Проблемы преподавания кубановедения в 9-10-и-11 классах.
статья по краеведению (9 класс) по теме

Непомнящий Василий Сергеевич

Данная статья является обобщением опыта преподавания предмета кубановедения в школе, выявления главных проблем и поиск их решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Проблемы преподавания кубановедения  в 9-10-и-11 классах.

Предмет «Кубановедение», введенный в школьную программу как региональный компонент, вскоре приобрел статус полноправной учебной дисциплины. Причем Краснодарский край чуть ли не единственный регион, где региональный предмет был введен во все классы с 1 по 11. Главная цель данного предмета не только получение конкретных знаний об истории, культуре, географии и биологии Кубани, но и воспитание гражданина, патриота своей малой Родины, что соответственно формирует любовь ко всему Отечеству в целом. Однако процесс  развития предмета проходит достаточно медленно: до сих пор не окончена работа по созданию нового учебника для 11 класса, а для 10 класса он вышел только в прошлом году, хотя  изучение кубановедения является в нашем крае приоритетной задачей. Также дела обстоят и с методическими изданиями для учителей, опять же ориентированными на новые учебники. Но это только организационный вопрос, другая более важная проблема кроется в том, что в старшей школе учащиеся 9,10,11 классов в 90% случаев теряют интерес к данному предмету, мотивируя это большой загруженностью, подготовкой к ЕГЭ и ГИА, и просто тем, что предмет им не интересен как таковой. Эта тенденция наблюдается во многих школах. Возникает риторический вопрос: «Что делать?» В современной школе упор делается на всевозможные мультимедийные средства, компьютеры и т.д., тем самым полагая, что показ отличной презентации является панацеей от всех проблем. Новые технологии это конечно прекрасно, и они отчасти упрощают задачу учителя. Но что делать, если ученик безразличен ко всему, что происходит на уроке, если он открыто заявляет, что этот предмет ему не пригодится в жизни, что в институте такого экзамена не существует  и ему он абсолютно не нужен. Такие высказывания часто исходят не от двоечников, а от хорошистов и отличников. И они считают, что если они хорошо учатся по таким предметам как русскому, математике, химии, физики, то хорошую оценку, по крайней мере «четверку», им все равно поставят, чтобы не портить аттестат и статистику школе. Другой вопрос, что сам по себе предмет на данный момент, надо сказать откровенно, не является эталоном. По своему личному педагогическом опыту сроком в 5 лет в школе, я пришел к выводу, что кубановедение с 5 по 8 класс намного интереснее, познавательнее, ценнее во всех смыслах, чем в старшей школе. Известно, что основой этого предмета является история, причем исторические события, изучаемые на кубановедении, должны перекликаться и идти параллельно с изучение истории России этого же периода, чего не происходит. К тому же многие темы в учебниках настолько сложно раскрыты, что трудно вообще сориентироваться, что является главным, а что второстепенным. Поэтому я убежден, что программа кубановедения в старшей школе требует корректировки, к тому же с учетом новых ФГОС. Необходимо сделать учебный материал доступным для понимания среднестатистического ученика. Авторы учебников часто увлекаются научным языком, что влечет за собой не понимание и потерю интереса со стороны учащихся, и это касается всех модулей, которые входят в предмет. Далее более сложная задача  привлечь внимание старшеклассников к предмету, создать условия при которых они получали бы не только информацию, но понимание того, что знание своего края это признак образованной, культурной и всестороннее развитой личности, что знание истории Кубани  это взгляд в будущее через призму прошлого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД по результатам исследования «Русский язык в классах полиэтнического состава. Проблемы преподавания»

Современная полиэтническая школа — это новый тип обычной российской школы, в которой нерусскоязычные дети обучаются не в отдельных классах, а вместе с русскоязычными, приезжая из Ближнего Зарубе...

Мастер-класс на тему:"Проектная деятельность в преподавании кубановедения"

Цель мастер - класса - познакомить с особенностями организации и проведения проектного занятия по истории Кубани в 11 классе.  В качестве проекта ученикам предлагается «выпустить» номер исто...

«Особенности преподавания кубановедения в казачьих классах».

На современном этапе реформирования российского общества  одним из основных направлений системы образования является духовно-нравственное становление молодежи, формирование гуманистических, социа...

Проблемы преподавания информатики в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей

Главная проблема преподавания информатики в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей является нехватка учебного времени.Сжатое преподавание курса основ информатики не может быть качественн...

Проблемы преподавания биологии в классах коррекционного развития в общеобразовательных школах.

   Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, соц...

Проект "Использование этнокультурных ресурсов региона (исторических, литературных, природных памятников) в преподавании кубановедения "Кинотеатр "Аврора"

Проект "Использование этнокультурных ресурсов региона (исторических, литературных, природных памятников) в преподавании кубановедения "Кинотеатр "Аврора"...

Проблемы преподавания учебной дисциплины «Иностранные языки» в школах, не специализирующихся на преподавании этого предмета.

Совершенно очевидно, что современная школа испытывает множество проблем, в том числе и проблем, связанных с преподаванием иностранного языка. Но если мы хотим достичь желаемого результата, то есть что...