Программа дополнительного образования "Здесь я родился, здесь живу..."
материал по краеведению по теме
Цель данной программы - формирование у школьников чувства патриотизма через знание и любовь к родному краю и Отечеству, уважения исторических традиций, что является необходимым условием развития социально-активной и нравственной личности. Отличительные особенности программы: сочетание групповых способов обучения и индивидуального подхода в поисковой и исследовательской деятельности; использование ресурсов нижегородских музев и театров для активизации познавательной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdes_ya_rodilsya_zdes_zhivu.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 24
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Здесь я родился, здесь живу…»
Составители:
учитель истории высшей категории Янкавцева Ю.А.
заведущая библиотечным центром «Слово» Серова О.Ю.
Нижний Новгород
2008
Пояснительная записка
В современных условиях модернизации образования всё большую актуальность приобретает гражданско-патриотическое воспитание. Родина дается человеку один раз и на всю жизнь, она начинается с малого: любви к родителям, к прошлому родного края, народа и страны. Нельзя допустить потерю уважения к истории России. Не зная прошлого – нельзя постичь настоящее.
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Для успешной реализации этой задачи в школе необходимо повысить уровень и результативность организации внеурочных занятий по истории и краеведению с созданием социально-значимых проектов.
Большую роль в процессе формирования гражданской компетенции играет использование ресурсов нижегородских краеведческих музеев, что расширяет образовательное пространство и способствует вовлечению учащихся в активную познавательную деятельность.
Цель данной программы – формирование у школьников чувства патриотизма через знания и любовь к родному краю и Отечеству, идеалов духовности, уважения к историческим традициям, что является необходимым условием развития социально-активной и нравственной личности.
Программа включает в себя следующие задачи:
- Приобщать школьников к истокам и основам родной культуры через активную экскурсионную деятельность;
- Способствовать формированию исторической памяти, знакомить учащихся с культурой других народов;
- Выявлять и развивать навыки учебно-познавательной и поисковой деятельности, способностей и интересов учащихся.
Отличительные особенности программы:
- Сочетание групповых способов обучения и индивидуального подхода в поисковой и исследовательской деятельности
- Использование ресурсов нижегородских музеев и театров для активизации познавательной деятельности учащихся
Данная программа рассчитана на учебный год, возраст учащихся - с 1 по 11 класс. В рамках программы учащиеся посещают музеи и театры города Нижнего Новгорода, заполняют маршрутные листы экскурсий, пишут отзывы, создают мультимедийные презентации.
В процессе занятий с детьми с 1-4 и 5-8 класс используются такие методы обучения как наглядность, эвристические беседы, игры, творческие задания с элементами исследовательской деятельности.
В процессе занятий с детьми 9-11 классов используются такие методы обучения как частично-поисковый, исследовательский, конференции, проекты.
Школьник, включённый в продуктивную социально и личностно-значимую деятельность, развивается и совершенствует себя как личность, а совместная деятельность учащихся и педагогов создаёт реальные условия для воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития школьников.
Тематическое планирование занятий и экскурсий
по программе «Здесь я родился, здесь живу…»
на 2010-2011 учебный год
сентябрь
1 неделя: виртуальная экскурсия «Из глубины веков» в школьном музее «Нижегородская старина» 5 - 6 классы (6 часов)
2 неделя: занятия по археологии 5 - 6 классы (6 часов);
подготовка к Рождественским чтениям – занятия в школьной библиотеке (3 часа) 10 класс; виртуальная экскурсия по городскому кольцу (4 класс) (3 часа)
3 неделя: экскурсия в музей ННГУ им. Лобачевского (8 классы) (4 ч.); занятия по написанию исследовательских работ. Тема исследования: как её выбрать? 10 класс (2 ч.); подготовка презентаций «Театральный Нижний» 6 класс (3 часа); экскурсия в Благовещенский монастырь 10 класс (3 часа)
4 неделя: экскурсия в художественный музей «Как смотреть картину» 2 кл. (4 часа); подготовка к олимпиаде по основам православной культуры (2 часа); подготовка презентаций «Театральный Нижний» 6 класс (3 часа); работа в библиотеке 10-11 классы (3 часа)
5 неделя: экскурсия в кинотеатр «Орлёнок» (6-11 классы) на документальный фильм «Океаны» (3 часа); экскурсия в областную детскую библиотеку 10 класс (3 часа); занятия по написанию исследовательских работ 10-11 классы (3 часа); подготовка проектов «Деревенька моя» 6 классы (3 часа)
Октябрь
2 неделя: экскурсия в планетарий 5 класс (3 часа); экскурсия в художественный музей 2 класс (3 часа); подготовка к Рождественским чтениям – занятия в библиотеке (3 часа); подготовка проектов «Деревенька моя» 6 классы (3 часа)
3 неделя: экскурсия в Ивановскую башню кремля 5 классы (6 часов); подготовка проектов «Моя семья в истории страны» 5 классы (3 часа); подготовка проектов «Деревенька моя» 6 классы (3 часа)
4 неделя: экскурсия в троллейбусное депо 4 классы (6 часов); подготовка проектов «Моя семья в истории страны» 5 классы (3 часа); посещение театра Комедии, просмотр спектакля «Простая история» 9 классы (3 часа)
5 неделя: экскурсия в нижегородский кремль 6 классы (9 часов); подготовка к Рождественским чтениям – посещение библиотеки Духовной семинарии 10-11 классы (3 часа)
Ноябрь
1 неделя: экскурсия в художественный музей 5 классы (6 часов); экскурсия в музей завода Гидромаша 9 классы (6 часов)
2 неделя: экскурсия в планетарий «Солнечная система» (6 часов); экскурсия в музей милиции 4 классы (6 часов)
3 неделя: экскурсия на улицу Большую Покровскую «Городская скульптура» 3 классы (6 часов); экскурсия в службу занятости Советского района 5 классы (6 часов)
4 неделя: подготовка к Рождественским чтениям 10-11 классы (4 часа); экскурсия в музей Януша Корчака (интернат № 4) 7 классы (8 часов)
Декабрь
1 неделя: Экскурсия «Литературный Нижний Новгород» 9 классы (6 часов); посещение театра Драмы и спектакля «Отцы и дети» 10 класс (3 часа); подготовка к Рождественским чтениям 10-11 классы (3 часа)
2 неделя: экскурсия в музей книги Областной универсальной библиотеки 6 классы (9 часов); занятия по написанию исследовательских работ 10-11 классы (3 часа);
3 неделя: экскурсия в художественный музей 5 классы (6 часов); экскурсия на площадь М. Горького 4 классы (6 часов)
4 неделя: Посещение музея-квартиры М.Горького 11 классы (6 часов); экскурсия в геологический музей «Горные породы, полезные ископаемые» 3 классы (6 часов)
Январь
3 неделя: виртуальная экскурсия по улице Большой Покровской и Театральной площади 2 классы (3 часа); экскурсия в художественный музей 6 классы (9 часов)
4 неделя: экскурсия в музей юнг 3 классы (6 часов); подготовка к конкурсу «Выдающиеся нижегородцы – истории их открытий, изобретений и инноваций» в 10 классе (3 часа); занятия по написанию очерков 7 и 10 класс (3 часа)
5 неделя: виртуальная экскурсия по площадям Нижнего Новгорода (площадь М.Горького, площадь Советская) 4 классы (2 часа); экскурсия в Нижегородский острог 7 классы (6 часов); занятия по написанию исследовательских работ 10-11 классы (4 часа);
Февраль
1 неделя: подготовка к конкурсу «Выдающиеся нижегородцы – истории их открытий, изобретений и инноваций» в 7 и 10 классе (6 часа); занятия по написанию очерков 7 и 10 класс (3 часа); работа в школьной библиотеке 7 и 10 классы (3 часа)
2 неделя: экскурсия в художественный музей 7 классы (6 часов); подготовка к конкурсу «Выдающиеся нижегородцы – истории их открытий, изобретений и инноваций» в 7 и 10 классе (3 часа); занятия по написанию очерков 7 и 10 класс (3 часа)
3 неделя: просмотр мультсериала «Хотим всё знать» 2 классы (2 часа); посещение ТЮЗ «Сказки Пушкина» 3 классы (6 часов); занятия по написанию исследовательских работ 10 класс (4 часа)
4 неделя: посещение музея патологической анатомии 10 класс (3 часа); подготовка к конкурсу «Выдающиеся нижегородцы – истории их открытий, изобретений и инноваций» в 7 и 10 классе (6 часов); занятия по написанию очерков 7 и 10 класс (3 часа)
Март
1 неделя: экскурсия в зоологический музей ННГУ им. Лобачевского «Разнообразие животных» 3 классы (6 часов); экскурсия в музей патологической анатомии 8 классы (6 часов)
2 неделя: экскурсия в минералогический музей «Волга геология» 5 классы (6 часов); экскурсия в музей Водной Академии «Механик Иван Кулибин» 6 класс (3 часа); занятия по написанию очерков 7 и 10 класс (3 часа)
3 неделя: экскурсия в музей Водной Академии «Механик Иван Кулибин» 6 классы (9 часов); занятия по написанию очерков 7 и 10 класс (3 часа)
4 неделя: экскурсия в домик Каширина 7 классы (6 часов); экскурсия в музей патологической анатомии 8 классы (3 часа); ); занятия по написанию исследовательских работ 10-11 классы (3 часа)
Апрель
1 неделя: экскурсия в музей А.Д. Сахарова 10 класс (4 часа); экскурсия на выставку военной техники в нижегородском кремле 1 классы (6 часов); занятия по написанию очерков 7 и 10 класс (2 часа)
2 неделя: экскурсия в музей Института химии 8 классы (9 часов); экскурсия в домик Каширина 2 класс (3 часа)
3 неделя: экскурсия в музей завода «Красное Сормово» 5 классы (8 часов); экскурсия в домик Каширина 2 класс (4 часа)
4 неделя: экскурсия в музей Водной академии «Речной флот в годы войны» 7 классы (6 часов); экскурсии в музей ГАЗа 6 классы (6 часов)
Май
1 неделя: посещение швейного предприятия «Весна» ул. Горького 1 классы (6 часов); подведение итогов проектной деятельности в 5 классах (3 часа); подготовка сообщений о выдающихся земляках 5 классы (3 часа)
2 неделя: подготовка проектов «Знаменитые земляки» в 6 классах (9 часов); виртуальная экскурсия «Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай Кутепов» в 7 классах (3 часа)
3 неделя: посещение метеостанции 6 классы (9 часов); подведение итогов проектной деятельности в 6 классах (3 часа)
4 неделя: посещение музея истории художественных промыслов Нижегородской области 2 классы (6 часов); посещение экскурсии «Жизнь животных» в зоопарке «Лимпопо» 1 классы (6 часов)
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ – 12 ЧАСОВ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В УЧЕБНОМ ГОДУ – 432 ЧАСА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Я здесь живу" 8 класс
Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического планирования.Знания по курсу «Я здесь живу» обогащают научный кругозор учащихся, позволяют им углублять...
Презентация "Я здесь живу, и край мне этот дорог.История развития поселка Первомайский"
В презентации представлены ркзультаты совместной поисковой дечтельности учителя истории, библиотекаря и учащихся по истории поселка в котором мы живем....
«Здесь я родился, здесь я живу» методическая разработка интегрированного занятия
Модель интеграции занятия «Здесь я родился, здесь я живу» построена на основе изучения культурного наследия родного края. Занятие состоит из двух частей: первая - проводится в ...
Здесь я родился, здесь я живу
Методическая разработка интегрированного мероприятия...
Проект "Я ЗДЕСЬ ЖИВУ!"
Одна из ярких примет современного образования – возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодого поколения. Региональное своеобразие образовательной ср...
Проект "Я здесь живу!"
Одна из ярких примет современного образования – возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодого поколения. Региональное с...
беседа "Я здесь живу, я здесь родился!"
Беседа направлена на нравственно-патриотическое воспитание в условиях. школьного образовательного учреждения и ориентирована на ознакомление с общими сведениями о семье, о нашей стране, культурным и п...