Дополнительная общеразвивающая программа "Юные краеведы"
рабочая программа по краеведению (5, 6 класс) по теме

Кучерова Юлия Викторовна

Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности "Юные краеведы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_obrazovanie_yunye_kraevedy.docx187.75 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\программы на сайт\доп общеразв программы Мугун\тит листы доп обр\краеведы 001.jpg

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебный план
  3. Календарный учебный график
  4. Календарно-тематическое планирование
  5. Оценочные материалы
  6. Литература
  7. Материально-техническое оснащение

.

                                              1. Пояснительная записка

      Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности «Юные краеведы».В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени. (273-ФЗ, ст.75, п.1)

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на патриотическое воспитание в школе, что представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Сегодня перед обществом поставлены первоочередные задачи – формирование у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях. Патриотическая деятельность выделена в документах Российской Федерации как приоритетная в организации вне учебной  деятельности школьников.

 Что же такое патриотизм сегодня?Обратимся к словарям. Толковый словарь Ожегова, этический, философский, политический, иностранных слов трактуют патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность к его защите. Кроме того, подчеркивается, что это чувство глубокое, древнее. Слова род, родина, родимый, родник – одного корня, связанные понятиями жизни, несущие светлое, доброе начало. Другое ключевое сочетание – малая родина. Именно с ней многие связывают  свои самые трепетные, сокровенные чувства: родительский дом – «начало начал», родная улица, школа, городок – родные места, где тебя знают, любят, ценят, откуда начались первые шаги во взрослую жизнь.

        Патриот современной России:

-Обладает патриотическим сознанием, привязан корнями к своей малой родине.

-Сохраняет историко-культурное наследие, продолжает традиции предков.

-Обладает гражданской ответственностью.

-Проявляет духовную твердость.

-Отзывается на социальные проблемы окружающих.

-Любит свою малую и большую Родину как наследство, оставленное ему предками.

-Ведет активный образ жизни.

-Проявляет творческое отношение ко всем сторонам общественной жизни.

-Заботится об окружающей природе.

-Осознанно трудится во славу России.

-Обладает волей к достижению общественно значимых целей.

-Позитивно относится к социальной и профессиональной деятельности.

-Критически воспринимает негативные явления в обществе, стремится предупредить или рационально бороться с ними.

-Отстаивает национальные интересы России.

В связи с этим на базе МОУ «Мугунская СОШ»  было  создано объединение «Юные краеведы», в котором учащиеся  приобретают умение  заниматься исследовательской  деятельностью  в области краеведения, а также расширяют свои  знания и умения  по истории родного  края, это побуждает  интерес ребят к истории  Родины, что необходимо   гражданину, патриоту.             

        Цель:создание условий для всестороннего развития личности, гражданина и патриота своей Родины, готового и способного отстаивать ее интересы.

        Задачи:

        Обучающая:

  • получение новых знаний из области содержания каждого раздела программы

        Развивающая:

  • Развитие познавательного интереса, навыков научно-исследовательской деятельности,
  • Развитие коллективизма, навыков общения, работы в команде и других коммуникативных навыков

        Воспитательная:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, гармонично развитой личности, способной принимать правильные и ответственные

Формы организации образовательного процесса: При проведении занятий используются различные формы обучения: групповая и индивидуальная.

  • Игра
  • Беседа, рассказ
  • Встречи со сторожилами села
  • Коллективная творческая деятельность
  • Тестирование

Данная программа разработана на 1 год обучения, 34 часа.Программа разработана учителем истории и обществознания Кучеровой Ю. В..

Планируемые результаты:по результатам освоения программы, учащиеся приобретут знания, умения и навыки:

  • умение самостоятельно работать над проектами;
  • знание истории родного края;
  • владение алгоритмом проектной работы;
  • развитая творческая активность;
  • знание национальных традиций;
  • обладать терпением, аккуратностью, проявлять фантазию;
  • проявлять интерес к изучению культурного наследия России и коренных народов Сибири;
  • владеть навыками ИКТ.

Компетенции приобретенные учащимися по результатам освоения программы:

     У учащихся развивается навыки проектной деятельности. Воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности. Формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело. Занятия в творческом объединении «Поиск» в значительной степени способствуют развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывают у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ.

2. Учебный план  на 2016-2017уч год

Программа рассчитана на 1 год

Наименование разделов

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

теория

практика

Знакомство с планом работы краеведческого кружка

1

Техника безопасности на занятиях

1

Сбор материала: экспонатов, исторических документов

1

Экскурсия в школьный музей

1

Работа по обновлению стендов

1

Подготовка выставки к конкурсу «Виртуальных музеев»

1

Оформление презентации «Виртуальный музей»

1

Подготовка к олимпиадам на муниципальном уровне

1

Проведение олимпиад

1

Беседа «Что я хочу узнать о своем селе?»

1

Родная школа. Ее история и традиции

1

Сбор материала об учителях (ветеранах)

1

Село: прошлое, настоящее, перспективы развития

1

1

Отчет «Что узнали о развитии нашего села»

1

Акция «Поздравим ветеранов»

1

«Знаменитые фамилии села»

1

Работа с документами в музее

1

История района

1

Посещение сельской библиотеки

1

Подготовка материала к научно – практической конференции «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

1

Оформление материала к научно – практической конференции «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

1

Акция «Поздравим ветеранов»

1

Подготовка к научно – практической конференции на муниципальном уровне

1

Оформление материала

1

Подготовка, обработка материала «Дети той войны»

1

Экскурсия в музей (обновление стенда)

1

«Чтобы помнили» (о ветеранах войны)

1

1

Подготовка ко «Дню Победы»

1

Акция «Помощь ветерану»

1

Итоговые занятия

2

Проведение мероприятия «Урок Мужества»

ВСЕГО

12

22

3.        Календарный учебный график

Наименование разделов

месяцы

Формы промежуточной аттестации

сен

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

Знакомство с планом работы краеведческого кружка

1

Техника безопасности на занятиях

1

Сбор материала: экспонатов, исторических документов

1

Экскурсия в школьный музей

1

Работа по обновлению стендов

1

Подготовка выставки к конкурсу «Виртуальных музеев»

1

Оформление презентации «Виртуальный музей»

1

Подготовка к олимпиадам на муниципальном уровне

1

Проведение олимпиад

1

Беседа «Что я хочу узнать о своем селе?»

1

Родная школа. Ее история и традиции

1

Сбор материала об учителях (ветеранах)

1

Село: прошлое, настоящее, перспективы развития

2

Отчет «Что узнали о развитии нашего села»

1

Акция «Поздравим ветеранов»

1

«Знаменитые фамилии села»

1

Работа с документами в музее

1

История района

1

Посещение сельской библиотеки

1

Подготовка материала к научно – практической конференции «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

1

Оформление материала к научно – практической конференции «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

1

Акция «Поздравим ветеранов»

1

Подготовка к научно – практической конференции на муниципальном уровне

1

Оформление материала

1

Подготовка, обработка материала «Дети той войны»

1

Экскурсия в музей (обновление стенда)

1

«Чтобы помнили» (о ветеранах войны)

2

Подготовка ко «Дню Победы»

1

Акция «Помощь ветерану»

1

Итоговые занятия

2

Проведение мероприятия

«Урок Мужества»

Всего

4

4

3

4

3

4

4

4

4

4. Календарно-тематическое планирование.

Тема

Дата проведения

план

факт

1

Знакомство с планом работы краеведческого кружка

2

Техника безопасности на занятиях

3

Подготовка к проведению мероприятия «80 лет Иркутской области»

4

Проведение мероприятия

5

Работа по обновлению стендов

6

Экскурсия в музей

7

Проведение школьного этапа олимпиад

8

Подготовка к олимпиадам на муниципальном уровне

9

10

Беседа «Что я хочу узнать о своем селе?»

11

Родная школа. Ее история и традиции

12

Сбор материала об учителях (ветеранах)

13-14

Село: прошлое, настоящее, перспективы развития

15

Отчет «Что узнали о развитии нашего села»

16

Акция «Поздравим ветеранов»

17

«Знаменитые фамилии села»

18

Работа с документами в музее

19

История района

20

Посещение сельской библиотеки

21

Подготовка материала к научно – практической конференции «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

22

Оформление материала к научно – практической конференции «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

23

Акция «Поздравим ветеранов»

24

Подготовка к научно – практической конференции на муниципальном уровне

25

Оформление материала

26

Подготовка, обработка материала «Дети той войны»

27

Экскурсия в музей (обновление стенда)

28-30

«Чтобы помнили» (о ветеранах войны)

31

Подготовка ко «Дню Победы»

32

Акция «Помощь ветерану»

33-34

Итоговые занятия

5. Оценочные материалы

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.

Предполагаемая результативность курса

Предполагаемые результаты обучения.

• Изучение истории  малой Родины;

• Сбор материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны - жителей села;

• Овладениенавыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах;

• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской  и проектной работы;

  • умение систематизировать материал и защищать проекты.

Возможные результаты проектной деятельности состоят в создании и защите проектов в виде презентации, оформлении альбомов, плакатов, разработок экскурсий, тематических мероприятий.

6. Литература

Литература, рекомендованная для педагога

  1. Г.С. Семенов «Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи».

  1. Е.А.Воронова «Воспитать патриота». Ростов н/Д: феникс, 2008 г
  2. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. -  М.: Глобус, 2007. 
  3. Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. 
  4. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005.

7.Материально-техническое оснащение

1.Компьютер

2. Мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гражданско –патриотическое воспитание учащихся через объединение дополнительного образования «Юные краеведы»

Информация о руководителе объединенияКуркина Валентина Васильевна, учитель иностранного языка АМОУ СОШ п. Парфино, высшей квалификационной категории (в новой форме, 2013г.), стаж работы 34 года, руков...

Программа дополнительного образования "Юный краевед" (Экологическое направление)

Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную  важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краевед»

Знакомство с историей родного края, его природой, людьми, традициями, событиями. История развития музейного  дела. Воспитание гражданских чувств обучающихся. Образовательная программа «Крае...

Программа дополнительного образования "Юный краевед"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» Левокумского муниципального района Ставропольского края    «Рассмотр...

дополнительная общеразвивающая программа Юный краевед

Программа по кравеведеию в 5-6 классах...