Программа юный краевед
рабочая программа по краеведению (8 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Оренбургской области
Отдел образования Тюльганского района
МБУДОД «Центр дополнительного образования детей»
«Согласовано» Методсовет МБУДОД ЦДОД
| «Утверждаю» Директор МБУДОД ЦДОД ________________Громова Л.М. |
- Дополнительная образовательная программа
«Юный краевед»
Срок реализации – 1год
Возраст учащихся 10-16 лет
Составлен
педагогом дополнительного образования
Мухамедьяновым Талгатом Аксановичем
Аллабердино 2012.
Содержание.
1. | Титульный лист. | |
2. | Содержание. | |
3. | Пояснительная записка. | |
4. | Тематический план. | |
5. | Содержание программы. | |
6. | Методическое обеспечение. | |
7. | Литература. |
Пояснительная записка.
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к историческому и краеведческому творчеству. Занятия творчеством будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном обществе.
Набор детей в группу осуществляется по наличию у них определенных умений и навыков и способностей.
На занятиях практического обучения учащиеся выполняют исторические рисунки ,чертежи,чтение карт с опорой на легенду, анализировать и обобщать факты,составлять простой и развернутый план,тезисы,конспект,формулировать и обосновывать выводы и т. д. . В процессе практических занятий должное внимание уделяется вопросам технологии изготовления макетов дома,зданий, оружий, формированию у учащихся общих умений и навыков по художественной обработке дерева, на основе выполнения различных изделий. На каждом занятии проводятся беседы и инструктаж по технике безопасности.
Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала.
Весь процесс обучения носит творческий, исследовательский характер, а выполненные изделия имеют известную практическую и художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечают функциональным и эстетическим требованиям, общественно полезным
Направленность программы – историко - краеведческая
- Новизна. За основу программы взята, разработанная ранее автором программа кружка «Краевед». Новизна программы состоит в том, что она ,основывается не на изучение одного предмета истории, а направлена на комплексное изучение нескольких разделов: по археологии,литературе,географии и экологии . Было добавлено направление работы с применением современных компьютерных технологий, использования в работе интернета для поиска необходимой информации. Деятельность учащихся в объединении строится по методу проектов, когда учащийся изучает определённый раздел, работая над темой.
Актуальность, обусловлена тем, что в настоящее время учащихся проявляют живой интерес к историческому и художественному творчеству. К числу наиболее актуальных проблем в современном образовании относится:
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Данная программа позволяет полнее удовлетворить стремление учащихся по данным направлениям.
Педагогическая целесообразность. В настоящее время в школьной программе наблюдается стабильное снижение занятий по истории в связи с этим у учащихся появляется неудовлетворённость в области исторического и художественно - эстетического творчества. Данная программа призвана решить подобную проблему во внеурочное время.
Цель курса: развитие творческого потенциала личности воспитанников через освоение предметов истории,географии,экологии и применения полученных знаний через собственные проекты.
Развивать мотивацию к учению путём использования в своей работе информационных технологий; Формирование творчески мыслящей, активно действующей и легко адаптирующейся в современных социально-экономических условиях личности.
Задачи курса:
■ Развитие познавательного интереса.
■ Развитие личности, активности, самостоятельности, общения.
■ Создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества, включение в активную деятельность.
■ Формирование специальных умений, знаний и навыков в области истории ,географии ,экологии и информационных технологий.
■ Развитие аккуратности, опрятности, умения ценить красоту. Культура поведения.
■ Формирование здорового образа жизни.
Возраст детей. Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста (10-16 лет).
1 год обучения – 10-16 лет
Срок реализации программы – 1 год. (Всего 60 часов).
1 год обучения – 60 часов
Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты:
- Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
- Составлять доклады, рефераты
- Оформлять дневник похода
- Применять полученные знания на практике
- Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
- Практиковаться в умении проводить экскурсии
“Любовь к родному краю,
знания его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.”
Д.С.Лихачёв
Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения оренбургского края, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы
Представленная программа рассчитана на учащихся 6-10 классов. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах.
Тема “Мой дом, мое село, моя школа”, нацелены на воспитание любви, уважении к школе, как к своему второму дому, своей улице и селу как к малой родине
Изучая историю своей семьи, ребята проникаются чувством ответственности за свою фамилию, историю своей семьи как части народа
Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.
Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место на втором году обучения занимает изучение истории Тюльганского района, беседы с интересными людьми, встречи.
В процессе обучения в начале преобладают игровые формы , затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
- Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
- Принцип интеграции и дифференциации обучения
- Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Основные методы обучения:
- Практические
- рассказ педагога и рассказы детей
- беседы
- Дискуссии
- Встречи с интересными людьми
- Мини сочинения
- Походы, экскурсии
- Конкурсы, викторины
- Составление презентаций Power Point
Почасовая разбивка |
№ | Разделы программы | Теория | Практика | ||
1 | Водная беседа | 1 | 1 | ||
2 | Село, в котором мы живём | 3 | 2 | ||
3 | Мой Тюльганский район | 2 | 1 | ||
4 | Изучение Оренбургской области | 5 | 2 | ||
5 | Мой дом, семья | 2 | - | ||
6 | Туристские навыки | 2 | 4 | ||
7 | Охрана природы | 2 | 4 | ||
8 | Поиск | 4 | 2 | ||
9 | Экология | 2 | 2 | ||
10 | Школьный музей | 1 | 2 | ||
11 | Загадки Оренбургской области | 1 |
| 4 | |
12 | Истоки Оренбургского казачества | 1 | 4 | ||
13 | Итоговые практические занятия | 1 | 5 | ||
| Итого | 27 | 33 |
Итого 60 часов.
Земля Оренбургская – край родной
- 1. Вводная беседа:
- Задачи, содержание программы на новый учебный год.
- 2. Изучение Оренбургской области
2.1 География Оренбургскойобласти
- Географическое положение, границы, территория
- Полезные ископаемые
- Реки, озёра
- Каналы, водохранилища.
Практические задания:
- Выпуск презентаций в Power Point о географическом положении Оренбургской области
- Выпуск газет с вопросами викторины “Что? Где? Когда? ” для различных параллелей
- Разгадывание ребусов, кроссвордов по истории области.
2.2 Города и районы области
- Большие и малые города области
- Оренбург – областной центр
- Районные центры
Практические занятия:
- Интеллектуальные игры “Знаешь ли ты Землю Оренбургскую?”
- Оформление альбомов
- Выпуск презентаций Power Point
- 3. ИсторияОренбургского казачества:
3.1. Краткое описание Земли Оренбургской
3.2. Наш край в далёком прошлом
Практические занятия:
экскурсия в рощу.
3.3. Зарождение Оренбургского казачества:
Практические занятия:
Экскурсия в гору Караул
Выпуск презентаций в
Power Point
об истории Оренбургского казачества.
3.4 Отечественная война 1812 года.
- Бородинское сражение
- Первая мировая война.
- Вторая мировая война 1939-1945г.
Практические занятия:
экскурсия в краеведческий музей школы
конкурс “Что? Где? Когда?”
3.5. Культурные традиции башкиров
- Ислам в жизни башкир
- Одежда, быт, нравы башкир
- Литература
- Наши земляки - художники
- Старинный и современный фольклор
Практические занятия:
сбор фольклорного материала в посёлке и прилегающих сел.
- 4. Экология
- Связь туризма и краеведения с экологией. Правила поведения в природе
- Охрана рек, родников, водоёмов
- Охрана птиц и животных
- Ядовитые растения, грибы, пресмыкающиеся
- Красная книга
Практические занятия:
Поход выходного дня на гору Караул
Участие в экспедиции по очистке малых рек
Учебно-познавательная игра – “Учись , играя”
- 5. Школьный музей.
- Результаты поисковых работ обработать и пополнить школьный музей.
- Повсеместно вести пропагандистскую работу среди школьников и взрослого населения с целью сохранения памяти о павших защитниках Отечества
- Сотрудничать со средствами массовой информации, составлять летопись поискового движения
- Положение о школьном музее, фонды музея, их значение
Практические занятия:
Разработка текстов экскурсий – обзорной и тематической, организация поиска по направлению “Летопись моей школы”
Посещение школьного краеведческого музея
- 6. Загадки Оренбурского края.
- Сбор материала о необычных объектах, явлениях природы, обработка данных археологических раскопок.
Практические занятия:
Выпуск краеведческих газет и презентации в Power Point.
- 7. Тюльганский район.
- География Тюльганского района, природные достопримечательности.
- Знаменитые люди района, район в годы ВОВ.
Практические занятия:
Работа в музее.
Составление презентации об истории района.
Встречи с ветеранами ВОВ.
- 8. Итоговые практические занятия – участие в экологических и краеведческих мероприятиях.
Литература:
1.Мировые войны ХХ века. Кн.1,2. Первая мировая война.-М.,2002.
2.Надеждин,Н.П. История науки и техники.Ростов на Дону. 2006.
3.Хрестоматия по истории и науки.-М.-2005.
4.Первая мировая война: пролог ХХ века,-М.1998.
5.География Оренбургской области.
6.История Оренбурского края.
7.Россия в региональных войнах и конфликтах второй половины ХХ века-М.2000.
8.Школьная энциклопедия: Новейшая история.ХХ век. М.-2003.
9.Мировая война 1939-1945гг.Взгляд побежденных.-М.- 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/12/picture-946772-1505227714.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"
В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-1101862-1547433637.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа "Юные краеведы"
Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности "Юные краеведы"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-1101819-1547408259.jpg)
Рабочая программа "Юный краевед"
Рабочая программа объединения дополнительного образования "Юный краевед"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/04/picture-412233-1607110991.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»
Кружок «Юный краевед» рассчитан на один год обучения и предназначен для работы в 7-9 классах. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории малой родин...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/25/picture-1357923-1635174420.jpg)
Рабочая программа "Юные краеведы"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные краеведы» является программой туристско-краеведческой направленности. Занятия по данной программе способствуют воспитанию...