Урок по краеведению "Мы новый мир построим..." (По роману В. Смирнова "Водополь")
план-конспект урока по краеведению (8 класс) по теме

Махалова Тамара Александровна

Данная работа - конспект урока по литературному краеведению в 8 классе. На уроке анализируется отрывок из романа местного писателя В.Смирнова "Водополь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_kraevedeniyu_my_novyy_mir_postroim.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы новый мир построим»,  или    Образ эпохи в романе

В.Смирнова «Водополь».

(Урок проводится в рамках факультатива по историко-литературному краеведению в 7 классе).

Цели урока:

- создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к собственной интерпретации  образа эпохи конца  XIX  начала  XX вв, созданного в отрывке романа В.Смирнова «Водополь»;

- определить место революционных выступлении жителей г. Тейково в истории нашей страны;

- продолжить обучение анализу художественного текста.

Методические приемы:

- комментированное чтение;

- аналитическая беседа;

- дискуссия;

- предварительная исследовательская работа.

Оборудование урока.

- распечатанные отрывки из романа В.Смирнова «Водополь»

-репродукция картины Павла Филонова «Февральская  революция»;

- цветные карандаши;

- оборудование для просмотра отрывка из кинофильма «Мать» режиссера В. Пудовкина.

        

Ход урока.

  1. Слово учителя.

«Мы наш, мы новый мир построим» - эти слова из песни «Интернационал» стали своеобразным символом эпохи, говорить о которой в наше время даже не модно. Но тем не менее это наша история, наше прошлое, изучать которое мы обязаны.

        Мы живем с вами на территории  Ивановской области. Иваново – город Первого совета, один из центров революционного движения в России. Наш город, город Тейково, тоже по праву можно назвать городом – революционером. Здесь, в Тейково, еще в 1918 году начались первые в России рабочее – крестьянские выступления за свободу, независимость, справедливость.

        Об этом хорошо написал местный писатель В.Смирнов в романе «Водополь», отрывок из которого станет предметом нашего анализа. А цель нашего занятия уловить образ эпохи, созданный В.Смирновым, постараться осознать роль нашего города (в основу романа легли события, происходившие некогда на местном хлопчато – бумажном комбинате) в основе революционного движения.

        Но начнем мы с информации о том времени, тех событиях, которые легли в основу романа «Водополь». Предоставим слово «историкам».

  1. Сообщения учеников (сообщения зачитываются, основные события, даты записываются).

Смирнов С. «Россия начала ХХ века. Революционное движение».

Максимова К. «Тейково в годы революции».

  1. Слово учителя.

 Как видим, начало хх века – время непростое в жизни нашей страны. И нам, людям ХХI века, трудно оценить то, что пережили наши прабабушки и прадедушки.

Но каковы ваши впечатления от услышанного! Я попрошу вас передать их через цвет.

  1. Творческий практикум.

Посмотрите на экран, вашему вниманию представлена картина Павла Филонова «Февральская революция», написанная в графике.

        Раскрасьте картину, передавая свои впечатления. (На столе у каждого учащегося лежат иллюстрации картины Павла Филонова «Февральская револьция»).

- Какие цвета вы использовали?

Красный, темно – синий, черный, серый.

- Почему?  

Передают  дух эпохи: борьба, кровь, жажда свободы.

-Как вы объясните «слитность» (по словам художника) образов картины?

                             Не всегда понятно, что происходит; кто враг, а кто друг.

  1. Слово учителя, беседа с классом.

Таким же настроением проникнут и эпизод романа В.Смирнова «Водополь». Сам роман, написанный в 1970 году, тейковским писателем вызвал неоднозначную оценку у критиков. Известный поэт  К. Симонов высоко оценил произведение провинциала – писателя, но были и те, кто упрекал Смирнова в том, что «мало понятна авторская позиция в отношении двух противоборствующих лагерей».

 - Но давайте восстановим фабулу анализируемого отрывка. Определите тему эпизода.

- Найдите в тексте эпизод «Забастовка рабочих на Петрово - городищенской фабрике»  и зачитайте, как автор объясняет причины забастовки?

                              «Увольнение рабочих», «увольнение - означало гибель…»

- Кто герои эпизода? На сколько групп их можно разделить?

Осип Ильич Крашо, рабочие – ткачи, Лева Мокряков.                                                         Герои делятся на 2 – а противоборствующих лагеря:

 Крашо и рабочие.

- Что мы узнаем из отрывка романа об Осире Крашо?

                                       Иностранец, «наполовину англичанин, наполовину            француз», директор фабрики.  Злой, самодовольный,

жадный, презирает рабочих, издевается над ними.

- Как ведут себя рабочие фабрики? Выделите в тексте слова, передающие настроение ткачей.

«никто из ткачей не снял, как обычно, картузов»,

«настала такая тишина…», «мужик глядели

на него с откровенной ненавистью…»,

 «унылая негромкая песня…»,

«кто – то отчаянно взвыл».

- Безысходность, отчаяние толкают людей на необдуманные поступки. Этому пример - действия Левы Мокрякова. Найдите в тексте, выразительно прочитайте сцену осады дома Крашо.

- Какую оценку вы дадите действиям Мокрякова. Что привело его к смерти?

                                                                     Бессмысленная смерть. Его           действия неосторожны, необдуманны.

- Как восприняли убийство Левы восставшие рабочие?

Как сигнал к действию – все рушить,

громить и даже убить Крашо.

В основу романа «Водополь» автор положил частный случай – забастовка на петрово – городищенских фабриках, но просмотрите эпизод из кинофильма «Мать» режиссера В. Пудовкина, созданному по одноименному роману М. Горького «Стачка на заводе».

- Что общего между прочитанным нами в отрывке романа и увиденного в фильме?

                                        Рабочие действуют стихийно, они полны злобы,   отчаяния, жажды справедливости.

- Какой вы видите революционную эпоху в России?

Выпишите из отрывка романа Смирнова слова, которые на ваш взгляд, дали бы характеристику конца ХIХ – начала ХХ столетия.

«Рабочие ввалились…», «заорали», «загикали»,

 «из окон полетели зеркала, стулья, подушки – перины…».

  1. Выводы урока.

 Стихийность, злоба, жестокость с одной стороны, а с другой – отчаяние, жажда справедливости, счастья для себя и своих детей – вот стороны полной противоречий  эпохи, о которой мы говорили сегодня на уроке.

Мы работали над отрывком романа местного писателя, описавшего частный случай – забастовку рабочих в одном из маленьких городков России. Но  такие маленькие стачки переросли в большие и значительные события, потрясшие Россию начала XX века.

Домашняя работа: подобрать материал к слайду мультимедийной презентации по памятнику В.И. Ленина, стоящему в центре города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы наш, мы новый мир построим!

Сценарий и презентация ко дню защитников Отечества....

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить".

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 1

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 2

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 3

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 3

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...

Реальная математика.Применение ЗУН и СД в реальной жизни. Урок "Что нам стоит дом построить". Приложение 4

Как применить умения и знания,полученные на уроках в реальной жизни?...