белые пятна» в истории воронежской земли.

Тема 4. Воронежский край в период образования и укрепления

Российского государства.

Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586г.

Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.

Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII в.

Образование и развитие Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635-1658 гг.), города- крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Развитие ремесла, торговли в городах края. Строительство укреплений, монастырей. Рост городов на территории края. Воронеж - торговый и ремесленный центр.

Политическая обстановка в крае в XVII - начале XVIII в. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образование Воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707-1708 гг.)

Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I.

Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 г., его результаты. Роль русской православной церкви в создании Азовского флота. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и развитие местной промышленности. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696-1700 гг. Корабли, построенные на Воронежской верфи. Русские и иностранные мастера- кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения - школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).

Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.

Хозяйственное развитие Воронежского края в конце XVII - начале XVIII в. Возникновение новых сел и деревень в крае. Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.).

Памятные места петровской эпохи в крае, их современное состояние.

Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII в.

Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально- крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII в.

Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.

Воронеж - центр губернии середины - второй половины XVIII в. Повседневная жизнь жителей края.

Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в XVIII в. Архитектура и строительство в Воронеже и крае. Первые учебные заведения. Е. А. Болховитинов и его деятельность.

Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX в.

Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Формирование егерских и пехотных резервов из жителей Воронежской губернии. Воронежцы- герои войны.

Воронеж - место заготовки обмундирования, фуража, продовольствия для армейских нужд.

Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)

Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.

Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание известных деятелей на воронежской земле.

  Н. И. Костомаров, Н. А. Северцов. Воронежские поэты: А. В. Кольцов, И. С. Никитин.

Печатные издания, посвященные истории Воронежского края. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

9 КЛАСС (34 ч)

Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIX в.

Воронежская губерния в пореформенный период.

Реформа 1861 г. в губернии: особенности ее проведения и последствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губернии. Народническое движение в крае. Деятельность народников в крае. Г. В. Плеханов, А. И. Желябов, А. Д. Михайлов и др. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Социально-экономические условия жизни рабочих. Выступления и стачки в крае. Первые марксистские кружки. Начало рабочего движения и зарождение первых социал- демократических организаций.

Развитие образования в крае. Деятельность С. И. Мосина, М. А. Веневитинова. Деятели культуры - уроженцы Воронежского края Художники И. Н. Крамской, Н. Н. Ге.

Тема 2. События начала XX в. в истории Воронежского края.

Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905-1907 гг. в Воронеже и Воронежской 1убер- нии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой - весной 1906 г. Зарождение представительной демократии в крае.

Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии. Изменение внешнего облика Воронежа: открытие памятников, строительство новых зданий. Новые учебные заведения.

Тема 3. Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г.

События Февраля 1917 г. в Воронеже и губернии. Установление двоевластия. Деятельность различных партий в период двоевластия. Провозглашение советской власти осенью 1917 г. в крае. Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Гражданская война в 1убернии. Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 - зимой 1919 гг., летом - осенью 1919 г.

Окончание гражданской войны в крае в 1922 г. Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918-1920 гг.).

Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.

Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности. Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 г. в Воронежскую область. Индустриализация в Воронежской области. Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации. Коллективизация в Черноземье. Развитие кооперации. Образование колхозов. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Сталинские репрессии в Воронежском крае. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей

Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве. Переход ко всеобщему среднему образованию. Развитие высшего и среднего образования. Преображение г. Воронежа.

Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.

Воронежская область в начале войны. Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.

Военные действия на территории Воронежской области. Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н. Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.

Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950- 1990-е гг.

Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг.

Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод , Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.

Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специализация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в Воронеже и области.

Достижения наших земляков в области культуры. Развитие образования на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронежские писатели.

Тема 7. Современный этап развития Воронежа и области.

Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.

Развитие образования и культуры в Воронежской области. Современная архитектура и строительство. Новые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь.

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения. Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства.

Календарно-тематическое планирование 8 класс

 п/п

Наименование темы

Основное содержание урока

Кол-во

 часов

 Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата проведения

             план

факт

1

2

3

4

5

6

Тема 1. История Воронежского края в истории России (1 ч)

1.

 Ведение. История края как часть истории нашей Родины.

Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края

1

Активизировать знания из курса истории России. Раскрывать значение термина краеведение. Характеризовать источники по истории Воронежского края.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю своего края

Тема 2 Воронежский край в древности (8 ч)

2.

Позднепалеолитические стоянки древнего человека.

Археологические исследования на территории края. Костёнки - уникальный памятник, «жемчужина палеолита». Заочная экскурсия в Государственный археологический музей-заповедник « Костёнки».

1

Показывать на исторической карте территорию Воронежского края в древности, места стоянок первобытных людей. Объяснять смысл понятия «палеолит» Рассказывать об уникальном археологическом памятнике на территории края.

Собирать информацию и готовить сообщения (презентацию) об археологических исследованиях на территории края

3.

Образование и развитие Воронежского уезда.

Памятники древности на территории края. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства.

1

Исследовать географию районов первичного земледелия и скотоводства на исторической карте.                                     Показывать на исторической карте расселение народов в эпоху металлов на территории края. Характеризовать занятия кочевых и земледельческих народов.

Давать общую характеристику памятников древней истории в крае

4.

Славянские поселения на Дону и его притоках.

Воронежский край - окраина Древней Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников.

1

Показывать на исторической карте места расселения славян.

Характеризовать местоположения славян.

Самостоятельно подготовить сообщение о городище Титчиха.

5

Воронежские земли в составе Рязанского княжества.

Версии происхождения слова Воронеж

1

Использовать электронные ресурсы для нахождения версий слова Воронеж.

Находить и группировать информацию по данной теме из дополнительных источников

6.

Образование и развитие Воронежского уезда XVI-XVII вв.

Памятники древности на территории края. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства.

1

Исследовать географию районов первичного земледелия и скотоводства на исторической карте.                                     Показывать на исторической карте расселение народов в эпоху металлов на территории края. Характеризовать занятия кочевых и земледельческих народов.

7-8.

Наш край и азовские походы Петра I

Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 г., его результаты.

2

Составлять характеристику Петра I.

Объяснять причины Азовских походов. Рассказывать о деятельности Петра I в Воронеже

9.

 Новые явления в жизни края.

Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в Х1У-ХУ вв. Практикум: работа с документами

1

Активизировать знания из курса истории России периода феодальной раздробленности. Составлять сообщение о монгольском нашествии. Высказать и аргументировать причины запустения края в ХIV-ХVвв.

Тема 3. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства (7 ч.)

10.

Заселения Воронежского края

Состав и занятия населения

1

Характеризовать положение жителей воронежского края .

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о составе и занятиях населения Воронежского уезда

11.

Воронежская губерния- земледельческий район

Состав и занятия населения

1

Характеризовать положение жителей воронежского края

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о составе и занятиях населения Воронежского уезда

12.

Изменения в хозяйственной жизни края

Состав и занятия населения

   

1

Характеризовать положение жителей воронежского края

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о составе и занятиях населения Воронежского уезда

13.

Воронежский край в составе Российского государства.

История вхождения воронежских земель в состав Российского государства

1

Активизировать знания из курса истории России периода образования и укрепления Российского государства.

Исследовать географию воронежских земель, вошедших в состав Российского государства. Рассказать об истории вхождения воронежских земель в состав Российского государства

14.

Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами.

Организация сторожевой службы в 1586 г. Практикум: работа с документами

1

Рассказать, какие методы борьбы использовали русские против татар и татары против русских. Объяснить, как была организована сторожевая служба.

Изучать исторические документы и использовать их для рассказа об основании крепости Воронеж

15.

Учебная виртуальная экскурсия по Воронежу.

Посещение Воронежского бластного краеведческого музея.Виртуальная экскурсия по Воронежу «Воронеж исторический»

1

Составлять план экскурсии.

Уметь обобщать полученную информацию

16.

Урок-зачет по теме: Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства

1

Систематизировать исторический материал о Воронежском крае в период образования и укрепления Российского государства.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Воронежского края в XV־XVI вв. по образцу ГИА.

Тема 4. Социально-экономическое развитие Воронежского края в. XVII (5 ч)

Тема 5. Социально-экономическое развитие Воронежского края в. XVII (6 ч)

17.

 Образование и развитие Воронежского уезда.

Состав и занятия населения

1

Характеризовать положение жителей воронежского края в XVII в.

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о составе и занятиях населения Воронежского уезда в XVII в.

18.

Строительство Белгородской черты (1635-1658 гг.)

Города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар

1

Объяснять, с какой целью была построена Белгородская черта.

Исследовать на исторической карте, где были поставлены города-крепости для обороны от крымских татар.

Раскрывать роль Белогородской черты в деле защиты территории Русского государства от крымских татар.

Объяснять смысл понятий: сторожа, станица, воевода, ухожьи.

19.

Развитие строительства, ремесла и торговли в городах края.

Строительство укреплений, монастырей. Рост городов на территории края. Воронеж - торговый, ремесленный центр

1

Давать общую характеристику развития строительства, ремесла и торговли в XVII в.                       Выявлять особенности развития ремесла и торговли в городах Воронежского края.                                        Описывать, как выглядели первые каменные постройки в городе

20.

 Политическая обстановка в крае в XVII - начале ХУШ в.

Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образование Воронежской епархии (1682 г.).

- Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707-1708 гг.) Практикум: работа с документом «Прелестная грамота»

1

Характеризовать политическую обстановка в крае в XVII-начале XVIII в.                                    Раскрывать причины народных восстаний.                         Актуализировать знания из курса истории России о восстании Степана Разина.

Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения о походе Фрола Разина к Коротояку и о восстании в Острогожске.

Рассказывать о связи населения с донскими казаками.

Систематизировать материал о причинах выступлений донских казаков.                            Характеризовать итоги восстаний

21.

 Урок-зачет по теме «Социально- экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII в.

1

Систематизировать исторический материал о социально-экономическом и политическом развитии Воронежского края в XVII в. Высказывать суждения об особенностях развития края Выполнять тестовые контрольные задания по истории Воронежского края в XVII в. по образцу ГИА

Тема 5. Воронеж и Воронежский край при Петре I (5 ч)

Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I (5 ч)

22.

 Деятельность Петра Великого в Воронеже.

Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 г., его результаты

1

Составлять характеристику Петра I.

Объяснять причины Азовских походов. Рассказывать о деятельности Петра I в Воронеже

23.

Строительство Азовского флота в Воронеже.

Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696-1700 гг. Русские и иностранные мастера-кораблестроители. «Работные люди». Роль русской православной церкви в создании Азовского флота.

Практикум по документам

1

Изучать материалы, свидетельствующие о строительстве флота в городе Воронеже.                             Высказывать суждения о роли города Воронежа в строительстве флота.

Самостоятельно подготовить сообщение к уроку о мастерах-кораблестроителях.

Раскрывать смысл понятий: верфь, работные люди, кумпанства

24.

Хозяйственное развитие Воронежского края в конце XVII - начале XVIII в.

Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и развитие местной промышленности. Возникновение новых сел и деревень в крае. Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.). Первые учебные заведения - школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.)

1

Давать общую характеристику развитию местной промышленности.

Самостоятельно подготовить сообщение к уроку о первых учебных заведениях.

Объяснять причины издания суровых указов Петра I

25.

Памятные места Петровской эпохи в крае.

Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таирова, Дивногорского монастыря и других мест. Памятные места петровской эпохи в крае, их современное состояние.

По выбору: экскурсия, сообщение, презентация

1

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы. Работать с картой по единому заданию. Изучать исторические документы и использовать их для рассказа об уничтожении городов и сел, возникших без царского повеления. Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия по местам, связанным с Петром I

26.

Урок-зачет по теме «Воронеж и Воронежский край при Петре I»

1

Систематизировать исторический материал о Воронеже и Воронежском крае в эпоху Петра I. Высказывать суждения о значении строительства флота на Воронежской земле.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Воронежского края в первой четверти XVIII в. по образцу ГИА

Тема 6. Образование Воронежской губернии и ее развитие вXVIII в (3 ч)

Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII в (3 ч)

27.

Образование Воронежской губернии(1725 г.)

Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально- крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII в.

1

Активизировать знания из курса истории России об образовании губерний.

Описывать социальную структуру населения. Раскрывать причины борьбы крепостных крестьян Воронежской губернии

28.

 Воронеж - центр губернии середины - второй половины XVIII в.

Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.

Повседневная жизнь жителей края. Практикум по документам

1

Самостоятельно подготовить тематическое сообщение об истории Воронежа второй половины XVIII в.

Описывать повседневную жизнь жителей края. Приводить примеры новых явлений в хозяйственной жизни губернии.

Рассказывать о строительстве промышленных предприятий, о развитии торговли в крае

29.

Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в ХVIII в.

Архитектура и строительство в Воронеже и крае.

Первые учебные заведения.

Е. А. Болховитинов и его деятельность

1

Рассказывать о деятельности Е. А. Болховитинова.                    Составлять рассказ-описание об архитектуре и строительстве в Воронежском крае. Подготовить сообщение о первых учебных заведениях в Воронежском крае и г. Воронеже

Тема7. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX в. (6 ч)

Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX в. (8 ч)

30.

 Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г.

Формирование егерских и пехотных резервов из жителей Воронежской губернии. Воронежцы-герои войны.

Воронеж-место заготовки обмундирования, фуража, продовольствия для армейских нужд.

1

Готовить презентацию о жителях Воронежского края - участниках Отечественной войны 1812 г. Рассказывать о вкладе жителей Воронежской губернии в победу над Наполеоновскими войсками

31.

 Общественно-политическая жизнь губернии.

Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)

1

Объяснять причины возникновения движения декабристов.

Рассказывать об общественно-политической жизни в губернии первой половины XIX в.

32.

Социально-экономическое развитие края.

Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.

1

Рассказывать об основных занятиях жителей Воронежской губернии.

Приводить примеры строительства новых промышленных предприятий в крае в первой половине XIX в.

33

Вклад воронежцев в культуру России.

Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание известных деятелей на воронежской земле. Н. И. Костомаров, Н. А. Северцов. Воронежские поэты: А. В. Кольцов, И. С. Никитин.

Печатные издания, посвященные истории Воронежского края.

Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев

1

Рассказывать о развитии культуры, образования в Воронежской губернии в первой половине XIX в. Самостоятельно подготовить тематическое сообщение о деятельности знаменитых воронежцев первой половины XIX в.

Показывать на карте памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.

34.

 Урок-зачет по теме: «Социально- экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX в.

1

Систематизировать исторический материал о Воронеже и Воронежском крае в первой половине XIX в.

Высказывать суждения о значительных событиях на территории края в первой половине XIX в.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Воронежского края в первой половине XIX в. по образцу ГИА

35

Итоговое повторение                                По выбору:

- защита творческих работ учащихся

-учебные экскурсии

-тестовая проверка знаний.

1

Систематизировать исторический материал по истории Воронежского края с древнейших времен до первой половины XIX в.

Календарно-тематическое планирование 9 класс

п/п

Наименование тем

Основное содержание уроков

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIX в. (5 ч)

1.

Реформа 1861 г. в губернии: особенности ее проведения и последствия.

Развитие капитализма в губернии. Изменение структуры населения крестьянские выступления. Практикум по документам

1

Активизировать знания из курса истории России. Объяснять причины проведения реформы 1861 г. Характеризовать основные положения реформы, ее итоги.

Рассказывать о строительстве промышленных предприятий, о развитии торговли в крае во второй половине XIX в.

2.

Народническое движение в крае.

Организации «Наши», «Земля и воля», «Черный передел».

Деятельность народников в крае. Г. В. Плеханов, А. И. Желябов, А. Д. Михайлов и др.

1

Оценивать значение и последствия народнического движения в крае.

Рассказывать о рабочем движении и первых социал-демократических организациях

3.

Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций

Социально-экономические условия жизни рабочих. Выступления и стачки в крае. Первые марксистские кружки

1

Готовить сообщение или презентацию об одном из деятелей социальных движений.

4.

Деятели культуры - уроженцы Воронежского края.

Развитие образования в крае. Деятельность С. И. Мосина М. А. Веневитинова. Художники И. Н. Крамской, Н. Н. Ге

1

Готовить сообщение или презентацию об одном из деятелей культуры

5.

Урок-зачет по теме: Воронежская губерния в пореформенный период

1

Составлять словарь терминов по истории России второй половины XIX в..

Разрабатывать проекты по любой из наиболее интересных и понравившихся тем

Тема 2. События начала XX в. в истории Воронежского края (3 ч)

6.

Социально-экономическое развитие губернии.

Развитие промышленности. Положение рабочих и крестьян в губернии

1

Характеризовать социально-экономическое развитие губернии.

Давать общую характеристику положения рабочих

7.

Революция 1905-1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии.

Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой - весной 1906 г. Зарождение представительной демократии в крае

1

Раскрывать причины революции 1905-1907 гг.                   Рассказывать о ходе революции на территории края.

8.

 Общественно-культурная жизнь губернии. 

.Изменение внешнего облика Воронежа: открытие памятников, строительство новых зданий. Новые учебные заведения

1

Самостоятельно подготовить сообщение об общественной и культурной жизни губернии в первой половине XX в.

  Тема 3. военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г. (5ч)

9.

События Февраля 1917 г. в Воронеже и губернии.

Установление двоевластия. Деятельность различных партий в период двоевластия. Практикум: работа по документам

1

Активизировать знания из курса истории России. Использовать электронные ресурсы для изучения событий Февральской революции в Воронеже и губернии.

Находить и группировать информацию по данной теме из дополнительных источников

10.

Провозглашение советской власти осенью 1917 г. в крае.

Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах

1

Называть причины событий октября 1917 г.                Рассказывать о первых мероприятиях Советской власти.

Объяснять суть борьбы политических сил в Советах на местах

11-12

Гражданская война в губернии.

Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 - зимой 1919 гг., летом - осенью 1919 г.

Окончание гражданской войны в крае в 1922 г. Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918-1920 г.).

Практикум по документам

2

Высказывать и аргументировать причины гражданской войны.

Работать с картой в малых группах по единому заданию.

Характеризовать итоги гражданской войны. Объяснять политику «военного коммунизма» в условиях гражданской войны

13.

Урок-зачет по теме: «Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г.

1

Решать исторические задачи и проблемные ситуации по истории Воронежского края в первой половине XX в.

Систематизировать исторический материал о Воронежском крае в период революций и гражданской войны.

Высказывать суждения о значении событий 1917 г. Выполнять тестовые контрольные задания по истории Воронежского края в начале XX в. по образцу ГИА

Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг. (6 ч)

14.

Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности.

Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 г. в Воронежскую область

1

Систематизировать исторический материал о Воронежском крае после гражданской войны.           Объяснять причины проведения индустриализации и коллективизации

15.

Индустриализация в Воронежской области.

Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации

1

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о трудовом; энтузиазме жителей края в период индустриализации

16.

Коллективизация в Черноземном крае.

Развитие кооперации. Образование колхозов. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье

1

Собирать информацию и готовить сообщен проведении коллективизации на территории края

17.

Сталинские репрессии в Воронежском крае.

Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.

Практикум: исследование «История моей семьи в 20-30-е гг.»

1

Участвовать в обсуждении материалов, рассказывающих о массовых репрессиях.          Определять свое отношение к массовым репрессиям на основе анализа документов, отрывков из работ историков, статистических данных

18.

Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве.

Переход ко всеобщему среднему образованию. Развитие высшего и среднего образования. Преображение г. Воронежа

1

Собирать информацию и готовить сообщение о культурной жизни в крае

19.

Урок-зачет по теме: «Социально- экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.

1

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Высказывать суждения о событиях 1920-1930 гг. Выполнять тестовые контрольные задания по истории Воронежского края 1920-1930 гг

Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства (8 ч).

20

Воронежская область в начале войны.

Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город

1

Активизировать знания из курса истории России периода Великой Отечественной войны.

 

Рассказывать о формировании добровольческого полка.

Характеризовать работу завода им. Коминтерна, Воронежского авиационного завода и др. промышленных предприятий в годы войны

21.

 Военные действия на территории Воронежской области.

Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н. Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско- Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение. Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле

1

Систематизировать исторический материал о событиях Великой Отечественной войны на территории Воронежской области и города Воронежа.             Использовать историческую карту для рассказа о военных действиях на Воронежском направлении.

22.

Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны. 

Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц.

1

Собирать информацию и готовить сообщения (презентацию) О подвигах наших земляков.

23.

Практикум: сочинение «Война в судьбе моей семьи»

1

24-25

 Очная или заочная экскурсия по местам боевой славы. Посещение музея «Арсенал»

2

26

Восстановление народного хозяйства.

Народное хозяйство области в восстановительный период (1945-1950 гг.). Восстановление промышленности. Возрождение промышленности. Возрождение деревни. Восстановление городов Воронежской области. Возрождение культурных ценностей

1

Рассказывать о восстановлении народного хозяйства на территории края.

27

Урок-зачет по теме «Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства»

1

Разрабатывать проекты по любой из наиболее интересных и понравившихся тем.

Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950-1990 гг. (2 ч)

28

Воронежская область в период «оттепели».

Воронеж в 70-80-е гг.

Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.

Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специализация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в Воронеже и области

1

Систематизировать исторический материал о Воронежском крае в период 60-80-х гг.                                           Высказывать суждения о причинах тяжелого положения в деревне.

Характеризовать социально-экономическую жизнь в крае в период «оттепели».

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о развитии промышленности в 50-80 гг.

29

Достижения наших земляков в области культуры.

Развитие образования на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронежские писатели

1

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о развитии культуры на территории края

Тема 7. Современный этап развития Воронежской области (4 ч).

30

Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. 

Крупные предприятия края. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность

1

Объяснять причины социально-экономических перемен последнего десятилетия ХХв.  Характеризовать работу промышленных предприятий Воронежской области. Раскрывать перспективы развития области. Объяснять систему управления областью и принцип работы органов местного самоуправления. Раскрывать сущность взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации.

31

Развитие образования и культуры в Воронежской области.

Современная архитектура и строительство. Новые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь

1

Рассказывать о наиболее значительных событиях в области культуры Воронежа и Воронежской области

32-33

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения

Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства

2

Называть важнейшие перемены в социально- экономической жизни края на современном этапе. Сравнивать состояние общества в 90-е гт. и в начале XXI в.

Рассказывать о том, как изменилась жизнь в твоем городе, поселке, селе.

Обозначать основные проблемы и трудности края на современном этапе.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы

34.

Итоговое повторение

По выбору:

  • защита творческих работ учащихся
  • учебные экскурсии

тестовая проверка знаний

1

Систематизировать исторический материал по истории Воронежского края с древнейших времен до первой половины XIX в.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Воронежского края с древнейших времен до первой половины XIX в. по образцу ГИА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Историческое краеведение» 9 класс

  Рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе авторской программы  для 9 класса общеобразовательных школ (авторы Булычев М.В. Аристархова Е.В., Самс...

рабочая программа по историческому краеведению в 9 классе

Рабочая программа по историческому краеведению в 9 классе. Она расчитана на 34 учебных часа....

Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)

Рабочая программа составлена с использованием основных элемнтов ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, системы оценивания...

Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)

Рабочая программа для 8 класса содержит основные элементы ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, а так же системы оценивания...

Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)

Рабочая программа составлена с использованием основных элементов ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, системы оценивания...

Рабочая программа по историческому краеведению 7 кл

Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса  составлена на основе авторской программы «Историческое краеведение» Г.Б. Гречухина, Новгород, 2011 г....

Рабочая программа курса "Историческое краеведение" (7 класс)

Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса составлена на основе авторской программы «Историческое краеведение» Г.Б. Гречухина, Нижний Новгород, 2011 г....